Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс
Оценка 4.7

Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
4 кл
14.05.2018
Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс
Статья направлена на разъяснение работы с младшими школьниками по преодолению проблем в устной и письменной речи. Психологической травмой может стать вывод о невысоких умственных способностях ребёнка, о его развитии на основе речи. В начальной школе надо проводить специальную работу с выпускниками, чтобы они были готовы к обучению в среднем звене.Статья направлена на разъяснение работы с младшими школьниками по преодолению проблем в устной и письменной речи. Психологической травмой может стать вывод о невысоких умственных способностях ребёнка, о его развитии на основе речи. В начальной школе надо проводить специальную работу с выпускниками, чтобы они были готовы к обучению в среднем звене.
Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене.docx
Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене Известно, что при переходе из начальной школы в среднюю ученики часто испытывают стресс: новые предметы, новые требования, новые учителя. Ребята теряют уверенность в себе, например, когда слишком резкой, насмешливой критике подвергается их речь. На основании речи часто делаются выводы и о невысоких умственных способностях ребёнка, что может стать уже психологической травмой. Чтобы этого не случилось, необходима специальная работа в выпускном классе начальной школы. В частности, это работа над чистотой и правильностью речи ученика. Но, по моим наблюдениям, младшие школьники не готовы воспринимать долгие и правильные с научной точки зрения объяснения педагога. А вот короткая и нескучная правка чужого текста вызывает у них радостное оживление. Именно чужого текста, а не собственных ошибок, связанных у ребёнка с негативными эмоциями. Для это я почти в каждый урок русского языка включаю небольшие задания (по 2-3 примера) по редактированию ошибочных текстов. Такие задания вызывают у детей улыбку, прекрасно снимают эмоциональное напряжение и в лёгкой форме приучают следить за своей речью, строить предложения правильно. Примеры речевых ошибок можно найти в Интернете: Надоел «рыбий суп» (рыбный) Ветер постепенно «принимал силу» (набирал силу) Коле «выдали» благодарность (объявили благодарность) Никита шёл «взади» (сзади) «Обратно» пошёл дождь (опять) На стройке работают бетонщики и «штукатурщики» (штукатуры) Они «хочут» (хотят) «Ихняя» мама (их мама) «Стрельнул» (выстрелил) «Волнующее» море (волнующееся) У воинов не хватило «оружий» (оружия) Съел «два супа» (две тарелки супа) Все радовались «красотой» природы (радовались красоте) Смеялись «с него» (смеялись над ним) Вся семья радостно «встретили» Новый год (семья встретила) Когда ученики находят ошибку и справляют её, я подталкиваю их к анализу: почему так говорить нельзя? Почему собеседник может неправильно понять эти слова? Такая работа помогает ребятам понять смысл ошибки, осознать её и не допускать в собственной речи. Одна из самых распространённых ошибок в речи малышей- повтор одного и того же слова. Например, в изложениях постоянно повторяются слова «сказал», «пошли», «побежали». Для предупреждения ошибок этого типа систематически предлагаю ученикам дидактические игры со словами, например, учебные тексты, в которых эти слова встречаются чрезмерно часто. Пользуясь словарём синонимов, ребята исправляют текст. При этом они находятся в роли учителя и стараются выполнить работу со всей ответственностью. Например, предлагаю ребятам слайд с кратким пересказом русской народной сказки «Гуси-лебеди». Пошли родители на ярмарку, а дочке наказали смотреть за маленьким братишкой. Но дочка пошла поиграть с подружками, а её братишка пошёл на улицу один. Унесли гуси-лебеди ребёнка. И пошла девочка его искать. Подошла она к яблоне – яблоня ей сказала, куда идти. Подошла к печке – печка тоже сказала. Подошла к речке – речка тоже сказала. Какими словами можно заменить повторяющиеся слова? Можно предложить детям готовый словарь синонимов, но многие из моих учеников сами подбирают слова, демонстрируя остальным пример достаточно богатого словарного запаса. В результате получается другой рассказ: Отправились родители на ярмарку, а дочке наказали смотреть за маленьким братишкой. Но дочка решила поиграть с подружками, а её братишка оказался на улице один. Унесли гуси-лебеди ребёнка. И побежала девочка его искать. Спросила она у яблони – та ей подсказала, где искать брата. Увидела печку, помогла ей с пирожками – и та указала ей направление. И речка помогла девочке. Большим интересом у младших школьников пользуется работа с синонимами. Иногда я предлагаю ученикам не заменять слово на синоним, а наоборот, составить словосочетания со словами, которые, кажется, имеют одно и то же лексическое значение. Но стилистически эти слова не одинаковы, и предложения должны получиться тоже разные. Например, это синонимический ряд со значением «сказать, говорить»: выражать (своё мнение), высказывать (мысль, идею), излагать (теорию), молвить (слово), произносить (речь), выговаривать (за проступок), сказывать (сказку), рассуждать (на какую-то тему), утверждать (с уверенностью), тараторить (без умолку), лепетать (что-то невнятное), бормотать (про себя), проворчать (сквозь зубы) Самый важный эффект от постоянной работы над речью учеников – это их уверенность в себе и спокойная коммуникация с другими людьми.

Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс

Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс

Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс

Статья "Приём редактирования и подготовка младших школьников к обучению в среднем звене" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018