Статья "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ".
Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Задачи: помочь учащимся применить теоретические знания в реальной жизни; развитие интереса к математике; развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
“Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно,
чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно,
чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Л.Н. Толстой
Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным
методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение
учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности
при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает
теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем,
касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои
знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность
учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией
и практикой.
Задачи: помочь учащимся применить теоретические знания в реальной
жизни; развитие интереса к математике; развитие умения ориентироваться в
информационном пространстве.
Результатом применения данной технологии при обучении математики
является четкое представление учащихся о возможном использовании
полученных теоретических знаний на практике.
Продолжительность каждого проекта зависит от темы и уровня
подготовки учащихся. Обычно от 12 уроков до 1 месяца.
Вход в проектную деятельность всегда происходить на уроке, а поиск
информации, консультации, оформление конечного продукта проходит во
внеурочное время.
Суть метода проектов: стимулировать интерес ребят к определенным
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через
проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого
ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные,
ему необходимо поставить перед собой и обязательно решить значимую для
него проблему, взятую из жизни. Далее применить для решения этой
проблемы определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще
предстоит приобрести, и получить в итоге значимый (прежде всего для
ученика) результат. Результатов в данном случае окажется как минимум два:
внешний и внутренний. Внешний можно увидеть или услышать, осмыслить,
применить на практике. Внутренним результатом будет являться опыт
деятельности, который, безусловно, станет бесценным достояние учащегося,
соединяющий знания и умения, компетенции и ценности. Также возможновыделить промежуточные результаты, контрольные результаты, благодаря
которым легко отследить формирование тех или иных компетенций.
Применяя метод проектов на практике, мы учим учащихся выделять
главное, находить связи и структурировать их, мы воспитываем человека,
умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее
обилия, усваивать ее в виде новых знаний, формируем информационную
компетенцию. Важно заметить, что обучение в данном случае происходит
через желание, обобщение и структурирование воспитательного и учебного
материала
Метод проектов нацелен на развитие познавательных навыков учащихся,
умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие
творческого мышления.
Основа метода проектов – его прагматическая направленность на
результат, который можно получить при решении той или иной практической
или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы
добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно
мыслить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного времени.
Проекты можно подразделить на пять групп:
Практикоориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и
может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с
последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто
объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно
прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации.
Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся
открытым до самого окончания
Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование
различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогикепонимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные
знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой
ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие
компетенции:
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинноследственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнёром;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
навыки делового партнёрского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса;
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть
как либо оформлены: мультимедийная презентация, альбом, сборник задач,
комплект рисунков или чертежей.
Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной деятельности своих учеников.Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом,
можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным:
сумеет планировать собственную деятельность,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Применение метода проектов на уроках математики создает условия,
при которых расширяется речевое общение учащихся, снижается
психологическое давление со стороны учителя на ученика, повышается
мотивация учащихся к обучению. Таким образом, преподавание математики в
условиях сельской школы раскрывает новые возможности для применения
элементов проектной деятельности.
Использование метода проектов в учебновоспитательном процессе
способствует более быстрому процессу социализации личности, что является
одним из важных аспектов в работе сельской школы. Правильно
организованная проектная работа оказывает положительное обучающее
воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний
и приобретению опыта школьниками из непосредственного личного общения с
реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность,
коммуникативные умения и навыки, инициативу и рефлексию. Выполнение
учебного проекта предполагает, прежде всего, организацию творческой
деятельности учащихся, что является главным условием становления
личности.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это
объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со
временем их вырабатывает.
И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих
учеников.
Я иду вторым путем, используя в своей практике практико
ориентированные и информационные проекты.
Первая группа проектов нацелена на применение изученных знаний в
реальной жизни.
Информационные проекты углубляют знания учащихся по изучаемой
теме, позволяют применить творческие способности. Примерами могут
служить проекты:
Любой проект имеет следующую структуру:
1.) Подготовительный этап.
На уроках изучается необходимый теоретический материал. Далее
предлагается тема проекта в виде проблемы, связанной с темой урока или
применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
2.) Этап планирования.В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных
действий ученика и учителя. Учащиеся разбиваются по парам или группам (в
зависимости от количества человек в классе), выбирают конкретную тему для
своей проектной работы, составляют план действий, распределяют роли. До
каждого участника проекта доводятся критерии оценки конечного результата
работы.
3.) Основной этап.
Осуществляется поиск информации в печатных источниках и в Интернете.
Найденная информация обрабатывается, осмысливается, после обсуждения
выбирается вариант конечного продукта. К определенному сроку создается
какойлибо (чаще всего мультимедийный) продукт.
4.) Заключительный этап.
Презентация результатов – представление готового продукта. При защите
учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной
проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при
этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми
участниками занятий.
Мои учащиеся свою проектную деятельность осуществляют с помощью
компьютерно информационных технологий, что позволяет наиболее полно
определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Контроль за ходом проекта и за учебой учащихся в методе проектов
должен выступать скорее в форме наблюдений, сдерживания и ведения
переговоров по условиям взаимодействия учащихся в реализации проекта.
Учитель должен здесь играть роль доброжелательного консультанта, а не
судебного исполнителя обязанностей, продиктованных учащимся. Ученики
воспринимают проект как свой при условии, что любят в нем участвовать.
Таким образом, учитель, взаимодействующий с учащимися, создает во
время работы в рамках проекта доброжелательную, демократичную
атмосферу.
