Урок по теме «Творительный падеж»
Оценка 4.9

Урок по теме «Творительный падеж»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
17.05.2017
Урок по теме «Творительный падеж»
В структуре урока учтены особенности технологии развивающего обучения. План урока начинается с создания «ситуации успеха» через словарно-орфографическую работу. Притом само задание носит проблемный характер и выводит детей на тему нравственности. В качестве структурного элемента «ситуации интеллектуального разрыва» выступает пункт «Постановка проблемного вопроса». Далее следует поиск решения проблемы. При формировании понятия о творительном падеже Васильева М.В. использует схему, уже известную четвероклассникам по изученным падежам. Схема включает всю заложенную программой информацию о падеже: падежное значение, вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, роль в предложении. Сухой язык схемы обогащается сказочными персонажами, названия которых нужно использовать в форме творительного падежа. При изучении падежей важным является разграничение одушевленных и неодушевленных имен существительных. На это умение учителем подобрано особое упражнение. Познавательный интерес учащихся поддерживается тем. что, исходя из темы и задач урока, задания к подобранным материалам формулирует не учитель, а сами ученики."В структуре урока учтены особенности технологии развивающего обучения. План урока начинается с создания «ситуации успеха» через словарно-орфографическую работу. Притом само задание носит проблемный характер и выводит детей на тему нравственности. В качестве структурного элемента «ситуации интеллектуального разрыва» выступает пункт «Постановка проблемного вопроса». Далее следует поиск решения проблемы. При формировании понятия о творительном падеже Васильева М.В. использует схему, уже известную четвероклассникам по изученным падежам. Схема включает всю заложенную программой информацию о падеже: падежное значение, вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, роль в предложении. Сухой язык схемы обогащается сказочными персонажами, названия которых нужно использовать в форме творительного падежа. При изучении падежей важным является разграничение одушевленных и неодушевленных имен существительных. На это умение учителем подобрано особое упражнение. Познавательный интерес учащихся поддерживается тем. что, исходя из темы и задач урока, задания к подобранным материалам формулирует не учитель, а сами ученики."
Конспект урока русского языка по теме.docx
Конспект урока русского языка по теме: «Творительный падеж имён существительных»   Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания  окончаний существительных в творительном падеже. Задачи:  ­образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания  безударных окончаний  имён существительных в творительном падеже, умения различать  безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать  формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и  расширять  словарный  запас;   ­ развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания;  развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;   ­ воспитательные: воспитывать  познавательный  интерес, ответственное отношение к учебному  труду, прививать любовь к родному языку.   Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык». План урока: 1.Организационный момент 2.Вводный – мотивационный этап 3. Чистописание 4.Повторение изученного материала 5. Работа над новой темой  6.Физкультминутка 7. Закрепление новой темы 8. Домашнее задание 9.Рефлексия Ход урока   1.Организационный момент ­ Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.   (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)  2.Вводно – мотивационный этап (Учитель читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Показ слайда №1 О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг.                                                                                        ­ Ребята, почему я начала урок с этих слов А. С. Пушкина? (Нам предстоит сделать какие – то открытия, мы узнаем сегодня что – то новое, может, мы будем  проводить опыты и исследования или решать какую – то проблему) ­ Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем? (……..).  ­ Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок  принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!    Ребята, вы любите сказки? (Да).­ Сейчас я вам расскажу одну.  «Жил – был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на  слайде № 2 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и  стали разглядывать его обитателей».  Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…) «Старшая принцесса  просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она  погладила ужа. Король от страха закричал: « Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом» ­ Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит) «Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это  время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал  осенью пойти с ними в цирк». ­ Прочитайте на экране имена существительные. Слайд №3 Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью. ­ Что вы заметили? (Они стоят в  форме творительного  падежа) ­ Правильно, назовите тему нашего исследования (Творительный падеж имён существительных).  Показ слайда № 4 «Творительный падеж имён существительных» ­ Да, ребята, сегодня мы будем открывать тайны творительного языка.   3.Чистописание  ­ Работу начнём  с минутки чистописания                                 ­ Какое сейчас время года? Месяц? ­ Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) –согласный, твёрдый,  звонкий, непарный. ­ Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный,  мягкий. ­ Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н,р) ­ Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе: Пальцы вытянулись дружно А теперь сцепить их нужно.  Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают, повторить 2 – 3 раза). ­ Записывают образцы, данные на доске: Нн  Рр  ДР др  ноябрь   4.Повторение изученного материала ­ За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые  снежинки, неся радостное  сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение.   Показ слайда № 5 Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром. Дети составили  предложение. Показ слайда № 6 Зима укрыла землю белым  пушистым ковром.  Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, с повествовательной интонацией,  распространённое, с однородными определениями, грамматическая основа – (что?) зима­  подлежащее, выраженное существительным, зима (что сделала?) укрыла – сказуемое, выраженное  глаголом; второстепенные члены: укрыла (что?) землю –дополнение, выраженное существительным, укрыла (чем?) ковром –дополнение, выраженное существительным, ковром (каким?) белым,  пушистым  ­ определения, выраженные прилагательными. ­ Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым –  правописание  ­ жи, ­ ши). ­ Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать  однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик. 5.Работа над новой темой    ­ Вернёмся к героям сказки. Кем любовались принцессы в зоопарке? Показ слайда № 3   ­ Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет своё название, вопрос и  предлоги)   ­Какой падеж нас сегодня интересует ­ ? (Творительный) ­ На какие вопросы он отвечает? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? ( над, перед,  за, под, с, между). ­ Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа?  (второстепенными – дополнение. обстоятельство).  ­На какие группы можно разделить  эти слова? (На существительные 1, 2, 3 –го склонения) ­ Спишите  эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания  и поставьте  знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные  учащиеся в тетрадях). 1 скл.                                    2 скл.                                         3.скл. зеброй                                 слоном                                    смелостью сливой                                медведем                               елью умницей                             ужом                                       осенью   Назовите окончания существительных 1, 2, 3­ го склонения (Дети называют окончания, после их  ответов идёт   Показ слайда № 7) 1 скл.                                      2 скл.                                          3 скл. ­ой (ей)                              ­  ом(ем)                                     ­(ь) ю   ­  Ребята, что ещё вы заметили? ( Есть  окончания ударные и безударные) ­ Назовите их (2 склонение – ом –ударное, , безударные – ой, ей­ в 1 склонении, ­ ем ­ во 2  склонении,­ ю – в 3 склонении). ­ Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными. Это вы сделали первое  открытие! 6. Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот.  Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.   ­ Продолжим работу по таблице учебника на  странице 123, упражнение №114­ .Показ слайда № 8 ­ Сравните окончания одушевлённых  и неодушевлённых существительных 1, 2, 3–го склонения в  форме творительного падежа(У одушевлённых и неодушевлённых существительных 1,2 3 ­ го  склонения ­ безударные окончания)  ­ Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании  существительных  вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имён  существительных.) ­ Значит, безударное окончание имён существительных представляет трудность для написания? ­ Да, есть затруднения. Тогда скажите, чем являются безударные окончания имён существительных в творительном  падеже?  (Они – орфограммы) Правильно! Безударные окончания имён существительных в творительном падеже являются  орфограммами. Это второе открытие! ­ Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной  гласной в корне существительного.  (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной). ­ Все согласны?  Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имён  существительных  тоже можно проверить.) ­Да, конечно, безударные окончания имён существительных тоже проверяются. Это уже третье  открытие! А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имён  существительных?(……). ­ Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.  ­ Запишите существительные страна, земля, стол и  сравните склонения этих существительных с  существительными мама, воля, друг (Страна, земля, мама, воля­ 1 склонение, друг, стол – 2  склонение; типы  склонения ­ одинаковые).  Один ученик работает у доски.  ­ Сейчас поставьте существительные страна, земля, стол  в форме творительного падежа:  Страной  Мамой                                                землёй                              волей                                                столом                            другом ­ Какие окончания у этих существительных? (Ударные). Сравните окончания у существительных: мамой – страной, волей – землёй, другом  ­ столом  ­ Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые) ­Чем являются существительные страной, землёй, столом  по отношению к существительным  мамой, волей, другом? (Проверочными словами) Да. Это следующее открытие. ­ Теперь попробуйте  сами сделайте вывод: как проверить безударные окончания имён  существительных в творительном падеже? 1.Для этого надо определить склонение существительного. 2. Узнать его падеж. 3.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.  4.Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми. Показ слайда № 9 1.Безударные окончания имён существительных тоже можно проверить 2.Для этого надо определить склонение существительного. 3. Узнать его падеж.  4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.  Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.   7. Закрепление новой темы ­ А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания. (Задания на  карточках для 1 – 2 –го варианта) Показ слайда № 9 сохраняется.(10) Показ слайда №11(карточки) 1в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.   Пришла ( с кем?) с (метель, ветер, вьюга) занесло (чем?)(снег) украсила (чем?)(серебро, узор)   2.Найти существительные в творительном падеже. По сторонам дороги тянулись широкие поля. Они были покрыты снежной скатертью. Снег лежал  лёгкой пеленой, словно лебяжий пух. За узкой речкой тёмной стеной возвышался лес.   2в. 1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.   Укрыла (чем?)(ковёр) летел (над чем?) над (лес, поле, город) любовались (чем?) (снежинка, ель) 2.Найти существительные в творительном падеже.   Заколдован невидимкой,  Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалося сосна.   Взаимопроверка работ учащихся.   ­ Вспомните нашу сказку. Король, как и обещал, повёл принцесс в цирк. Что они там увидели, вы  узнаете, выполнив следующее задание. Задание у детей на карточках, работа идёт устно, с комментированием.    Показ слайда № 12 ­ Прочитайте текст: В цирке Манеж осветился лучик..м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк..й, начал представление.  