Модульное обучение на уроках русского языка.
Оценка 5

Модульное обучение на уроках русского языка.

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
русский язык
4 кл
17.05.2017
Модульное обучение на уроках русского языка.
Учебный модуль по курсу «Русский язык» (4 класс) Тема «Глагол» Задачи изучения темы. 1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). 2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами. 3. Познакомить учащихся со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глаголов, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах. 4. Создать условия для освоения учащимися личных окончаний глаголов. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов, с распознаванием спряжения по неопределённой форме. 5. Обеспечить высокую интенсивность обучения; формировать потребность и умение активно воспринимать и передавать информацию. 6. Формировать навыки социального и делового общения, повысить интеллектуальный уровень и культуру; улучшить здоровье школьников.Учебный модуль по курсу «Русский язык» (4 класс) Тема «Глагол» Задачи изучения темы. 1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). 2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами. 3. Познакомить учащихся со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глаголов, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах. 4. Создать условия для освоения учащимися личных окончаний глаголов. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов, с распознаванием спряжения по неопределённой форме. 5. Обеспечить высокую интенсивность обучения; формировать потребность и умение активно воспринимать и передавать информацию. 6. Формировать навыки социального и делового общения, повысить интеллектуальный уровень и культуру; улучшить здоровье школьников.
Модульное обучение на уроках русского языка..docx
Учебный модуль по курсу «Русский язык» (4 класс) Тема «Глагол» (47 часов) Задачи изучения темы. 1. Углубить   знания   учащихся   о   глаголе   как   части   речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении). 2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении, над глаголами­синонимами и глаголами­антонимами. 3. Познакомить учащихся со спряжением глаголов. Научить распознавать   лицо  глаголов,   осознанно   употреблять   глаголы   в настоящем, прошедшем и будущем временах. 4. Создать   условия   для   освоения   учащимися   личных окончаний глаголов. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением   глаголов,   с   распознаванием   спряжения   по неопределённой форме. 5. Обеспечить   высокую   интенсивность   обучения; формировать   потребность   и   умение   активно   воспринимать   и передавать информацию. 6. Формировать   навыки   социального   и   делового   общения, повысить интеллектуальный уровень и культуру; улучшить здоровье школьников. Каждый ученик по данной теме имеет следующую таблицу с целями: что он должен уметь, чему должен научиться на выходе из данного учебного модуля. По мере изучения дети проставляют « + », « ­ ». При этом каждый ученик, столкнувшись с трудностями, всегда может обратиться за помощью, как к учителю, так и к ученику ­ консультанту. Учитель на уроке создаёт атмосферу   психологической   поддержки,   психологического   комфорта   для каждого   ученика,   что   непременно   ведёт   к   повышению   результативности обучения. Более того, как показывают исследования, лишь это направление обеспечивает   поисковое,   исследовательское   обучение,   так   как   поиск, исследование атмосфере доброжелательности, на основе диалога, общения учащихся.   