«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет).
статья Инклюзивное образование.docx
Учитель-логопед МБОУ СОШ №5
Зеленина О.Н.
г.Пыть-Ях
Инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях введения ФГОС
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач
для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного
общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность
своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от
его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой
потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид
Бланкет).
Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как
наиболее гуманное и эффективное.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их
приоритетов государственной образовательной политики России.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с
инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по
составу группа. В проекте Специального образовательного стандарта указывается:
«Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий
обучения и воспитания.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье
двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на
образование государстваучастники должны обеспечить инклюзивное образование на
всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских
государственных документах («Национальная доктрина образования Российской
Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на
период до 2010 года» и т. д.). На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской
Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании»,
федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о
правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
(специальном образовании)» от 02.06.1999года, устанавливается возможность
получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе
Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном
этапе» (2001г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны
обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и
специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной
школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных
школах интернатах».
Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми
сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми
образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации,
возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в
современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование
Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ №273
«Об образовании»).Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая
организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких
ограничений.
Инклюзивное образование предполагает:
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в
специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать
специализированную помощь;
вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью
образовательной программы, которая соответствует его способностям;
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение
специальных условий.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не
вызывает сомнений.
Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?
Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней
изменений, предназначенных детей различных детей, назову основные критерии
соответствия:
1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства,
закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
2. системные преобразования учебновоспитательного процесса,
его
организационных форм и ценностных установок
3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных
образовательных условий для нуждающихся детей
4. налаженная системы ранней комплексной помощи
5. наличие в школах психологопедагогических консилиумов и специалистов
сопровождения, в т.ч. тьюторов[1]
6. методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных
педагогов 7. И последнее ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет
реализовано на всех ступенях образования от детского сада до вуза.
«На основе ряда тематических исследований Дайсон и др. (2004) показали,
что для того, чтобы школы стали инклюзивными, в них необходимо
развивать обучение в соответствии с «экологией инклюзии». Экология
инклюзии является фундаментальным понятием, объясняющим разницу
между специальным и инклюзивным обучением. Это понятие указывает на
то, что школы несут ответственность за обеспечение такого параметра
образовательной среды, как контроль за групповой динамикой в классе вместо
фокусировки на диагнозе учащегося с ОВЗ»1.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в
общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и
организационных подходах, способах, формах:
1)индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа
учащегося – ребенка с ОВЗ по развитию академических знаний и жизненных
компетенций;
2)социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне
его;
3)психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и
социализации;
4)психологопедагогический консилиум образовательного учреждения;
5)индивидуальная психологопедагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
6)портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
7)компетентность учителя в области общего образования с элементами
специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
1Несмотря на отсутствие четкого определения и законодательного статуса
ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в новом законопроекте
Российской Федерации «Об образовании» представлено следующее определение:
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся,
имеющий особенности физического и (или) психического развития,
затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для
этого специальных условий». 8)повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в
области инклюзивного образования;
9)рабочие программы освоения предметов образовательной программы в
условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с
образовательными стандартами;
10)тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;[1]
11)адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений
учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды
учреждения);
12)адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса
ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами
обеспечения комфортного и эффективного доступа);
13)адаптивная образовательная среда – коррекционноразвивающая предметная
среда обучения и социализации;
14)сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества,
взаимодействия и взаимопомощи;
15)ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие
толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы
стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми
требующий
образовательными потребностями.
Это сложный процесс,
организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не
только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия
учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна
стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников
обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная
ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна
измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и
умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция
специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении
программным материалом и способами общения с другими детьми. Инклюзивное
образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей
школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и
родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще. Можно назвать ряд
основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный
процесс:
Ограниченность
нормативногоправового
поля
(отсутствует
законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по
индивидуальным образовательным программам).
Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий
обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с
детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами,
приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической
подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением
(отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности,
общественности в широком смысле слова).
Недостаточная обеспеченность учебниками,
учебнометодическими
комплектами, методическими пособиями, программами для работы с
детьми с ОВЗ.
Неготовность (неадаптированность)
архитектурной и материально
технической среды образовательных учреждений.
Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление
образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее
основы общего образования. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного
процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить
сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и
ресурсы, дабы заложить основы понастоящему действенного инклюзивного
образования и избежать перекосов и срывов в его реализации. Осознавая значимость инклюзивного образования на современном этапе
развития общества, необходимо правильно построить процесс становления и
развития инклюзивного образования в нашей стране, учитывая опыт других стран.
В то же время нельзя снижать значимость специальных коррекционных
образовательных учреждений, обучающих детей с выраженными отклонениями в
развитии и нуждающихся в специализированных условиях. Эти учреждения
являются ресурсными центрами для учителей, работающих в системе
инклюзивного образования.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально
организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и
принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных
сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным
или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых
образовательных потребностей.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными
возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта
вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего
образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем –
профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ. Лишь после этого можно
говорить об образовательной адаптации и соответствующей динамике освоения
программного материала.[5]
Отношения всех участников образовательного процесса строятся на основе
принципов равноправия, уважительного отношения к особенностям друг друга.
Образовательный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы все
дети, включая «особых» могли проявлять максимальную познавательную и
социальную активность в процессе формирования (в соответствии со своими
возможностями) социальных и академических компетенций.
Динамика овладения программными материалами у детей различных
категорий ОВЗ и др. может быть различной, и этот факт должен быть учтен при
организации образовательного процесса. Инклюзивный образовательный процесс организуется на основе принципа
вариативности, учитывающего разные формы и программы образования в
соответствии с особенностями детей.
Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, формирование отношений
сотрудничества и продуктивного взаимодействия, активное включение родителей в
процесс создания специальных образовательных условий, разделение ответственности
между родителями и образовательным учреждением.
Гибкая и структурированная система управления.
Наличие четких, закрепленных в локальных актах ОУ регламентов организации
деятельности педагогического коллектива, системы психологопедагогического
сопровождения.Ядром образовательного процесса является Психологомедико
педагогический консилиум образовательного учреждения.2
Привлечение всевозможных внешних ресурсов, взаимодействие с социальными
партнерами, межведомственное взаимодействие.
Постоянный мониторинг образовательной среды, деятельности команды,
внесение изменений в стратегию и тактики деятельности всех сотрудников в
зависимости от результатов мониторинга.
Так же показателями эффективности реализации инклюзивного процесса в
рамках одного образовательного учреждения будут, прежде всего, положительная
динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и
желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой
проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и
педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей
качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний,
предлагаемых в школе.
2Следует отметить, что консилиум образовательного учреждения действует на
основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-
6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все необходимые
моменты, режимы деятельности, необходимая документация. Это один контекст – педагогический, образовательный. Есть еще
социальный контекст – общество, в котором достижения одних не учитывают
изоляцию других, разбалансировано и дисгармонично.
И это, конечно утопия если обращаться к массовой практике и в то же
время это абсолютно реализуемая вещь, если в каждой конкретной ситуации
задумываться над вопросом: как возможно нам таким разным быть вместе,
учитывая наше разнообразие?!
Разве мы не решаем этот вопрос постоянно?!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской»
2010
2. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного)
образовательного учреждения как условие социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья»: диссертация СПб, 2009
3. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы
интеграции и социализации. М., 2000
4. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей,
2005.
5. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.
2008
6. Сартан М. «О развитии системы психологопедагогической медико
социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского
образования».
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Статья по теме "Инклюзивное образование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.