Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"
Оценка 4.9

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
17.02.2018
Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"
«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит стать компетентным в современных вопросах, интересующих как педагогический коллектив, так и школьников. И поэтому современный педагог — это непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового. Это человек, который готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Тема моего дипломного исследования «Самообразование как условие профессионального роста». Актуальность темы обусловлена тем, что качество обучения зависит от уровня подготовки педагога. Цель исследования: доказать, что учитель должен не только учить, но и учиться сам. Для выполнения поставленной цели я решала следующие задачи: 1)Изучить историю вопроса. 2)Исследовать готовность педагогов школы к саморазвитию. Объект исследования: самообразование . Предмет исследования: самообразование педагогов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Покровская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области". Методы исследования: работа с научно-популярной литературой, диагностирование, анкетирование. Гипотеза исследования: « Как только учитель перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» (К.Д.Ушинский)
Диплом Самообразование как условие профессионального роста.docx
ЧОУ ДПО «Центр Знаний» Программа профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» Дипломная работа на тему «Самообразование как условие профессионального роста» Выполнила: Ленёва Марина Анатольевна, учитель математики, высшая квалификационная категория,  МБОУ «Покровская СОШ»  Омского муниципального района  Омской области с.Покровка 2018 Содержание Введение                                                                                                           3­4 1.Научно­педагогические основы самообразования педагога                   5­15 1.1.Самообразование как социально­педагогическая проблема                5­6 1.2.Учитель как субъект самообразования                                                   6­8 1.3.Особенности самообразовательной деятельности современного  учителя                                                                                                            8­12 1.4.Классификация стадий профессионального роста учителя                 12­14 1.5.Результат самообразования                                                                     14­15 2.Экспериментальная  часть                                                                          15­17   2.1. Исследование реализации и потребностей в саморазвитии                16 2.2.Оценка способности к саморазвитию, самообразованию                    16­17 Заключение                                                                                                      17­19 Список использованных источников                                                            20 Приложение1                                                                                                   21­26 Приложение2                                                                                                   27­30 Приложение3                                                                                                   31­33 2 Введение  «Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко   Педагог — одна из важнейших фигур в становлении гражданина, его социализации, развитии его творческих способностей. Поэтому очень важно, чтобы педагог, который работает с детьми, был человеком творческим, был личностью неповторимой и особенной, обладал высоким профессиональным мастерством, был «на одной волне» с детьми. Стать авторитетным — значит   интересующих   как стать   компетентным   в современных   вопросах, педагогический   коллектив,   так   и школьников.   И поэтому   современный педагог —   это   непрерывно   развивающаяся   личность,   открытая   для   всего нового.   Это   человек,   который   готов   не   только   учить,   но   и учиться   сам. Уровень   образования   современных   школьников   в прямо   пропорциональной зависимости   от   уровня   самообразования   учителя.   Ведь   чем   больше   знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Тема  моего   дипломного   исследования   «Самообразование   как   условие профессионального роста». Актуальность  темы   обусловлена тем, что качество обучения зависит от уровня подготовки педагога.  Цель исследования: доказать, что учитель должен не только учить, но и учиться сам. Для  выполнения поставленной цели я решала следующие задачи: 1)Изучить историю вопроса. 2)Исследовать  готовность педагогов школы к саморазвитию.  Объект исследования: самообразование . 3 Предмет  исследования: самообразование педагогов Муниципального   учреждения   "Покровская   средняя бюджетного   общеобразовательного   общеобразовательная   школа   Омского   муниципального   района   Омской области".   Методы  исследования:   работа   с   научно­популярной   литературой, диагностирование, анкетирование.  Гипотеза исследования: « Как только учитель перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» (К.