Статья "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ". Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Задачи: помочь учащимся применить теоретические знания в реальной жизни; развитие интереса к математике; развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.
Иконка файла материала Применение метода проекта на уроке (на конференцию).docx
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ                                                                 “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”. Л.Н. Толстой           Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным  методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности  при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает  теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои  знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность  учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.           Задачи: помочь учащимся применить теоретические знания в реальной  жизни; развитие интереса к математике; развитие умения ориентироваться в  информационном пространстве.           Результатом применения данной технологии при обучении математики  является четкое представление учащихся о возможном использовании  полученных теоретических знаний на практике.     Продолжительность   каждого   проекта   зависит   от   темы   и   уровня подготовки учащихся. Обычно от 1­2 уроков до 1 месяца.    Вход в проектную деятельность всегда происходить на уроке, а поиск информации,   консультации,   оформление   конечного   продукта   проходит   во внеурочное время.    Суть метода проектов: стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную   деятельность,   предусматривающую   решение   одной   или   целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.   Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и обязательно решить значимую для него   проблему,   взятую   из   жизни.   Далее   ­   применить   для   решения   этой проблемы определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит   приобрести,   и   получить   в   итоге   значимый   (прежде   всего   для ученика) результат. Результатов в данном случае окажется как минимум два: внешний и внутренний. Внешний можно увидеть или услышать, осмыслить, применить   на   практике.   Внутренним   результатом   будет   являться   опыт деятельности, который, безусловно, станет бесценным достояние учащегося, соединяющий   знания   и   умения,  компетенции   и   ценности.   Также   возможновыделить   промежуточные   результаты,   контрольные   результаты,   благодаря которым легко отследить формирование тех или иных компетенций.    Применяя метод проектов на практике, мы учим учащихся выделять главное,   находить   связи   и   структурировать   их,   мы   воспитываем   человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия,   усваивать   ее   в   виде   новых   знаний,   формируем   информационную компетенцию.   Важно   заметить,   что   обучение   в   данном   случае   происходит через желание, обобщение и структурирование воспитательного и учебного материала   Метод проектов нацелен на развитие познавательных навыков учащихся, умение   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие творческого мышления. Основа   метода   проектов   –   его   прагматическая   направленность   на результат, который можно получить при решении той или иной практической или   теоретически   значимой   проблемы.   Этот   результат   можно   увидеть, осмыслить,   применить   в   реальной   практической   деятельности.     Чтобы добиться   такого   результата,   необходимо   научить   детей   самостоятельно мыслить   и   решать   проблемы,   привлекая   для   этой   цели   знания   из   разных областей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся   –   индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся выполняют в течение определенного времени. Проекты можно подразделить на пять групп: ­ Практико­ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села. ­   Исследовательский   проект  по   структуре   напоминает   подлинно   научное исследование.   Оно   включает   обоснование   актуальности   избранной   темы, обозначение   задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов ­   Информационный   проект   направлен   на   сбор   информации   о   каком­то объекте,   явлении   с   целью   её   анализа,   обобщения   и   представления   для широкой аудитории. ­ Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные   игры,   произведения   изобразительного   или   декоративно­ прикладного искусства, видеофильмы и т.п. ­ Ролевой проект  является  наиболее  сложным в разработке  и реализации. Участвуя   в   нём,   проектанты   берут   на   себя   роли   литературных   или исторических  персонажей, выдуманных героев.  Результат проекта  остаётся открытым до самого окончания     Вообще   говоря,   главная   цель   любого   проекта   –   формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогикепонимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.     В   процессе   проектной   деятельности   формируются   следующие компетенции: 1. Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи; 2. Поисковые (исследовательские) умения: ­ умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; ­умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; ­ умение выдвигать гипотезы; ­ умение устанавливать причинно­следственные связи. 