Урок литературы 3 класс 2017 год
Тема. Детство – счастливая пора. А.П. Платонов. Никита (в
сокращении)
1. Актуализация.
Ребята, послушайте песню. Определите ключевое слово.
( Муз. Чичкова, слова М. Пляцковского. Детство это смех и
радость. )
- Какое ключевое слово в тексте? (детство)
- Дайте этому слову характеристику из текста (свет, радость,
смех, мечты, я и ты, дружба, мир, летний вечер, хрустальный звон
зимы, мы, танцы, краски радуг)
Как вы понимаете выражение детство - КРАСКИ радуг?
Учитель. В детстве всё просто, кажется, нет никаких проблем, все
люди добрые и тебя любят.
А какое детство у вас?
МИР -
ВОЙНА
- счастливое
- веселое
- радостное
- беззаботное
Такое детство может быть только когда в стране мир. Подберите
антоним к слову МИР. Это страшное слово ВОЙНА.
Какое вы думаете детство во время войны?
О детстве в годы войны написал произведение А.П.Платонов.
Дома вы читали статью об Андрее Платоновиче Платонове. (слайд -
ПОРТРЕТ)
ИГРА:
- верите ли вы, что А.П. Платонов во время войны работая военным
корреспондентом?
- верите ли вы, что настоящая фамилия Платонова Климентов? ДА
- верите ли вы, что он очень любил свою маму?
- верите ли вы, что он родился 1 сентября?
- верите ли вы, что в семье писателя было 11 детей?
- верите ли вы, что он первые стихи написал в 12 лет?
Сегодня мы познакомимся с его произведением Никита.
О ком текст?
Как вы думаете, сколько ему лет? Кстати, у нас в классе два Никиты. А вы, мальчики, знаете, что
означает ваше имя ?
«НИКА – богиня победы», а Никита – победитель. ( Слайд -
Ника)
Что же мы хотим узнать из произведения про Никиту?
ЦЕЛЬ. Узнать какое было детство у Никиты.
Мы с вами знаем, что писатель чаще всего пишет о том, что видел,
чувствовал, переживал сам. Он был в годы войны военным
корреспондентом. Учитывая, что знаем о писателе, мы можем
предположить, что детство было у Никиты было какое?
(безрадостное, скучное, тяжёлое или радостное и счастливое как
и у вас?) - (на доску написать слова, которые говорят дети)
2. Прослушивание начала текста в записи. Читает Полина
Куценко до слов «Я тут»
3. Чтение текста про себя с 4 абзаца с пометками.
- Что нового узнали?
- Какие вопросы возникли?
- какие слова непонятны?
Объяснение трудных слов:
- щербатый - беззубый
- щерилась – улыбаться беззубым ртом
- плетень – плетёный из прутьев забор
- трудодень – мера учёта труда
- уморился – устал
- овин – хозяйственная постройка для сушки зерна
- околица – окрестность
- сарай – постройка
- далёкую мать – мать находилась далеко
- век вековать - жить всю жизнь рядом, навсегда
- трудом сработал - с любовью
Много просторечных слов в тексте. Не всегда удаётся нам
понять смысл слов и выражений. Где мы находим ответ?
Иногда ответ мы находим в тексте, иногда – в голове. Если в
тексте, то ответ даёт автор, или автор и я, а иногда приходиться
думать и думать, тогда – Я.
(СХЕМА – на доску)
Используя эту схему, дайте ответ на вопросы в таблице. Если
ответ даёт автор, то в тексте найдите и подчеркните эти слова.
Это вам поможет при ответе.
№ Вопрос
1
2 Почему мальчик оживлял предметы?
Где работала мать Никиты?
Ответ 3 Почему Никита сравнивает дедушку с
солнышком?
Где стоял старый пень?
4
Проверьте работу в парах.
На какие вопросы дал ответ автор?
Над каким вопросом пришлось подумать?
№
1
2
3
4
Вопрос
Где работала мать
Никиты?
Почему мальчик
оживлял предметы?
Почему Никита
сравнивает дедушку
с солнышком?
Где стоял старый
пень
Ответ
А
Я
А+ Я
А
5. Составьте и запишите на листочек один тонкий и один
толстый вопрос. Выберите в группе один лучший. (группы
представляют вопросы классу для обсуждения)
6. Работа в группе. Ребята, у вас на столах лежат предметы,
которые Никита увидел во дворе. Рядом инструктивная карта.
Прочитайте инструкцию и выполняйте задание.
Инструктивная карта. 1 группа. Пустая бочка.
1. Прочитайте текст.
2. Распределите роли в группе.
3. Подчеркните в тексте карандашом ключевые слова и
4. На листе А 4 создайте образ предмета, каким его видит Никита:
словосочетания, относящиеся к бочке.
- Фломастером крупно напишите название предмета. Рядом
приклейте изображение предмета.
- Крупно фломастерами напишите характеристику предмета
словами из текста.
5. Сделайте вывод о предмете. Предмет кажется Никите злым или
добрым? Напишите.
6. Представьте работу классу. Инструктивная карта. 2 группа. Доброе солнце.
