Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
22.06.2017
Методическая разработка "Изображение фигуры человека" состоит из шести занятий, которые раскрывают необходимую для дальнейшего обучения учащихся тему.Эти уроки помогают воспитанникам справиться с изображением самых разнообразных движений человека при выполнении сюжетных композиций. Материал представленный в разработке раскрывает вопросы изображения фигуры человека в графике, живописи, скульптуре в разные эпохи.Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека
методическая разработка..doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Центр
детского творчества «Приокский».
Методическая разработка серии занятий
в изостудии «Радуга»
по программе «Творчество и его выражение».
(5ый год обучения).
Изображение фигуры человека
Свечкарь Раиса Алексеевна – педагог
дополнительного образования
г. Рязань 2016 год Содержание методической разработки.
1.Аннотация.
2.Введение.
3.Основная часть.
4.Заключение.
5.Список использованных источников.
6.Приложения.
1. Аннотация.
Методическая разработка серии занятий
раскрывает сложную и необходимую для
дальнейшего обучения учащихся в изостудии тему изображения фигуры человека. Творческая
деятельность детей при выполнении сюжетных
множество
затруднений в передаче пропорций фигуры человека в состоянии покоя, а еще сложнее при
композиций встречает
изображении активных движений. Эту проблему позволяют решить ряд средств, приемов,
методов, форм обучения. Шесть занятий представленных в разработке последовательно
раскрывают вопросы изображения человека разных эпох в графике, живописи, скульптуре. В
процессе обучения дети получают подробные сведения о набросках, зарисовках. Данная серия
занятий играет особую роль в активизации познавательного интереса учащихся к изображению
людей разного возраста, позволяет формировать практические навыки в технике изображения
на плоскости и в объеме, знакомит с творчеством великих мастеров и является необходимым
этапом в подготовке детей к изображению тематических композиций. Методическая
разработка по данной теме основана на многолетнем опыте работы с детьми и позволит ее
использование педагогами учреждений дополнительного образования детей при проведении
занятий по изображению фигуры человека.
2. Введение.
Задача современного педагога дополнительного образования заключается в формировании
у воспитанников способности действовать и быть успешным в условиях динамично
2 развивающегося общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения
результативным в соответствии с требованиями жизни.
Серия занятий по изображению фигуры человека имеет место в тематическом
планировании пятого года обучения группы детей в возрасте 11, 12 лет по авторской
программе «Творчество и его выражение». Главной темой в истории изобразительного
искусства является создание образа человека. Выбор именно этой темы заключается в
осознанной необходимости преподнесения материала по выполнению набросков, зарисовок,
лепке фигуры человека в разных динамических выражениях для последующего облегчения
создания детьми творческих композиций из жизни людей разных времен. В настоящее время
эта тема актуальна потому, что студийцы принимают активное участие в конкурсах детского
художественного творчества разного уровня. Тематика большинства конкурсов связана с
изображением людей разных возрастных категорий и индивидуальными особенностями.
Например: «Красота Божьего мира», «Мы – дети планеты Земля», «Мы разные и мы вместе»,
«Подвигу жить в веках», «Буквица» (в раскрытии содержания пословиц и поговорок) и других.
Новизна методической разработки является в том, что на занятиях основой является
компетентностный подход в обучении. Он позволит сформировать компетентности:
ценностносмысловые;
общекультурные;
учебнопознавательные;
информационные;
коммуникативные;
социальнотрудовые;
личностного самосовершенствования.
Компетентностный подход ориентирует на формирование ключевых компетентностей,
которые позволят ребенку успешно адаптироваться в современной жизни.
К проведению занятия привлекаются воспитанники изостудии. Дети заранее
материала,
подборке теоретического или иллюстративного
получают задания по
самостоятельно делают презентации, слайдфильмы. Подобранный материал демонстрируется
на занятиях. Этот метод способствует повышению качества обучения, развитию интереса к
изобразительному искусству и художественной деятельности. Серия занятий является
последовательной цепочкой, следующее звено которой включает задание более сложной
степени и проводится по методике, позволяющей детям легко усвоить материал. К каждому
3 занятию подготовлена содержательная, тематическая презентация. Занятия насыщены
интересными материалами по истории искусства, подготовительными упражнениями,
игровыми моментами. Подготовлены выразительные наглядные пособия. Большая часть
времени на занятиях отводится практической деятельности учащихся.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения серии занятий по
преподнесению учащимся знаний, умений и навыков в изображении фигуры человека.
