Статья по литературе на тему: Средства выразительности художественной речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы данной статьи можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5-11-х классах.Слово в системе языковых единиц является важнейшим средством выражения мысли, потому что в нём заключены неисчерпаемые возможности для передачи тончайших оттенков мысли, для раскрытия самых глубоких чувств. Значимость слова состоит в том, что оно способствует осмыслению богатства и выразительности русского языка, «излучает поэзию» (К.Г. Паустовский). Формирование и совершенствование умений анализировать средства выразительности начинается со слова. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка начинается в пятом классе, а к девятому изучение и анализ средств выразительности усложняется. И уже в 11 классе на экзамене обучающимся предлагается выполнить задание № 25, посвященное умению анализировать средства выразительности в отрывках предложенных рецензий. Почему это задание вызывает у школьников затруднение? (часто ребята определяют средства художественной выразительности на ощупь).
Иконка файла материала работа.docx
Средства выразительности художественной речи     Лексические средства выразительности. Слово в системе языковых единиц является важнейшим средством выражения мысли, потому что в нём заключены  неисчерпаемые  возможности  для  передачи  тончайших   оттенков  мысли,  для  раскрытия  самых глубоких   чувств.   Значимость   слова   состоит   в   том,   что   оно   способствует   осмыслению   богатства   и выразительности русского языка, «излучает поэзию» (К.Г. Паустовский). Формирование и совершенствование умений   анализировать   средства   выразительности   начинается   со   слова.   Знакомство   с   изобразительно­ выразительными   средствами  языка  начинается  в  пятом   классе,   а  к   девятому   изучение  и  анализ  средств выразительности усложняется. И уже в 11 классе на экзамене обучающимся предлагается выполнить задание № 25, посвященное умению анализировать средства выразительности в отрывках предложенных рецензий. Почему   это   задание   вызывает   у   школьников   затруднение?   (часто   ребята   определяют   средства художественной выразительности на ощупь).  Для того, чтобы обучающиеся могли безошибочно разбираться в данных заданиях, попытаемся представить яркие наглядные примеры средств. Для   начала   школьники   должны   четко   различать   выразительности.   тропы,     лексические,   синтаксические   средства Рассмотрим   лексические   средства  выразительности   и тропы  и  попытаемся     дать     определение  каждому понятию. Эпитет – художественное, образное определение.  А ночью слушать буду я  Не яркий голос соловья… (А. Пушкин) Постоянный эпитет –  эпитет,  постоянно  сопровождающий  определенное существительное,  характерен 1для народного творчества (добрый молодец, поле чистое, солнце красное…) Сравнение – форма   поэтической   речи,   основанная   на   сопоставлении   одного   явления   или   предмета   с другим. Наступило прохладное лето,  Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова) Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.  В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)  Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый) Метонимия  – троп, основанный на общей ситуации, которая может в реальности быть очень разной: общее место   («весь   автобус захохотал»),   форма   и   содержание   («я   выпил   уже   две   чашки»),   имя   и   то,   что   им называется («я выхожу на Горького» (вместо «я выхожу на улице имени Горького»), автор и его произведение («Пушкин стоит на верхней полке») и т. д.  Гипербола  ­ средство художественного изображения, основанное на преувеличении. При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое­либо событие или предмет. Причем   преувеличивая   настолько,   что   в   реалии   это   оказывается   за   гранью   возможного.  Глаза громадные, как прожекторы.  «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» ­ Н.В. Гоголь.  «Четыре   года   мы   побег   готовили,   харчей   три   тонны   мы   наэкономили…»   ­   В.   Высоцкий. Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении.  Ваш шпиц, прелестный шпиц,  не более наперстка. (А.