Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"
Оценка 5

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.04.2017
Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"
Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём». Проблема организации преемственности обучения затрагивает все уровни существующей образовательной системы. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.Данный материал подготовлен для педсовета в детском саду по преемственности между Детским садом и школой
Выступление к Педсовету ...Петруша Е.Б. (3).docx
Выступление по теме: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС»                                                        «Школьное обучение никогда                                                                         не начинается с пустого места,                                          а всегда опирается                                                                        на определенную стадию развития,                                                проделанную ребенком» Л. С. Выготский  Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее  сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема  преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из  важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с  мнением учёного, педагога­психолога Е.Е.Кравцовой: «Если по каким­либо  причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не  освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил  специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать  серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».  Проблема   организации   преемственности   обучения   затрагивает   все   уровни существующей образовательной системы. При этом, несмотря на огромные возрастно­психологические   различия   между   обучающимися,   переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.  Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи   целенаправленного   формирования   таких   универсальных   учебных действий, регулятивные, общепознавательные, логические и др.  Если сравнивать требования к результатам освоения ООП ДОО и требования к результатам освоения ООП НОО, которые являются одним из основных механизмов реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО, то: коммуникативные, как       речевые,   ФГОС ДОО ФГОС НОО Требования   к   результатам   освоения   ООП ДОО   представлены   в   виде   целевых ориентиров дошкольного образования Требования   к   результатам   освоения   ООП НОО   представлены   в   виде   планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)   Причем (цитата   из   ФГОС   ДОО)   «Целевые   ориентиры   Программы выступают   основаниями   преемственности   дошкольного   и   начального общего образования». Каким   образом   целевые   ориентиры   выступают   основанием   для преемственности?  Дело в том, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.   Учебная   деятельность   ­   один   из   основных   видов   деятельности   человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе   решения   учебных   задач.   Освоенные   учащимися   на   базе   одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как   в   рамках   образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в реальных   жизненных   ситуациях,   —   это   метапредметные   результаты.   Для достижения   личностных   и   метапредметных   результатов   НОО   была разработана   программа   формирования   универсальных   учебных   действий. Отсюда следует, что метапредметные результаты по своей сути представляют собой сформированные УУД. Напомню, что представляют из себя УУД. Понятие УУД предполагает: умение   учиться,  т.∙е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового учащегося, социального   опыта, обеспечивающих     к самостоятельному усвоению  новых знаний и  умений,  включая  организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. К функциям УУД относятся:   а   также социальную   компетентность,  совокупность   действий   способность 1. Обеспечение   возможностей   обучающегося   самостоятельно 2. 3. осуществлять деятельность учения.  Ставить учебные цели.  Искать и использовать   необходимые средства и способы достижения целей.  Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 4. 5. Создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение   успешного   усвоения   знаний,   формирования   умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.  Программа   формирования   УУД   включает   в   себя   4   группы   УДД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, то время, как целевые ориентиры не разграничиваются на отдельные группы. С   целевыми   ориентирами   вы   уже   хорошо   знакомы,   поэтому   давайте поработаем вместе. У вас на столах лежат напечатанные карточки с целевыми ориентирами (их 4 вида, как и УУД) и пустые карточки для заполнения . Также на столах имеются таблицы­подсказки с   основным содержание УУД школы. Ваша задача­ соотнести целевые ориентиры с нужными УУД. Итак, работаем. Затем  проверим, что у вас получилось. (Работа в группах). Итак,  начнём.  Зачитываем   вид   УУД   и   соответствующий,  выбранный   вами, целевой ориентир.(Зачитывание) Проверим по таблице.   Если соотнести целевые ориентиры и универсальные учебные действия, то получается следующее: ФГОС ДОО (целевые ориентиры) ФГОС НОО (метапредметные результаты) Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и  умения. Обладает   начальными   знаниями   о   себе, природном и социальном мире, в котором он живет. Умеет подчиняться правилам и социальным нормам. Во   взаимоотношениях   со   взрослыми   и сверстниками,   может   соблюдать   правила безопасного поведения. Сопереживать   неудачам   и   радоваться успехам других. Учитывать   интересы   и   чувства   других, адекватно   проявлять   чувства,   в   том   числе чувство веры в себя. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы   взрослым   и   сверстникам, причинно­следственными интересуется связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и   поступкам   людей,   склонный   наблюдать, экспериментировать. Знаком   с   произведениями   детской литературы,   обладает   элементарными представлениями из области живой природы, пытается       Личностные УУД Познавательные УУД естествознания, математики, истории и т.д. Обладает развитым  воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. Ребенок способен договариваться, старается адекватно разрешать конфликты. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,   может   выражать   свои   мысли   и желания,   может   использовать   речь   для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения   речевого   высказывания   в ситуации общения. Ребенок   может   контролировать   свои движения и управлять ими. Способен   к   волевым   усилиям.   Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. У   ребенка   развита   крупная   и   мелкая моторика, он подвижен, вынослив. Владеет основными движениями. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД   Исходя   из   выше   сказанного,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   целевые ориентиры (предпосылки) имеют тесную связь с универсальными учебными действиями, тем самым обеспечивая преемственность между ДОО и НОО.   Единственное  разногласие,  которое   присутствует   в   требованиях   к результатам освоения ООП ДОО и НОО, — это  оценка качества освоения ООП. ФГОС ДОО ФГОС НОО Целевые   ориентиры   не   подлежат непосредственной   оценке,   в   том   числе   в виде   педагогической   диагностики (мониторинга), и не являются основанием для   их   формального   сравнения   с реальными   достижениями   детей.   