возможно   организовать   лишь   в        Знаю: Что такое:  ­ глагол; «+» «­»                ­ неопределённая форма          глагола; ­ виды глагола; ­ времена глаголов; ­ лицо  ­ спряжение, ­ число,        Умею:     «+» «­» ­ выделять в тексте глагол, ­ ставить вопросы к глаголу, ­ определять начальную форму ­ различать: неопределённую           форму глагола; ­ виды глагола; ­ глаголы на ­тся и  ­ться; ­определять:           грамматические категории     (у   глаг.   род   прошедшего времени), ­ число, ­вид, время, спряжение.   ­   2 ­   родовые   окончания глагола прошедшего времени, ­   личные   окончания глаголов I спряжения, ­   личные   окончания глаголов II спряжения. Глаголы ­ исключения, глаголы­фразеологизмы, глаголы­антонимы, глаголы­синонимы. Многозначные глаголы. ­   Записывать   глагол   во   всех возможных формах времени. ­Определять синтаксическую роль глагола в предложении. ­   Правильно   выделять   личные окончания глаголов. ­ Писать: ­«Ь»  после шипящих  в окончаниях глаголов 2 л., ед.ч. ­ «Ь» у глаголов неопределенной формы с частицей ­СЯ; ­   раздельно   частицу   НЕ   с глаголом; глаголом; ­   гласные   в   безударных   личных окончаниях   глаголов  I  и   П спряжения. ­   Выполнять   морфологический разбор глаголов. ­ Спрягать глаголы. ­ Употреблять глаголы в нужном лице и числе. ­   Работать   со   справочной литературой (словарями). ­   Точно   употреблять   глаголы   в речи (в прямом  и переносном значении). Работа над глаголом в 4 классе представляет собой новую ступень в системе   их   изучения.   Новым   по   сравнению   с   3   классом   является знакомство   с   неопределённой   формой   глагола,   овладение   спряжением глаголов,  формирование   навыков   правописания   безударных   личных окончаний глаголов. Предметом   постоянного   внимания   учителя   остаётся   по­прежнему изменение  глагола  по  временам. Усовершенствуются  знания  учащихся  о том, что  глаголы,  отвечающие  на вопрос  что делать?  (несовершенного вида),   имеют   настоящее   время,   прошедшее,   будущее   сложное;   глаголы, отвечающие на вопрос  что сделать?  (совершенного вида), имеют только прошедшее   время  и   будущее   простое.   Например:  отправлять   ­ отправляет,   отправлял,   будет  отправлять;   отправить   ­   отправил, отправит. Учащиеся овладевают знанием о неопределённой форме как начальной форме глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных   форм   глагола,   так   и  для   правильного   написания   безударных 3 личных   окончаний   глагола.   По   неопределённой   форме,   как   известно, распознаётся спряжение глагола. Работа   над   навыком   правописания   личных   окончаний   глаголов занимает  в 4 классе  особое  место. Данный навык  сложен, и  основу  его составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число;  умение перейти от временной формы к начальной (неопределённой) и правильно назвать её; умение определить спряжение глагола   по  неопределённой   форме;   знание   окончаний   глаголов  I  и  II спряжения. Обучение   посредством  игровой  организации   и   применения разнообразных активных форм позволяет успешно овладевать знаниями и применять   их   на   практике   при   решении   орфографической   задачи.   При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают данной ниже последовательностью действий. 1. 2. Узнать время, лицо и число глагола. Найти   начальную   форму   глагола   и   по   ней   определить спряжение. 3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения и написать его. Есть   ещё   ряд   условий,   определяющих   правильность   написания.   В частности, одним из них является знание суффикса глагола, по которому определяется   спряжение,   например:  строить,   таять,   сеять,   лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т.