С. Грибоедов) Именно литотой являются такие всем известные выражения как: кот наплакал, рукой подать, небо с овчинку. Литота создается с помощью следующих приемов: использование уменьшительно­ласкательных суффиксов: «колобочек», «листочек», двойные отрицания: «не без умысла», переход отрицания в модальность: «я не   «в   паре   шагов   отсюда». считаю,   что   это   верный   выбор»,   обратная   гиперболизация: Аллегория  – это иносказание, которое призвано объяснить абстрактное, нематериальное понятие/явление («мудрость», «хитрость», «доброта», «детство»)  через  объективно  существующий,   материальный  образ  – составляющую. образно­предметную   Многие   чувства   и   свойства   человеческой   личности   воспринимаются   как   аллегория,   примеры   которой понятны   всем:   заяц   –   трусость,   змея   –   мудрость,   лев   –   смелость,   собака   –   преданность. Термин «  перифраз» или «перифраза» восходит к греческому слову «periphrasis» (где peri – «вокруг» и phradzo – «говорю») и обозначает троп, который употребляется вместо другого слова. Данный оборот речи является описательным.    «Смотрите, первенцы свободы:  Мороз на берегах Невы!» (З. Гиппиус) Речь идет о декабристах.   Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной  Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) 2Для  оксюморонов в русском  языке характерно  целенаправленное,  осознанное,  намеренное использование автором противоречия во фразе с целью усиления стилистического эффекта речи. Они часто становятся очень яркими и неожиданными выражениями, поэтому привлекают внимание, запоминаются.   Примеры оксюморона: прибавить на минус, благородный бандит, честный мошенник, террариум друзей, бесконечный тупик, горячий снег, жареное мороженое, мужественная женщина. Оксюморон – излюбленный троп   сатириков.  Но  это  не  значит,  что   его  нет   в других   жанрах   литературы.  Так,  например,   этот  троп свойственен   стихотворной   речи   Сергея   Есенина:   «С   кем   мне   поделиться   той   грустной   радостью,   что   я остался жив?», «Я царь – я раб – я червь — я Бог!» Оксюморон Анны Ахматовой: «Смотри, ей весело грустить такой нарядно­обнаженной». В стихах Александра Пушкина: «Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой». Очень помогли оксюмороны писателям­фантастам в создании антиутопических реальностей. Например, у Дж. Оруэлла в романе «1984» персонажам «будущего» свойственны   такие  лозунги  как:  «Война  –  это   мир»,  «Свобода  –  это   рабство», «Незнание  –  сила».   Для читателя,   современника   автора,   такие   противоречивые   тезисы   являлись   откровенным   несоответствием действительности. Благодаря их использованию Оруэн сумел показать ущербность и деградацию общества утопического   будущего.   Вынесенный   в   заголовок   оксюморон   призван   привлечь   внимание   читателя. Например, мы встречаем его в названии таких произведений, как: «Бегущая по волнам» Александра Грина; «Живой труп» Льва Толстого; «Мёртвые души» Николая Гоголя; «Завтра была война» Бориса Васильева. Оксюмороны в заголовках часто используют СМИ.  Ирония  – это употребление слов или изречений с противоположным смыслом, целью этой манипуляции является   насмешка.   Ирония   является   одним   из   видов   тропов. Ирония   —   это   художественный   прием создания образной и выразительной речи на основе отождествления предметов по контрасту, а не по сходству признаков, как в метафоре, или по смежности, как в метонимии. Происходит нарочитое «переименование», которое выражает  насмешливое или вовсе негативное отношение говорящего  к  обсуждаемому  предмету, например: зайдите в мои хоромы (приглашение зайти в небольшую квартиру); вот идет большой человек (о младенце, только научившемся ходить); люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота.   Олицетворение  является  речевым  приёмом,  с  помощью   которого   вещь,  идея  или  животное  наделяется человеческими чертами. Нечеловеческие объекты изображаются таким образом, что мы чувствуем, что они имеют возможность действовать, как люди. Например, когда мы говорим "небо плачет", мы наделяем небо способностью плакать, которая присуща человеку. Примеры:  Первые лучи утреннего солнца прокрадывались через луг.  Снег укутал землю, как мать младенца.  Луна подмигнула сквозь высь облаков.  Ровно в 6:30 утра мой будильник ожил.  Океан танцевал в лунном свете.   Я слышал, как остров зовет меня. Гром ворчал, как старик. Синекдоха —   это   стилистическая   фигура,   допускающая   использование   одних   слов   вместо   других   в переносном значении, базируясь на количественном отношении между ними. Например, «Все спит — и человек, и зверь, и птица» (Н. В. Гоголь). В данном случае множественное число обозначается через единственное; подразумевается, что спит много птиц, зверей и людей.  «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов). Здесь, наоборот, единственное число обозначается через множественное; подразумевается множество французов.  3«Все мы глядим в Наполеоны» (А. С. Пушкин). В этом примере, очевидно, что имеется в виду один человек, т.е. единственное число, также обозначается через множественное.  «Имеете ли вы в чем­нибудь нужду? — В крыше для моего семейства» (А. И. Герцен). Данный пример показывает как целое обозначается через свою часть; » в крыше» — значит «в доме».  Лексические средства художественной выразительности  достаточно полно изучаются  в школе на протяжении всего курса русского языка и литературы. Обращаясь к учебникам Гаврилиной М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5­9 классов. 1997  и  Быстровой  Е.А., Кибиревой Л.В., Гостевой  Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, находим:  «Омонимы  —   слова разные   по   значению, Слово омоним произошло от греч. homos — одинаковый + onyma — имя. Например,    но   одинаковые   по   звучанию   и   написанию.  1. ОТСТОЯТЬ — защитить (отстоять друга). 2. ОТСТОЯТЬ — простоять (отстоять очередь). 3. ОТСТОЯТЬ — находиться на некотором расстоянии от кого­, чего­л. (аэропорт отстоит от города на пять километров). 1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом. 2. ЛУК — иск.­рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой. Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но, если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь: Пример: древний род, мужской род. Виды омонимов Омонимы Омоформы Омофоны Омографы слова   одной   части   речи, различаются значением: слова   разных   частей   речи, различаются значением: различаются написанием и значением: различаются   ударением и значением:          почитать родителей ­ почитать книгу острая пила (сущ.) удовольствием пила(гл.)   ­   с полОскать бельё ­ полАскатьребёнка рыцарский зАмок­ ржавый замОк   Часто омонимы, омоформы, омофоны и омографы используются в каламбурах — остроумных выражениях, шутках. Пример: Ты этот зонт НЕ МОЙ, так как он НЕ МОЙ, потерял его НЕМОЙ. 4Использовать омонимы, омоформы, омофоны и омографы в своей речи надо очень осторожно. Иногда они приводят к нежелательной двусмысленности. Пример: Вчера я побывал на ДНЕ поэзии. День поэзии? Или дно поэзии? Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по­разному, но одинаковы или близки по значению.   Слово синоним произошло от греч. syndnymos — одноименный. Пример: Слова ВЛАЖНЫЙ, СЫРОЙ и МОКРЫЙ — синонимы, так как 1) называют один и тот же признак предмета — «не сухой»; 2) относятся к одной и той же части речи — прилагательные; 3)   отличаются   оттенками   значения —   СЫРОЙ   —   «сильнее,   чем   влажный»,   МОКРЫЙ   —   «насквозь пропитанный влагой». Синонимы могут отличаться не только оттенками значений, но и употребляемостью в разных стилях речи. Пример: Синонимы   ВЗИРАТЬ   ­   ГЛЯДЕТЬ   ­   ПЯЛИТЬСЯ   имеют   одинаковое   значение   «смотреть   на   кого­то». Различаются они следующим: ВЗИРАТЬ — слово имеет книжный характер, торжественный:  Мне любо и легко взирать На дивные создания искусства! (И. Панаев); ГЛЯДЕТЬ — встречаем и в книжной, и в обычной речи, т.е. оно нейтральное: Печально я гляжу на наше поколение... (М. Лермонтов) и Высоко сижу, далеко гляжу. ПЯЛИТЬСЯ — отличается грубоватостью, употребляется только в разговорной речи: Чего это ты на меня пялишься? Некоторые синонимы очень близки по значению, но различаются своей сочетаемостью с другими словами. Пример: КОРИЧНЕВЫЙ, КАРИЙ и КАШТАНОВЫЙ —   синонимы.   Но   коричневыми   могут   быть   и   куртка,   и фломастер, но карими — только глаза, а каштановыми — только волосы. Синонимы обогащают нашу речь. Они помогают выразить нашу мысль точнее, ярче передать самые тонкие оттенки смысла, делают нашу речь образной, выразительной. Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Слово антоним произошло от греч. anty — против + onyma — имя.  