Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русский язык
5 кл—6 кл
20.10.2018
Формирование лингвистической компетенции учащихся будет результативным, если обучение будет опираться на систему, включающую целенаправленное и поэтапное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи на основе комплексного лингвистического анализа текста. В статье представлены практические примеры работы в этом направлении.
статья.docx
Система заданий и упражнений по русскому языку для формирования
лингвистической компетентности учащихся
Важно отметить, что формирование лингвистической компетенции
учащихся будет в том случае результативным, если обучение будет опираться
на систему, включающую целенаправленное и поэтапное овладение способами
действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их
в речи на основе комплексного лингвистического анализа текста.
В методике преподавания русского языка лингвистическая компетенция
представляет собой осмысление речевого опыта, включает в себя знание основ
науки о русском языке, понятийной базы курса, определенного комплекса
понятий: единицы и категории языка: фонема, графема, морфема,
словосочетание,
грамматические языковые единицы и т.д.
предложение,
член предложения,
лексические и
Основной
лингвистической
компетентностью на современном этапе является то, что она проверяется на
особенностью формирования
уровне конкретного текста (художественном или публицистическом).
Сегодня мало только усваивать теоретические знания о языке, необходимо
формирование умений, обеспечивающих понимание функционирования
данных лингвистических понятий и явлений в текстеи речи.
Поэтому уже в 5 классе начинается подготовительная работа с текстом,
приучающая пятиклассников к первичным основам лингвистического
комплексного анализа.
В принципе в практике большинства педагогов сформировалась целая
система заданий и упражнений, реализующих деятельностный подход
изучения грамматических понятий,
способствующих формированию
лингвистической компетентности учащихся.
работы
складываетсяуже с 5 класса. Конечно, чтобы научить видеть, как работает
Система данное лингвистическое явление,
теоретическим материалом.
необходимо хорошо овладеть
Использую ставшие уже традиционными опорные схемы, таблицы на
различные правила русского языка. Учебник русского языка под редакцией
Разумовской способствует формированию лингвистической
М.М.
компетентностью, учит наблюдать языковые явления в тексте, сравнивать и
обобщать.
Вначале пятиклассникам трудно провести наблюдение за тем или иным
языковым явлением, и тем более правильно изложить письменно свои
наблюдения, чтобы получилось рассуждение на лингвистическую тему.
Для формирования данного навыка можно использовать сочинения –
клише (с пропуском выражений, которые ребята должны подставить сами).
Например, учащимся предлагается по тексту упр. 92 учебника М.М.
Разумовской 5 класс написать сочинение – рассуждение на тему «Все
морфемы значимые части слова».
Для работы выдается клише, куда ребята должны вставить только
примеры из текста и известную им лингвистическую теорию.
Клише:
Морфема – значимая часть слова. Докажем это.
В слове ___________ корень ________. Это ________часть слова, она
______________ и служит для_____________. Например, однокоренными
словами являются__________.
В слове _____________ суффикс_________.
Он нужен
для_____________ и имеет __________лексическое значение. Суффикс с
таким же лексическим значением мы можем встретить также в
словах_____________.
Приставка – это ______. Она нужна для________. В слове__________
приставка имеет __________лексическое значение. Окончание показывает на __________ значение слова. Так, в слове
___________ окончание указывает на ____________.
Таким образом, мы доказали, что все морфемы – значимые части слова.
В итоге получается сочинение – рассуждение (пример сочинения
ученика Максима И.):
Морфема – значимая часть слова. Докажем это.
В слове грибы корень гриб. Это главная часть слова, она является
значимой и служит для образования однокоренных слов. Например,
однокоренными являются слова: грибной, грибник, грибочек и др.
В слове шляпка суффикс к. Он нужен для образования нового слова
от слова шляпа и имеет уменьшительноласкательное значение. Суффикс с
таким же лексическим значением мы можем встретить также в словах:
книжка, тетрадка, головка, ножка и др.