п. В диалогической части данные слова   многократно   повторяются   в   различных   видах   упражнений, запоминаются на основе диалога, общения учащихся. Систему работы над глаголом можно представить в виде 10 модулей в модуле. Модуль в модуле Модуль 1­3 Темы уроков 1. Глагол как часть речи. 2. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Словарный диктант. 3.  Упражнение в изменении глаголов по числам и временам. 4. Обучающее изложение (с.112, упр. 399). Дата прове­ дения Кол­ во часов Зч. 4 Модуль 4­8 Модуль 9­13 Модуль 14­18 Модуль 19­22 Модуль 23­29 Модуль 30­34 1.  Неопределённая   форма   ­   начальная   форма глагола. 2. Виды глаголов. Словарный диктант. 3. Правописание частицы не с глаголами. 4. Неопределённая форма глаголов без ­ся и с ­ся. 5. Обучающее сочинение (с. 122, упр. 431). 1. Настоящее время глаголов. 2. Будущее время глаголов. 3.  Понятие   о   спряжении   глагола   как   изменении окончаний глаголов настоящего и будущего времен по лицам и числам. 4. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Словарный диктант. 5. Обучающее изложение (с. 127, упр. 449). Распознавание   спряжения   глаголов   по 1.  Упражнение   в   спряжении   глаголов   настоящего времени с ударными окончаниями. 2.  Знакомство   с  I  и  II  спряжением.   Словарный диктант. 3.  Сопоставление   окончаний   глаголов  I  и  II спряжений. 4. Обучающее сочинение (с. 125, упр. 439). 1.  неопределённой форме. 2.  Спряжение   глаголов   в   будущем   времени. Словарный диктант. 3. Контрольное изложение (с. 132, упр. 461). 1.  Правописание   безударных   личных   окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. 2.  Повторение   «Спряжение   глаголов».   Словарный диктант. 3.  Контрольный   диктант   с   грамматическим заданием. 1. Глаголы­исключения. 2. Правописание глаголов­исключений. 3.  Употребление   ­ь­   в   глаголах   2   лица единственного числа. 4.  Обучающее сочинение (с элементами описания) по картине. 5ч. 5ч. 5ч. 4ч. 7ч. 5ч. 5 Модуль 35­38 Модуль 39­42 Модуль 43­47 4ч. 4ч. 5ч. 1.  Прошедшее время  глагола. Изменение  глаголов прошедшего времени по родам. 2.  Правописание   суффикса   перед   ­л­   (увидел, услышал). 3.  Сопоставление   суффикса   в   глаголах неопределённой   формы   и   прошедшего   времени (таять ­ таял и т.п.). 4. Обучающее изложение (с. 138, упр. 480). 1.  Правописание   безударных   личных   окончаний глаголов. Словарный диктант. 2. Морфологический разбор глаголов. 3. Зачёт ­ вертушка. 1.  Упражнение   в   образовании   и   употреблении временных форм глагола. Словарный диктант. 2. Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи. 3.Обучающее сочинение. 4. Обобщение знаний о глаголе как части речи. 5.  Контрольный   диктант   с   грамматическим заданием. Остановлюсь подробнее на содержании отдельных модулей. Модуль 1­3  Темы: 1. Глагол как часть речи. Повторение изученного о глаголе  во 2­ 3 классах. 2. 3. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам. Обучающее изложение (с.112, упр. 399). Цели, стоящие перед каждым учеником: Знать: что такое: ­ ­ глаголов, ­ Уметь: глагол, числа глаголов, ­ находить в тексте глаголы, ­  определять   число времена глаголов, ­ время глаголов. 6 Структура модуля 1­3 Структура модуля Кол­во  часов Вводная часть 1 урок 2 урок Диалоги­ ческая часть Итоговая часть 3 урок Форма и содержание уроков Кол­во мин. 1. Знакомство   со   структурой   учебного   модуля «Глагол как часть речи» (повторение). 2. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. 3. «Мозговой   штурм»   (составление   опорной схемы).  Актуализация знаний о глаголе. 4. Запись опорной схемы учениками. 5. Работа   с   листом   взаимоконтроля.   Словарный диктант. 6. Обучающая игра «Древо мудрости». 1. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. 