Антонимы позволяют увидеть предметы, явления, признаки по контрасту. Пример: жар  ↔  холод, громкий  ↔  тихий, идти   стоять, далеко  ↔ ↔  близко 5Не все слова имеют антонимы. Слова, которые обозначают конкретные предметы (стол, парта, коза), обычно антонимов не имеют. У разных значений многозначного слова могут быть разные антонимы. Пример: ↔  чёрствый хлеб; мягкие (плавные) движения  ↔  резкие движения; мягкий (тёплый) мягкий (свежий) хлеб  климат   суровый климат. ↔ Большинство антонимов — это слова разных корней. Но встречаются и однокорневые антонимы. Противоположное   приставок не­,без­,анти­,контр­ и др. значение   в   таких   случаях   создается   с   помощью   отрицательных Пример: опытный   —   неопытный,   знакомый   —   незнакомый,   вкусный   —   безвкусный,   военный   —   антивоенный, революция — контрреволюция Антонимы широко используют писатели и поэты для усиления выразительности речи. Пример: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин) Этот приём (использование антонимов в художественном тексте) называется антитеза».  Диалектизмы ­ слова, характерные для каких­либо территориальных диалектов, не соответствующие  нормам литературного языка. Например: коваль (кузнец), синявка (сыроежка), дюже (очень), кочет (петух). Некоторые диалектизмы по своему звучанию совпадают со словами литературного языка, но имеют в  диалекте иное значение. Например: пахать (мести пол), пожарник (погорелец),баять (говорить, рассказывать). Жаргонизмы ­ слова, употребляемые людьми определенных интересов или социальных групп. Например: слить (скопировать цифровую информацию), намылить (написать и отправить электронное  письмо), аффтар жжот! (автору прекрасно удался замысел, текст производит неизгладимое  впечатление) – из интернет жаргона; препод (преподаватель), шпора (шпаргалка) – из жаргона  школьников и студентов; забить стрелку (договориться о встрече), ствол (единица огнестрельного  оружия). Просторечная лексика ­ слова, которые находятся за пределами литературной нормы и не закреплены за  какой­то территорией или социальной группой. Например: вовнутрь, задаром, башковитый, ихний, нате. Эти слова используются в устной обиходно­ бытовой речи. Другой разряд просторечной лексики ­ слова, воспринимаемые как грубоватые или откровенно грубые и даже вульгарные. 6Например: телка (в значении женщина), рыло (в значении лицо человека) и т. п. К просторечию относят и обсценную лексику, т. е. мат. Профессионализмы ­ слова и выражения, составляющие лексический фонд профессионального жаргона. Например: кастрюля (синхрофазотрон) – из жаргона физиков; скомпилять (проверка программы и  запись информации об этой программе), прога (программа), экзешник (готовая к употреблению  программа) – из жаргона программистов. Для отработки навыка умения правильно распознавать лексические средства выразительности обучающимся можно предложить следующие упражнения: Упражнение 1. Прочитайте отрывок. Найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Благодаря чему создаётся олицетворение в тексте. В чистом поле тень шагает, Песня из лесу несётся, Лист зелёный задевает, Жёлтый колос окликает, За курганом отдаётся. За курганом, за холмами, Дым­туман стоит над нивой, Свет мигает полосами, Зорька тучек рукавами Закрывается стыдливо. Рожь да лес, зари сиянье, — Дума, Бог весть, где летает… Смутно листьев очертанье, Ветерок сдержал дыханье, Только молния сверкает. Упражнение   2. Прочитайте   стихотворение  Сергея  Есенина  «Лебедушка».   Назовите   его  тему   и  основную мысль.   Понравился   ли   вам   текст?   Что   в   нём   вас   привлекло?   Найдите   слова   с   переносным   значением, определите их роль в тексте. Из­за леса, леса темного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной радугой Огоньки­лучи багровые. Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие, Наряжали сетки хвойные В покрывала златотканые. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь,  шепталися. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедушка. Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки. И дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные. И от той ли тихой заводи, Посередь того ли озера, Пролегла струя далекая Лентой темной и широкою. Уплывала лебедь белая По ту сторону раздольную, 7Где к затону молчаливому Прилегла трава шелковая. У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными. Как и стала звать лебедушка Своих малых лебежатушек Погулять на луг пестреющий, Пощипать траву душистую. Выходили лебежатушки Теребить траву­муравушку, И росинки серебристые, Словно жемчуг, осыпалися. А кругом цветы лазоревы Распускали волны пряные И, как гости чужедальние, Улыбались дню веселому. И гуляли детки малые По раздолью по широкому, А лебедка белоснежная, Не спуская глаз, дозорила. Пролетал ли коршун рощею, Иль змея ползла равниною, Гоготала лебедь белая, Созывая малых детушек. Хоронились лебежатушки Под крыло ли материнское, И когда гроза скрывалася, Снова бегали­резвилися. Но не чуяла лебедушка, Не видала оком доблестным, Что