статья "Преемственность МБДОУ и начальной школы в соответствии с ФГОС"

  • Документация
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

проблема преемственности доу и начальной школы очень актуальна, т. к. выпускники доу , приходя в начальную школу проходят через стрессовую ситуацию и барьер. А если воспитанники будут подготовлены, а педагоги ДОУ и начальной школы будут взаимодействовать и помогать друг другу, то адаптационный период в начальной школе пройдет более успешнее.
Иконка файла материала Проблемы преемственности МБДОУ и МОУ Сош №43.docx
Проблемы    преемственности  обучения  в  МБДОУ и  начальной школы  по    ФГОС               «Школьное обучение никогда   не начинается с  пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную                                                                                                       ребёнком». Л. С. Выготский.                    Переход ребенка­дошкольника в школьную образовательную среду – это переход   его   в   иное   культурное   пространство,   в   другую   возрастную   категорию   и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.     Введение   новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.               Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию   обучения   ,   так   и   по   методам,   приемам,   организационным   формам учебно­воспитательной работы.             Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового   режима,   развить   эмоционально­волевые   и   интеллектуальные   способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. В условиях   ФГОС     результаты   освоения   программы   дошкольного   и   начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.            Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.              Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности,   развить   инициативу,   самостоятельность,   творческий   потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций   на   ООД.   Ребенка   в   детском   саду   необходимо   научить   размышлять,объяснять   и  анализировать     получаемые   результаты,  высказывать   предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного   ребенка   способствует   развитию   этого   умения   у   других.   У   дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:  ­ способность действовать по образцу;  ­ умение слушать и выполнять инструкцию;  ­ умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;  ­ умение задавать и отвечать на вопросы;  ­ умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.                    Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:  − установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;  − выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;   −   создание   условий   для   благоприятного   взаимодействия   всех   участников воспитательно­   образовательного   процесса   –   воспитателей,   учителей,   детей   и родителей;    психолого­педагогическое   просвещение всестороннее −     родителей. Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной   школе   остались   только   светлые   воспоминания.   Что   чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх.   Ведь   страшно   всё,   что   неизвестно,   ново.   И   часто   страх­то   и   становится причиной   дезадаптации   (и   не   только   ребёнка,   но   и   родителей).   Организация предшкольной   подготовки   позволяет   снять   тревожность,   чувство   страха   и неуверенности,     желание   стать   учеником   – первоклассником,   помочь   первоклассникам   быстрее   адаптироваться   к   новым условиям.     Мнение   родителей   и   педагогов   к   уровню   подготовки   детей   к   школе различны.  Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это   будет залогом их успешной учебы. Формы осуществления преемственности нашего  МБДОУ «Центр развития  ребенка  ­   детский   сад  №44»  с МОУ СОШ №43   можно поделить по следующим направлениям.   и   одновременно   повысить   1.         Работа с детьми:совместной   образовательной   деятельности   (волонтерское совместные    • экскурсии в школу (1   сентября, мини ­   музей  МОУ СОШ №43)    •   знакомство   и   взаимодействие   дошкольников   с   учителями   и   учениками начальной школы;  •   участие   в   движение); •   встречи   и   беседы   с   бывшими   воспитанниками   детского   сада   (ученики начальной  школы);    межсетевые   спортивные   соревнования   дошкольников   и первоклассников, родителей дошкольников     МБДОУ   и первоклассников     в рамках  реализации  адаптированной  программы   по  физическому  развитию «Я ГоТОв» ­ разработанной  зам. зав   по  УВР МБДОУ – Романовой  И.В.  ( в 2015 г. команда воспитанников и   родителей   МБДОУ – 1   место, в 2016 г – 2место; в 2015,  2016  команда дошкольников  ­ 1  место);   первоклассника», организованных при школе;     воспитанников   МБДОУ   с   традициями и  обычаями,  бытом    казачества);  совместные   массовые     праздники,   мероприятия   с родителями на   базе МБДОУ с привлечением     учеников   МОУ СОШ ( «Благодарение   Земли – матушки»   (сентябрь),   «Рождественнские     (январь)   ,   «Казачий разгуляй» (февраль). посещение бассейна  при МБДОУ  (2015 ­2016 год). долгосрочная       проектная   деятельность   «Юные казачата» ( знакомство посещение   дошкольниками   учебных   занятий   в   «Школе   будущего   гулянья»   2. Взаимодействие педагогов: • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;  • взаимодействие медицинских работников, психологов  ДОУ и школы;  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в  школе.           Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.  3. Сотрудничество с родителями:  • совместные консультации с педагогами школы;  • встречи родителей с будущими учителями;  • дни открытых дверей;  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в  преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.                   Таким образом, согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь   ему.   Думаю,   что   такое   сотрудничество   ради   детей   и   позволяет   намдобиваться положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность следить   за   учёбой   своих   детей   и   вносить   коррективы   в   свою   деятельность   по подготовке   воспитанников   к   школе;   учителя   же   ближе   знакомятся   с   будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.           Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.   Список литературы   1.   Гасанова   Р.Х.,   Пичугин   С.С.   Преемственность   ФГТ   и   ФГОС   в   системе дошкольного   и   начального   общего   образования.   //   Начальная   школа   плюс:   До   и После. – 2013. ­ №2.   2.  Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного   подхода   к   социально­личностному   развитию   дошкольников.   // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. ­ №6.    3.   Миронов   А.В.   ФГТ   и   ФГОС:   преемственность   дошкольного   и   школьного образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. ­ №11.    4.   Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. ­ №3