Д.Ушинский)   Самообразование   во   все   времена   было   основным   источником человеческого   знания.  Основной  объем   знаний   и  умений  каждый   добывает сам. «Кто дорожит жизнью мысли, — писал Д. И. Писарев, — тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий».   Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога)   –   это   процесс   самостоятельного   освоения   педагогом   новых педагогических   ценностей,   способов   и   приёмов,   технологий   деятельности, умений   и   навыков   их   использования   и   творческой   интерпретации   в   своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен   постоянно   учиться,   высказывали   многие   педагоги   и   мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы   учимся   сами».   «Учитель   немецких   учителей»   А.   Дистервег   советовал учителю   никогда   не   останавливаться   в   собственном   образовании,   так   как образование постоянно развивается. 4 Глава1.Научно­педагогические основы самообразования педагога 1.1.Самообразование как социально­педагогическая проблема «Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания…» Г.М.Коджаспирова   Повышение   квалификации   – условие жизни   в   современном   мире.   В наши   дни   невозможно   один   раз   получить   специальность,   а   потом   только реализовывать свои знания и умения Чтобы   оставаться профессионалом,   требуется   непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия. Одним   из   показателей профессиональной компетентности     любого   является   его   способность   к самообразованию,   которая специалиста   проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего стремлении положения образовательного процесса       и   к росту, самосовершенствованию.  Самообразование расширяет   и   углубляет   знания,   способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это   первая   ступень   к    совершенствованию профессионального   Поэтому самообразование каждого   современного   человека мастерства. должно   стать   его   потребностью.   Совершенствование   качества   обучения   и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность 5 различных   курсов   повышения   квалификации,   семинаров   и   конференций невелика без процесса самообразования. Основными   направлениями саморазвития   личности     являются самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение). подходы современном разные На     этапе   в     определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития. Под   самообразованием   традиционно   понимают   осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: во­первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека); во­вторых, управляется самим человеком; в­третьих,   необходима   для   совершенствования   каких­либо   качеств человека, и сам человек это осознает. 1.2.Учитель как субъект самообразования          Сегодня  развитие образовательного учреждения, совершенствование  качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки  учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться  — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах,  конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального  развития педагога неосуществима.            В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение  его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе  формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий  6 постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль  работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в  овладении творческими умениями анализировать условия образовательной  среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать  собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей  деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в  перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного  маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.  Для профессиональной   деятельности   педагога сегодня   недостаточно просто  работать   в  образовательном   учреждении   и   знать   свой предмет.                 Для педагогической деятельности на современном уровне требований   необходимо   постоянно   обновлять общества свой профессиональный потенциал.   и   обогащать   В  процессе самообразования педагог    может  использовать   различные источники информации:   изучение   литературы,   просмотр   телепередач   или видеороликов,   прохождение   курсов   повышения   квалификации,   посещение семинаров   и   конференций,   посещение   занятий   коллег   с   последующим обменом   опытом.   Интенсивное   развитие   информационных   технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер­классах, тематических виртуальному видеоконференциях, способствует семинарах       объединению педагогов в решении вопросов самообразования. Самообразование   педагога   будет   эффективным, когда:   реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания   и   самоанализа,   готов   к   изменениям,   владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, важна чувств, своей   деятельности.   