Они   не являются   основой   объективной   оценки соответствия установленным требованиям образовательной и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением деятельности   Предметом   итоговой   оценки освоения обучающимися   основной   образовательной программы   начального   общего   образования должно   быть   достижение   предметных   и метапредметных   результатов   освоения основной   образовательной   программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты   промежуточной   аттестации промежуточных   аттестаций   и   итоговой аттестации воспитанников.   обучающихся, отражающие   динамику   их индивидуальных образовательных достижений,   продвижение   в   достижении планируемых результатов освоения основной образовательной   программы   начального общего образования; работ, результаты   характеризующие освоения обучающимися   основных   формируемых способов   действий   в   отношении   к   опорной системе   знаний,   необходимых   для   обучения на следующей ступени общего образования. итоговых уровень         В таком случае возникает вопрос, как школа получит сведения о степени развитости тех или иных предпосылок у детей дошкольного возраста?   Выход есть: необходимо конкретизировать целевые ориентиры в «Портрет выпускника   ДОО».   Этот   «Портрет»   составляется   в   совместной   работе педагога­психолога   и  (или)   воспитателя   ДОО   на  этапе   завершения   уровня дошкольного   образования   и   будет   передаваться   школьному   педагогу­ психологу и (или) учителю с целью, иметь достаточно информации о ребенке, о   сильных   и   слабых   сторонах   его   личности,   а   также   разработки индивидуальной  траектории  развития  и  воспитания  младшего  школьника  в последующей учебной деятельности.  Такой подход будет способствовать сохранению накопленного опыта работы по преемственности ДОО и школы для того, чтобы уже в детском саду смогли спрогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними.  Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы. Уже   в   1   классе   для   отслеживания   уровня   усвоения   предметных   и метапредметных   знаний   используются   стартовые   и   итоговые   проверочные работы;   тестовые   диагностические   работы;   текущие   проверочные   работы; «портфолио» ученика.  — Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный   уровень   знаний,   необходимый   для   обучения,   а   также   «зону ближайшего   развития   предметных   знаний»,   а   также   организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний». —  Тестовая диагностическая  работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым   необходимо   овладеть   учащимся   в   рамках   данной   учебной   задачи (универсальных учебных действий);  — Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач;  — Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода, предметные и метапредметные задания;   —   «Портфолио»  ученика   представляет   собой   подборку   личных   работ ученика,   в   которые   могут   входить   творческие   работы,   отражающие   его интересы,   лучшие   работы,   отражающие   прогресс   ученика   в   какой­либо области,   продукты   учебно­познавательной   деятельности   ученика   – самостоятельно   найденные   информационно­справочные   материалы   из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.           В 2006 году по инициативе Рособрнадзора отделом оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования была начата работа по созданию инструментария и технологии обследования первоклассников на готовность к обучению в школе. Разработанный отделом оценки качества общего образования ИСМО РАО инструментарий включает: 1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся. 2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов). 3. Таблицы для фиксации результатов обследования. 4. Анкета для учителя начальной школы. 5. Анкета для родителей. 6. Карта первоклассника. 7. Формы для списков школ, учителей и учащихся.  ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан проводит изучение готовности первоклассников к обучению в школе всех  общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан на основе  инструментария, подготовленного Российской академией образования. Исследование готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3­4 неделе учебного года. Исследование готовности первоклассника к обучению в школе включает четыре методики: 1. Рисунок человека 2. Графический диктант 3. Образец и правило 4. Первая буква Средние результаты класса дадут возможность учителю определить, в какой мере его ученики способны воспринимать и выполнять инструкции, насколько они самостоятельны, умеют ли выделять звуки в словах. Это поможет ему правильно строить обучение. Основываясь на результатах выполнения заданий, выделяют группу риска: тех детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам  наиболее низкие баллы. Дети, относящиеся к группе риска, нуждаются в особом внимании учителя. При этом важно учесть, по какой именно методике ребенок продемонстрировал низкий результат. Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие­либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему. С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.  Приведу  два примера таких игр: «Аисты – лягушки». Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Можно придумать другие позы и использовать большее количество поз – так игра  усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы. «Снежный ком». Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры – «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон, жираф». Третий говорит: «слон, жираф, крокодил» и так далее по кругу до тех пор,  пока кто­нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. Отдохнули? Продолжим. Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия  конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение  построек из строительного материала по образцу и т.п.). Методика «Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует  очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения.  Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому  анализу слов, развитию фонематического слуха. Низкие результаты по методике «Рисунок человека» говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может  наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими  мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления  стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры). Если результаты низкие по нескольким методикам, то желательно, чтобы школьный психолог провел детальное индивидуальное обследование ребенка  и дал рекомендации учителю или наметил программу коррекционной работы. Подводя   итог   вышесказанному,   можно   сделать   вывод,   что   соблюдая требования   реализации   ООП   ДОО   и   НОО,   основанием   преемственности дошкольного   и   начального   уровней   образовательной   системы   может   стать ориентация   на   ключевой   стратегический   приоритет   непрерывного образования   —   формирование   умения   учиться,   которое   должно   быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий. На этом наша работа закончена. Спасибо за внимание.

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"

Статья по теме: "Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017