Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
история +1
5 кл—9 кл
12.09.2019
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. В данной статье затрагиваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода на уроках. Освещаются формы деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла., интерактивные методы обучения..
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.doc
Системнодеятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания
Лаврентьева О.В. учитель истории и обществознания
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены
инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий
задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый
материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В
одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием
психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый
индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи
образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у
него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает
деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для
начальной и основной школы. Системнодеятельностный подход, предполагает включение учащихся в
самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением
психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизньэто “система сменяющих друг
друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают
психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает
мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать
выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к
самостоятельной жизни и работе.
Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной
работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих
рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в
дидактических категориях “знать”, “уметь”, конкретизируемых применительно к историческому материалу.
Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например,
“составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”.
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для
формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо
постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в
деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами
ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок
должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные
работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок
исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не
сводится к формуле “опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися”, а может
быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.Самостоятельная работа
всего класса предпочтительна там, где речь идет о значительных по охвату исторического материала
характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий. Кроме того, коллективное
рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии
периодизаций или оценок, провести обмен мнениями.
В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников, трудов историков, будут
полезнее для индивидуальной работы, в которой каждый ученик может пройти свой путь познания.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет
систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить
главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. Заполнение сравнительнообобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставлении
сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок
деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную
оценку.
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить
систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело
ориентироваться в историкогеографическом пространстве.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в
процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям
исторических фактов.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует
формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме
итоги своих самостоятельных изысканий.
Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само и
взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной
работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников,
представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Моя задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества
учащихся на уроках истории:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование
информационнокоммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр,
исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяю следующие интерактивные методы:
Дискуссии
Дебаты
Ролевые игры
Различные виды групповых работ
Деловые игры
Турниры знатоков
В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать
их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и
четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи: способствовать становлению гражданского общества в России;
развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;
формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и
концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать
полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо
владеть большим объемом информации, находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того,
игровая, соревновательная форма проведения “Дебатов” позволяет разобрать и закрепить изучаемый
материал в неформальной обстановке.
Походу работы ребята должны доказывать какуюлибо точку зрения вне зависимости от своих личных
убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не
отстраняться от противоположных утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое
утверждение, даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и
нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата. Существуют определенные
ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными и
политическими убеждениями. Более сложным моментом является сохранение командного духа,
недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока.
Этапы работы.
1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.
2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал,
анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.
3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы
оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.
4. Построение линии аргументации, доказательной базы.
5. Построение линии опровержения.
6. Ознакомление с правилами этикета полемики.
Быть честным, используя ту или иную информацию.
Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и
воспитательной целях.
Игры на уроке.
В среднем звене – в 59 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории и
обществознания активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация
прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди участники исторической драмы.
Главная цель такого занятия это создание игрового состояния специфического эмоционального
отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от
ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их,
расширяет его кругозор. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с
исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка,
изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста):
играобсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором,
дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей
основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.
игра исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей
прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который
пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и
участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной
группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект
присутствия" "так могло быть". Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается
прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".
Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное
положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом
школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа.
Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи",
"увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации
определенного времени.
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и
сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей
практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для
серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах.
Говоря о системнодеятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного
процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек
выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и
самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные
творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит
их жизни – это и есть системнодеятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не
сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системнодеятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий,
методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность
учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на
высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить
их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Статья по теме "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.