ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
01.05.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись» рассчитана на учащихся 8-12 лет. Срок реализации программы: 1 год (72 часа). Программа даёт учащимся возможность ощутить радость созидания, прикоснуться к истокам русской культуры. Работа над росписью – это художественно-творческая деятельность и вполне отвечает задачам художественного воспитания школьников.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись» рассчитана на учащихся 8-12 лет. Срок реализации программы: 1 год (72 часа).
РОСПИСЬ 72 ч Лобанова - 2017 -2018.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ» РАССМОТРЕНО на методическом совете протокол  № ______ от_______2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ЦДОД «МАН  г. Севастополя» ___________ А.Л. Сонин «____»________2017 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись» (возраст детей 8 – 12 лет, срок реализации 1 год) Автор­составитель:  Лобанова Татьяна Константиновна, педагог дополнительного образования  Севастополь 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческого мышления, способствующего   формированию   разносторонне­развитой   личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.  Роспись – один из старинных видов декоративно­прикладного искусства. Она  интересна и доступна учащимся разного возраста. Традиционная роспись представляет собой одно из наиболее характерных   Народное проявлений   народного   декоративно­прикладного   искусства. искусство   несет   мощный   импульс   добра   и   осмысления   бытия   каждым,   кто соприкасается с ним и как зритель, и как создатель. Для создания необходимых условий формирования творческой личности, реализации ее природных способностей и разработана эта программа. Народное   искусство   –   огромный   мир   духовного   опыта   народа, историческая   основа,   на   которой   развивается   и   духовная,   и   материальная культуры   нации.   Приобщение   детей   и   подростков   к   обучению   народным ремёслам, в частности, росписи по дереву – предполагает решение проблемы культурной   преемственности,   профессиональной   ориентации,   эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства. Ремесло   художественной   росписи,   как   любой   вид   художественной деятельности,     подчиняется     общим     законам     декоративно­прикладного искусства,   но   также   имеет   и   свои   специфические   свойства,   требующие специального  изучения.  Настоящая   программа   представляет   дополнительный   образовательный курс  художественной   направленности,   является  модифицированной (Павлючкова Лилия Сергеевна – педагог ДО МКОУ «Ульяновская СОШ»), с общекультурным уровнем освоения.  2 Актуальность   образовательной программы обусловлена общественной потребностью   в   духовно   богатых   и   гармонично   развитых   людях,   способных творчески   мыслить,   чувствовать   и   создавать   прекрасное.   Преобразующая деятельность   прикладного   искусства   весьма   широка,   ибо   охватывает разнообразные   предметы   быта   и   материалы.   Изучение   декоративно­ прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество. Охватить все необъятное море народного искусства невозможно, поэтому при его изучении в данной образовательной программе внимание акцентируется на народном промысле урало­сибирской росписи. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства,   занимаясь   им,   знали   о   происхождении   народных   промыслов,   об истории их развития. Занятия декоративно­прикладным творчеством, изучение особенности техники письма мастеров художественной росписи открывают для многих   учащихся   новые   пути   в   жизни,   обогащают   их   внутренний   мир, позволяют   с   пользой  провести   свободное   время   и   научиться   использовать полученные навыки в оформительской работе. Педагогическая   целесообразность.  В   условиях   современной     жизни главное,   это   пробудить   в   ребёнке   стремление     к   поиску,   исследованию, экспериментированию. Дать необходимые знания и привить умение для создания собственных   неповторимых   работ,   развить   необходимые   навыки   и   помочь освоить   техническую   сторону   мастерства   росписи.   