Приставка – это значимая часть слова. Она также нужна для
образования новых однокоренных слов. В слове наберезовики приставка над –
имеет значение «возвышаться над чемто».
Окончание показывает на грамматическое значение слова. Так, в слове
таймырской окончание – ой указывает на прилагательное в женском роде,
единственном числе, предложном падеже.
Таким образом, мы доказали, что все морфемы – значимые части слова.
(Из сочинения Валентины Д.).
Подобная работа очень полезна: она не только закрепляет знания
лингвистической теории, но и учит применять эту теорию на конкретном
тексте.
Другой пример использования клише к сочинению на тему «Зачем слова
используются в переносном значении». Сочинение пишется по стихотворному
тексту И.А. Бунина.
Клише: В русском языке очень часто слова используются не только в прямом
значении, но и в переносном. Зачем? Обратимся к стихотворному тексту И.
Бунина. В нем много слов в переносном значении. Они создают ____________.
Например, эпитет _____________создает образ __________________. Или
многочисленные олицетворения __________________________ оживляют
Сравнение ______________ также создает
картину ___________.
художественный образ. Метафора ______________ помогает представить, как
телеграф был важным средством общения людей.
Таким образом, мы видим, что слова в переносном значении
необходимы тексту, особенно ___________________. Они придают тексту
____________________, оживляют картину.
Сочинение по клише:
«В русском языке очень часто слова используются не только в прямом
значении, но и в переносном. Зачем? Обратимся к стихотворному тексту И.
Бунина. В нем много слов в переносном значении. Они создают особые
средства выразительности.
Например, эпитет жемчужный (иней) создает образ крупного
блестящего холодного жемчуга, на который похож иней. Или многочисленные
олицетворения молчит долина, внемлет долина оживляют картину зимы.
Сравнение стоцветными алмазами также создает художественный образ.
Метафора поет судьба помогает представить, как телеграф был важным
средством общения людей.
Таким образом, мы видим, что слова в переносном значении
необходимы тексту, особенно художественному. Они придают тексту особую
образность и выразительность,
АлександрыС.).
оживляют картину»
(Сочинение
В итоге пятиклассники учатся строить сочинение – рассуждение на
лингвистическую тему, самостоятельно подбирать примеры, использовать уже
известную лингвистическую теорию в конкретном тексте. Другой прием, помогающий осознать роль лингвистических явлений
наконкретном тексте – этолингвистический эксперимент.
Например, в упражнении №367 (учебник «Русский язык», 5 класс под
редакцией М.М. Разумовской) дается задание: определить границы
предложений. Поставить нужные знаки препинания. Учитель дополняет
задание: попробуйте заменить знаки препинания другими. Что изменится в
интонации? В смысловом содержании данных предложений?
Текст :
Кто знает речку Ипуть чудесная речка а что за берега плакучие ивы
развесили над рекой свои ветви на крутом берегу Ипути стоит село в его
окрестностях змейками вьются шесть речек хорошие речки но лучше всех
Ипуть.
У ребят получается такой текст:
Кто знает речку Ипуть? Чудесная речка! А что за берега? Плакучие ивы
развесили над рекой свои ветви. На крутом берегу Ипути стоит село. В его
окрестностях змейками вьются шесть речек. Хорошие речки. Но лучше всех
Ипуть!
Далее мы спрашиваем: можно ли на письме обойтись без знаков
препинания? Аргументируйте. А теперь попробуем заменить! на точку во
втором предложении? на! в третьем. Что изменилось? Почему? Свои
размышления пятиклассники оформляют письменно как сочинение –
рассуждение.