Также анализ   на       7 которая   включает   общеобразовательное, программа самообразования, предметное, научное, психолого­педагогическое и методическое направления. В самообразовании   педагога должны   быть   следующие результаты: повышение   качества   преподавания, педагогического взаимодействия   с   проведение обучающимися, исследований,   разработка   и   внедрение   новых   форм,   методов   и   приемов   написание   пособий,   статей,   программ, обучения,   подготовка   докладов,   выступлений,   дидактических   материалов, тестов,   методических   рекомендаций   и   др.   Работа   над   собой   является процессом   сложным,   креативным,   который   не   может   быть   жестко регламентирован и который требует содействия. 1.3.Особенности самообразовательной деятельности современного учителя В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.  Каждый педагог  имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий. Сегодня   существуют   множество   форм   и   способов,   как   педагогу повышать свою квалификацию с помощью интернет – ресурсов и технологий. Технология   организации самообразования   педагогов может   быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный 2 этап – обучающий 3 этап – практический 4 этап – теоретический 5 этап – итогово­контрольный Участие   администрации   является   важным,   как   в   процедуре   анализа и самооценки   педагогической   деятельности,   так   и   в   процессе   разработки   мониторинга индивидуальной   программы   развития,   ее   реализации, 8 результативности.В   методическом   кабинете   в   помощь педагогам   в   их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: •   списки   рекомендованной   для самостоятельной   работы   литературы; материалы передового педагогического опыта • разные варианты планов работы по самообразованию • тексты докладов • образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности • образцы конспектов литературных источников • новинки психолого­педагогической литературы. Самообразовательная работа   постепенно   должна   перейти   в   научно­ исследовательскую. Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. • Желание творчества.  Педагог — профессия творческая.  Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать   одни   и   те   же   доклады.   Должно   появляться   новое,   работа   должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. •   Стремительный рост   современной   науки,  особенно   психологии и педагогики.  В   эпоху   автомобилей   негоже   пользоваться   телегой.   Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека. • Конкуренция.  Не   секрет,   что   многие   родители,   приводя   ребёнка   в   школу,   просят определить его в класс к «лучшему учителю». Никто не хочет быть плохим учителем! 9 • Материальное стимулирование.  Наличие   категории,   премии,   надбавки   зависит   от   квалификации   и мастерства   педагога.   Без   постоянного   усвоения   новых   знаний   не   добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше. Основные принципы, направления и источники самообразования: • непрерывность • целенаправленность • интегративность • единство общей и профессиональной культуры • взаимосвязь и преемственность • доступность • опережающий характер • перманентность перехода от низкой ступени к высшей • вариативность и др. Основные   направления,   в   которых   учителю   необходимо заниматься самообразованием: • профессиональное • психолого­педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские  качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы  обучения) • правовое • эстетическое (гуманитарное) • историческое • иностранные языки • политическое • информационно­компьютерные технологии 10 • охрана здоровья • интересы и хобби. В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть  список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок: • результаты самообразования учителя на определённых этапах • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по  которым будет определяться эффективность и качество) • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники,  программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приёмов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала • выработка методических рекомендаций по применению новой  информационной технологии • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским  технологиям • создание комплектов • педагогических разработок • обобщение опыта по исследуемой проблеме Самообразование педагога будет продуктивным, если: • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к  собственному развитию и саморазвитию; • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического  опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты  своей профессиональной деятельности. • педагог обладает развитой способностью к рефлексии; • программа профессионального развития педагога включает в себя  возможность исследовательской, поисковой деятельности; 11 • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития  и саморазвития. Тему самообразования педагог выбирает сам на основании темы, над  которой работает образовательное учреждение. На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. При оформлении работы указываются: 1. Титульный лист: название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес,  рабочий телефон. 