Научить,   как   применять полученные знания на практике. Программа   даёт   учащимся   возможность   ощутить   радость   созидания, прикоснуться   к   истокам   русской   культуры.   Работа   над   росписью   –   это художественно­творческая   деятельность   и   вполне   отвечает   задачам художественного воспитания школьников. Этот вид деятельности развивает мелкую моторику рук, что значительно помогает детям на занятиях в школе, способствует формированию умственных 3 способностей детей, определению художественно­эстетического вкуса, умению наблюдать,  выделять   главное.   Занятие   росписью   развивает   индивидуальность, интуицию, воспитывает усидчивость, аккуратность.  Новизна и целесообразность программы.   Чтобы мир, в котором нам предстоит жить в наступившем столетии, не стал   менее   ярким,   в   меньшей   степени   окрашенным   местным   колоритом, каждому   человеку,   особенно   ребенку,   необходимо   почувствовать   свою причастность к истории своей страны, к народной культуре.   Символ и образ народа   воплощают   в   себе   сделанные   по   канонам   традиционной   технологии изделия народных художественных промыслов. В них отражена наша история, веками  накопленный  опыт. Но  это  не только прошлое,  это наше  будущее  и настоящее, так как изделия народных промыслов  – часть общенациональной культуры, воплощающей в себе и древние традиции, и современность. Понимание того огромного значения, которое придается на сегодняшний день  проблеме   возрождения   культурных  традиций  нашей  Родины, привело  к созданию образовательной программы  «Художественная роспись». В   программу   заложен     принцип   постоянного   обновления   и   развития, который   отвечает   за   развитие   творчества   у   подрастающего   поколения   для успешной деятельности в динамично меняющемся  мире. Целью  данной   программы   является   формирование   компетентностей учащихся   в   процессе   изучения   отечественной   народно­художественной культуры.  Основные задачи лежат в формировании следующих компетентностей: ­   познавательной:  усвоение основных понятий цветоведения, народно­ художественного творчества; формирование интереса к народному искусству и истории своего народа; ­  практической:  постепенное   овладение   кистевой   росписью,   умением пользоваться смешением красок и цветов, использования   цветового   круга в практической   работе,   умением   различать   виды   народно­художественного 4 творчества,   строить   композиции   и   сюжеты   росписи,   знанием   способов   и приемов самостоятельной работы над  художественной композицией. ­ творческой: приобретение опыта собственной творческой деятельности, развития   творческих   способностей,   образного   и   логического   мышления, внимания,   фантазии,   способности   самостоятельно   находить   темы   для реализации   собственного   оригинального   творческого   потенциала, формирование   потребности   в   творческой   самореализации   и   духовного самоусовершенствования; ­  социальной:  воспитание   интереса   к   искусству,   развитие   общей культуры, моральных качеств, гражданской позиции, воспитания уважения к творческому   процессу,   реализация   творческих   способностей,   формирование   таких   как позитивных   качеств   эмоционально­волевой   сферы, самостоятельность, трудолюбие, отзывчивость и товарищество.   особенностью    данной Отличительной дополнительной образовательной   программы   от   уже   существующих   образовательных программ  является   то,   что   она   даёт   возможность   каждому   учащемуся попробовать   свои   силы   в   художественной   росписи,   изучить   различные материалы  и  инструменты,  применяемые  в художественной росписи, выбрать приоритетное направление творческих работ и максимально реализовать себя в нём.  В   программе   уделяется   внимание   изучению   основ   цветоведения,   что важно   для   самостоятельной   творческой   работы   учащихся.  