Он позвал на манеж кошку с собак..й. Они ловко работали с мячик..м и скакалк..й. Циркач угостил  их рыб..й и сахар..м. Под купол..м цирка выступали акробаты. Зрители с радость.. хлопали  артистам. Они с честь…  справились со своей задач…й.   Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имён существительных. Взаимопроверка работ учащихся.   Повторить правило на слайде №9(13)   7.Домашнее задание(с.125, упр. 120 – по заданию) 8.Рефлексия ­ Сколько открытий сделали по теме нашего исследования? 1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными; 2.Безударные окончания можно проверить;  3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.   ­ Что на вас произвело наибольшее впечатление? ­ Какие задания показались наиболее интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? ­ Молодцы, ребята! Все замечательно работали. адани О. Творительный падеж. Урок русского языка в 4 классе   Автор:  Ладани Оксана Александровна  Место работы:  Учитель начальных классов, МОУ СОШ № 2 город Ноябрьск, Тюменская область  Контакты:  iskra89@yandex.ru  Творительный падеж. Урок русского языка в 4 классе Тема:  Творительный падеж.                                    Цели:  уточнить и расширить знания детей о творительном падеже; формировать умения определять творительный падеж по его признакам, и использовать в  письменной речи; совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами; развивать мышление и творческие способности учащихся; прививать чувство прекрасного в окружающей среде.   Ход урока. I. Организационный момент. ­ Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной  работы на уроке. II. Орфографический диктант.     ­ Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать  с       орфографического диктанта. ­ Запишите слова в два столбика. * учащийся у доски комментирует запись слов.    пейзаж                                       рисунок алмаз                                         ажурный дорожка                                     берёза едкий                                         окраина жемчуг                                       тянулись явление госпожа аромат ­ Что объединяет слова 1 столбика? \ орфограмма­ согласный \ ­ Какое слово может быть лишним? \ едкий \ ­ Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? \ тянулись \ ­ Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?  \ Падеж­ работяга \ III. Постановка проблемного вопроса.     ­ Какие вопросы у вас возникли? \ ­ Какой падеж взял себе такой псевдоним? ­ Почему его так назвали? \ IV. Поиск решения проблемы. ­ Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга. * Запись на доске  оформляет ученик.         Падеж ­ работяга?                                  труд                                   работа                               творить ­ По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? \ творить \ ­ Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. ­ Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей? \ Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу \ ­ Приведите примеры \ приводят примеры из статьи \ V. Физминутка. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарите. VI. Формулирование темы и цели урока.    ­ Сформулируйте тему урока. \ творительный падеж \ ­ Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? \ расширить знания об особенностях   творительного падежа \ VII. Изучение нового материала. 1­ Беседа « Что мы узнаём о творительном падеже »        * составление кластера.   2­ Работа в парах по учебнику с.113 упр.149.       ­ Найдите имена существительные в творительном падеже и понаблюдайте с какими предлогами они употребляются. ­ Итак, с какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже? \ с, перед, под, над, пред \       ­ Все ли предлоги мы перечислили? \ Нет \ \ существительные в творительном падеже могут употребляться с предлогом –за­ \ ­ Приведите примеры. ­ Выполняя эту работу, на какие моменты, вы ещё обратили внимание? \ существительные в творительном падеже имеют окончание – ом, ем, ой, ей, ею и являются  второстепенным членом предложения \  ­ Приведите примеры существительных в ед.ч. 3­ Обобщение полученных знаний о творительном падеже. ­ Итак, проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических  признаках творительного падежа.  ­ Расскажите, какими грамматическими признаками отличается этот падеж? VIII. Закрепление изученного. 1­ Изменение слов в творительном падеже. Наблюдение за окончанием существительного в творительном падеже. учитель диктует слова в именительном падеже, а дети записывают в творительном падеже, выделяя окончания. взаимопроверка по эталону \ зимой, землей, снегом, ветром, серебром, гребнем, полосой, луной, цепью \  ­ Какие окончания имеют существительные в творительном падеже? \ ом, ем, ой, ей, ю \ ­ Какой темой мы можем объединить эти слова? \ зима \ ­ Составьте и запишите предложение, используя данные слова в творительном падеже.    2­ Наблюдение над ролью существительных в творительном падеже в предложении. ­ Зачитайте предложения. Каким членом предложения являются существительные в творительном  падеже? ­ Итак, по каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном  падеже? \ вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание \ IX. Физминутка для глаз. \ нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли \ X. Творческая работа. ­ Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить  ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили и меня на творчество.   Рис. 1 Рис. 2          Рис. 3. Рис. 4. К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз­трудяга с помощью падежа­работяги  землю снегом покрывал… Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я  торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом. дети работают по клише.   Рис. 5. Карточка­клише чтение получившихся работ.      ­ Сосчитайте сколько существительных в творительном падеже вы употребили?  \    \ XI. Домашнее задание с114, упр.150. XII. Организационный момент. ­ Урок окончен. Мне было интересно работать на уроке.     Бунеева Б. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4­й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 3­е, дополненное. ­ М.: «Баласс», 2002. ­  208 с. Русский язык. Учебник для 4­го класса. В 2­х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд.  5­е. — М.: Баласс, 2006. — 144 с, ил.

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»

Урок по теме «Творительный падеж»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017