Статья "Применение текстовых таблиц на уроках истории"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
14.05.2019
Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В статье рассказывается о видах текстовых таблиц и о целесообразности их использования на уроках истории, т.к. два принципа современной стратегии образования – фундаментализация и гуманизация – позволяет реализовать организованная на уроках работа с учащимися по заполнению и составлению таблиц.
Использование текстовых таблиц на уроках истории.docx
Использование текстовых таблиц на уроках истории
Таблица это графическое изображение исторического материала в
виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их
заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в
отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие
виды таблиц:
1. Хронологические
2. Синхронистические
3. Сравнительные
4. Тематические
Хронологическая таблица – хронологический комплекс, отражающий
длительность исторических явлений,
их последовательность или
одновременность. Представляет своеобразную сетку дат и событий. Обычно в
таких таблицах две колонки: даты и события. Цель изучения хронологии в
школе — показать учащимся последовательность исторических событий и
явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию
измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель
определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение
исторического времени;
способствовать развитию их временных
представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных
категорий (год, век, тысячелетие, эра). Реализовать цели и задачи изучения
хронологии поможет хронологическая таблица.
При изучении всеобщей и региональной истории, а также для
межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических
таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в
разных странах примерно в одно и то же время.
Составление таких таблиц и их последующее использование при
изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и
обобщении учебного материала помогает воспринимать историю разных
стран и народов как единый всемирноисторический процесс.
Сравнительная таблица строится на сравнительном анализе тех или
иных исторических событий. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно
определиться с вопросами для сравнения для той тематики, по которой будет
анализироваться информация. А также основные объекты анализа (например,
цари, политические деятели, полководцы и т.д.).
Тематические таблицы
посвящены отдельным проблемам
исторического прошлого или периодам общественного развития. Например,
«Народные движения в первой половине ХIX в.», «Этапы политической
реформы в СССР (1988—1991)» и т.д. Помимо двух традиционных колонок в
них может быть третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого
факта в отдельности звенья,
периоды;
Работа по составлению таблиц позволяет ученикам выходить на новый
уровень знаний: формировать умения (компетенции) разделять процессы на
этапы,
устанавливать причинноследственные,
функциональные связи между частями и целым. Также работая с таблицами,
школьники учатся умению сопоставлять, классифицировать, ранжировать
объекты по различным критериям и основаниям; различать факты, мнения,
доказательства, гипотезы; решать задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически
оценивать полученные результаты.
Два принципа современной стратегии образования – фундаментализация
и гуманизация – позволяет реализовать организованная на уроках работа с
учащимися по заполнению и составлению таблиц.
Таким образом, применение текстовых таблиц при изучении истории
способствует активному осмыслению информации, творческой работе с
учебником, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их
выполнять.
Повышение качества знаний учащихся по предмету,
формирование устойчивого интереса к его изучению достигается путем
применения на уроках в качестве дидактического материала текстовых
таблиц.
Статья "Применение текстовых таблиц на уроках истории"
Статья "Применение текстовых таблиц на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.