2. Индивидуально­групповая   форма   работы   на основе  разноуровневых   заданий   по   теме: «Изменение глаголов по числам и временам» 3. Взаимопроверка. 4. Взаимооценка. 5. Закрепление   материала.   Самостоятельная работа   с  учебником   с   последующей взаимопроверкой  «Упражнение   в   изменении глаголов по числам и временам». 6. Коррекция. 1. Определение целей и задач. 2. Обучающее изложение (с. 112, упр. 399). Модуль 4­8 10 3 5 4 15 8 5 15 7 10 8 3 42 Темы:   1. глаголов. Неопределённая   форма   ­   начальная   форма   глагола.   Виды 2. 3. Неопределённая форма глаголов без ­ся и с ­ся. Правописание частицы НЕ с глаголами. Словарный диктант. 7 4. Обучающее сочинение. Цели, стоящие перед каждым учеником: Уметь: Знать: что такое: ­ неопределённая форма глагола;        ­ виды глагола, ­ виды глагола,                                 ­ глаголы на ­тся и ­ ться;                                                                       ­ определять вид глагола;                                                                       ­писать раздельно частицу НЕ с глаголом. ­ различать неопределённую форму глагола, Структу ­ра модуля Вводная Часть Кол­ во часов 1 урок 2 урок Диалог ическая часть Зурок Структура модуля 4­8 Форма и содержание уроков Кол­во мин. 1. Знакомство   со   структурой   учебного   модуля «Неопределённая форма глагола. Виды глаголов». 2. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. схемы­конспекта 3. Составление   учениками,  запись   опоры   в   тетрадь.   Лист взаимоконтроля. Работа по учебнику (выполнение упражнений). 4. Игра «Вопросы ­ ответы». опорной   1. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. 2. Индивидуально­групповая   форма   работы   на основе  разноуровневых   заданий   по   теме   «Виды глаголов». 3. Взаимопроверка. 4. Коррекция. 1. Самостоятельная   индивидуальная   работа   по учебнику «Неопределённая форма глаголов без ­ся и с ­ся». Проверка по карточкам с образцами ответов. Самооценка. 2. Игра   «Эстафета»   (закрепление   изученного материала). 3. Взаимодиктант. Взаимопроверка. 4. Коррекция. 8 5 2 23 15 3 30 5 7 18 10 10 7 4 урок Итогова я часть 5 урок 1. «Правописание частицы не с глаголами». Работа по учебнику. Самопроверка. 2. Словарный диктант. 3. Обучающая   игра   «Брейн­ринг»   (обобщение, закрепление изученного материала). 1. Обучающее сочинение (с. 122. упр.431). 2. Тест (выборочный). 15 7 23 35 10 В процессе работы над данным модулем необходимо   внимание учащихся обращать на следующие особенности глаголов: глаголы с суффиксом ­ СЯ и без него   имеют   одинаковые  окончания   в   настоящем   и   будущем   времени;   в неопределённой   форме   тех   или   других  глаголов   пишется  ь.  У   учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с суффиксом ­ СЯ. Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается в каждой диалогической части учебного модуля по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического   материала   и   формирования   навыка   правописания   личных окончаний глагола (см. учебник). Темы:   Модуль 9­13 1. 2. 3. Настоящее время глаголов. Будущее время глаголов. Понятие   о   спряжении   глагола   как   изменении   окончаний глаголов настоящего и будущего времён по лицам и числам. 4. Распознавание  лица   глагола   по   местоимению  и  окончанию. Словарный диктант. 5. Обучающее изложение (с. 127, упр. 449). Цели, стоящие перед каждым учеником:  Знать: что такое:  ­число, лицо,  ­спряжение глаголов; Структура модуля 9­13        Уметь: определять:    ­число, лицо,     ­время глаголов.         Структу­ ра модуля Кол­ во часов Форма и содержание уроков Кол­во мин. 9 Вводная 1 урок часть 2 урок Диалоги­ ческая часть 3  3 урок 1.   