2. Творческая визитка педагога: Ф. И. О. педагога образование, специальность стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально ­ педагогическое кредо. 3.Научно­методическая   и профессионально   ­   педагогическая деятельность: название темы по самообразованию; цель, задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. 4. Оценка профессиональной деятельности: способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчёта по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. (Приложение 1). 12 Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. 1.4.Классификация стадий профессионального роста учителя Существуют различные подходы к классификации стадий  профессионального роста учителя. В классификации Р. Фуллера выделяется  три стадии: стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия  адаптации и активного усвоения методических рекомендаций — 2­5 лет  работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6­8 лет и  характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт,  желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих  этапов присущи специфические интересы учителей.   Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами.  Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая  потребность разобраться в себе как специалисте.  Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей  профессиональной деятельности.  Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности.  Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и  анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя.  Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают  самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается  деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных  возможностей и профессиональных проблем.  Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но  существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его  13 жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности,  когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со  своими действиями. Педагогический анализ содержит следующие функции:  диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.      Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в  той мере, в какой она является объектом структурированного анализа:  неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к  развитию, а к профессиональной стагнации учителя.  Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая  организация процессов понимания происходящего в широком системном  контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и  действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому  рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане — переживания и  самоотчет одного индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная  мыследеятельность и совместный поиск решения . Педагогическая   рефлексия   в   деятельности —   это   процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим   собой   и   к   поиску   выхода   из   него.   Рефлексия —   комплексная мыслительная   способность   к   постоянному   анализу   и   оценке   каждого   шага профессиональной   деятельности.   С   помощью   рефлексивных   способностей, которые  включают  в  себя  ряд  основных  интеллектуальных  умений, можно управлять   собственной   профессиональной   деятельностью   в   условиях неопределенности.   Взятые   вместе,   эти   «ключевые   умения»   составляют своеобразную   рефлексивную   технологию,   при   помощи   которой   и совершенствуется профессиональный опыт учителя. 1.5 Результат самообразования           Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается  некий продукт, или нет каких­либо достижений. 14 И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть  список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.         Каковы могут быть результаты самообразования учителя:  повышение качества преподавания предмета;  разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;  разработка новых форм, методов и приемов обучения;  доклады, выступления;  разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;  выработка методических рекомендаций по применению новой  информационной технологии;  разработка и проведение открытых уроков по собственным,  новаторским технологиям;  создание комплектов педагогических разработок;  проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер­классов,  обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);  повышение престижа образовательного учреждения.         В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и  инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его  работы. 15 Показатели эффективности педагогического самообразования — это,  прежде всего, качество организованного учителем учебно­воспитательного  процесса и профессионально­квалификационный рост педагога. Глава2.Экспериментальная  часть Мы,   учителя,   имеем   дело   не   просто     с   людьми,   а   с   молодыми,   не окрепшими личностями учеников. Именно в нашей профессии важно уметь вести людей за собой. А это невозможно без постоянного обновления багажа знаний, пополнения методической копилки новыми умениями.   