Задача   изучения цветоведения – развитие художественного видения, мышления, умение выразить цветом идейный замысел композиции, грамотно использовать цвета в искусстве. Возраст учащихся: 8­12 лет. В этом возрасте дети начинают осознавать значение   производительного   труда,   труда   по   самообслуживанию,   помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. На основе включения детей в учение и трудовую деятельность у них 5 формируется   осознание   своих   общественных   обязанностей,   складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни. Срок реализации программы: 1 год (72 часа). Наполняемость учебной группы: 12­15 человек.  Формы и режим занятий Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение и т.д.); - наглядный   (показ   мультимедийных   материалов,   иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др., тренировочные упражнения, самостоятельная робота); Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно­иллюстративный   –   дети   воспринимают   и   усваивают готовую информацию; - репродуктивный   –учащиеся   воспроизводят   полученные   знания   и освоенные способы деятельности; - частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы,   в   основе   которых   лежит   форма   организации деятельности учащихся на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально­фронтальный   –   чередование   индивидуальных   и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный   –   индивидуальное   выполнение   заданий,   решение проблем. 6 Формы   проведения   занятий:  теоретические,   практические, комбинированные. Формы   обучения:   беседа,   выставка,   викторина,   занятие­игра,   защита проектов и т.д. Типы   занятий:  занятия   усвоения,   закрепления,   обобщения   знаний, умений и навыков. Режим проведения занятий. С   учащимися   рекомендуется   заниматься   1   раз   в   неделю   по   2 академических часа, в режиме 45 мин занятие, 15 мин организованный перерыв.  Условия   набора   учащихся.    Специальный   отбор   детей   в   творческое объединение не проводится (принимаются все желающие). Ожидаемые  результаты:  По окончании учащиеся будут знать:  - основы композиции и цветового решения урало­сибирской росписи; - приемы кистевого письма; - технику выполнения переходного мазка; - о цветовых предпочтениях мастеров урало­сибирской росписи; - сюжеты, присущие урало­сибирской росписи; - приемы работы с инструментами для росписи и деревообработки; будут уметь: - составлять и переносить композицию на работу; - планировать свою работу; - следовать устным инструкциям;  - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую   моторику   рук   и   глазомер;   художественный   вкус,   творческие способности и фантазию; - овладеют навыками культуры труда; 7 - улучшат   свои   коммуникативные   способности   и   приобретут   навыки работы в коллективе, - получат знания о месте и роли декоративно ­ прикладного искусства в жизни человека; - узнают историю и традиции   русских народных промыслов. 8 У учащихся будут сформированы следующие компетентности: ­   познавательная:  усвоены основные понятия цветоведения, народно­ художественного творчества; сформирован интерес к народному искусству и истории своего народа; ­  практическая: освоены кистевая роспись, приемы смешивания красок, приемы   выполнения   переходного   мазка,   использование     цветового     круга   в практической   работе,   умение   различать   виды   народно­художественного творчества,   строить   композиции   и   сюжеты   по   мотивам   урало­сибирской росписи;   способы   и   приемы   самостоятельной   работы   над     художественной композицией. ­  творческая:  приобретен опыт  собственной  творческой  деятельности, развиты   образное   и   логическое   мышление,   внимание,   фантазия,   способность самостоятельно   находить   темы   для   реализации   собственного   оригинального   сформированы   потребности   в   творческой творческого   потенциала, самореализации и духовном самоусовершенствовании; ­  социальная:  развит интерес к искусству, общая культура, моральные качества,   гражданская   позиция,   привито   уважение   к   творческому   процессу, реализуются   творческие   способности,   сформированы   позитивные   качества эмоционально­волевой   сферы,   такие   как   самостоятельность,   трудолюбие, отзывчивость и товарищество. Методы изучения развития учащихся: - педагогическое   наблюдение   за   особенностью   развития   личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении; - беседы,   позволяющие   получить   информацию   социологическую, психологическую, ситуационную;  ­   анализ   результатов   деятельности   в   объединении   обычно   делается   в конце   года   по   итогам   участия   каждого   учащегося   в   выставках   и   других мероприятиях. 