Знакомство   со   структурой   учебного   модуля «Спряжение   глаголов»   (общее   понятие). «Настоящее время глаголов». 2. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. 3. Составление, запись опорной схемы учениками. Взаимообучение. 4. Игра «Найди ошибку». Самопроверка. 5. Работа по учебнику (выполнение упражнений). 6. Работа с листом взаимоконтороля. 1. Определение   целей   и   задач,   стоящих   перед каждым учеником. 2. Индивидуальная   работа   по   учебнику «Настоящее и будущее время глаголов». 3.Индивидуально­групповая   форма   работы   на основе разноуровневых заданий. 1. Самостоятельная работа с учебником с  последующей взаимопроверкой  «Распознавание  лица глагола по местоимению и окончанию». 2. Обучающая игра «Звено в цепи». 3. Словарный диктант. Взаимопроверка. Самостоятельная работа с  1. 4 урок 1. Закрепление изученного материала. Обучающая игра «Брейн­ринг». Итоговая 5 урок 1. Обучающее изложение (с. 127, упр. 449). часть 2. Тестирование (выборочное). 7 5 10 10 7 6 5 15 25 20 20 15 10 45 35 10 Темы:   Модуль 14­18 1. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями. 2. Знакомство с I и II спряжением. Словарный диктант. 3. Сопоставление окончаний глаголов I и П спряжений. 4. Обучающее сочинение (с. 125, упр. 439).  Цели, стоящие перед каждым учеником: Знать: Уметь: ­ личные окончания глаголов            ­ спрягать глаголы настоящего времени; I и II спряжений;                         ­ выделять личные окончания глаголов Структура модуля 14­18 10 Форма и содержание уроков Кол­во мин. Структу­ ра модуля Вводная часть Кол­ во часов 1 урок 2 урок Диалоги­ ческая часть Зурок 4 урок 1. Знакомство со структурой учебного модуля «I  и  II  спряжение   глаголов»,   «Спряжение глаголов настоящего времени». 2. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. 3. Запись   опорной   схемы   учениками   с пояснением учителя. 4. Взаимоконтроль. Взаимодиктант. 5. Обучающая игра «Найди свою половинку». 1. Самостоятельная   работа   с   учебником   с последующей   взаимопроверкой.   Словарный диктант. 2. Свободный диктант. 3. Коррекция. 1. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. 2. «Сопоставление  окончаний   глаголов  I  и  II спряжений» (закрепление) 3. «Распознавание   спряжения   глаголов   по суффиксу   глаголов   неопределённой   формы». (Самостоятельно   ­  индивидуальная   работа. Взаимопроверка). 4. Выборочный     практических заданий). Коррекция. 1. Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков  учащихся по теме «I  и П спряжение глаголов». Обучающая игра «Брейн­ринг». элементами (с тест   10 5 10 10 10 25 10 10 3 15 15 12 45 10 35 Итоговая часть 5 урок 1. Тест с дополнениями. 2. Обучающее сочинение (с. 125, упр. 439). После объяснения учебного материала (вводный урок) учителем может быть  взаимообучение,  следующий   вид   деятельности: организован взаимоконтроль. Взаимообучение. Работа   осуществляется   в   парах.   Каждый   ученик   получает   задание: проработать материал  по теме..., выделить главные понятия, составить тезис­ конспект или план­конспект. У каждого  члена пары своё задание (1­й вариант или 2­й вариант). На подготовку даётся 10­15 минут. После этого ученик (1­й 11 вариант)   начинает   объяснять   своему   напарнику   то,   что   было   им   усвоено, используя   свой   конспект,   т.е.   выступает   в   роли   «учителя».   «Ученик»   (2­й вариант)  слушает. Роли меняются. Раздаются листы с заданиями или задания записываются на доске. Ученики (1­й и 2­й варианты) выполняют задания по прослушанному материалу письменно. После проверки задания даются цветные жетоны «ученику» и «учителю», обучавшему его. Работают одновременно все пары. Затем подводится итог ­ оценка выставляется в зависимости  от   цвета жетонов. Взаимоконтроль. Учащиеся   получают   лист   взаимоконтроля,   просматривают   вопросы   и задания   (2­3   минуты),   затем   пересказывают   ответы   друг   другу,   выполняя попеременно   то   роль   «учителя»,   то  роль   «ученика».   «Ученик»   отвечает,   а «учитель» контролирует ответ по образцу. При такой организации работы лист взаимоконтроля ­ общий для 1­го и 2­го вариантов. Если задания письменные, то выполняют одновременно все, а потом, обменявшись тетрадями, проверяют, как «учителя»,   по   образцу   ответов.   Завершается   работа   самопроверкой,   когда «ученик» контролирует правильность выставления оценки «учителем». Во   вводной   части   предлагаются   учащимся   следующие   обучающие  игры: «Найди свою половинку», «Древо мудрости», «Взаимодиктант» и др. Обучающая игра «Найди свою половинку». Учитель готовит карточки парами: на одной ­ вопросы, на другой ­ опорные таблицы   для  ответов.   Цвет   карточек   с   вопросом   и   ответом   ­   одинаковый. Ученики выбирают карточки любого цвета (каждый ­ одну), затем ищут по цвету своего партнёра, садятся вместе и работают. Обучающая игра «Древо мудрости». Учащимся нужно быстро, но внимательно прочитать текст. (Гонг). Теперь каждый пишет  записку, в которой задаётся трудный вопрос по тексту. (Гонг). Ведущий должен иметь шкатулку, в которую учащиеся по очереди складывают вопросы. Предлагается ещё раз быстро прочитать заданный текст. Каждый ученик подходит к шкатулке, вынимает записку и как  можно более полно отвечает на вопрос   вслух.   Остальные   оценивают   вопрос   и   ответ.   Ведущий  определяет победителя. (Гонг). Обучающая игра «Взаимодиктант». Ребята распределены на группы по 4 человека. Каждому даётся карточка с текстом   (диктант).   Карточки   пронумерованы   (1,2,3,4).   Учащиеся   садятся парами„как показано на схеме: 1­­­­­­2, 3 ­­­­ 4.   Ребята   в   парах   диктуют   друг другу   свои   тексты,   затем   проверяют.   Потом  пары   меняются.   В   ходе   игры происходит три смены состава пар: 1­­­­­­­­4, 3 ­­­­­­­2, 1­­­­­­­3,  2­­­­­­­­ 4. Темы: Модуль 23­29  12 1. Правописание   безударных   личных   окончаний   глаголов   в настоящем и будущем времени. 2. 3. Повторение темы «Спряжение глаголов». Словарный диктант. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Цели, стоящие перед каждым учеником: Знать:                                                                                  ­ личные окончания глаголов            ­ писать гласные в безударных личных I и II спряжений.                                 окончаниях глаголов I и II спряжений. Уметь: Структура модуля Вводная часть Кол­во часов 1 урок Диалогиче ская часть 2 урок Зурок Структура модуля 23­29 Форма и содержание уроков Кол­во мин. 1. Знакомство со структурой учебного модуля «Правописание   безударных   личных   окончаний глаголов». 2. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. 3. Составление опорной схемы. Запись опорной схемы учениками. 4. Работа с листом взаимоконтроля. 1. Определение целей и задач. 2. Индивидуально­групповая форма работы на основе  разноуровневых   заданий   по   теме «Правописание  безударных личных окончаний глаголов».  Взаимоконтроль. Взаимооценка 3. Мини­диктант. Коррекция. 1. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. 2. «Правописание окончаний Обучающая игра  «Счастливый случай». личных (закрепление).  глаголов»     безударных   10 5 10 20 3 30 12 3 42 13 4 урок 5 урок     глаголов»   безударных   личных 1. «Правописание окончаний (закрепление). Самостоятельная  индивидуальная   работа   с последующей   самопроверкой  по   ответам   ­ образцам). Самооценка. 2. Практическая работа в группе. Перфокарты с  ответами   ­   образцами.   Взаимопроверка. Взаимооценка. 3. Свободный диктант. Коррекция. 