Я работаю учителем в сельской школе  29 лет. И все эти годы нахожусь в   состоянии:   «Я   должна   это   знать!»,   «Я   хочу   это   знать!».   А   как   иначе? Известно, что в деревнях и сёлах средний возраст педагога за 50 лет! В нашей школе около 43 лет! Многие привыкли работать по­старому, ничего не хотят менять в своём стиле работы. Но если хочешь быть современным педагогом, интересным своим ученикам, должен идти в ногу со временем! Гореть, а не тлеть! В   настоящее   время   разработан   целый   спектр   методик   и диагностик, позволяющих   определить   потребности   в самообразовании,   оценит способности   к саморазвитию   и самообразованию,   для   оценки   творческого потенциала   личности   и т. д.   Наиболее   полно   методики   представлены в книге В. И. Андреева «Педагогика: курс творческого саморазвития».  Проведя методику «Выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова оказалось, что все (100 %) учителя, даже   только   начинающие   педагогическую   деятельность,   объективно оценивают свои положительные профессиональные качества, отчетливо видят свои недостатки, не занижая при этом отрицательные качества.  2.1. Исследование реализации и потребностей в саморазвитии 16 Использовав диагностику «реализации потребностей в саморазвитии» педагогов  мне удалось выяснить, что активно реализуют свои потребности в саморазвитии 9(69%)  педагогов из 13 опрошенных, причём стаж работы у  8 из   них   более   25   лет.     У   4­х   (31%)   педагогов   отсутствует   сложившаяся система саморазвития, хотя  стаж работы у них более 10 лет. Самый высокий результат у педагога со стажем работы 3,5 года. Необходимо отметить, что не нашлось ни одного педагога, который бы находился в стадии остановившегося саморазвития. (Приложение 2)   Сверхзадача     учителя   любого   предмета   –   создать   условия   для обеспечения запуска процесса саморазвития ученика. Для выполнения этой задачи учителю необходимо быть человеком, процесс саморазвития которого уже   запущен   и   является   формой   существования   личности   учителя,   а  если этого  нет,  то  человеку  нужно выбирать  другую профессию  ­ нельзя учить тому,   чего   ты   сам   не   знаешь   или   не   умеешь.   Хочется   перефразировать известную фразу: «Хочешь развиваться ­ развивайся!». 2.2.Оценка способности к саморазвитию, самообразованию  Оценив «способности к саморазвитию, самообразованию» по методике, описанной   в книге В. И. Андреева   «Педагогика:   учебный   курс   для творческого саморазвития»,  мною были получены следующие результаты:8 % педагогов(1   человек)   имеют   высокий   уровень   творческого   потенциала личности,   у   23%   учителей   (3   человека)уровень   потенциала —   чуть   выше среднего ,46 % (6 человек)педагогов имеют   средний   уровень творческого потенциала,15%(2   человека)   имеют   уровень   чуть   ниже   среднего,   и,   к большому   сожалению   ,8%(1   человек)   имеют   уровень   ниже   среднего. (Приложение 3)  Как бы ни был высок уровень способностей учителя к саморазвитию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего 17 называют учителя­это   маленькая зарплата, отсутствие времени,  отсутствие стимулов и т.д.  Проанализировав результаты проведённых исследований , я пришла к выводу, что в  сложившейся ситуации в области самообразования педагогов нашей   школы   ,   остается   важным   участие   администрации,   методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого   педагога   как   в   процедуре   анализа   и   самооценки   педагогической деятельности,   так   и   в   процессе   разработки   индивидуальной   программы развития.   Всё   это   способствует   формированию   устойчивой   потребности   в самообразовании,   побуждает   всех   к   изучению   новой   информации   и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.           Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько  шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие  условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это  станет образом жизни. Заключение                  Итак,   самообразование   педагога­это   наиважнейшая   часть   его профессионального   роста.   От   того,   насколько   активна   позиция   педагога   в профессиональной   деятельности,   от   способностей   и   уровня   развития творческого   потенциала   личности   учителя,   самообразование   будет   носить более   творческий   характер,   тем   шире   и   разнообразнее   будут   становиться потребности и интересы педагога, а значит и успехи наших детей.           Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. 18 Учителю   нельзя прекращать своей самообразовательной работы и забывать, что, сколько бы он ни учился, сколько бы он не знал, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.   Самообразование­путь развития собственной незаурядности педагога, ведь  ребята не любят неинтересных людей.   Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые   под   влиянием   морально­ современным   обществом   к   учителю, психологического   климата,   сложившегося   в   коллективе,   и   требований администрации   образовательного   учреждения,   каждый   учитель   определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает,   что   чем   больше   информации,   методов   и   инструментов   в   своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия   творческая,   работа   должна   доставлять   удовольствие.   