Учитель принимает на себя также роль учащегося, который слушает
информацию, доходящую от остальных учащихся. Он сам должен
придерживаться принципа, говорящего о том, что в оценивании участия
учащихся в проекте на первом месте должны быть положительные оценки, а
информация о слабых сторонах – высказывается в конце.
Для учителя дополнительным материалом в оценке ценности проекта
является обратная связь с учащимися. Лучше всего, если он получит их как их
самооценку, в которой они ответят себе на вопрос – чему я научился,
участвуя в проекте?
Стоит подчеркнуть, что учитель имеет право выработать свой стиль
контроля за ходом проекта и оценивания. Однако он не должен в этом стиле
ограничивать субъективность учащихся, например, доставляя им готовые
концепции, касающиеся того, как решать появляющиеся отдельные проблемы.
Это не соответствует принципам консультации, а кроме того, ограничиваетчувство ответственности учащихся. От того, насколько они почувствуют свою
ответственность по отношению к себе за результаты и ценности, достигнутые
в проекте, зависит, в значительной степени их мотивация к непрерывному
образованию.
Реализация метода проектов, весьма перспективна при изучении
математики; работа в этой форме вызывает у учащихся неподдельный интерес
и является более результативной, нежели на традиционных уроках. В
процессе работы над учебными проектами у школьников зарождаются основы
системного мышления; формируются навыки выдвижения гипотез,
формулирования проблем, поиск аргументов; развиваются творческие
способности, воображение, фантазия; воспитывается целеустремленность и
организованность,
способность
ориентироваться в ситуации неопределенности.
расчетливость и предприимчивость,
Сегодня можно много говорить о причинах популярности метода
проектов. Но самая главная из них – это развитие компетенций учащихся,
которые так необходимы в современном мире. И это непосредственно
сопричастно с творчеством. Становясь творческим человеком, школьнику
будет проще войти в мир, ждущий от него нового, неизведанного. И именно
метод проектов позволяет развивать творческое начало в учащихся.
Наблюдая за учащимися в ходе выполнения проектов, я замечала, как
они становятся раскованнее, изобретательнее и увереннее в себе. Работа в
парах позволяет слабым ученикам не бояться предлагать свои методы
решения проблемы, т.к. он надеется на более уверенного в себе товарища:
ожидая, что тот его поправит и поддержит.
Создавая компьютерные презентации или составные документы,
используя несколько приложений, дети уверенно используют ИКТ, что также
немаловажно для их дальнейшей жизни в современном обществе.
Следовательно, применение метода проектов является одним из условий
становления личности школьника.Проект «Прогрессии»
(практикоориентированный проект)
Алгебра 9 класс.
Аннотация проекта.
Основная цель: найти применение теоретических знаний о прогрессиях в
окружающей жизни. Деятельность учащихся в процессе работы – создание и
представление мультимедийной презентации.
Основной вопрос проекта.
Где можно применить знания о прогрессиях?
Проблемные вопросы.
1. Зачем появились прогрессии?
2. Как применяют прогрессии в биологии, экологии, быту и окружающей
жизни?
Учебные вопросы.
1. Что такое последовательность?
2. Какие способы задания последовательности?
3. Какие виды прогрессий?
4.Каковы формулы n – го члена арифметической и геометрической
прогрессии?
5. Каковы формулы суммы n первых членов арифметической и
геометрической прогрессий?
6. Какова формула бесконечной геометрической прогрессии?
7. Как определить является последовательность арифметической или
геометрической прогрессией?
Цель проекта – сформировать представление о применении знаний о
прогрессиях в жизни.Задачи проекта:
овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми для повседневной жизни;
развитие умения поиска и обработки информации;
развитие коммуникативных умений, творчества и
любознательности;
закрепление и развитие навыка создания составного документа
Срок реализации – 2 недели после изучения основных формул по теме.
Ход проекта.
1. Подготовительный этап.
Изучить основной теоретический материал о числовых
последовательностях, об арифметической и геометрической прогрессиях.
Выбрать тему о применении прогрессий из предложенных учителем тем:
прогрессии в биологии;
прогрессии в экологии;
прогрессии в медицине;
прогрессии в повседневной жизни;
старинные задачи на прогрессии.
2. Этап планирования.
Формирование творческих групп по выбранным темам. Учитель
обсуждает с каждой группой тему исследования, источники информации и
формы представления результатов. Обязательно заостряется внимание об
охране авторских прав, особенно при поиске информации в Интернете.
Уточняются сроки каждого этапа работы: сбора информации, обработки и
создание конечного продукта.
3. Основной этап.
Поиск задач практического содержания по выбранной области, которые
можно решить с помощью знаний о прогрессиях. Решение этих задач или
разбор решения, если оно уже присутствует в источнике информации.
Оформление собранного материала в виде мультимедийной презентации.
4. Заключительный этап.
На обобщающем уроке по теме «Прогрессии» учащиеся выступают с
сообщениями по выбранной теме.
Работы оцениваются всеми учащимися, учитывая:
o соответствие материала заявленной теме;
o умение применять формулы;o наглядность и красочность;
o использование эффектов в презентации.
ТЕМЫ ПРОЕКТА:
прогрессии в биологии;
прогрессии в экологии;
прогрессии в медицине;
прогрессии в повседневной жизни;
старинные задачи на прогрессии.
Критерии оценивания:o соответствие материала заявленной теме;
o умение применять формулы;
o наглядность и красочность;
o использование эффектов в презентации.