9 Программа   предполагает   возможность   вариативности   содержания.   В зависимости от особенностей динамики творческого развития учащихся педагог может   вносить   изменения   в   содержание   занятий,   дополнять   практические задания новыми изделиями.  Способы   проверки   результатов   обучения   и   формы   подведения итогов. На   занятиях   целесообразно   применять   поурочный,   тематический   и итоговый   контроль.   Уровень   освоения   материала   выявляется   в   беседах,   в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию, авторской творческой работе   по   самостоятельно   изготовленному   эскизу.   Важными   показателями успешности   освоения   программы   являются:   развитие   интереса   детей   к народному искусству, их участие в выставках, конкурсах и соревнованиях. Форма   организации   занятий   объединения   предполагает   оценку результативности творческой деятельности ребенка по следующим критериям:  ­  оценка по продукту творческой деятельности (законченная работа), ­  оценка по качеству приобретенных умений и навыков, ­ фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос, викторина, игра). Также   формой   проверки   являются   выставки,   участие   в   различных конкурсах. 10 3. 4. 5. 6. 7. 8.   приемы   урало­сибирской Раздел 1.  Народно­художественные промыслы Раздел 2.  Основы цветоведения Раздел 3.  Орнамент как простейшая композиция Раздел 4.  Азбука народной росписи. Раздел 5.  История урало­сибирской росписи Раздел 6.   Основные росписи 6.1. Основные особенности  и приемы росписи  6.2.   образцов   росписи (копирование) 6.3. композиций 6.4. Выполнение росписи миниатюры 6.5. Выполнение росписи тарелки 6.6. Выполнение росписи доски 6.7. Выполнение росписи комплекта досок Раздел 7.  Творческая работа 7.1. Создание эскиза 7.2. Выполнение творческой работы    Выполнение   образцов   сложных   Выполнение 9. Организация   и   проведение   защиты творческих работ.  ИТОГО: УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Тема Количество часов всего теория практика № п/п 1. Вводное занятие 2. 2 2 4 4 6 2 1 2 2 2 2 1 1 ­ 2 2 4 1 38 10 28 4 4 6 4 4 6 10 12 2 10 2 72 2 2 2 1 1 2 2 4 1 2 1 2 2 4 3 3 4 8 8 1 8 1 25 47 11 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие (2 часа)  Теоретическая   часть:  Ознакомление   учащихся   с   содержанием предстоящей   работы   в   объединении.   Проведение   инструктажа   по   правилам поведения,  правилам   техники   пожарной   безопасности,    правилам   дорожного движения,    правилам   техники   безопасности,  правилам   организации   рабочего места.  Практическая   часть: Знакомство   с   детьми   в   игровой   форме. Диагностики творческого развития. Раздел 1. Народно­художественные промыслы (2 часа) Теоретическая   часть:  Понятие   народно­художественных   промыслов. Условия возникновения промыслов.  Знакомство с народными традициями,  их ролью в оформлении предметов убранства дома. Раздел 2. Основы цветоведения(4 часа) Теоретическая часть: Основные цвета, ахроматические и хроматические цвета,   дополнительные   и   родственные   цвета,   тёплыё   и   холодные   цвета, механическое,   оптическое,   пространственное   смешение   красок,   правила смешения красок. Локальный цвет. Цвето­тоновая растяжка. Практическая   часть: выполнение   задания   на   смешение   красок механическое (закрашивание листьев основными и полученными механическим   проведения   опыта   по смешением   красками)   и   пространственное; пространственному   смешению   красок;   выполнение   задания   «Домики   для тёплых и холодных красок»; выполнение задания «Цвето­тоновая растяжка». Раздел 3. Орнамент как простейшая композиция (4 часа) Теоретическая   часть:  Основные   понятия;   виды   орнамента (геометрический,   растительный,   зооморфный,   символический,   астральный, каллиграфический,   пейзажный,   предметный,   фантастический);   основные 12 орнаментальные   элементы;   основные   композиционные   схемы   построения геометрического и растительного орнамента в полосе, квадрате, круге, овале. Практическая часть:  Создание орнамента из простых геометрических фигур.   