Для применения методической разработки в практике художественного образования
необходимы следующие условия:
учебный кабинет или мастерская;
современные технические средства обучения;
специальные наглядные пособия: подвижные деревянные фигурки людей, аппликативные
подвижные фигурки, учебные таблицы, раздаточный материал;
различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, уголь, пастель, гуашь,
пластилин;
подбор презентаций и слайд – фильмов.
Необходимым условием в проведении занятий по изображению фигуры человека является
опыт детей в выполнении упражнений по этой тематике.
На первом году обучения дети получают элементарные сведения о пропорциях фигуры
человека, используя квадратный лист бумаги, разрезая его на 3 равные части, из одной
вырезают туловище с головой, из другой руки, из третьей ноги. Такое же задание
выполняется из 3х брусков пластилина. На втором году дети изображают схематичные
фигурки. На третьем – из эллипсов. Четвертый год обучения предусматривает серию занятий,
с усвоением понятий «наброски», «зарисовки». Программа пятого года расширяет и углубляет
знания учащихся по теме изображения фигуры человека, закрепляет навыки работы простыми
карандашами, гуашью, углем, пастелью и позволяет совершенствовать умения по созданию
многофигурных композиций.
Трудность усвоения детьми этой темы заключается в том, что не у всех учащихся сразу
получаются характерные образы людей для изображения сюжета той или иной композиции.
Только путем многократных повторений различных упражнений в набросках и зарисовках,
путем наблюдений, изучения репродукций с работ великих художников, скульпторов
появляются первые победы. Подготовка презентаций учащимися в домашних условиях
4 является очень трудоемким процессом, так как еще не у всех детей есть выход в интернет.
Поэтому консультации по созданию презентаций проходят в школе №60, на базе которой
работает изостудия. Перед тем, как дается задание подготовить слайд фильм или
презентацию, детям даются указания по работе с компьютером или ноутбуком, в целях
сохранения здоровья. Учащимся нужно
должна быть
напоминать, что презентация
интересной, содержательной, но небольшой. Дети, у которых нет доступа к интернету,
занимаются поисковой деятельностью для зрительного восприятия на занятиях, подбором
репродукций с работ известных мастеров. Привлечение воспитанников к участию в проведении
более эффективных уроков является важным моментом в организации учебного процесса
изостудии.
3. Основная часть.
3.1 Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения серии занятий по
преподнесению учащимся знаний, формированию умений и совершенствованию навыков в
изображении фигуры человека.
3.2 Задачи:
продолжить знакомство учащихся с представлениями о красоте фигуры человека в истории
искусства;
содействовать освоению пропорций и основных особенностей фигуры человека при
выполнении набросков и зарисовок;
совершенствовать практические навыки при работе разными художественными материалами;
развивать умения и навыки работы с источниками информации;
развивать творческую и познавательную активность воспитанников;
развивать наблюдательность, образное представление, глазомер;
воспитывать нравственно эстетическое отношение к изобразительному искусству.
формирование компетентностей.
3.3. На изучение темы «Изображение фигуры человека» по программе отводится 7 занятий
по 2 часа. В методической разработке представлено 6 занятий.
Первое занятие на тему «Изображение фигуры человека в искусстве разных эпох»
знакомит учащихся с изображением фигуры человека в искусстве Древнего Египта, Греции,
эпохи Возрождения, современности и представлениями разных народов о красоте человека.
Показывается презентация, где рассматриваются изображения «палеолических венер»,
5 рельефы и росписи Древнего Египта, скульптуры Древней Греции, Рима, работы
Микеланджело, репродукция с картины А.А. Пластова «Весна». Занятие организуется в форме
урокасозерцания. Общение педагога и учащихся строится в диалоговой форме.
На втором занятии, тема которого «Пропорции и строение фигуры человека» дети
получают подробные сведения о пропорциях и строении фигуры человека разного возраста.