С разделительной и выделительными функциями знаков препинания
знакомлю учащихся уже в 5 классе, затем каждый раз при объяснении
пунктограмм обращаю внимание на функцию знаков препинания. К 9 классу
ребята уже легко разграничивают выделительные и разделительные знаки
препинания. Использую прием опорной таблицы – схемы
Разделительные,
Выделительные, Для правильного соотнесения языкового материала, верного понимания
его функционирования используюприем соотнесения. Например,ученикам
предлагается соотнести части пословиц, используя знания об антонимах и
антитезе:
Неволя холопу,
Ближняя соломка лучше
И тесен дом,
Вместе тесно,
На языка медок
Живой не без листа,
да просторен он;
разно тошно;
Дальнего сенца;
мертвый не без могилы.
А на душе ледок
воля господину;
Здесь же дается понятие контекстных антонимов (медок – ледок).
После того, как учащиеся соотнесли языковой материал, они делают вывод,
для чего употребляются антонимы в пословицах.
Неоценимую помощь учителю в определении функционирования тех
или иных языковых явлений может оказать статья Зарубиной «Функции
языковых явлений» (материал для подготовки к экзамену в IX классе)»,
опубликованная в журнале «Русский язык в школе», № 1,2, 2010 г.
Не остается в стороне иисследовательская работа с языковыми
явлениямина уроке и вне ее.
Так уже с 56 классов можно вводить индивидуальные задания
поискового характера: о происхождении знаков препинания, седьмая
счастливая буква русского алфавита (о букве Ё в русском языке), зачем нашему языку падежи, какая часть речи самая молодая, какие буквы
старославянского языка встречаются во фразеологизмах и др.
Ребята находят материал, оформляют его в виде доклада и презентации,
выступают в классе, а также на школьной научнопрактической конференции.
Обычно подобная работа вызывает неподдельный интерес, а иногда и
перерастает в серьезную и большую работу над исследовательским проектом.
Так, материал об антонимах в пословицах превратился в глубокое
исследование «Художественное изящество малых жанров фольклора», в
котором ученица рассмотрела, как функционируют изобразительно
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза,
умолчание, языковая игра и др., за счет чего создается особая лаконичность,
запоминаемость малых жанров фольклора.
Приведем пример, из практики. При изучении обращений в 8 классе был
написан индивидуальный исследовательский проект на тему «Роль обращений
в письмах А.С.Пушкина».
Ученица сделала сплошную выборку обращений из писем Пушкина,
классифицировала обращения по группам: обращения к родным и друзьям,
официальным лицам, написанные пофранцузски и т.д.
Далее было рассмотрено, какую стилистическую и семантическую роль
играют обращения в письмах поэта, от чего зависит выбор обращений к
одному и тому же адресату, какова авторская позиция.
Восьмиклассница составила также дидактический материал для работы
в классе, в котором использовала самые интересные пушкинские обращения.
Например, одно из заданий было таким: спишите предложения с
обращениями, определите, какую стилистическую функцию они несут.
Почему к одному и тому же адресату Пушкин обращается по – разному?
Расставьте необходимые знаки препинания:
Мой ангел я писал тебе сегодня выпрыгнув из коляски и одурев с
дороги. Стыдно женка! Ты на меня сердишься, не разбирая кто виноват.
Распечатываю письмо моё мой милый друг чтоб отвечать на твоё.
Брат пришли мне документы, связанные с пугачевским бунтом.
Мои горячо любимые родители обращаюсь к вамв минуту которая
определит мою судьбу.
Запомнить роль тех или иных лингвистических явлений в языке помогут
и занимательные тексты, например, Ф. Кривина.
Так, по образцу текста А. Коневского «О роли знаков препинания»
восьмиклассники создают собственный текст.«Человек потерял запятую, стал
бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными
фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной
интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему
относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие
вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни
происходили в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям
свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни
одной собственной идеи, он все время когонибудь цитировал так он совсем
разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!»
Наблюдение над языковыми явлениями может проходить и на
несложных для восприятия учеников художественных текстах.
Сочинения на функционирование лингвистических явлений в речи
должны стать неотъемлемой частью работы на уроке и дома.