от солнца золотистого Надвигалась туча черная — Молодой орел под облаком Расправлял крыло могучее И бросал глазами молнии На равнину бесконечную. Видел он у леса темного, На пригорке у расщелины, Как змея на солнце выползла И свилась в колечко, грелася. И хотел орел со злобою Как стрела на землю кинуться, Но змея его заметила И под кочку притаилася. Взмахом крыл своих под облаком Он расправил когти острые И, добычу поджидаючи, Замер в воздухе распластанный. Но глаза его орлиные Разглядели степь далекую, И у озера широкого Он увидел лебедь белую. Грозный взмах крыла могучего Отогнал седое облако, И орел, как точка черная, Стал к земле спускаться кольцами. В это время лебедь белая Оглянула гладь зеркальную И на небе отражавшемся Увидала крылья длинные. Встрепенулася лебедушка, Закричала лебежатушкам, Собралися детки малые И под крылья схоронилися. А орел, взмахнувши крыльями, Как стрела на землю кинулся, И впилися когти острые Прямо в шею лебединую. 8Распустила крылья белые Белоснежная лебедушка И ногами помертвелыми Оттолкнула малых детушек. Побежали детки к озеру, Понеслись в густые заросли, А из глаз родимой матери Покатились слезы горькие. А орел когтями острыми Раздирал ей тело нежное, И летели перья белые, Словно брызги, во все стороны. Колыхалось тихо озеро, Камыши, склонясь, шепталися, А под кочками зелеными Хоронились лебежатушки. Упражнение 3. Прочитайте стихотворение Евгения Евтушенко «Волга». При помощи каких изобразительно­ выразительных средств автор представляет нам внутренний мир лирического героя? Определите, как при помощи средств выразительности раскрывается тема и основная мысль произведения? Мы русские. Мы дети Волги. Для нас значения полны ее медлительные волны, тяжелые, как валуны. Любовь России к ней нетленна. К ней тянутся душою всей Кубань и Днепр, Нева и Лена, и Ангара, и Енисей. Люблю ее всю в пятнах света, всю в окаймленье ивняка… Но Волга Для России — это гораздо больше, чем река. А что она — рассказ не краток. Как бы связуя времена, она — и Разин, и Некрасов, и Ленин — это все она. Я верен Волге и России — надежде страждущей земли. Меня в большой семье растили, меня кормили, как могли. В час невеселый и веселый пусть так живу я и пою, как будто на горе высокой я перед Волгою стою. Я буду драться, ошибаться, не зная жалкого стыда. Я буду больно ушибаться, но не расплачусь никогда. И жить мне молодо и звонко, и вечно мне шуметь и цвесть, покуда есть на свете Волга, покуда ты, Россия, есть. Упражнение   4.   Прочитайте   стихотворение   Бориса     Пастернака   «Золотая   осень».   При   помощи   каких изобразительно­выразительных средств автор представляет нам главную героиню произведения? Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной. 9Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. Так бушует, что ни шаг, Упражнение 5. Прочитайте отрывок их стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Какие художественно – выразительные средства использует автор для создания атмосферы морозного утра? Какова роль эпитетов в тексте? Использует ли автор прием контраста, ответ аргументируйте. Мороз и солнце; день чудесный! Сквозь тучи мрачные желтела, Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 10Синтаксические средства выразительности художественной речи.   по     Солганик. «Синтаксическая   структура   русского   языка   обогащается   и   совершенствуется.   В   результате постоянного   взаимодействия   отдельных   элементов   в   общей   синтаксической   системе   языка   появляются параллельные   синтаксические   конструкции   для   выражения   одного   и   того   же   содержания.   Структурная вариативность   приводит,   в   свою   очередь,   к   стилистической   дифференцированности.   Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах   выражения   мысли   и,   следовательно,   в   синтаксической   организации   речи   позволяет   выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи). Изучение синтаксических единиц и их стилистических   свойств   создает   возможность   целенаправленного   отбора   выразительных   средств   языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное   изучение   синтаксической   системы   языка»   (Н.С.   Валгина  Современный   русский   язык. Синтаксис. – Москва «Высшая школа» 2003)                    Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную   и   параллельную   связь:   при   параллельной   связи   предложения   сопоставляются,   при   цепной   – сцепляются   различными   средствами.   