Статья "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"

  • Лекции
  • docx
  • 17.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье раскрывается понятие "педагогическая компетенция". Показаны основные виды инновационной деятельности педагога, отличие функций современного педагога. Новый тип обучения - деятельностный. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не-достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации Любой руководитель желает, чтобы его подчиненные были профессионалами своего дела. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка. Каждому из нас хочется работать качественно. Заказ государства - повышение качества образования. Одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности, профессионализма учителя.
Иконка файла материала компет и кач.docx
Тема нашего семинара:  «Формирование современной модели муниципальной системы   образования   как   условие   для   развития   уровня   профессиональной компетенции педагога и получение качественного образовательного результата» 1Сл Тема моего выступления: Повышение качества образования через повышение  уровня профессиональной компетентности учителя.     2сл    «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу  вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший  день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже  ненавистным».   ( В.А.Сухомлинский) Начать сегодняшний семинар мне хотелось бы с решения одного вопроса из кейс ­ теста,  который задаётся на собеседовании при приёме на работу: Представьте, что Вы приехали в  незнакомый город. В автобусе Вы оставили сумку, в которой распечатанный доклад и  флешка с презентацией этого доклада. Вам выступать через час на Всероссийской  конференции. Ваши действия? (звучат различные мнения)  Этот вопрос проверяет, можете ли Вы найти оптимальное  решение в жизненной ситуации, решить проблему, определить в итоге всех кейс – тестов  компетентный ли Вы человек, подходите ли Вы для работы. Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использовать в США в  сфере бизнеса в 70­х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения  качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его  профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали  называться компетенциями. Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и  умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной  деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию«квалификация» и  начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой  профессиональной деятельности влияющие на её успешную реализацию.    Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от  школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не  достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать  все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации    Любой руководитель желает,  чтобы его подчиненные были профессионалами своего  дела. Каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка.     Каждому из нас хочется работать качественно. Заказ государства ­ повышение качества  образования.     Одно из важнейших условий решения этого вопроса ­ повышение компетентности,  профессионализма учителя.        Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие  требования, должностные и функциональные обязанности и т.д. А какие качества учителя  могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным?«Профессионально­компетентным является такой труд учителя, в котором на  достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое  общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и  воспитании учащихся».        Причины постановки вопроса  о компетентности учителя в последнее время таковы: • Изменение психологии детей. Сегодня с ребенком нельзя общаться по принципу: “Я  учитель – значит, я прав”. Дети сегодня во многом более самостоятельны, чем в советское  время. Плохо это или хорошо, но все мы знаем, что дети получили весь набор прав и  забывают о своих обязанностях. А мы всегда находимся под строгим контролем у  учащихся. Учитель должен делать каждый урок интересным, соблюдать букву закона,  уважать каждого ребенка, больше внимания уделять дифференцированному и  индивидуальному подходу.  Изменение отношения детей к образованию. В массе своей дети либо надеются на  • материальные возможности родителей, либо не видят смысла в стремлении к учебе, так как таковых возможностей нет. Отсюда перед учителем стоит задача увлечь ребенка, дать ему  веру в собственные силы.  Не последнюю роль играет и повышение материальной заинтересованности учителя  • в результатах своего труда.  Самое главное. Особенно остро ощущается последние годы – произошло изменение  • приоритетов общества. В  тексте  национальной  образовательной  инициативы  «Наша   новая  школа»  сказано:  «Модернизация  и  инновационное  развитие  —  единственный   путь,  который  позволит  России  стать  конкурентным  обществом  в  мире  XXI  века,   обеспечить  достойную  жизнь  всем  гражданам.  В  условиях  решения  этих   стратегических  задач  важнейшими  качествами  личности  становятся  инициативность,   способность  творчески  мыслить  и  находить  нестандартные  решения,  умение  выбирать  профессиональный  путь,  готовность  обучаться  в  течение  всей  жизни…».  И всему  этому должны обучить учащихся мы.  От  уровня  профессионализма  педагогов,  их   способности  к  непрерывному  образованию,  готовности  к  педагогическим  инновациям   напрямую  зависят  результаты  социально­экономического  и  духовного  развития   общества.  Что же такое педагогическая компетенция? Педагогические компетенции ­ это врожденное качество или педагогическому мастерству  можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребёнка можно научить читать и  писать?  Что является критериями педагогического мастерства? Как и в каких "единицах"  можно измерить количество и качество педагогического мастерства у педагогов? Может  ли каждый учитель овладеть педагогическими компетенциями?          