Чувства ответственности и долга пока ещё «стимулируют» коллективы школ, но кто серьезно исследовал статистические данные о здоровье учителей и забил в колокола?   В настоящий момент усиливается стрессовое состояние педагогов по многим причинам:  увеличение с каждый годом потока информации; падение   систематически   провоцируемое   и престижа   профессии   учителя, подогреваемое   СМИ;   незащищенность   педагогов   в   правовой   сфере, постепенное снижение уровня жизни учителя на фоне постоянного повышения стоимости товаров и услуг.  Конечно,   проблем   в   процессе   самообразования   возникает   много... Самообразованию   можно   и   нужно   учиться,  что   и   делают   педагоги     нашей школы, не смотря, а точнее, вопреки всем возникающим проблемам.   Школа   не   может   развиваться   никаким   иным   способом,   кроме   как создавая   и   осваивая   новую   практику   образования,   т.   е.   в   результате 19 организованного   в  ней   управляемого   инновационного   процесса —  процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно­новому объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие   у   учителей   способности   к   продуцированию нового,   т.   е. высокоразвитую   способность   к   творчеству.   Таким   образом,   современную школу   создает   учитель   творческого   типа.   Причем   под   творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и   методов,   техник,   но   и   реализация   потенциальных   возможностей   и способностей учителя, его потребности в самореализации. «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой­либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства,   живущего   в   самом   человеке».   (Л.С. Выготский).   Педагогическое творчество   имеет   ярко   выраженную   личностную   специфику,   причем приоритетной   является   внутренняя,   содержательная   сторона.   Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект.  Без   творческого   осознания   и   наделения   собственным   смыслом содержания   образования,   методов,   приемов,   форм,   технологий   учитель   не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания. 20 Список литературы 1. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития /  В. И. Андреев. — Казань, 2003. — 608 с. 2.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.  высш. и сред. пед. учеб, заведений­М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с. 3.Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального  роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире:  материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, июль 2015 г.). —  СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51­54.  4.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 5.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.  – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,  1999. 6.Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ,  2001. 88c.). 7.Электронный педагогический словарь. 21 Индивидуальная программа профессионального развития педагога Приложение 1 (Работа по теме самообразования) (в межкурсовой период) Учитель математики Ленёва Марина Анатольевна Тема: Развитие самостоятельности мышления и осуществления учебно­ познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью  технологии развития критического мышления. МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа Омского  муниципального района Омской области» Пояснительная записка Расскажи мне—и я забуду, Покажи мне—и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и я пойму. Китайская пословица   Основа   построения   ФГОС(Федерального   государственного   образовательного стандарта) ­системно­ деятельностный подход. Реализация системно ­ деятельностного   подхода­ главный принцип отбора технологий обучения. 22 Мы   хотим,   чтобы   наши   ученики   мыслили   самостоятельно, оригинально, чтобы они хорошо, свободно говорили. Еще хотим, чтобы у них был интерес к учебе. Еще хотим... А вот – разводим руками – ничего этого нет.   Они   инфантильные,   равнодушные,   прогуливают   и   на   уроках   хамят. Может, виноваты панки, неформалы?   Мы­то,   учителя,   стараемся,   готовимся   к   урокам,   ищем   для   них интересные материалы? В чем же дело? Мы готовы признать, что процесс обучения нуждается в пересмотре. Программы обновляются. Педагогические теории «полнеют» и стройнеют»,но без ответа остаётся вопрос: « Почему дети не мыслят самостоятельно, не говорят свободно?»    Деятельность   ученика   должна   стать   осознанной,   мотивированной. Задача   педагогов   ­  создать   такие   условия,   при   которых   дети     смогут развивать познавательную мотивацию. Одним   из   средств   развития   учебно­познавательной   мотивации   может быть технология развития критического мышления  через чтение и письмо. Срок реализации ИППРП­5 лет (2013­2018г.