1. Определение целей и задач. 2. Способы определения спряжения глаголов. Практическая работа (индивидуальная работа). 3. Словарный диктант. 4. Работа   по   учебнику   (самостоятельная работа). Взаимопроверка (работа в парах). 6 урок Обучающая   игра   «Брейн­ринг»   (закрепление изученного материала). Итоговая 7 урок часть 1. Контрольный   диктант   с   грамматическим заданием. 2. Зачёт. 20 15 10 3 15 7 20 45 35 10 Модуль 14­18.  Урок №4. Диалогическая часть. Закрепление материала.  Обучающая игра «Брейн ­ ринг». Тема: «I  и  II  спряжение глаголов». Обучающие цели: закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения; ­ ­ формировать умения соотносить окончания одного и того же глагола в  разных   лицах,   учитывая   его   спряжение;   выделять   в   глаголах окончания; совершенствовать   умения   распознавать   спряжение   глагола   по суффиксу неопределённой формы. ­ Развивающие цели: ­ развивать умение обосновывать написание окончаний глаголов; ­ развивать лексическую и орфографическую зоркость; языковое чутьё; ­ уметь   работать   со   справочной   литературой   (толковым, ­ орфографическим словарями); совершенствовать речевые умения; учить обобщать, оценивать себя и друг друга. 14 Воспитывающие цели: ­ воспитывать         самостоятельность,       трудолюбие,         чувство коллективизма, умения работать в команде; ­ формировать положительные качества в личности учащихся; ­ учить вырабатывать собственное мнение; высказывать и отстаивать свою точку зрения; прислушиваться к мнению других. Ход урока: Организационный момент. I. II.      Сообщение темы и цели урока. ­ Мы с вами на обучающей игре «Брейн­ринг». Это очередное занятие нашего учебного модуля по теме « Спряжение глаголов». Цель занятия: закрепить и обобщить знания по данной теме на более сложном уровне. В отличие от прошлых уроков данная обучающая игра предполагает ответ каждого   ученика   на   вопросы   трёх   уровней   сложности,   в   том   числе   ­ творческого характера. Сегодня мне помогают ведущие (имена детей).   Они выступают в роли учителей, так как на предыдущем занятии показали высокие знания, поэтому на них лежит ответственность за проверку и оценку знаний своих игроков. III.    I тур «Блиц ­ турнир». ­ Итак, I тур. Это ­ «Блиц ­ турнир. Отвечаете без подготовки на вопросы III уровня (верхние вопросы). Ведущие определяют, кому отвечать первым, вторым, третьим, четвёртым. У ведущего образцы ответов. Отвечающий: ­ читает вслух, ­ «собирается с мыслями», ­ отвечает, ­ остальные внимательно слушают, ­ ведущий оценивает. Если отвечающий затрудняется, любой член команды может ответить, дополнить   и   заработать   половину   фишки.   Цвет   зависит   от   качества дополнения. Образцы вопросов III уровня: Укажи глаголы неопределённой формы: а) нюхает        б) ворчать в) блестела. Выбери верное утверждение: а) К первому спряжению относятся глаголы на –ать, ­уть, ­еть, ­ть. б) К первому спряжению относятся глаголы на –ать, ­уть,  –еть,  –ть    и ещё глаголы брить, стелить. 15 Выбери правильный ответ: Спряжение – это: а) изменение глагола по лицам и числам; б) изменение глагола по временам; IV.    II тур. «Задания II уровня». Выбери правильный ответ: ­ Время истекло. Ведущие, внесите оценки в оценочный бланк за I тур. а) У глаголов II спряжения 2­го лица окончания –ешь, ­ете. Мы   переходим   ко  II  туру   нашей   игры.   Задания  II  уровня   сложности, б) У глаголов II спряжения 2­го лица окончания –ишь, ­ите. поэтому   и  времени   дано   будет   больше   на   подготовку   ­   3   минуты. Отвечающий   читает   задание   вслух,   выполняет,   готовится   к   ответу.   Все остальные получают такие же задания и тоже письменно выполняют.  