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умения коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнёром; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: ­ навыки делового партнёрского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; 4. Менеджерские умения и навыки: ­ умение проектировать процесс (изделие); ­ умение планировать деятельность, время, ресурсы; ­умение принимать решения и прогнозировать их последствия; ­ навыки анализа собственной деятельности. 5. Коммуникативные умения: ­ умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса; 6. Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы.    Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как ­ либо оформлены: мультимедийная презентация, альбом, сборник задач, комплект рисунков или чертежей.   Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя.   Из   носителя   готовых   знаний   он   превращается   в   организатора познавательной деятельности своих учеников.Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно   надеяться,   что   в   настоящей   взрослой   жизни   он   окажется   более приспособленным:   сумеет   планировать   собственную   деятельность, ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   совместно   работать   с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.    Применение метода проектов на уроках математики создает условия, при   которых   расширяется   речевое   общение   учащихся,   снижается психологическое   давление   со   стороны   учителя   на   ученика,   повышается мотивация учащихся к обучению. Таким образом, преподавание математики в условиях   сельской   школы   раскрывает   новые   возможности   для   применения элементов проектной деятельности.     Использование   метода   проектов   в   учебно­воспитательном   процессе способствует более быстрому процессу социализации личности, что является одним   из   важных   аспектов   в   работе   сельской   школы.   Правильно организованная   проектная   работа   оказывает   положительное   обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и приобретению опыта школьниками из непосредственного личного общения с реальной   жизнью,   развивая   у   них   независимость,   самостоятельность, коммуникативные умения и навыки, инициативу и рефлексию. Выполнение учебного   проекта   предполагает,   прежде   всего,   организацию   творческой деятельности   учащихся,   что   является   главным   условием   становления личности.   Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это  объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со  временем их вырабатывает.    И здесь можно пойти двумя путями:  1) создать собственную технологию;  2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих  учеников.     Я   иду   вторым   путем,   используя   в   своей   практике   практико­ ориентированные и информационные проекты.    Первая группа проектов нацелена на применение изученных знаний в реальной жизни.     Информационные проекты углубляют знания учащихся по изучаемой теме,   позволяют   применить   творческие   способности.   Примерами   могут служить проекты:   Любой проект имеет следующую структуру: 1.) Подготовительный этап. На   уроках   изучается   необходимый   теоретический   материал.   Далее предлагается тема проекта в виде проблемы, связанной с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. 2.) Этап планирования.В   ходе   разбора   и   обсуждения   проекта   вырабатывается   план   совместных действий ученика и учителя. Учащиеся разбиваются по парам или группам (в зависимости от количества человек в классе), выбирают конкретную тему для своей проектной работы, составляют план действий, распределяют роли. До каждого участника проекта доводятся критерии оценки конечного результата работы. 3.) Основной этап. Осуществляется поиск информации в печатных источниках и в Интернете. Найденная   информация   обрабатывается,   осмысливается,  после   обсуждения выбирается вариант конечного продукта. К определенному сроку создается какой­либо (чаще всего мультимедийный) продукт. 4.) Заключительный этап. Презентация результатов – представление готового продукта. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом   свои   ораторские   способности.   Оценивается   каждый   проект   всеми участниками занятий.   Мои учащиеся свою проектную деятельность осуществляют с помощью компьютерно ­ информационных технологий, что позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.    Контроль   за ходом проекта и за учебой учащихся в методе проектов должен   выступать   скорее   в   форме   наблюдений,   сдерживания   и   ведения переговоров   по   условиям   взаимодействия   учащихся   в  реализации   проекта. Учитель   должен   здесь   играть   роль   доброжелательного   консультанта,   а   не судебного   исполнителя   обязанностей,   продиктованных   учащимся.   Ученики воспринимают проект как свой при условии, что любят в нем участвовать.    Таким образом, учитель, взаимодействующий с учащимися,  создает во время   работы   в   рамках   проекта   доброжелательную,   демократичную атмосферу.    Учитель принимает на себя также роль учащегося, который слушает информацию,   доходящую   от   остальных   учащихся.   Он   сам   должен придерживаться   принципа,   говорящего   о   том,   что   в   оценивании   участия учащихся в проекте на первом месте должны быть положительные оценки, а информация о слабых сторонах – высказывается в конце.    