г.) Цель: Развитие формально­логического мышления учащихся и навыков рефлексивного чтения на уроках математики как основ самостоятельности мышления   и   деятельности   с   помощью   технологии   развития   критического мышления. Задачи программы: 1.Определить   перечень   познавательных   универсальных   учебных действий, составляющих основу формально­логического мышления. 2.Выделить   познавательные   универсальные   учебные   действия, составляющих основу стратегий смыслового чтения и работы с текстами. 3.Определить   перечень     регулятивных   универсальных   учебных действий,   составляющих   основу   проектирования   собственной   учебной деятельности. 23 4.Проанализировать   возможности   технологии   развития   критического мышления в формировании и развитии выделенных универсальных учебных действий на уроках математики. 5.Проанализировать     результаты   использования   технологии   развития критического   мышления   на   уроках   математики   для   формирования выделенных универсальных учебных действий. Предполагаемый результат:    применение технологии РКМЧП на уроках математики; внедрение новой педагогической технологии в свою деятельность и  распространение опыта среди других педагогов; разработка нового механизма управления качеством образования.          Программа работы над темой по самообразованию № 1 Изучение методической,  Содержание и виды работ 2 педагогической и предметной  литературы. Посещение семинаров,  конференций, проблемных курсов,  уроков коллег по технологии  ТРКМЧП Разработка уроков математики по  технологии ТРКМЧП Сроки ноябрь 2013­ ноябрь 2014 ежегодно ноябрь 2014­ ноябрь 2018г.г. Результат Накопление  теоретического материала Накопление  опыта,  получение  сертификатов Открытые уроки математики  с  приглашением  коллег и  администрации Дискуссии, совещания, обмен  опытом с коллегами с целью  оказания помощи Курсы повышения квалификации Защита работы по теме  «Применение технологии развития  24 систематически Распространение опыта работы по технологии  ТРКМЧП  получение  сертификатов выступление на  заседании ШМО, по  возможности  Ноябрь 2018г. критического мышления через  чтение и письмо на математики ». Открытые внеклассные  мероприятия по предмету( с  применением технологии РКМЧП) ежегодно педсовете  Формирование  УУД во  внеурочной  деятельности Действия по реализации  направлений работы по теме  самообразования Определение перечня   познавательных универсальных  учебных действий, составляющих  основу формально­логического  мышления. Выделение познавательных  универсальных учебных действия,  составляющих основу стратегий  смыслового чтения и работы с  текстами. Определение  перечня   регулятивных универсальных  учебных действий, составляющих  основу проектирования собственной учебной деятельности. Проанализировать возможности  технологии развития критического  мышления в формировании и  развитии выделенных  универсальных учебных действий на уроках математики. Проанализировать  результаты  использования технологии развития  критического мышления на уроках  математики для формирования  выделенных универсальных учебных действий. Систематизировать общие знания и  представления о понятиях  «критическое мышление»,  «педагогическая технология  25 ноябрь 2014­ ноябрь 2015 ноябрь 2014­ ноябрь 2015 ноябрь 2014­ ноябрь 2015 ноябрь 2017­ ноябрь 2018г.г. Ноябрь 2017­ ноябрь 2018г.г. Составлена  картотека   познавательных  УУД Составлен  перечень  познавательных УУД Составлен  перечень  регулятивных  УУД Проведение и  анализ уроков  с  точки зрения   перспективности применения  данной  технологии Анализ  полученных  результатов Ноябрь 2013­ ноябрь 2014 Работа с научно­ популярной   литературой  и  составление РКМЧП», о принципах и методах,  которые используются в рамках  данной технологии Выявить существенные отличия  критического мышления от  мышления обыденного Ноябрь 2013­ ноябрь 2014 Рассмотреть учебную среду  наиболее благоприятную для  развития критического мышления Ноябрь 2015­  август 2016 «портфолио»  данной  технологии Работа с научно­ популярной   литературой  ,материалами    СМИ  составление  «портфолио»  данной  технологии Работа с научно­ популярной  литературой, материалами СМИ ,  составление  «портфолио»  данной  технологии Источники информации: 1.Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на  уроках.­Спб,2001 2.Загашев И.О. Умение задавать вопросы.­Перемена,2001,№4 3.Заир­Бек С.И. Как поставить отметку и в каком случае она нужна? – Перемена,­2001,№4 4.Линдсей Г.Творческое и критическое мышление:хрестоматия по общей  психологии.­М.,1981 5.Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей/К.Мередит,Дж.  Стил,Ч.Темпл.­1998 26 6.Популяризация критического мышления: пособие 2/Сост.  К.Мередит,Дж. Стил,Ч.Темпл.­М.,1997 7.Халперн Д.Психология критического мышления/Д.Халперн.­Спб,2000 8.Заир­Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.­М.,»Просвещение»,2011        9.http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Приложение 2 Диагностика реализации  и потребностей в саморазвитии Инструкция: Отвечая на вопросы анкеты, поставьте , пожалуйста, баллы,  соответствующие вашему мнению: 5­если данное утверждение полностью соответствует действительности 4­скорее соответствует, чем нет 3­и да, и нет 2­скорее не соответствует 27 1­не соответствует Опросник 1.