Выполнение   геометрического   и   растительного   орнамента   в   полосе (закладка), квадрате, круге, овале. Раздел 4. Азбука народной росписи (6 часов) Теоретическая   часть:    Основные   элементы   народной   росписи: капелька, травка, листок, цветной замалёвок, дужка, тычок. Практическая   часть:  Постановка   руки   для   росписи.   Изучение выполнения основных элементов росписи.  Использование различных кистей. Раздел 5. История урало­сибирской росписи (2 часа) Теоретическая часть: Основные особенности росписи, приемы. Изучение  разнообразие   орнаментальных   и многообразия   видов   росписи   Урала, декоративных композиций, сложившихся в росписи подносов. Художественное своеобразие многоцветных композиций Практическая   часть:  Изучение   традиций,  особенностей   образования орнамента, технических приемов и цветового решения.  Раздел 6. Основные приемы урало­сибирской росписи (38 часов) 6.1. Основные особенности  и приемы росписи  :    Теоретическая часть: Знакомство с композициями в росписи.  Практическая   часть:  Отработка   навыков   многоцветного   мазка. Закрепление   навыков   работы   в   многоцветном   мазке.  Отработка   приёма мазковой росписи в различных цветовых сочетаниях. 6.2. Выполнение образцов урало­сибирской росписи (копирование). Теоретическая часть:  Знакомство с художественными возможностями росписи, ее разновидностями.  Практическая часть: выполнить образец росписи с простым рисунком. 6.3. Выполнение образцов сложных композиций. 13 Теоретическая часть:  Знакомство с художественными возможностями росписи.  Сходство и различие в различных формах и видах росписей Урала. Отработка построения сложных композиций. Практическая часть: Выполнить образец подноса со сложным рисунком на бумаге. Закрепление навыков работы в технике урало­сибирской росписи. 6.4. Выполнение росписи миниатюры. Теоретическая часть: Особенности построения композиции в различных формах основы. Практическая   часть:  Выполнить   разработку   эскиза   и   роспись миниатюры. 6.5. Выполнение росписи тарелки. Теоретическая часть: Особенности построения композиции в круге. Практическая часть: Выполнить разработку эскиза и роспись бумажной тарелки. 6.6.     Выполнение росписи доски. Теоретическая часть:  Отработка навыка создания эскиза композиции. Методы переноса эскиза на основу.  Практическая часть: разработать эскиз росписи доски, перенести его на основу, выполнить роспись. 6.7. Выполнение росписи шкатулки.  Теоретическая часть:  Отработка навыка создания эскиза по объемным формам. Практическая   часть:  Выполнить   эскиз   шкатулки   на   бумаге.  Учесть  передать   точное   цветовое   звучание. ошибки   в   создании   композиции, Закрепление навыков работы в технике многоцветного мазка. Раздел 7. Творческая работа (12 часов) 8.1.   Создание   эскиза   композиции   по   теме   «Декоративный   букет». Теоретическая   часть:  Создание   эскиза   цветочной   композиции   в   технике двухцветного мазка. 14 Практическая   часть:  разработка   эскизов   декоративного   изделия   на досках. Выполнение рисунка в цвете.  8.2. Выполнение проекта доски в технике «Декоративный пейзаж».  Теоретическая часть: Закрепление навыков работы в технике мазковой живописи. Закрепление навыков выполнения элементов пейзажа. Практическая часть: подбор красок по рисунку. Выполнение проекта в технике мазковой росписи. Организация и проведение защиты творческих работ (2 часа) Теоретическая часть: Подведение итогов работы объединения за год. Практическая часть: Защита творческих работ. Награждение учащихся за активную работу в объединении.  15 Методическое обеспечение образовательного процесса № п/п Название раздела (темы) Методическое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введение Раздел 1.  Народно­художественные промыслы Раздел 2.  Основы цветоведения Раздел 3. Орнамент как  простейшая композиция Раздел 4.  Азбука народной росписи Раздел 5.  