Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. № п/п 63 Дата: 23.11.2016
Тема урока: Части речи в русском языке (с презентацией)
Учитель: Наумова Е.А.
Цели для ученика:
1. вспомнить части речи в русском языке; 2. совершенствовать умения распознавать самостоятельные и служебные части речи; принадлежность слова по значению, морфологическим свойствам и синтаксической функции. 3. исследовать тему и обосновать выводы; 4. совершенствовать устную и письменную речь; 5. воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
|
Цели для учителя:
Образовательные: - актуализировать понятие о частях речи в русском языке; - совершенствовать навыки распознавать самостоятельные и служебные части речи; - совершенствовать навыки распознавать части речи по морфологическим признакам и синтаксической функции.
Развивающие: - развивать устную и письменную речь; - развивать внимательность на занятиях, при выполнении заданий; - развивать внимательное отношение к тексту как необходимому условию выявления значения слова.
Воспитательные: - формировать коммуникативные навыки у уч-ся; - воспитывать внимательность и уважение к чужому мнению и самостоятельность; - вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка; - воспитывать любовь к родному языку.
|
Тип урока: урок актуализации знаний
|
Форма урока: комбинированный |
Опорные понятия: морфология, грамматика, части речи.
|
Новые понятия:
|
Формы контроля: Фронтальная Работа в парах Индивидуальная
|
Ресурсы:
основные: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. –3-е изд. – М. : Просвещение,2014. – 159с. дополнительные: презентация «Части речи»
|
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы |
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Планируемый результат |
|
Организационный этап |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Анализ выполнения домашнего задания. Выявление отсутствующих. |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
Метапредметные (УУД):
регулятивные: -осуществлять самоконтроль;
|
уметь осуществлять самоконтроль |
|
Актуализация знаний
|
1.Минутка орфографии Словарный диктант Морковь, этюд, слежка, женитьба, дерзкий, свадьба, доход, снежки, пейзаж, пирожки, ладошки, репортаж, орешки, сапожки, сыроежка, пробежка, березка, витязь, стружка, гадкий, грузчик, замазка, коровка, Сережка, плутовка.
2. О системе частей речи Материал для наблюдения упр.216 (устно) |
Учащиеся показывают орфографическую грамотность.
Учащиеся работают с упражнением, выполнение заданий устно: - к какому типу речи относится этот текст? - что обозначают слова, данные в скобках; - приведите примеры служебных частей речи, которые встретились вам в этом тексте. |
регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь точно и правильно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, владеть диалогической формой речи. |
|
Постановка учебной задачи
|
Слайд 1 Сформулировать тему урока поможет стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика». Существительное – школа. Просыпается – глагол. С прилагательным – веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
Учитель Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи. Определите цели нашего сегодняшнего урока
|
Учащиеся анализируют стихотворение и определяю предмет изучения на уроке
Учащиеся определяют цели урока (вспомнить части речи в русском языке; совершенствовать умения распознавать самостоятельные и служебные части речи; принадлежность слова по значению, морфологическим свойствам и синтаксической функции; исследовать тему и обосновать выводы; совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.) |
Предметные: - различать жаргонизмы Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
Уметь находить жаргонизмы в тексте, уметь ориентировать в системе знаний, уметь точно и правильно выражать свои мысли. |
|
Решение учебной задачи
|
Слайд 2 - Прочитайте стихотворение «Служить бы рад». Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. - Какую информацию о служебных частях речи оно несет? - Найдите в тексте служебные части речи. - Какова их роль в предложении? Работа над теоретическим материалом в учебнике ст. 113- 114 + Слайд 3 - Давайте откроем учебники и прочитаем определение частей речи - Что называют частями речи? - На какие два вида делят части речи? - Охарактеризуйте каждый вид. 2.Рубрика «Это интересно» ст.113 |
Обучающиеся знакомятся материалом и отвечают на вопросы, опираясь на прочитанный материал. |
Предметные: - знать что такое жаргонизмы; - владеть способами определения правильности выбора - уметь применять самоинструкцию - знать значение новых слов и их написание |
Уметь дать определение понятию «части речи»; Применять полученные знания. |
|
Первичное закрепление
|
Выполнение заданий Слайд 4 -Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения. (устно) - Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. - Выберите правильные ответы ( «+»/ «-»): 1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны. 2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны. 3. Служебные части речи не бывают членами предложения. 4. Служебные части речи имеют лексическое значение. 5. К любой части речи можно задать вопрос. 6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. 7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно. 8. Самостоятельные части речи являются членами предложения. |
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Каждый ученик применяет приобретенные им знаний на уроке, и выполняет их.
|
Предметные: - уметь применять самоинструкцию. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Уметь применять самоинструкцию, осуществлять анализ учебного задания, верно выражать свои мысли, формировать четко и правильно свой ответ. |
|
Динамическая пауза |
Слайд 5 |
||||
Работа над пройденным материалом.
|
Работа над упражнениями в учебнике - упр. 217 устно - упр. 218 письменно - упр. 219 письменно -упр.221 письменно |
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.
Каждый ученик применяет приобретенные им знаний на уроке, и выполняет их.
|
Предметные: - уметь применять самоинструкцию.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Уметь применять самоинструкцию, осуществлять анализ учебного задания, верно выражать свои мысли, формировать четко и правильно свой ответ. |
|
Рефлексия. Оценка |
«Мозговой штурм» Слайд 6
1.Какой предлог является нотой? (До) 2.К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (Задача).
|
Учащиеся выполняют задания (устно)
|
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|
|
Домашнее задание |
§ 29, упр. 220 |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.