Так, например, при изучении темы «Частицы» ребятам предлагается
вспомнить отрывок из стихотворения М.Ю, Лермонтова «Бородино» и определить, какие функции выполняют частицы в данном отрывке. Свои
наблюдение нужно оформить в виде сочинения – рассуждения.
Скажика, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Вот пример сочинения семиклассника Алеши А. на тему «Какую роль
выполняют частицы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?»:
«Передо мной начало стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
(первые три строфы). Как много в нем частиц. Более десяти! И это не
удивительно. Ведь частицы – это принадлежность разговорной речи, а данное
стихотворение написано в форме разговора старого солдата, ветерана
Бородинского сражения, и молодого бойца.
Какую же роль играют частицы в этом стихотворном отрывке?
Вопервых, формообразующие частицы служат для образования форм
наклонений глагола. Так, в предложении Не будь на то Господня воля, не
отдали б Москвы! Частица б служит для образования глагола в
повелительном наклонении.
Вовторых, смыслоразличительные частицы выражают различные
оттенки значения. В предложении Что ж мы на зимние квартиры? Частица ж
придает оттенок усиления высказывания. В предложении Не смеют, что ли,
командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки? Частица ли передает
вопрос. Частица Не в предложении Богатыри – не вы! Служит для выражения
отрицания.
В – третьих, частицы также являются признаком того или иного стиля,
чаще всего разговорного. Например, частица ка в предложении Скажика,
дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Придает
оттенок смягчения и является принадлежностью разговорной речи.
Таким образом, частицы – это неотъемлемая часть нашей речи. Они
используются для образования форм глагола, передают различные оттенки
значения, а также являются, как правило, принадлежностью разговорного
стиля речи».
Этот же отрывок может служить основой для сочинения – рассуждения
знаков конца предложения в стихотворении
«Употребление
М.Ю.Лермонтова«Бородино».
Вот пример подобной работы ученицы 8 класса Ксении З.:
«Знаки конца предложения совершенно необходимы письменной речи.
Это бесспорный факт. Представим себе хоть на минуту, что знаки препинания
исчезли из наших текстов. Можно ли тогда правильно понять текст, безошибочно установить границы предложений, не запутаться со смыслами?
Конечно, нет! Уже сейчас в пяти предложениях я употребила 3 разных знака
препинания.
А теперь обратимся к началу стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Бородино». Какое разнообразие знаков препинания в конце предложений!
Какое богатство смыслов раскрывается при этом. Нет ни одной точки.
Спокойное повествование напрочь отсутствует в данном отрывке. Да и
уместно ли оно, если речь идет о решающем в ту войну Бородинском
сражении. Зато сколько вопросительных и восклицательных знаков
препинания! Например, первое предложение Скажика, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Начинается с вопросительного
предложения. Молодой солдат спрашивает бывалого ветерана. Речь старого
поэтому так много
солдата насыщена эмоциями,
восклицательных предложений (Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще
взволнованна,
какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Или Да, были люди в
наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри не вы!).
Таким образом, мы видим, что без знаков препинания конца
предложения обойтись невозможно. Они помогают установить смысловые
границы предложений, облегчают чтение и понимание стихотворения, а с
другой стороны, полно передают авторские эмоции.»
Подобная интеграция художественного текста, изучаемого на уроках
литературы и не сложного для восприятия, и знакомого по урокам русского
языка лингвистического явления очень полезна. Ребята учатся не только
«накладывать» лингвистическое явление на текст, но и понимать авторский
замысел, учатся вдумчивому, внимательному чтению, обращают внимание на
самые мелкие, вроде бы незначительные языковые детали.
Если организовывать работу над изучением лингвистических явлений
таким образом, то к 9 и 11 классам складывается лингвистическая компетентность и уже не представляется трудным на итоговой аттестации
ответить на вопрос «Для чего нужны знаки препинания».
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Статья по русскому языку "формирование лингвистической компетентности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.