История урало­сибирской  росписи Раздел 6.  Основные   приемы   урало­ сибирской росписи  Раздел 8.  Творческая работа Организация   и   проведение защиты творческих работ.        материал Карточки   для   диагностики творческого   развития,   карточки для игры на знакомство. о Наглядный художественных промыслах России.   Видеофильм   «Народно­ художественные промыслы России». Стенд   «Цветоведение».   Образцы работ. Наглядный материал. Наглядный   материал.   Образцы работ. Видеофильм. Раздаточный материал   с   элементами   народной росписи. Плакаты с изображением элементов росписи.  Наглядный Видеофильм. материал.         с   материал Раздаточный с элементами   народной   росписи. Плакаты   изображением   элементов росписи. Папка с образцами работ мастеров росписи. Подготовка   выставки   работ учащихся за год. Для   реализации   программы   необходимы   методические   пособия   и наглядный материал: ­ специальная литература; ­ технологические карты; ­ иллюстрации, фотографии; ­ дидактический и наглядный материал; 16 - журналы, книги. Курс   обучения,   включает   в   себя:   теоретическую   часть,   практическую учебную   репродуктивную   работу,   индивидуальную   творческую   поисковую деятельность, коллективное творчество. Программа   предусматривает   последовательное   усложнение   заданий, которые предстоит выполнить учащимся. Важным   этапом   обучения   является   копирование   образцов   народной росписи по дереву, находящихся в музеях, альбомах, периодических журналах и в процессе   просмотра видеоматериалов по изучаемой тематике. Зарисовки, созданные во время копирования, необходимо рассматривать как методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.   В   результате   изучения   предмета   «Художественная   роспись»   учащиеся должны получить профессиональные знания и практические навыки, научиться создавать   собственные   творческие   композиции,   иметь   представление   об искусстве народных художественных промыслов.   17 Материально­техническое обеспечение образовательной программы. Оборудование учебного помещения: 1. Классная доска. 2. 3. Учебные столы с моющейся поверхностью. Стулья для учащихся и педагога. 4. Стол учительский. 5. Шкафы­витрины. 6. Шкафы для хранения учебных материалов. 7. Стенды с наглядным материалом. Умывальник. 8. Технические средства обучения: 1. 2. 3. 4. Компьютер. Сканер. Принтер. Мультимедийный проектор. Магнитофон. 5. Инструменты и приборы: Кисти для росписи: круглые белка, колонок № 1­3, 1. плоские синтетика № 3­5. 2. 3. Кисти для лакирования работ. Линейки. 4. Шило. 5. Ножницы. 6. 7. 8. 9. Палитры. Стеки. Ватные палочки. Емкости для смешивания красок. Емкости для воды. 10. 11. Электролобзик. 18 12. Наждачная бумага. 13. Напильники. 14. Надфили. Материалы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Бумага газетная. Ватман. Копировальная бумага. Калька. Картон. Краски гуашь. Водоэмульсионная краска. Ластик. Лак НЦ. 9. 10. Фанера № 10. 11. Клей ПВА.  Учебный комплект для каждого воспитанника: 1. 2. 3. 4. Альбом для рисования. Карандаши. Ластик. Кисти для росписи: круглые белка, колонок № 1­3, плоские синтетика № 3­5. Набор красок гуашь. 5. 6.   Палитра. 7. Клей ПВА. Заготовки из дерева. 8. Учащимся  рекомендуется иметь фартуки и нарукавники для работы. 19 ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Название раздела Введение Раздел 1.  Народно­ художественные промыслы Раздел 2.  Основы цветоведения Формы и способы выявления результатов Беседа, диагностики творческого развития Беседа Формы и способы фиксации результатов Протокол диагностики творческого развития Беседа, наблюдения, опрос Беседа, Готовые работы Готовые работы Формы и способы предъявления результатив­ности Протокол диагностики творческого развития Тематические выставки Тематические выставки как наблюдения, опрос народной   Раздел 3.  Орнамент простейшая композиция Раздел 4.  Азбука росписи Раздел 5.  История сибирской росписи Раздел 6.  Основные урало­сибирской росписи Раздел 7.  