Повторяются знания, полученные детьми на предыдущих этапах обучения, закрепляются
умения и навыки по выполнению набросков и зарисовок с помощью различных упражнений,
просматривается презентация «Упражнения по изображению фигуры человека». Практическая
деятельность учащихся заключается в изображении набросков и зарисовок людей в различных
движениях. В конце занятия организуется экспрессвыставка работ студийцев, их обсуждение
и анализ.
Третье занятие на тему «Человек – главная тема в скульптуре».
Рассматриваются произведения великих скульпторов: Микеланджело, М.Клодта,
И.Мартоса, В. Мухиной, которые выражают свое понимание красоты фигуры человека через
объем. Обращается внимание на пропорции, характер форм, движения, пластику.
Демонстрируются презентации, выполненные детьми. Практическая деятельность учащихся
заключается в изготовлении проволочного каркаса для лепки фигуры человека в движении из
пластилина и самого процесса лепки.
На четвертом занятии, тема которого «Красота фигуры человека в движении», дети
уточняют пропорции фигур, занимаются наращиванием объема
и завершают работу.
Обращается внимание на выразительность движений, передачу настроения человека.
Законченные работы выставляются и анализируются учащимися.
Пятое занятие на тему «Изображение фигуры человека в графике». Рассматриваются
наброски и зарисовки людей в графике, выполненные великими художниками. Учащиеся
выполняют зарисовки с вылепленных фигур и наброски с раздаточного материала.
Просматриваются презентации, подготовленные студийцами на темы «Наброски» и
«Зарисовки». Особое внимание обращается изображению зарисовок с натуры. В конце занятия
проводится анализ детских работ.
Шестое занятие на тему «Изображение фигуры человека в живописи» знакомит учащихся с
особенностями рисования фигуры человека с натуры в живописи. В представленных
учащимися презентациях рассматриваются произведения В.И.Сурикова, И.Е.Репина.
6 Выполняются живописные этюды фигур учащихся с натуры. Итог занятия подводится в виде
выставки.
3.4. Данная серия занятий на эту тему играет большую роль в активизации познавательного
интереса учащихся к изображению фигуры человека, формирует практические навыки в
технике изображения на плоскости и в объеме, знакомит детей с творчеством известных
художников и скульпторов. Деятельность учащихся на занятиях является необходимым
этапом в подготовке к выполнению сюжетных композиций. Материал этих занятий опирается
на знания, умения и навыки, полученные детьми на предыдущих этапах обучения. Особое
внимание уделяется формированию ключевых компетентностей учащихся: умений
ориентироваться в источниках информации, понимать необходимость той или иной
информации для успеха деятельности, планировать этапы своей деятельности, применять
знания в жизненных ситуациях. Важным является формирования умения организовывать свое
рабочее место и умения доводить начатое дело до конца и добиваться положительных
результатов.
3.5. В процессе проведения серии занятий на тему «Изображение фигуры человека»
учащиеся должны знать:
об изображении человека в древних культурах Египта, Индии, Ассирии;
об изображении человека в античном искусстве;
о красоте и совершенстве фигуры человека в эпоху Возрождения;
об основных пропорциях фигуры человека и их индивидуальной изменчивости;
об изображении фигуры человека в истории скульптуры;
о наброске, как виде рисунка;
об особенностях и видах набросков;
о главном и второстепенном в изображении фигуры человека;
об образной выразительности фигуры: форме и складках одежды на фигуре;
о деталях и их выразительности при выполнении набросков с фигуры человека;
о зарисовке, ее отличии от наброска.
В процессе практической работы учащиеся должны:
иметь навыки изображения пропорций и движений фигуры человека;
пользоваться различными художественными материалами в графике, живописи, при лепке на
доступном возрасту уровне;
видеть конструктивное строение фигуры человека и основные пропорции;
7 выполнять зарисовки различных схем, движений человека с таблиц, раздаточного материала и
с натуры;
изображать человека в активном движении в объеме из пластилина на основе проволочного
каркаса;
выполнять зарисовки в сильно выраженных движениях с деревянных фигурок под названием
«Гестальта», с аппликативных подвижных фигурок и с натуры.
3.6. Для достижения целей и эффективного решения поставленных задач на занятиях
применяются различные методы.
Объяснительно – иллюстративный включает в себя различные формы: сообщение,
информацию, демонстрацию наглядного материала, использование технических средств, ИКТ.
