Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Оценка 4.8
Лекции
doc
история
7 кл
10.02.2019
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для постепенного и неуклонного формирования у учащихся чувства любви к своей Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности, которая проявляется в чувстве гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе с врагами, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества, уважения к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну страны. Этим самым у школьников должны формироваться самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.
Статья Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания .doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа
Новомалыклинский район
Ульяновская область
Статья по теме:
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Автор учитель истории
Елифанкина Ольга Михайловна с. Нижняя Якушка, 2019
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая
благодатная пора для постепенного и неуклонного формирования у учащихся
чувства любви к своей Родине.
Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности,
которая проявляется в чувстве гордости за свою Родину, за свой народ,
уважение к его великим достижениям и достойным страницам прошлого.
Патриотическое воспитание это процесс воздействия на учащихся с целью
осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского
народа, героической борьбе с врагами, подвигах, нравственных качествах сынов
Отечества, уважения к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну страны.
Этим самым у школьников должны
формироваться самостоятельные
представления о достойном общемировом значении и самоценности России.
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое
воспитание практически сошло "на нет".Этому за последние годы
способствовало немало факторов:
Россия в очередной раз оказалась на переломе в связи с отказом от
социалистических завоеваний;
за последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения
практически во всех сферах жизнедеятельности;
начавшийся в 90е годы ХХ века процесс разгосударствления охватил не
только экономику, но и духовную жизнь России;
изпод государственной опеки выходит и процесс целенаправленного
воспитания национального самосознания;
в современной жизни во многом теряются многовековые основы российского
патриотизма, традиционные ценности русской жизни заменяются порой
западными идеями и образцами поведения;
государственные расходы на культуру резко сократились, явственно
прослеживается процесс американизации культуры и снижение общего
эстетического и нравственного уровня средств массовой информации;
ослабление и трансформация многих ранее доминирующих культурных
стереотипов и ценностей привели к существенным изменениям содержания
образования и структуры воспитательного процесса;
была разрушена система военнопатриотического воспитания и начальной
военной подготовки в школе, из произведений литературы и искусства
практически исчез образ защитника Отечества.
Смена идеологических позиций не прошла бесследно для населения
страны. Большая часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной
деятельности. Главной особенностью состояния общественного сознания стала
надломленность, идейная пустота и наступившая за ними бездуховность. Понизился нравственнокультурный уровень, возникла социальная пассивность,
безразличие. Усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития
России, отсутствие общей государственной идеологии, привели к тому факту,
что за последние годы статус воспитания упал до минимального уровня.
Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной свободной от
присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране.
За последнее время в российском обществе значительно усилились
националистические настроения. Очень часто в молодежной среде проявляются
негативизм, негативное отношение к представителям старшего поколения,
жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и помолодела преступность.
За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение,
представители которого могли бы стать истинными патриотами и достойными
гражданами нашей страны. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой
традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности, в
первую очередь, в молодежной среде, увеличением количества детей и
молодежи с отклоняющимся поведением, снижением роли семьи.
Если взглянуть на гражданскопатриотическое воспитание со стороны, то
можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы исчерпали
себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не
выработаны, в стране фактически отсутствует молодежная политика. Отсюда
возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность.
Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом
пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения
патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские
идеалы.
Остановить эти негативные процессы может только возрождение
российского общества, изменение в позитивную сторону морально
психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско
патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию
неотложной общественной и педагогической задачей. В этой связи наиболее
актуальными для современного социума и школы становится задача
восстановления образа нравственного человека как личности цельной,
самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей
русской национальной истории и культуры.
Проблемам гражданскопатриотического и нравственного воспитания за
последние годы уделяется немало внимания. Государственная политика
патриотического воспитания приобрела концептуальнопрограммные и
практические очертания. Проведено большое количество социологических
исследований по состоянию и
проблемам в этой области. Принята
Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан
Российской Федерации на 20162020 гг., которая "сохраняет непрерывность
процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских
граждан как одного из факторов единения нации". В этой Программе подчеркивается, что "патриотизм должен стать основой консолидации общества
и укрепления государства". Разработаны и реализуются подобные программы в
регионах, проводится большое количество мероприятий патриотический
направленности.
Важным фактором формирования патриотизма у школьников является
школьное историческое и обществоведческое образование. Содержание курсов
истории и обществознания активно влияет на мотивы поведения учащихся, на
воспитание их нравственных качеств. История и обществознание это те
школьные предметы, на которых успешно может решаться одна из важнейших
государственных задач " воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье"(ст. 2 Закона РФ "Об образовании")
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта
одними из первых целей школьного исторического образования определены:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
ФГОСы целями обществоведческого образования в основной школе называют
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности,
толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации.