Творческая работа   урало­   приемы и Организация проведение   защиты творческих работ    Готовые работы Тематические выставки Беседа, наблюдения, опрос Беседа, Беседа, наблюдения, опрос Готовые работы, участие в конкурсах Выставки готовых работ, дипломы за участие в конкурсах Беседа, наблюдения, опрос Защита творческих работ Готовые работы, участие в конкурсах Грамоты, дипломы Выставки готовых работ, дипломы за участие в конкурсах Защита творческих работ 20 21 ЛИТЕРАТУРА Перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность 1.   Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации». 2.   Распоряжение   Правительства   РФ   от   29.05.   2015   г.   №   996­р   г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726­р «Концепция развития дополнительного образования детей». 4. Постановление Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2014 г. № 27   «Новые   эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации   режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного образования детей». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06­ 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 6. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11 2015 г. № 09­ 3242   «Методические   рекомендации   по   проектированию   дополнительных общеразвивающих программ». 8. Устав ГБОУ «ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя».  22 Список литературы, использованной  при написании Программы 1.  Алферов   Л.  Технологии   росписи:   Учебный   курс.  –  Ростов­на­Дону: «Феникс», 2000 г. 2. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. – М.: «Гуманитар», 2007 г. 3. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М.: АСТ­ПРЕСС, 1999 г. 4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: «Искусство», 1969 г. 5. Гура Л.П., Гоголь Л.Е. Укрась свой дом. – К.: «Техника», 1990 г. 6. Изобразительное искусство в школе. Под ред. В.В. Колокольникова. М.: «Педагогика», 1975 г. 7. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: «Просвещение», 1984 г. 8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: «Владос», 2005 9. Лыкова И.А. Веселый Городец. М.: ИД Карапуз, 2007 10. Орлова Л.В. Рабочая тетрадь: Городецкая роспись. Учебное издание «Искусство – детям». М.: Мозаика­синтез, 2004 11.   Паранюшкин   Р.В.,   Хандова   Г.Н.   Цветоведение   для   художников: колористика. – Ростов­на­Дону: «Феникс», 2007 г. 12.   Сокольникова   Н.М.   Изобразительное   искусство   и   методика   его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г. 13. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и искусство, 2006 14.   Фокина   Л.В.   Орнамент:   Учебное   пособие.   –   Ростов­на­Дону: «Феникс», 2000 г. 15. Хворостов А.С. Декоративно­прикладное искусство в школе. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1988 г. 16.   Шпикалова   Т.Я.   Народное   искусство   на   уроках   декоративного рисования:   Пособие   для   учителей.   –   2­е   изд.,   доп.   и   перераб.   –   М.: «Просвещение», 1979 г.  23 Интернет­ресурсы: http://psiholog.zo1272.edusite.ru/p116aa1.html http://promisly.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=5MNFciHtAHQ Список литературы, рекомендованной родителям и учащимся 1. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. – М.: «Гуманитар», 2007 г. 2. Величко  Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия.­ М.: АСТ­ПРЕСС, 1999 г. 3. Дорожин Ю.Г. Рабочая тетрадь: Городецкая роспись. Учебное издание «Искусство – детям». М.: Мозаика­синтез, 2009 4. Кузьмина М., Максимова М. Подарки легко и быстро. М.: Эксо, 2008. 5. Лыкова И.А. Веселый Городец. М.: ИД Карапуз, 2007 6. Орлова Л.В. Рабочая тетрадь: Городецкая роспись. Учебное издание «Искусство – детям». М.: Мозаика­синтез, 2004 7.   Полли   Пиндер,   Джейн   Гринвуд,   Дайана   Крейн   Поздравительные открытки своими руками. М.: АСТ­Пресс Книга, 2008 8. Федотов Г.Я. Большая энциклопедия ремёсел. М.: Эксмо, 2009 9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. /Под общ. ред. Е.М.Ивановой. М.: АСТ, 2000 10. Устав ГБОУ «ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя». 24 ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Название мероприятия Дата Беседы, посвященные неделе безопасности Международный   День   учителя:   беседа,   изготовление сувениров Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Беседы, посвященные Дню народного единства Беседы, посвященные неделе энергосбережения Конкурс творческих работ ко Дню матери в России Чаепитие «Новогодние чудеса» Беседа,посвященная Дню защитников Отечества Открытое занятие­праздник, посвященное 8 марта Конкурс на лучшую поделку ветеранам ВОВ Итоговая выставка работ 26­30.09. 