Статья "Почему для России так важно возрождение казачества?"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 17.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.
Иконка файла материала Почему для России так важно возрождение казачества.docx
Из опыта работы Начальное образование Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1г. Ардон РСО – Алания  Лисовинова Светлана Александровна Почему для России так важно возрождение казачества?                                                                                  русского народа ударами бед».     «Казачество­ это искра, высеченная из груди  Н.В. Гоголь Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда   видишь   цветущие   сады,   светлое   небо,   сердце   переполняется   от   любви   к   этой красоте,  это тоже наша малая Родина.  Современная   социокультурная   ситуация   формирования   личности     младшего школьника  важная  составляющая  в  жизни   нашего  общества. В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству. В   условиях   растущего   национального   самосознания   наблюдается   живой   интерес   к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры ­ культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций   и   с   возрастанием   роли   казачества   в   жизни   общества,   особенно   в   регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что­ то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими, т.е.­ законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Актуальность данной  проблемы  заключается   в том,   что   в   современном   обществе   частично   утеряны   ценностные   ориентиры.  Мы считаем, что именно культура прошлого должна  положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.Я решила попробовать, на примере проектной деятельности, привлечь внимание  к казачеству как к этнонациональной культуре. Что   такое   наш     проект   «   Возрождение   казачества»?   Это   один   из   способов организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, детей, родителей и представителей  казачьего округа, а также других общественных организаций. Приоритетным   направлением   нашего   проекта   является   формирование   духовно­ нравственной культуры человека, направленной на познание истории, традиций и нравов казачества. Идея проекта  возникла   после  посещения  памятного кургана,  который  находится  при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены   такие   слова:   «Для   обеспечения   безопасности   Военно­Грузинской   дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I. 1         Впоследствии у нас с детьми  возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки? Почему возрождается казачество? Актуальность   темы   исследования:  Сегодня   возвращается   интерес   к   истории казачества.   Нельзя   быть   достойным   гражданином   своей   страны,   если   не   знаешь   своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка. Проблема:  молодое   поколение     мало   знает   о   казаках,   о   возрождении   казачества   и   не задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане мы поняли, что изучение обычаев, традиций  терских  казаков поможет нам  сильнее полюбить наш край. Цель проекта:  изучить историю   возникновения казачества в станице Ардонской   и его возрождение. Перед собой мы выдвинули следующие задачи:      Познакомиться  с историей зарождения и становления казачества. Описать и проанализировать жизнь и быт казаков. Изготовить макет казачьего подворья. Посетить городской музей. Гипотеза: образование терского  казачества – важная эпоха в истории нашего края. Вначале   мы   узнали   кто   же   такие   казаки   ­   это   не   какая­нибудь   особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек».  Город Ардон образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. В 1824   году   дорогу   между   Елизаветинским   и   Константиновским   военными   поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское. Осетинское поселение возникло там  в 1825 году. В 1838 году по указу Императора Николая I о поселении казачьих станиц на Военно­Грузинской дороге рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. За два года  в станице возвели 41 дом. Жили здесь и наши предки, о чём говорят архивные справки. Очень интересно ребятам было увидеть фамилии своих предков в те далёкие годы.  Со временем граница между аа 1 Никол й I П влович царь Польский и великий князь Финляндский.  аа  — император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года,осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1964 году). Идея установки подобного памятника ­  кургана возникла у нашего атамана давно. Такие памятники уже есть в некоторых терских станицах. Где­то они величественные – как в   Ессентуках,   где­то   просто   памятный   знак   –   как   у   нас.   Это   зависит   от   возможности казачьего общества.  В Северной Осетии это первый знак казакам – основателям станиц. На   камне   высечено:   «   Казакам­основателям   станицы   Ардонской   от   благодарных потомков». Дети познакомились с атаманом нашего города. Далее мы узнали что, первые казачьи   селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам. Казаки всегда были очень  набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами ­ стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда   начинались   полевые   работы,   распределение   обязанностей   менялось.   Вся   семья, включая   младенцев   и   детей   старше   шести   ­   семи   лет,   выезжала   в   поле   на   весь   сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали,   занимались   земледелием   и   промыслами.   С   каким   рвением   казаки   и казачки трудились ­ так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не знающего и не поющего казачьи песни.  В     семьях   наших   ребят   сохранилось   песенное   наследие.   Они     часто   поют   дома собираясь вместе. Их  отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман».  В далеком 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор. Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Этот хор до сих пор существует в нашем городе. Родители некоторых   учеников   являются  солистами  этого  коллектива.   Тем   самым   не  забываются казачьи песни, которые поются в домах в часы отдыха. Так же мы узнали ещё одну характерную деталь казачьего быта. Это одежда. Ёё казак воспринимал, как вторую кожу, всегда содержал в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую. У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Не принято было у казаков иметь боевого коня­кобылицу. Перед отъездом казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненной   необходимостью   каждой   казачьей   семьи.   Несоблюдение   или   нарушение   их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Вот некоторые из них: 1.Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 2.По тебе судят обо всём казачестве. 3.Держи слово. Слово казака дорого. 4.Чти старших. Уважай старость. 5.Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. 6.Погибай, а товарища выручай. 7.Будь трудолюбив. Не бездействуй. 8.Береги семью свою и служи ей примером.Этих традиций мы стараемся придерживаться в нашем коллективе.  В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых   пор   его   возрождают.  Создаются   казачьи   дружины.   В  них   вступают  сильные верующие православные. Родители моих учеников имеют казачий воинский чин: младший вахмистр, старший урядник. В результате работы над проектом мы все вместе  достигли следующих результатов: появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций, возникло чувство уважения к истории казачества, изготовили казачье подворье, посетили музей.  Я   считаю,   что   такими   проектами   мы  восстанавливаем   культурные   и   бытовые традиции,   духовную   основу   нашего   подрастающего  поколения.   Именно   тогда   когда  ребёнок  как  губка  впитывает  в себя,   что такое  хорошо и что такое    плохо, наша  роль  взрослых  дать  им  понятия  доброты,  любви  и понимания  своих  поступков.  Для  того  чтобы  взамен  получить  уважение  к  старшим,  сохранить  традиции  наших  предков. Основополагающими принципами воспитания у казаков были:   вера,   уважение   к старшим, патриотизм, гостеприимство, мужество, честность, трудолюбие. И главное здесь – личный пример старших и погружение «мальца» в соответствующую среду.    Возрождение казачества­ это вовсе не ребячество! Крепко Родину любить, если надо­ защитить! Честно жить, работать дружно­ Вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно! Библиографический список 1. «Большой толковый словарь Терского казачества» Автор: коллектив авторов Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003 2. Драт А. И.               Казачья триада. В двух книгах.— Екатеринбург, 1999. Интернет­ ресурсы: 3. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B 4. http://uic.bashedu.ru/encikl/kkk/kazaki.htm 5. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМА­ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»»,  2002.