правового самосознания,
Положения образовательных стандартов убеждают нас в значимости
организации личностного осмысления обучающимися учебного материала через
идеи патриотизма, в важности ценностных ориентиров, основанных на этих
идеях, а также на любви и уважении к Отечеству.
Актуальность вопросов патриотического воспитания обучающихся на
уроках истории и обществознания очевидна. Воспитание молодого поколения на
героических примерах прошлого составляет важнейший компонент
образовательного процесса. Вопросы выполнения своего гражданского долга,
стойкости и мужества в суровых испытаниях войн, беззаветного служения
Родине, готовность к подвигу во имя Отечества были всегда предметом особого
изучения на уроках истории. Стержнем патриотического воспитания является
преемственность поколений, воспитание молодежи на примерах героического
прошлого как в истории нашей Родины, так и в истории других стран.
Патриотическая направленность занятий должна основываться на
систематическом осмыслении школьниками патриотических, нравственных
идей, представленных в содержании отечественной истории, как победных, так и
трагических ее страниц, на выборе мировоззренческой позиции. Важное значение
имеет индивидуальноличностное отношение к изучаемым темам,
эмоциональное восприятие исторического материала.
Только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать
гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским
долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.
Модель организации патриотического воспитания обучающихся
выглядит следующим образом:
Содержание: история и культура "большой" и "малой" Родины, усвоение
системы ценностей, системы отношений к различным культурам региона,
уважение к общенациональным ценностям.
Задачи: формирование патриотизма, уважения к родной культуре и
культурам других народов, ориентация на демократические ценности.
Принципы: взаимодействие федерального и регионального компонентов,
поликультурность образования, преемственность традиционных и современных
методов обучения.
Методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся:
наблюдение, рассказ, диалог, полемика, беседа, театрализованная игра,
моделирование обучающих проблемнонравственных ситуаций,
метод
художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы
символа); исследовательский метод (интервьюирование родственников и
знакомых, микросоциологические опросы на улицах города и т. п.); письменные
творческие работы (доклады, рефераты, сочинения); краеведческая и поисковая
деятельность; познавательные задания.
Условия:
взаимодействие урочной и внеурочной деятельности,
материальнотехническая база; программнометодическое обеспечение СМИ.
Формы:
разнообразные виды уроков героикопатриотической
направленности интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии,
уроки мужества, урокихарактеристики, урокиконференции и т. д.; классные
часы; фестивали и праздники; музейная работа; дни национальных культур;
факультативы. Все эти формы позволяют формировать у учащихся активное
отношение к изучаемым событиям, умение анализировать события, определять
их значение в судьбе Отечества.
Данная модель организации патриотического воспитания школьников
влияет на формирование их активной жизненной позиции, складывание
основных критериев моральных норм, а также более глубокое изучение
предмета благодаря эмоциональной окраске.
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их
взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и
формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном
облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина это не
только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся
эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором
его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе
человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.
Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут считать таковым
другие, прежде всего его соотечественники. Настоящим патриотом можно считать человека, укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье,
хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную
семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших
традициях своих детей и внуков, содержащего в надлежащем виде свое жилище
и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
работающего на благо своего Отечества, участвующего в общественных
мероприятиях патриотической направленности.
Школа должна встать на защиту нравственного становления личности
подрастающего поколения, это должно привести к тому, что в центре
современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность
носитель права и демократии.
Однако, патриотическое воспитание в настоящее время имеет
определенные сложности. Основная сложность патриотического воспитания,
особенно в старших классах, заключается в том, что изучение истории
ориентировано на сдачу ЕГЭ. Патриотизм и духовность выпускника,
заполняющего клеточки в бланке ЕГЭ по истории, не измерить и не определить.
Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической
литературы, в которой педагоги могли бы найти рекомендации по этой
проблеме. К этому можно добавить недостаточную насыщенность учебников и
учебных пособий патриотической информацией, практическое отсутствие
художественных фильмов патриотического содержания на историческую
тематику, сокращение в учебных программах часов на изучение истории России,
отсутствие краеведения как отдельного предмета.
Работа по патриотическому воспитанию детей должна проводиться
комплексно, совместными усилиями государства, родителей, средств массовой
информации, работников образовательных учреждений всех видов и типов.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы
готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на
его защиту. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории,
проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу
достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством,
может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют
его как личность, как гражданина.
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Статья по теме: "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.