Я стремлюсь изучить себя. 2.Я  оставляю время для развития, как бы ни был занят делами. 3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4.Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5.Я рефлектирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. 6.Я анализирую свои чувства. 7.Я много читаю. 8.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9.Я верю в свои возможности. 10.Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю  положительные результаты. 13.Я получаю удовольствие от освоения нового. 14.Возрастающая ответственность меня не пугает. 15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе. Обработка и интерпретация результатов Посчитайте общую сумму баллов. Если у вас 55 и более баллов, значит вы активно реализуете свои потребности  в саморазвитии. Диапазон  от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что,  у вас отсутствует  сложившаяся  система саморазвития. Результат  от 15 до 35 баллов даёт основание полагать, что исследуемый  находиться в стадии остановившегося саморазвития. № Стаж Баллы Результат 28 п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 работы (лет) 50 46 39 29 28 28 27 22 14 10 9 58 63 55 64 61 60 49 53 45 61 активно реализует свои потребности в саморазвитии. активно реализует свои потребности в саморазвитии. активно реализует свои потребности в саморазвитии активно реализует свои потребности в саморазвитии активно реализует свои потребности в саморазвитии активно реализует свои потребности в саморазвитии отсутствует сложившаяся система саморазвития отсутствует сложившаяся система саморазвития отсутствует сложившаяся система саморазвития активно реализует 29 11 12 6 6 13 3,5 57 48 67 свои потребности в саморазвитии активно реализует свои потребности в саморазвитии отсутствует сложившаяся система саморазвития активно реализует свои потребности в саморазвитии 30 Приложение 3 В.И.Андреев .Оценка способности к саморазвитию, самообразованию 1.За что Вас ценят друзья? а)За то, что преданный и верный друг; б)Сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в) Эрудированный и интересный собеседник. 2.На основе сравнительной  самооценки выберите, какая характеристика Вам  более всего подходит? а)Целеустремлённый; б)Трудолюбивый; в)Отзывчивый. 3.Как Вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию  своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день? а)Думаю, что чаще это пустая трата времени; б)Я пытался это делать, но  нерегулярно; в)Положительно, так как я давно это делаю. 4.Что Вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться,  лучше учиться? а)Нет достаточно времени; б)Нет подходящей литературы и условий; в)Не  всегда хватает силы воли и настойчивости. 5.Каковы типичные причины Ваших ошибок и промахов? а)Невнимательный; б)Переоцениваю свои способности; в) точно не знаю. 6.На основе сравнительной оценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит? а)Настойчивый; б)Усидчивый; в) Доброжелательный. 31 7. На основе сравнительной оценки выберите, какая характеристика Вам  более всего подходит? а)Решительный; б)Любознательный; в)Справедливый. 8. На основе сравнительной оценки выберите, какая характеристика Вам  более всего подходит? а)Генератор идей; б)Критик; в)Организатор. 9. На основе сравнительной оценки выберите, какая характеристика Вам  более всего подходит? а)Сила воли; б)Память; в)Обязательность. 10.Что чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время? а)Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби; б)Читаю художественную  литературу; в) Провожу время с друзьями либо в  кругу семьи. 11.Что из ниже приведённых сфер для Вас в последнее время представляет  познавательный интерес? а)Научная фантастика; б) Религия; в) Психология. 12.Кем бы Вы могли себя реализовать? а)Спортсменом; б) Учёным; в) Художником. 13.Каким чаще всего считают или считали Вас учителя? а)Трудолюбивым; б) Сообразительным; в)Дисциплинированным. 14.Какой из трёх принципов Вам ближе всего и которого Вы придерживаетесь  чаще всего? а)Живи и наслаждайся жизнью; б)Жить, чтобы больше знать; в) Жизнь прожит не поле перейти. 15.Кто ближе всего к вашему идеалу? а)Человек здоровый, сильный духом; б)Человек, много знающий и умеющий;  в) Человек не зависимый и уверенный в себе. 16.Удаётся ли Вам в жизни добиваться того, о чём Вы мечтаете, в  профессиональном и личном плане? 32 а)Думаю, что да; б)Скорее всего да; в)Как повезёт. 17.Какие фильмы Вам больше всего нравятся? а)Приключенческо­романтические; б)Комедийно­развлекательные;  в)Философские. 18.Представьте себе, что Вы заработали миллион. Куда бы Вы предпочли его  истратить? а)Путешествовал бы и посмотрел мир; б)Поехал бы учиться за границу или  вложил деньги в любимое дело; в)Купил бы коттедж с бассейном ,мебель,  шикарную машину и жил бы в своё удовольствие. Стаж Уровень способности педагога к саморазвитию, педагогической деятельности 4­10 лет 11­20 лет 22­29 лет 39­50 лет самообразованию Ниже среднего Чуть ниже среднего 1 2 Средний Чуть выше среднего Высокий 1 1 3 1 1 2 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"

Статья по теме "Самообразование как условие профессионального роста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018