Для учителя дополнительным материалом в оценке ценности проекта является обратная связь с учащимися. Лучше всего, если он получит их как их самооценку,   в   которой   они   ответят   себе   на   вопрос   –   чему   я   научился, участвуя в проекте?    Стоит подчеркнуть, что учитель имеет право выработать свой стиль контроля  за ходом проекта и оценивания. Однако он не должен в этом стиле ограничивать   субъективность   учащихся,   например,   доставляя   им   готовые концепции, касающиеся того, как решать появляющиеся отдельные проблемы. Это не соответствует принципам консультации, а кроме того, ограничиваетчувство ответственности учащихся. От того, насколько они почувствуют свою ответственность по отношению к себе за результаты и ценности, достигнутые в  проекте,  зависит, в значительной  степени  их  мотивация к  непрерывному образованию.     Реализация   метода   проектов,   весьма   перспективна   при     изучении математики; работа в этой форме вызывает у учащихся неподдельный интерес и   является   более   результативной,   нежели   на   традиционных   уроках.   В процессе работы над учебными проектами у школьников зарождаются основы системного   мышления;   формируются   навыки   выдвижения   гипотез, формулирования   проблем,   поиск   аргументов;   развиваются   творческие способности,   воображение,   фантазия;   воспитывается   целеустремленность   и организованность,   способность ориентироваться в ситуации неопределенности.   расчетливость   и   предприимчивость,     Сегодня   можно   много   говорить   о   причинах   популярности   метода проектов. Но самая главная из них – это развитие компетенций учащихся, которые   так   необходимы   в   современном   мире.   И   это   непосредственно сопричастно   с   творчеством.   Становясь   творческим   человеком,   школьнику будет проще войти в мир, ждущий от него нового, неизведанного. И именно метод проектов позволяет развивать творческое начало в учащихся.    Наблюдая за учащимися в ходе выполнения проектов, я замечала, как они становятся раскованнее, изобретательнее и увереннее в себе. Работа в парах   позволяет   слабым   ученикам   не   бояться   предлагать   свои   методы решения проблемы, т.к. он надеется на более уверенного в себе товарища: ожидая, что тот его   поправит и поддержит.     Создавая   компьютерные   презентации   или   составные   документы, используя несколько приложений, дети уверенно используют ИКТ, что также немаловажно для их дальнейшей жизни в современном обществе.   Следовательно, применение метода проектов является одним из условий становления личности школьника.Проект «Прогрессии» (практико­ориентированный проект) Алгебра 9 класс. Аннотация проекта. Основная цель: найти применение теоретических знаний о прогрессиях в  окружающей жизни. Деятельность учащихся в процессе работы – создание и  представление мультимедийной презентации. Основной вопрос проекта. Где можно применить знания о прогрессиях? Проблемные вопросы. 1. Зачем появились прогрессии? 2. Как применяют прогрессии в биологии, экологии, быту и окружающей  жизни? Учебные вопросы. 1. Что такое последовательность? 2. Какие способы задания последовательности? 3. Какие виды прогрессий? 4.Каковы формулы n – го члена арифметической и геометрической  прогрессии? 5. Каковы формулы суммы n первых членов арифметической и  геометрической прогрессий? 6. Какова формула бесконечной геометрической прогрессии? 7. Как определить является последовательность арифметической или  геометрической прогрессией? Цель проекта – сформировать представление о применении знаний о  прогрессиях в жизни.Задачи проекта:  овладение математическими знаниями и умениями,  необходимыми для повседневной жизни;  развитие умения поиска и обработки информации;  развитие коммуникативных умений, творчества и  любознательности;  закрепление и развитие навыка создания составного документа Срок реализации – 2 недели после изучения основных формул по теме. Ход проекта. 1. Подготовительный этап. Изучить основной теоретический материал о числовых  последовательностях, об арифметической и геометрической прогрессиях.  Выбрать тему о применении прогрессий из предложенных учителем тем:  прогрессии в биологии;  прогрессии в экологии;  прогрессии в медицине;  прогрессии в повседневной жизни;  старинные задачи на прогрессии. 2. Этап планирования. Формирование творческих групп по выбранным темам. Учитель  обсуждает с каждой группой тему исследования, источники информации и  формы представления результатов. Обязательно заостряется внимание об  охране авторских прав, особенно при поиске информации в Интернете.  Уточняются сроки каждого этапа работы: сбора информации, обработки и  создание конечного продукта. 3. Основной этап. Поиск задач практического содержания по выбранной области, которые  можно решить с помощью знаний о прогрессиях. Решение этих задач или  разбор решения, если оно уже присутствует в источнике информации. Оформление собранного материала в виде мультимедийной презентации. 4. Заключительный этап. На обобщающем уроке по теме «Прогрессии» учащиеся выступают с  сообщениями по выбранной теме. Работы оцениваются всеми учащимися, учитывая: o соответствие материала заявленной теме; o умение применять формулы;o наглядность и красочность; o использование эффектов в презентации. ТЕМЫ ПРОЕКТА:  прогрессии в биологии;  прогрессии в экологии;  прогрессии в медицине;  прогрессии в повседневной жизни;  старинные задачи на прогрессии. Критерии оценивания:o соответствие материала заявленной теме; o умение применять формулы; o наглядность и красочность; o использование эффектов в презентации.