Статья "Применение текстовых таблиц на уроках истории"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В статье рассказывается о видах текстовых таблиц и о целесообразности их использования на уроках истории, т.к. два принципа современной стратегии образования – фундаментализация и гуманизация – позволяет реализовать организованная на уроках работа с учащимися по заполнению и составлению таблиц.
Иконка файла материала Использование текстовых таблиц на уроках истории.docx
Использование текстовых таблиц на уроках истории Таблица   ­   это   графическое   изображение   исторического   материала   в виде   сравнительных,   тематических   и   хронологических   граф   с   целью   их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды таблиц:  1. Хронологические  2. Синхронистические   3. Сравнительные  4. Тематические Хронологическая таблица  – хронологический комплекс, отражающий длительность   исторических   явлений,   их   последовательность   или одновременность. Представляет своеобразную сетку дат и событий. Обычно в таких таблицах две колонки: даты и события. Цель изучения хронологии в школе   —   показать   учащимся   последовательность   исторических   событий   и явлений,   протяженность   их   во   времени,   подвести   учеников   к   пониманию измерения   времени   и   познакомить   с   системами   летосчисления.   Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического   времени;   способствовать   развитию   их   временных представлений;   помочь   усвоению   важнейших   дат   событий,   временных категорий (год, век, тысячелетие, эра). Реализовать цели и задачи изучения хронологии поможет хронологическая таблица. При   изучении   всеобщей   и   региональной   истории,   а   также   для межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление   таких   таблиц   и   их   последующее   использование   при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении   учебного   материала   помогает     воспринимать   историю   разных стран и народов как единый всемирно­исторический процесс.  Сравнительная таблица  строится на сравнительном анализе тех или иных   исторических   событий.   Для   того,   чтобы   ей   воспользоваться,   нужно определиться с вопросами для сравнения для той тематики, по которой будет анализироваться информация. А также основные объекты анализа (например, цари, политические деятели, полководцы и т.д.). Тематические   таблицы  посвящены   отдельным   проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития. Например, «Народные   движения   в   первой   половине   ХIX   в.»,   «Этапы   политической реформы в СССР (1988—1991)» и т.д. Помимо двух традиционных колонок в них   может   быть   третья,   раскрывающая   своеобразие   или   значение   каждого факта в отдельностизвенья,   периоды; Работа по составлению таблиц позволяет ученикам  выходить на новый уровень знаний: формировать умения (компетенции)   разделять процессы на этапы,   устанавливать   причинно­следственные, функциональные связи между частями и целым. Также работая с таблицами, школьники   учатся   умению     сопоставлять,   классифицировать,   ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;   различать факты, мнения, доказательства,   гипотезы;   решать   задачи   на   основе   заданных   алгоритмов; самостоятельно   организовывать   свою   учебную   деятельность,   критически оценивать полученные результаты. Два принципа современной стратегии образования – фундаментализация и гуманизация – позволяет реализовать организованная на уроках работа с учащимися по заполнению и составлению таблиц. Таким образом, применение текстовых таблиц   при изучении истории способствует   активному   осмыслению   информации,   творческой   работе   с учебником, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять.     Повышение   качества   знаний   учащихся   по   предмету, формирование   устойчивого   интереса   к   его   изучению   достигается   путем применения   на   уроках   в   качестве     дидактического   материала   текстовых таблиц.

Посмотрите также