Это позволяет доходчиво преподнести информацию, которую дети осмысливают для
дальнейшего применения.
Усвоив определенные знания, учащиеся применяют их в своей практической деятельности.
Здесь необходимо использовать
различные подготовительные упражнения, зарисовки,
наброски, выполняемые в различных техниках и разными художественными материалами. Для
изображения жестов необходимо поймать самую выразительную позу, и сделать это как можно
быстрее, поэтому позирующий не всегда в состоянии сохранить такую позу достаточно долго.
Для этой цели используются деревянные и аппликативные подвижные фигурки. Ряд
упражнений с изображением схематичных фигур людей в различных положениях линиями и
эллипсами, позволяют повторить материал, пройденный ранее и увязать его с задачами,
которые решаются при изображении фигуры человека на данном этапе обучения. Эти
упражнения способствуют приобретению технических навыков в рисовании простым
или студийцы выполняют ее
карандашом. Работа ведется совместно с педагогом
самостоятельно. Используется репродуктивный метод. Творческие задания выполняются
детьми самостоятельно. Педагог дает ненавязчивые советы и рекомендации. Большая и
интересная работа ведется детьми по подготовке иллюстративного материала для создания
сюжетных композиций. Учащиеся находят зарисовки, наброски, репродукции работ великих
мастеров изобразительного искусства из интернета. В этих случаях имеет место проблемно –
поисковый метод и исследовательский.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовали с
глубокой древности. Применение игровых моментов на занятиях по изображению человека
позволяет ненавязчиво, непринужденно решить поставленные задачи, достичь определенной
8 цели и достичь положительного эффекта. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» писал известный педагог В.А.
Сухомлинский. При работе над изображением фигуры человека
игровые моменты
способствуют отработке практических умений и навыков. Главной задачей занятий в
изостудии является раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, предоставить ему
возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Поэтому метод проекта
рассматривается как наиболее актуальным в системе проведения занятий. Так как именно
метод творческих проектов дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный
творческий потенциал детей, не взирая на их способности. Этот метод используется на каждом
занятии при изучении темы «Изображение фигуры человека». Основой этого метода является
к полученному заданию, умение ориентироваться в
умение творчески подходить
информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе,
критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей. Метод учебного диалога
позволяет детям свободно, грамотно высказывать свои мысли по теме занятия. В конце
каждого занятия, на котором выполняется практическая деятельность, используется анализ
работ студийцев, где дети находят ошибки в своих работах и работах друзей, дают советы.
Метод наблюдений является также необходимым на занятиях по изображению фигуры
человека. Применяемые методы способствуют активизации деятельности, прочному усвоению
знаний, совершенствованию практической работы разными художественными материалами,
обеспечивают позитивную динамику развития ребенка.
Занятия в изостудии проводятся как по традиционным формам, так и нетрадиционным. Уроки
в виде бесед, самостоятельной работы, практической работа, деловой игры, экскурсий,
просмотров работ, комбинированных занятие, подготовок к конкурсам, организаций выставок.
А также: компьютерные занятия, консультации, творческие отчеты, упражнения, творчества и
фантазии, театрализованные и др.
3.7. Типы представленных занятий:
1.Изучение нового учебного материала;
2.Совешенствование знаний, умений и навыков;
3.Изучение нового материала;
4.Совершенствование умений и навыков;
5.Комбинированное занятие;
6.Первоначальное формирование умений и навыков
9 Наряду с основными принципами, которые нацеливают на доступное, последовательное,
систематичное обучение с применением наглядности, занятия строятся по принципам
индивидуального подхода, меняющихся интересов детей, в соответствии с психолого–
физиологическими особенностями учащихся.
3.8. С целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков по теме
«Изображение фигуры человека» проведена контрольная диагностика, по результатам которой
можно сделать выводы, что учащиеся хорошо усвоили данный материал. Дети знают пропорции
фигуры человека, легко справляются с выполнением набросков и зарисовок в разных техниках
и различными художественными материалами. Могут правильно скомпоновать изображение,
справляются с тональным решением, меньше допускают ошибок. После каждого проведенного
занятия учащиеся при выполнении практических заданий замечают изображение более
уверенными линиями, штрихами и тоном. При изготовлении каркаса из проволоки и лепки
фигуры спортсмена студийцы хорошо справились с изображением пропорций фигуры
человека, акцентировали внимание на ярко выраженных движениях, на наращивании из
пластилина мышечной массы. Применение компетентностного подхода к проведению занятий
выявило:
*Проявление у учащихся стойкого интереса к изображению фигуры человека.
*Стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков для использования их в своей
жизни.
*Повышение интереса к участию в выставках, конкурсах детского художественного
творчества.
Все занятия имеют немаловажную цель создания благоприятных условий и
положительного эмоционального настроя на выполнение результативных творческих заданий.
Для этого используются пояснения, советы, напоминания, поощрения. Во время выполнения
практических работ дети испытывают напряжение и усталость. Для сбережения здоровья
воспитанников проводятся динамические минутки на расслабление различных групп мышц
(шеи, плечевого пояса, корпуса). Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость
коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Упражнения для глаз
снимают усталость, предотвращают развитие близорукости. Для этой цели подобран сборник
физических минуток.
4. Заключение.
10 В результате проведенной серии занятий по такой значимой теме «Изображение фигуры
человека», я сделала вывод, что вся деятельность детей приносит им успехи не только в
создании тематических композиций, но и при подготовке к различным конкурсам. Мои
воспитанники на протяжении 5 лет заслуженно получают дипломы победителей и лауреатов в
окружных, городских и региональных конкурсах. Умение изображать человека помогает детям
выполнять задания учителей на уроках изобразительного искусства в школе, оформлять
стенгазеты и праздничные мероприятия. Занятия в изостудии приносят воспитанникам
положительные эмоции, а их успешная деятельность подкрепляет уверенность в собственных
силах, что является актуальным в современной жизни. Изобразительная деятельность это
который позволяет развивать
единственный творческий познавательный процесс,
наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести
особое видение мира и утонченность восприятия. Трудно себе представить личность, не
обладающую этими качествами.
Теоретическое и практическое значение данной темы заключается в том, что на практике
была доказана активизирующая и развивающая функции искусства в творчестве детей.
Выявлено, что важнейшими предпосылками художественного развития учащихся являются
широта и разносторонность их интересов.
Поэтому я считаю, что данная тема очень важна, так как без активизации творческой
деятельности невозможно заинтересовать и настроить ребенка на выполнение дальнейшей
работы над будущими композициями. В практической части я попыталась выявить наиболее
результативные формы, методы и приемы, при использовании которых творческая работа и
графические навыки учащихся будут более успешными.
5.Список источников информации.
1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.Академия художеств СССР, 1963.
2. Бери Хогарт. Динамическая анатомия для художников. М.,АСТ,2004.
3. Бореев Ю.Б. Эстетика, издание3, М., Политиздат, 1981.
4. Костерин Н.П. Учебное рисование, М., Просвещение, 1980.
5. Леняшин В.А. В.А. Серов. Ленинград, Художник РСФСР, 1989.
6.Ломоносова М.Т.Графика и живопись. М., Астрель, 2006.
7.Лорен Жарретт и Лиза Ренард. Рисунок. М., Астрель, 2004.
8.Любимов Л. Искусство западной Европы, М., Просвещение, 1982.
11 9.Паливанова К.И. Проектная деятельность школьников, М., Просвещение 2008.
10.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., Центр Педагогический поиск,
2005. одическая разработка занятия на тему «Изображение фигуры человека в живописи».
11.Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок, М., Просвещение, 1976.
12.Сокольникова Н.М. Основы рисунка, Обнинск, Титул, 1996.
13.Тихонов С.В. Рисунок, Москва, Стройиздат, 1983.
14.Интернет ресурсы.
6. Приложения.
1.Методическая разработка занятия на тему «Изображение фигуры человека в искусстве
разных эпох».
2.Методическая разработка занятия на тему «Пропорции и строение фигуры человека».
3.Методическая разработка занятия на тему «Человек – главная тема в скульптуре.
4.Методическая разработка занятия на тему «Красота фигуры человека в движении».
5.Методическая разработка занятия на тему «Изображение фигуры человека в графике».
6.Методическая разработка занятия на тему «Изображение фигуры человека в живописи».
7.Результаты контрольной диагностики.
12
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Методическая разработка серии занятий "Изображение фигуры человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.