Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Оценка 5

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
история +1
5 кл—9 кл
12.09.2019
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. В данной статье затрагиваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода на уроках. Освещаются формы деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла., интерактивные методы обучения..
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.doc
Системно­деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания  Лаврентьева О.В. учитель истории и обществознания Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном   классе   учатся   дети   с   совершенно   разными   способностями,   уровнем   воспитанности,   состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный   метод   обучения.   На   этой   методологии   основываются   стандарты   нового   поколения   для начальной   и   основной   школы.   Системно­деятельностный   подход,   предполагает   включение   учащихся   в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь­это “система сменяющих друг друга   деятельностей”.   Процесс   обучения   как   передача   информации   от   учителя   к   ученику,   считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.   Несоответствие   между   деятельностью,   диктуемой   природой,   и   той,   которую   начинают   требовать выполнять   в   школе,   рождает   актуальную   социальную   проблему:   неподготовленность   выпускников   к самостоятельной жизни и работе. Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы.   Задачи   изучения   курса,   темы   не   сводятся   к   перечню   исторических   сюжетов,   подлежащих рассмотрению,   но   определяют   то,   чему   должны   научиться   школьники.   Чаще   всего   это   выражается   в дидактических категориях “знать”, “уметь”, конкретизируемых применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”. На   каждом   этапе   я   стремлюсь   развить   мыслительную   деятельность   учащихся,   заложить   основы   для формирования   ключевых   компетенций.   Для   формирования   деятельностных   способностей   необходимо постоянно   тренировать   обучающихся   в   выполнении   различных   видов   деятельности.   Главное   в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут  из  нее  выход.  Функция   учителя   носит  лишь  направляющий  и  корректирующий  характер.   Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. На   уроках   использую   формы   занятий,   связанные   с   изучением   исторических   источников   (лабораторные работы,   практикумы   и   др.),   рассмотрением   исторических   ситуаций,   сопоставлением   версий   и   оценок исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится к формуле “опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися”, а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.Самостоятельная работа всего   класса   предпочтительна   там,   где   речь   идет   о   значительных   по   охвату   исторического   материала характеристиках,   периодизациях   эпох,   процессов,   масштабных   событий.   Кроме   того,   коллективное рассмотрение   позволяет   более   полно   представить   и   сопоставить   разные   точки   отсчета,   критерии периодизаций или оценок, провести обмен мнениями. В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников, трудов историков, будут полезнее для индивидуальной работы, в которой каждый ученик может пройти свой путь познания. Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке: Составление   опорных   конспектов   в   виде   плана,   схемы,   графика,   диаграммы,   рисунка   и   т.д.   Позволяет систематизировать   учебную   информацию,   расположить   ее   в   логической   последовательности,   выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. Заполнение   сравнительно­обобщающей   таблицы,   которая   станет   итогом   анализа   и   сопоставлении сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. Составление   биографических   справок  –   характеристик   исторических   личностей.   На   основе   оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.  Работа   с   исторической   картой.  Этот   вид   учебной   деятельности   позволяет   не   только   получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко­географическом пространстве. Анализ исторических источников  (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение,   оценка   и   критическое   отношение   к   различным   интерпретациям исторических фактов.  Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.  Рецензия   на   ответ   товарища.  Эта   работа   способствует   формированию   умений   объективной   само­   и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.  Задания на образную реконструкцию исторических фактов: Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; Изложение   сути   исторических   событий   в   диалоге,   споре,   беседе   их   непосредственных   участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.  Моя  задача  учителя  –   создать   условия   для   саморазвития   потенциальных   возможностей   и   творчества учащихся на уроках истории: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,  создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,  помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,  совершенствовать интеллектуальные способности учащихся. Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно­коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование   нетрадиционных   форм   уроков,   в   том   числе   деловых   и   ретроспективных   игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. Применяю следующие интерактивные методы: Дискуссии Дебаты  Ролевые игры Различные виды групповых работ Деловые игры Турниры знатоков В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят  дебаты.  Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.  Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи: способствовать становлению гражданского общества в России; развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию; формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.  Учащиеся   являются   активными   исследователями   информации;   им   необходимо   уметь   использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации, находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая,   соревновательная   форма   проведения   “Дебатов”   позволяет   разобрать   и   закрепить   изучаемый материал в неформальной обстановке.  Походу работы  ребята  должны  доказывать  какую­либо  точку  зрения   вне зависимости   от  своих  личных убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение,   даже   то,   с   которым   они   не   согласны,   что   может   привести   к   разрушению   убеждений   и нравственных   установок   личности.   Чтобы   избежать   подобного   результата.   Существуют   определенные ограничения   в   выборе   тем:   нельзя   обсуждать   вопросы,   связанные   с   религиозными,   национальными   и политическими   убеждениями.   Более   сложным   моментом   является   сохранение   командного   духа, недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока.  Этапы работы.  1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.  2.   Работа   с   текстом   информации.   Учащиеся   выделяют   главное,   критически   осмысливают   материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.  3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.  4. Построение линии аргументации, доказательной базы.  5. Построение линии опровержения.  6. Ознакомление с правилами этикета полемики. Быть честным, используя ту или иную информацию. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство. Уважать другого, искать решение совместными усилиями  Все  сказанное  выше  показывает  положительную  сторону  использования  данной  технологии  в  учебной  и воспитательной целях. Игры на уроке. В   среднем   звене   –   в   5­9   классах   успешно   применяю   различные   виды   игр.   Игра   на   уроке   истории   и обществознания ­ активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди ­ участники  исторической  драмы. Главная   цель   такого   занятия   ­   это   создание   игрового   состояния   ­   специфического   эмоционального отношения   субъекта   к   исторической   действительности.   Понятно,   что   такая   трудная   задача   требует   от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет   его   кругозор.   Деловая   игра   моделирует   ситуацию   более   поздней   эпохи   по   сравнению   с исторической   обстановкой,   ученик   получает   в   ней   роль   только   нашего   современника   или   потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста):  игра­обсуждение,   в   процессе   которой   воссоздается   воображаемая   ситуация   современности   со   спором, дискуссией  (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты  и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.  игра­   исследование,   которая   строится   также   на   воображаемой   ситуации   современности,   изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.  Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы   или   даже   исторической   личности.   Главным   признаком   игры   такого   типа   является   "эффект присутствия" ­ "так могло быть". Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".  Школьник   для   такой   игры,   как   правило,   придумывает   имя,   факты   биографии,   профессию,   социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник   должен   иметь   представление   о   характере,   чувствах,   мыслях   и   взглядах   персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. Практическое занятие  – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных   умений   школьники   решают   познавательные   задачи,   представляют   результаты   своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого. лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; участие в проектах. Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса.   Только   в   условиях   деятельностного   подхода,   а   не   потока   информации,   нравоучений   человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать   свои   действия.   Поэтому   проектная   деятельность,   деловые   игры,   коллективные творческие   дела   –   это   все   то,   что   направлено   на   практическое   общение,   что   имеет   мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно­деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Итак, системно­деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов   и   приемов,   это   своего   рода   философия   образования   новой   школы,   которая   дает   возможность учителю   творить,   искать,   становиться   в   содружестве   с   учащимися   мастером   своего   дела,   работать   на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "

Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2019