Урок по теме «Творительный падеж»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В структуре урока учтены особенности технологии развивающего обучения. План урока начинается с создания «ситуации успеха» через словарно-орфографическую работу. Притом само задание носит проблемный характер и выводит детей на тему нравственности. В качестве структурного элемента «ситуации интеллектуального разрыва» выступает пункт «Постановка проблемного вопроса». Далее следует поиск решения проблемы. При формировании понятия о творительном падеже Васильева М.В. использует схему, уже известную четвероклассникам по изученным падежам. Схема включает всю заложенную программой информацию о падеже: падежное значение, вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, роль в предложении. Сухой язык схемы обогащается сказочными персонажами, названия которых нужно использовать в форме творительного падежа. При изучении падежей важным является разграничение одушевленных и неодушевленных имен существительных. На это умение учителем подобрано особое упражнение. Познавательный интерес учащихся поддерживается тем. что, исходя из темы и задач урока, задания к подобранным материалам формулирует не учитель, а сами ученики."В структуре урока учтены особенности технологии развивающего обучения. План урока начинается с создания «ситуации успеха» через словарно-орфографическую работу. Притом само задание носит проблемный характер и выводит детей на тему нравственности. В качестве структурного элемента «ситуации интеллектуального разрыва» выступает пункт «Постановка проблемного вопроса». Далее следует поиск решения проблемы. При формировании понятия о творительном падеже Васильева М.В. использует схему, уже известную четвероклассникам по изученным падежам. Схема включает всю заложенную программой информацию о падеже: падежное значение, вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, роль в предложении. Сухой язык схемы обогащается сказочными персонажами, названия которых нужно использовать в форме творительного падежа. При изучении падежей важным является разграничение одушевленных и неодушевленных имен существительных. На это умение учителем подобрано особое упражнение. Познавательный интерес учащихся поддерживается тем. что, исходя из темы и задач урока, задания к подобранным материалам формулирует не учитель, а сами ученики."
Иконка файла материала Конспект урока русского языка по теме.docx
Конспект урока русского языка по теме: «Творительный падеж имён существительных»   Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания  окончаний существительных в творительном падеже. Задачи:  ­образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания  безударных окончаний  имён существительных в творительном падеже, умения различать  безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать  формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и  расширять  словарный  запас;   ­ развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания;  развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;   ­ воспитательные: воспитывать  познавательный  интерес, ответственное отношение к учебному  труду, прививать любовь к родному языку.   Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык». План урока: 1.Организационный момент 2.Вводный – мотивационный этап 3. Чистописание 4.Повторение изученного материала 5. Работа над новой темой  6.Физкультминутка 7. Закрепление новой темы 8. Домашнее задание 9.РефлексияХод урока   1.Организационный момент ­ Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.   (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)  2.Вводно – мотивационный этап (Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1 О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.                                                                                        ­ Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина? (Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем  проводить опыты и исследования или решать какую – то проблему) ­ Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем? (……..).  ­ Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок  принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!    Ребята, вы любите сказки? (Да).­ Сейчас я вам расскажу одну.  «Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на  слайде № 2 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и  стали разглядывать его обитателей».  Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) «Старшая принцесса  просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она  погладила ужа. Король от страха закричал: « Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом» ­ Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит)«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это  время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал  осенью пойти с ними в цирк». ­ Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3 Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью. ­ Что вы заметили? (Они стоят в  форме творительного  падежа) ­ Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных).  Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных» ­ Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.   3.Чистописание  ­ Работу начнём  с минутки чистописания                                 ­ Какое сейчас время года? Месяц? ­ Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) –согласный, твёрдый,  звонкий, непарный. ­ Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный,  мягкий. ­ Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н,р) ­ Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе: Пальцы вытянулись дружно А теперь сцепить их нужно.  Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза). ­ Записывают образцы, данные на доске: Нн  Рр  ДР др  ноябрь   4.Повторение изученного материала­ За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые  снежинки, неся радостное  сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.   Показ слайда № 5 Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром. Дети составили  предложение. Показ слайда № 6 Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.  Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, с повествовательной интонацией,  распространённое, с однородными определениями, грамматическая основа – (что?) зима­  подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное  глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым,  пушистым  ­ определения, выраженные прилагательными. ­ Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым –  правописание  ­ жи, ­ ши). ­ Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать  однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик. 5.Работа над новой темой    ­ Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке? Показ слайда № 3   ­ Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и  предлоги)   ­Какой падеж нас сегодня интересует ­ ? (Творительный) ­ На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? ( над, перед,  за, под, с, между). ­ Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа?  (второстепенными – дополнение. обстоятельство).  ­На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения) ­ Спишите  эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания  и поставьте  знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях). 1 скл.                                    2 скл.                                         3.скл. зеброй                                 слоном                                    смелостью сливой                                медведем                               ельюумницей                             ужом                                       осенью   Назовите окончания существительных 1, 2, 3­ го склонения (Дети называют окончания, после их  ответов идёт   Показ слайда № 7) 1 скл.                                      2 скл.                                          3 скл. ­ой (ей)                              ­  ом(ем)                                     ­(ь) ю   ­  Ребята, что ещё вы заметили? ( Есть  окончания ударные и безударные) ­ Назовите их (2 склонение – ом –ударное, , безударные – ой, ей­ в 1 склонении, ­ ем ­ во 2  склонении,­ ю – в 3 склонении). ­ Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое  открытие! 6. Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот.  Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.   ­ Продолжим работу по таблице учебника на  странице 123, упражнение №114­ .Показ слайда № 8 ­ Сравните окончания одушевлённых  и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в  форме творительного падежа(У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 ­ го  склонения ­ безударные окончания)  ­ Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании  существительных  вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён  существительных.) ­ Значит, безударное окончание имён существительных представляет трудность для написания? ­ Да, есть затруднения.Тогда скажите, чем являются безударные окончания имён существительных в творительном  падеже?  (Они – орфограммы) Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются  орфограммами. Это второе открытие! ­ Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной  гласной в корне существительного.  (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной). ­ Все согласны?  Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имён  существительных  тоже можно проверить.) ­Да, конечно, безударные окончания имён существительных тоже проверяются. Это уже третье  открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён  существительных?(……). ­ Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.  ­ Запишите существительные страна, земля, стол и  сравните склонения этих существительных с  существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля­ 1 склонение, друг, стол – 2  склонение; типы  склонения ­ одинаковые).  Один ученик работает у доски.  ­ Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол  в форме творительного падежа:  Страной  Мамой                                                землёй                              волей                                                столом                            другом ­ Какие окончания у этих существительных? (Ударные). Сравните окончания у существительных: мамой – страной, волей – землёй, другом  ­ столом  ­ Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые) ­Чем являются существительные страной, землёй, столом  по отношению к существительным  мамой, волей, другом? (Проверочными словами) Да. Это следующее открытие. ­ Теперь попробуйте  сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён  существительных в творительном падеже? 1.Для этого надо определить склонение существительного. 2. Узнать его падеж. 3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.  4.Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.Показ слайда № 9 1.Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить 2.Для этого надо определить склонение существительного. 3. Узнать его падеж.  4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.  Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.   7. Закрепление новой темы ­ А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на  карточках для 1 – 2 –го варианта) Показ слайда № 9 сохраняется.(10) Показ слайда №11(карточки) 1в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.   Пришла ( с кем?) с (метель, ветер, вьюга) занесло (чем?)(снег) украсила (чем?)(серебро, узор)   2.Найти существительные в творительном падеже. По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал  лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.   2в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.   Укрыла (чем?)(ковёр) летел (над чем?) над (лес, поле, город) любовались (чем?) (снежинка, ель)2.Найти существительные в творительном падеже.   Заколдован невидимкой,  Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалося сосна.   Взаимопроверка работ учащихся.   ­ Вспомните нашу сказку. Король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы  узнаете, выполнив следующее задание. Задание у детей на карточках, работа идёт устно, с комментированием.    Показ слайда № 12 ­ Прочитайте текст: В цирке Манеж осветился лучик..м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк..й, начал представление.  Он позвал на манеж кошку с собак..й. Они ловко работали с мячик..м и скакалк..й. Циркач угостил  их рыб..й и сахар..м. Под купол..