5. Прочитайте текст.
6. Распределите роли в группе.
7. Подчеркните в тексте карандашом ключевые слова и
8. На листе А 4 создайте образ предмета, каким его видит Никита:
словосочетания, относящиеся к солнцу.
- Фломастером крупно напишите название предмета. Рядом
приклейте изображение предмета.
- Крупно фломастерами напишите характеристику предмета
словами из текста.
5. Сделайте вывод о предмете. Предмет кажется Никите злым или
добрым? Напишите.
6. Представьте работу классу.
Инструктивная карта. 3 группа. Колодец.
1. Прочитайте текст.
2. Распределите роли в группе.
3. Подчеркните в тексте карандашом ключевые слова и
4. На листе А 4 создайте образ предмета, каким его видит Никита:
словосочетания, относящиеся к колодцу.
- Фломастером крупно напишите название предмета. Рядом
приклейте изображение предмета.
- Крупно фломастерами напишите характеристику предмета
словами из текста.
5. Сделайте вывод о предмете. Предмет кажется Никите злым или
добрым? Напишите.
6. Представьте работу классу.
Инструктивная карта. 4 группа. Старый пень.
1. Прочитайте текст.
2. Распределите роли в группе.
3. Подчеркните в тексте карандашом ключевые слова и
4. На листе А 4 создайте образ предмета, каким его видит Никита:
словосочетания, относящиеся к Пню.
- Фломастером крупно напишите название предмета. Рядом
приклейте изображение предмета.
- Крупно фломастерами напишите характеристику предмета
словами из текста. 5. Сделайте вывод о предмете. Предмет кажется Никите злым или
добрым? Напишите.
6. Представьте работу классу.
Инструктивная карта. 5 группа. Баня.
1. Прочитайте текст.
2. Распределите роли в группе.
3. Подчеркните в тексте карандашом ключевые слова и
4. На листе А 4 создайте образ предмета, каким его видит Никита:
словосочетания, относящиеся к бане.
- Фломастером крупно напишите название предмета. Рядом
приклейте изображение предмета.
- Крупно фломастерами напишите характеристику предмета
словами из текста.
5. Сделайте вывод о предмете. Предмет кажется Никите злым или
добрым? Напишите.
6. Представьте работу классу.
Таблица для проверки.
Пустая бочка
В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная.
Колодец
Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были
с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные.
Доброе солнце Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже
на умершего дедушку.
Старый пень
У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.
Банька
Баня – бабушка. У неё голова есть. Это не труба, а голова.
Рот щербатый в голове.
7. Дети прикрепляют оформленную работу на доску и
результаты представляют классу.
- Каких предметов больше хороших или плохих? (Никита маленький, а
мир большой. Большой мир его пугает. Мы сегодня увидели мир чьими
глазами? (Никиты) Оцените себя. Лист оценивания у вас на парте
Лист оценивания групповой работы
Критерии
Организация работы в
группе
(1-3 балла)
1 балл
Роли в группе
распределены, но не все
участники подключились к
групповой работе.
Полнота содержания
(1 – 3 балла)
Логика изложения
материала
(устный ответ)
(1 – 3 балла)
Не все ключевые и
уточняющие слова
выделены.
Нарушены логические
связи в ответе между
ключевыми и
уточняющими словами.
Фамилия участников группы:
2 балла
Роли в группе
распределены, все
участники подключились к
групповой работе, но
участвовала в подготовке
ответа только часть
группы.
Все ключевые слова
выделены, но не все
уточняющие.
Логические связи между
ключевыми словами и
уточняющими показаны
верно.
- Что делал Никита с предметами? (оживлял) Почему?
Ему одному было скушно и страшно. Он их олицетворял.
- Каких предметов больше хороших или плохих? (Никита маленький, а
мир большой. Большой мир его пугает.
8. Вернёмся к цели. Цель. Узнать какое детство было у Никиты?
Какое детство у Никиты? (написать на доске)
- безрадостное
- горькое
- тяжёлое
Почему было такое детство?
- была война
- отец был на фронте
- мать была на работе - он оставался хозяином в доме.
9. Какова главная мысль произведения?
– Давай все трудом работать, и все живые будут.
Как понимаете ТРУДОМ работать? (с любовью)
Итог урока
Почему Никите все предметы во дворе казались живыми? От страха.
Какими они казались Никите? Почему? Никите было одиноко одному, ему
хотелось с кемто общаться, говорить.
Что чувствовал пятилетний ребенок, оставшись дома один? Ему было
страшно и одиноко.
Сочините синквейн на тему «Детство»
Первый пример:
Детство.
Играть, веселиться, расти.
Веселое, счастливое.
Лучшее время в жизни.
Радость.
Второй пример:
Детство.
Трудное, проблемное.
Приходит, длится, нарушает.
Трудное детство долго не кончается.
Горе..
Дома посмотреть фильм «Никита». Режиссёр Марат Никитин.
составьте план;
напишите заметку по просмотренному видео.
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Статья по литературе 3 класс по произведению . А.П. Платонова " Никита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.