Исходя из современных требований,  можно определить следующие основные пути  развития профессиональной компетентности педагога:        Курсы повышения квалификации традиционно остаются одной из распространенных  форм повышения квалификации педагогов. Причем теперь есть возможность пройтиобучение как очное, так и заочно (дистанционно). Есть большое число организаций,  проводящих курсы для учителей, педагогов, воспитателей. Большое поле выбора.      Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Поиск  и  использование эффективных методических приемов организации учебно­познавательной  деятельности учащихся  для активизации деятельности самих учеников, т.к.  познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.       В  настоящее  время  меняется  и  основная  функция  педагога:  из  передатчика   информации  превращается  в  менеджера,  где  главное  для  него  —  управлять   процессом  обучения.  Новый  тип  обучения  —  деятельностный.  Поэтому  современный   учитель  по  новой  парадигме  образования  должен  уметь  диагностировать  деятельность, явления,  факты,  ставить  цель,  прогнозировать  и  планировать  деятельность  в   соответствии  с  целями,  управлять  и  корректировать  процесс  деятельности,   анализировать  и  рефлексировать  результаты  деятельности,  адаптировать,   моделировать,  экспериментировать  и  вводить  новое  в  свою  деятельность.   Работа в методических объединениях позволяет изучать все эти вопросы теоретически, а  проведение открытых и показательных уроков – возможность для учителя показать свое  мастерство и поучиться у других    Работа в творческих группах; научных  конференциях,  педсоветах и  семинарах,  дискуссиях, круглых столах также способствует повышению мастерства.    Обобщение опыта своей работы, презентация собственных достижений. Хорошая  мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной  компетентности ­ создание портфолио,  в процессе формирования которого происходит  самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио  решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты  профессиональной деятельности.   Развитие профессионализма достигается и через самообразование.  Изучение  дополнительного материала (журналы, диски).   Взаимопосещение уроков. При посещении уроков, можно заметить оригинальное, новое в  опыте отдельных учителей, взять на вооружение простые, но действенные приемы работы.    Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Они дают педагогу  возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным  обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в  условиях состязания, что  повышает профессиональный уровень.    Активное участие в олимпиадах,  конкурсах и фестивалях для уч­ся заставляет искать  новые пути решения задач.   Изучение новых программ и учебников, определение их особенностей и требований.     Основная форма организации учебно­воспитательного процесса в школе ­ урок, и  качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным  урок, если он проведён без наглядных, информационных и технических средств обучения?Педагог, владеющий возможностями интерактивного взаимодействия, качественно меняет  форму работы, и тем самым повышает уровень мотивации школьников.       Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома ­  не  финиш,  а  старт.   На  каком  бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился  учитель,  он   никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную   концепцию  окончательно  сформированной. Тренинг «Ладошки».  Каждый  на «ладошке» пишет свое имя и самое ценное свое качество. Затем «ладошки»  переходят к другим членам группы,   и  они  пишут те положительные качества, которые  видят в этом человеке. «Ладошка» возвращается к хозяину. Назвали коллеги качества,  которым вы  приятно удивились?  Работа по совершенствованию профессиональной компетентности является главным  средством управления качеством образования в школе. Качество образования ­ социальная  категория, определяющая результативность процесса образования в ОУ, его соответствие  потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной  компетентности педагогов.  4сл  Качество образования – залог успеха школы. .5 сл Как же понимается качественное образование учащимися, родителями и учителями? Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:      с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без  проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели,  поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей:    с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы  найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом  педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога  увлечь детей своим предметом.Для учителей:     с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее  интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и  нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно  работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника,  способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического  принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко  представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи ­ получение  профессионального образования, в высказываниях родителей ­ успешное  профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в  высказываниях учителей ­ гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя.   Коучинг –занятие.  Предлагаю составить постеры на выбор с ключевыми понятиями  «успешное обучение» и «компетентный учитель», а затем презентовать друг другу.  Цель: выявление понимания значения данных понятий  Рефлексия  Приём критического мышления «неоконченное предложение», где они должны были  дописать такие предложения как «Мне мешает стать компетентным учителем …….» и  «Успешное обучение в моем понимани­это….». Это задание стало не только способом  подведения итогов коучинг занятия, но и способом, выявления восприятия данных понятий участниками коучинг занятия.