м цирка выступали акробаты. Зрители с радость.. хлопали  артистам. Они с честь…  справились со своей задач…й.   Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имён существительных. Взаимопроверка работ учащихся.   Повторить правило на слайде №9(13)   7.Домашнее задание(с.125, упр. 120 – по заданию)8.Рефлексия ­ Сколько открытий сделали по теме нашего исследования? 1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными; 2.Безударные окончания можно проверить;  3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.   ­ Что на вас произвело наибольшее впечатление? ­ Какие задания показались наиболее интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? ­ Молодцы, ребята! Все замечательно работали. адани О. Творительный падеж. Урок русского языка в 4 классе   Автор:  Ладани Оксана Александровна  Место работы:  Учитель начальных классов, МОУ СОШ № 2 город Ноябрьск, Тюменская область  Контакты:  iskra89@yandex.ru  Творительный падеж. Урок русского языка в 4 классе Тема:  Творительный падеж.                                    Цели:  уточнить и расширить знания детей о творительном падеже; формировать умения определять творительный падеж по его признакам, и использовать в  письменной речи; совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами; развивать мышление и творческие способности учащихся; прививать чувство прекрасного в окружающей среде.   Ход урока. I. Организационный момент.­ Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной  работы на уроке. II. Орфографический диктант.     ­ Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать  с       орфографического диктанта. ­ Запишите слова в два столбика. * учащийся у доски комментирует запись слов.    пейзаж                                       рисунок алмаз                                         ажурный дорожка                                     берёза едкий                                         окраина жемчуг                                       тянулись явление госпожа аромат ­ Что объединяет слова 1 столбика? \ орфограмма­ согласный \ ­ Какое слово может быть лишним? \ едкий \ ­ Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? \ тянулись \ ­ Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?  \ Падеж­ работяга \ III. Постановка проблемного вопроса.     ­ Какие вопросы у вас возникли? \ ­ Какой падеж взял себе такой псевдоним? ­ Почему его так назвали? \ IV. Поиск решения проблемы. ­ Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга. * Запись на доске  оформляет ученик.         Падеж ­ работяга?                                  труд                                   работа                               творить ­ По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? \ творить \ ­ Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. ­ Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? \ Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу \ ­ Приведите примеры \ приводят примеры из статьи \ V. Физминутка. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот.Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарите. VI. Формулирование темы и цели урока.    ­ Сформулируйте тему урока. \ творительный падеж \ ­ Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? \ расширить знания об особенностях   творительного падежа \ VII. Изучение нового материала. 1­ Беседа « Что мы узнаём о творительном падеже »        * составление кластера.   2­ Работа в парах по учебнику с.113 упр.149.       ­ Найдите имена существительные в творительном падеже и понаблюдайте с какими предлогами они употребляются. ­ Итак, с какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже? \ с, перед, под, над, пред \       ­ Все ли предлоги мы перечислили? \ Нет \ \ существительные в творительном падеже могут употребляться с предлогом –за­ \ ­ Приведите примеры. ­ Выполняя эту работу, на какие моменты, вы ещё обратили внимание? \ существительные в творительном падеже имеют окончание – ом, ем, ой, ей, ею и являются  второстепенным членом предложения \  ­ Приведите примеры существительных в ед.ч. 3­ Обобщение полученных знаний о творительном падеже. ­ Итак, проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических  признаках творительного падежа.  ­ Расскажите, какими грамматическими признаками отличается этот падеж? VIII. Закрепление изученного. 1­ Изменение слов в творительном падеже.Наблюдение за окончанием существительного в творительном падеже. учитель диктует слова в именительном падеже, а дети записывают в творительном падеже, выделяя окончания. взаимопроверка по эталону \ зимой, землей, снегом, ветром, серебром, гребнем, полосой, луной, цепью \  ­ Какие окончания имеют существительные в творительном падеже? \ ом, ем, ой, ей, ю \ ­ Какой темой мы можем объединить эти слова? \ зима \ ­ Составьте и запишите предложение, используя данные слова в творительном падеже.    2­ Наблюдение над ролью существительных в творительном падеже в предложении. ­ Зачитайте предложения. Каким членом предложения являются существительные в творительном  падеже? ­ Итак, по каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном  падеже? \ вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание \ IX. Физминутка для глаз. \ нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли \ X. Творческая работа. ­ Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить  ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили и меня на творчество.   Рис. 1 Рис. 2          Рис. 3. Рис. 4. К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз­трудяга с помощью падежа­работяги  землю снегом покрывал… Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я  торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом. дети работают по клише.   Рис. 5. Карточка­клише чтение получившихся работ.      ­ Сосчитайте сколько существительных в творительном падеже вы употребили?  \    \ XI. Домашнее задание с114, упр.150.XII. Организационный момент. ­ Урок окончен. Мне было интересно работать на уроке.     Бунеева Б. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4­й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 3­е, дополненное. ­ М.: «Баласс», 2002. ­  208 с. Русский язык. Учебник для 4­го класса. В 2­х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд.  5­е. — М.: Баласс, 2006. — 144 с, ил.