17г 05.10.17г Октябрь 17г 10­11.17г 21 – 26.11.17г 25.11.17г 30.12.17г. 21.02. 18г. 07.03.18г. Апрель 18г. Май 18г. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 25 План повышения профессионального уровня педагога № п/п 1. Участие в работе МО отдела и МАН Название мероприятия 2. Участие в педагогических советах МАН 3. Обучение в он­лайн мастер­классах 4. Участие во Всероссийских и Международных заочных  конкурсах  5. Посещение занятий коллег 6. Проведение открытых занятий Дата  В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Декабрь  Май 26 Работа с родителями № 1 2 3 4 5 Организационное собрание План работы занятие­чаепитие Открытое   чудеса» Рождественские посиделки  «Новогодние Беседа:  Семьи как микрофактор социализации Итоговое открытое занятие Дата Сентябрь  Декабрь  Январь  Апрель  Май  Дополнительно   проводятся   индивидуальные   беседы   с   родителями учащихся, в рамках которых решаются рабочие вопросы.  27 Календарно­тематическое планирование 1 полугодие  2017­2018 учебный год № п/п 1. Набор в творческое объединение Тема 2. Набор в творческое объединение 3. Вводное занятие 4. Народно­художественные промыслы 5. Основы   цветоведения.   Значение   цвета   в   жизни людей 6. Механическое,   оптическое, Итого   пространственное 10 2 смешение красок, правила смешения красок 7. Орнамент как простейшая композиция 8. Основные   композиционные   схемы   построения орнамента в полосе 9. Азбука народной росписи. Традиционные элементы росписи Итого 10. Изучение   техники   выполнения   элемента   росписи «тычок», «капелька» 11. Изучение   техники   выполнения   элемента   росписи «листок», «травка» 12. История   урало­сибирской   росписи.   Изготовление открыток ко дню матери Итого 13. Основные особенности и приемы  урало­сибирской росписи 14. Отработка   приёма   мазковой   росписи   в   различных цветовых сочетаниях 15. Знакомство   с   художественными   возможностями росписи, ее разновидностями 16. Выполнение новогодних открыток 17. Новогодний огонек 2 2 2 8 2 2 2 6 2 2 2 2 2 К­во часов Дата 2 2 2 2 2 02.09.2017 09.09.2017 16.09.2017 23.09.2017 30.09.2017 07.10.2017 14.10.2017 21.10.2017 28.10.2017 11.11.2017 18.11.2017 25.11.2017 02.12.2017 09.12.2017 16.12.2017 23.12.2017 30.12.2017 28 Итого 10 34 Календарно­тематическое планирование Итого за полугодие 2 полугодие 2017­2018 уч.год  № п/ п Тема, раздел программы Содержание работы (на каждое занятие) и к о р с   е ы н р а д н е л а К я и н е н л о п с и в о с а ч   о в ­ л о К 1. Копирование элементов образцов росписи  2. Копирование элементов образцов росписи  3. Копирование образцов сложных композиций 4. Копирование образцов сложных композиций 5. Копирование образцов сложных композиций 6. 7. Выполнение росписи миниатюры: составление эскиза Выполнение   росписи   миниатюры:   выбор   цветового решения, роспись Итого Итого 8. 9. Выполнение росписи тарелки: составление эскиза  Выполнение росписи тарелки: выбор цветового решения, роспись 10. Выполнение росписи доски: составление эскиза 11. Выполнение росписи доски: выбор цветового решения,  2 2 2 6 2 2 2 2 8 2 2 2 2 роспись 12. Выполнение росписи доски 2 Итого 10 2 13. Выполнение росписи комплекта досок: выбор формы  досок, коромысла; разработка эскизов 14. Выполнение росписи комплекта досок: разработка  эскизов 15. Выполнение росписи комплекта досок: подготовка  основы под работу, перенос композиций 16. Выполнение росписи комплекта досок 17. Выполнение росписи комплекта досок 18. Выполнение творческой работы Итого 2 2 2 8 2 2 13.01.18 20. 01.18 27. 01.18 3. 02.18 10. 02.18 17. 02.18 24.02.18 03. 03.18 10. 03.18 17. 03.18 24. 03.18 31. 03.18 07.04.18 14. 04.18 21. 04.18 28. 04.18 5.05.18 12.05.18 29 19. Выполнение творческой работы 20 Итоговое занятие 2 2 8 Итого за полугодие 40 Итого 19.05.18 26.05.18 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественная роспись»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018