К   средствам   межфразовой   связи   относятся:   слова­заместители: местоимения   (человек­он),   наречия   (в   саду­здесь),   синонимы   (заяц­трусишка),родовидовые   слова   (цветы­ васильки);лексические   повторы;   вопросительные   предложения;   союзы,   частицы;   вводные   слова.   «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются правилам». Г.Я.  Выразительно­изобразительные   качества   речи   сообщаются   ей   лексическими, словообразовательными   и   грамматическими   средствами,   тропами   и   фигурами   речи,   интонационно­ синтаксической организацией    предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело Виноградов                 Изобразительно­выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным.   Выразительные   стилистические   средства   применяют,   когда   необходимо   эмоциональное воздействие   на   слушателей   или   читателей.   Сделать   презентацию   себя,   товара,   фирмы   невозможно   без использования особых средств языка.  Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность   речи   и   художественных   произведений.  Легко   видеть,   как   богата   система   объективных синтаксических   средств,   которые   человек   в   готовом   виде   получает   в   языке   и   которые   позволяют   ему самостоятельно,   не   прибегая   к   посторонним   внеязыковым   средствам,   не   только   отразить   сложнейшие события, говорящего   к   событию. Для   усиления   выразительности   текста   могут   использоваться   самые   разные   структурные,   смысловые   и интонационные   особенности   синтаксических   единиц   языка   (словосочетаний   и   предложений),   а   также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления. Наиболее   значимыми   выразительными   средствами   синтаксиса   являются:   синтаксическая   структура предложения и знаки препинания; специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);   особые приемы композиционно­речевого  оформления текста (вопросно­ответная форма изложения,  несобственно ­прямая речь, цитирование и т. д.).   но   и   сформулировать   собственное   отношение   определённым В.В.     пользоваться   ими».     Виды стилистических фигур Название  синтаксического  построения Анафора Описание и пример Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних  предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение. «Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света». (Л.  11Толстой)  , что солнце встало, Я пришел к тебе с приветом, Рассказать   Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ­ но только песня зреет.(А.А.Фет) «Я не люблю» В.С.Высоцкий   Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще ­ Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или ­ когда все время против шерсти, Или ­ когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово "честь" забыто, И что в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья ­ Нет жалости во мне и неспроста. Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа. 12Я не люблю себя, когда я трушу, Обидно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю. Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие  фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать  интонации. «Зорок взгляд совиный,  Видит след звериный. Тонок слух совиный,  Слышит писк мышиный «. (И. Батый) Эпифора Ну, а я... Иду дорогой, Не тяжел привычный труд: Есть кой­где, что верят в бога. Нет попа, А я и тут. Там жених с невестой ждут, — Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, — Нет попа, а я и тут. (А. Твардовский) Меня зовут юнцом безусым, Мне это, право, всё равно. Зато не величают трусом… Давным­давно… Давным­давно… Иной усищи крутит яро, Бутылкам всем глядится в дно, Но сам лишь копия гусара… Давным­давно… Давным­давно… Иной клянётся страстью пылкой, Но, коли выпито вино, Вся страсть его на дне бутылки… Давным­давно… Давным­давно… Влюблённым море по колено, Я с ними в этом заодно, 13Но караулит всех измена… Давным­давно… Давным­давно… (А. Гладков) Я не верю в расставания, я с тобой,  Между нами расстояния, я с тобой, Где бы ни был, ненаглядный мой, я с тобой. Каждый час и каждый миг земной, ты мой (И.Дубцова) Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для  усиления риторического восклицания или вопроса. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом... ...Я не знаю, где граница Между пламенем и дымом, Я не знаю, где граница Меж подругой и любимой. (М. Светлов) Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (С. Поделков) Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более  живой. Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, Вселенная — отечество мое...(К.Хетагуров) Имя ребенка — Лев, Матери — Анна. В имени его — гнев, В материнском — тишь (А.Ахматова) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько медведя  т о л к   ногой. (И. Крылов) Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из под него явился? Большой взъерошенный медведь. Татьяна  а х ! — а он реветь... (А. Пушкин) Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего. Догони ее, Удержи ее, Береги ее, защищай, — Не то отвернется счастье твое И скажет тебе: «Прощай!» (В. Лебедев – Кумач) 14 Параллелизм Эллипсис ГрадацияВремя изменяет его внешность. Время усмиряет его нежность, словно пламя спички на мосту, гасит красоту. (Б.Окуджава) Если трудно идёшь: по колена в грязи, по колена в грязи Да по острым камням, босиком по воде по студёной, Пропылённый, обветренный, дымный, огнём опалённый — Хоть какой — доберись, добреди, доползи! (В.Высоцкий)  Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить  выразительность речи. Придать фразе новое звучание. Удивительное со мной произошло приключение.(И.С.Тургенев) Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк. (В.Высоцкий) Над полями выгнет спину Радуга­дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга.(Р.Рождественский) Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие  чувства и мысли. Он входит, медлит, отступает, И вдруг упал к ее ногам, Она... Теперь, с их позволенья, Прошу я петербургских дам Представить ужас пробужденья Натальи Павловны моей И разрешить, что делать ей? Она, открыв глаза большие, Глядит на графа – наш герой Ей сыплет чувства выписные...(А.С.Пушкин) Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам. Друзья мои!  Прекрасен наш союз.  Он, как душа, неудержим и вечен  (А. С. Пушкин) О, глубокая ночь!  О, холодная осень! Немая!  (К. Д. Бальмонт) Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание  читателя или слушателя. Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели – колосились? Нет! Мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно. (Некрасов) Жизнь пронеслась без явного следа. Душа рвалась – кто скажет мне, куда? 15 Инверсия Умолчание Риторическое  обращение Риторический  вопросРиторическое  восклицание С какой заране избранною целью?(А.Фет) Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст  эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя. Я поля влюблённым постелю — Пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит — я люблю! Я люблю, и значит — я живу!(В.Высоцкий) Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и  светился, и уходил куда­то в бесконечность» (В. Г. Короленко) Многосоюзие Ты плакала в вечерней тишине, И слезы горькие на землю упадали, И было тяжело и так печально мне, И все же мы друг друга не поняли. (С.Есенин) Бессоюзие Антитеза Парцелляция  Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.(М.Ю. Лермонтов) Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания  контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию. Мы видим частности, а в главном слепы мы; Насколько же мудры и как нелепы мы! По частностям — сойдем за Смертью в склепы мы; Вне частностей — взойдем за Жизнью следом мы ( Омар Хайям) предложение, которое расчленено на интонационно­смысловые речевые единицы. А можно, страха и боли даже не выдав взглядом, Сказать: — Я люблю. Подумай. Радости не ломай. — И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо, Окна и двери — настежь! — Я не держу. Прощай! (Э. Асадов) 16Лексика  отражает знание людей о предметах, формирует понятия (любое слово – это всегда в каком­то смысле понимание предмета), а   синтаксис отражает отношения между предметами и понятиями. Задача синтаксиса   –   установить   связи   между   этими   понятиями.   Синтаксис   так   же   моделирует   мир,   как   и лексика. Словом, синтаксический рисунок текста зависит от очень многих факторов. Вместе с тем мировой культурой описаны и освоены многие характерные «нарушения нормы», без которых сегодня художественная речь вообще едва ли возможна. Эти приемы получили название «синтаксических фигур». Часть этих приемов одновременно   касается   лексики   и   синтаксиса,   их   принято   называть лексико­синтаксическими,   другие   в основном относятся к сфере синтаксиса, соответственно называются собственно синтаксическими.   Закрепление материала. Расставьте знаки препинания в предложениях. Определите художественно – выразительные средства, представленные в данных предложениях. 1. Падаю в ковыли вблизи двух дерев причудливо сплетённых  словно в танце стволами   под голову кладу рюкзачок. 2. Всякая минута тогда полнится  как подступающее тесто в кадке  набухая смыслами и символами.   3. И всё для того  чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час  чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря... 4. Именно здесь   на острове   я понял что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно то есть не спеша   вдумчиво и серьёзно   то вещи начинают играть своими гранями открывая хозяину новые сущности. 5. Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града­острова Свияжска. 6. Пригревшись на солнышке  даже вздремнул. 7. Всякая минута тогда полнится    как подступающее тесто в кадке набухая смыслами и символами. Открывая нам глубину повседневного. «Дорогое дитя моё Николенька! 8. 9. Видишь ли сынок  человек одинок тогда  когда он никого не любит.  10. Ждёт ли меня взаимность? Или может быть я люблю больше а меня любят меньше?  11. Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары.  12. И ты вскоре почувствуешь  что к тебе отовсюду текут струи ответной любви.  13. Кто любит  у того сердце цветёт и благоухает  и он дарит свою любовь так  как цветок свой запах. 14. Кажется     они   чего­то   ищут.   Кажется     в   их   душах   живёт   смутное   представление   о   каком­то неведомом крае  где жизнь праведнее и лучше. 15. Ходили по просторной русской земле с места на место из края в край.  16. Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках на мотосанях дирижабле, на самолётах на ней всплывали подводные лодки сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика» а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. 17. На Южном полюсе исследователи   единожды вычислив точку   отметили её флагом и кругом из бочек. На Севере из­за льда  постоянно перемещаемого течением полюс всякий раз надо вычислять заново. 18. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет ! 19. Мечты  мечты  где ваша сладость? 20. Весь мир театр. 21. В нем женщины   мужчины все актеры.  У Ивана Никифоровича   напротив того шаровары в таких широких складках что если бы раздуть их   то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 173) гипербола 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) контекстные синонимы 10)обращение 11)вопросительные предложения 12)сравнения 13)разговорная лексика 14)однородные члены предложения 15)антитеза Ответы. 1. Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок. 2. Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. 3. И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря... 4. Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. 5. Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. 6. Пригревшись на солнышке, даже вздремнул. 7. Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. Открывая нам глубину повседневного. 8. «Дорогое дитя моё, Николенька! 9. Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. 10. Ждёт ли меня взаимность? Или, может быть, я люблю больше, а меня любят 11. Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. 12. И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. 13. Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как меньше? цветок свой запах. 14. Кажется, они чего-то ищут. Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. 15. Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. 16. Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. 17. На Южном полюсе исследователи, единожды вычислив точку, отметили её флагом и кругом из бочек. На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого течением, полюс всякий раз надо вычислять заново. 18.Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет ! 19. Мечты, мечты, где ваша сладость? 20. Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. 21. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, 18что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. № предложения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Средства выразительности 12 12 2 2 13 13 5 10 10 11 13 2 2 1 8 14 15 6 6 2 3 Литература: http://infoogle.ru/chto_takoe_litota_v_russkom_yazyke_i_literature.html Гаврилина М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5­9 классов. 1997. – 393 с. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных  учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с. Львова С.И. «Русский язык. 5 класс: пособие для учащихся». М.: Дрофа, 2007. – 222 с. 1920