Образцы заданий II уровня: 1. Прочитай. Впиши окончания глаголов. Определи спряжения глаголов.  Докажи. Кобра не укус… исподтишка. Если идёшь и не вид… её, она сама о себе  предупредит: вскин… чёрную голову над землёй, засверка… круглыми птичьими  глазками, развернёт чешуйчатый капюшон, зашипит и зафырка…, как сердитая  кошка. 1.    Укажи спряжение глаголов. Обоснуй свой ответ. Розоватый свет заката   озаря…      облака, И волною просветлённой плещ….       сонная река. Еле плещ.......   , еле дыш...... … …    просветления полна, Точно чувству........ Что подход...........                                                          (К. Бальмонт) и  слыш.....…, тишина. синеют, желтеет, барабанит,             скрипят, щебечут, урчит, 1. Прочитай. Что обозначают глаголы? Работает, делают, сеют, убираешь, 2. Напиши любую группу глаголов, изменяя их число. После каждого  глагола в скобках напиши его спряжение, лицо и число. Выдели  безударные личные окончания глаголов.             алеют, голубеют. 1. Разбери по составу следующие глаголы: Летают, улететь, приходят, шелестит, пересадишь, погрустим 2. Обозначь спряжение глаголов. Докажи. 16 V. Тайм­аут. Физминутка.  (Стихотворение В.Воскобойникова) Я пришёл из школы (шагают), я учу глаголы... Мне их выучить ­ пустяк, у меня свой метод! Применяется он так, новый метод этот: «Кричать» ­ кричу (аааа), «вертеть» ­ верчу (вертят головой), «Двигать» ­ двигаю (машут руками), «прыгать» ­ прыгаю (прыгают). Я и прыгал, я и двигал,  Я и топал, я и пел (выполняют движения),  Пел,   пока   у   нас   в  прихожей   вдруг   звонок   не   зазвенел   (дзинь). Открываю: наш сосед (он живёт под нами).  Не причёсан, не одет ­ в тапках и пижаме.  Он кричит: ­ Прошу прощенья! Это что ­ землетрясенье? Или, может быть, слоны надо мной поселены?! ­ Уважаемый сосед, никого в квартире нет. ­  Я пришёл из школы и учу глаголы. (Шагают). Учитель: Мы приносим извинения, тихо садимся и не шумим. III тур. «Задания I уровня». VI. ­ Итак, мы переходим к Ш туру. Задания творческого характера. Вы должны проявить себя в умении выбирать наиболее точные глаголы для выражения   мысли;   должны   высказать   своё   мнение,   обосновать   ответ, подтвердив фактами; уметь отстаивать свою точку зрения. На подготовку, учитывая   сложность   вопросов  I  уровня,     отводится   5   мин.   Ведущие, приступайте! Образцы заданий I уровня: 1. 2. Прочитай. Расскажи, что ты узнал из текста о глаголах. В   русском   языке   есть   глаголы,   которые   не   имеют   формы   1­го   лица единственного числа, например: победить, дудеть, ощутить, убедить.   Как же быть, если необходимо употребить  глагол именно в форме 1­го лица? В этом случае используют описательные формы: сумею победить, хочу убедить, могу дудеть. 17 3. Составь текст ­ диалог, в одной из реплик которого ты употребишь описательную форму глагола сумею победить или попытаюсь убедить. Составь предложение или текст, где можно было бы употребить любое из данных выражений. Напиши. Язык проглотишь, зуб на зуб не попадает, милости просим, глаза на лоб лезут, куда глаза глядят. Найди ошибки, если они есть, и исправь их прямо в тексте. 1) 2) 3) 4) 5) «Ты не хочишь пойти гулять?» ­ спросила мама у Маши. Девочка старательно гладет кукольные платьица. Лес рубют ­ щепки летят. Мы с большим удовольствием гуляим в сосновом лесу. Когда ты смотришь телевизор, нельзя сидеть слишком близко к экрану: испортешь глаза. С любым сочетанием слов составь предложение. Напиши. 1. Спит и видит. Ветер гуляет в голове. Душа не лежит. 2. Определи лицо, число, спряжение и время данных глаголов. Завершение игры. VII. ­   Я   прошу   ведущих   оценить   выступления   своих   игроков.   Оценки внесите в оценочные бланки и сдайте мне. Обсудите в группе следующее: кто из игроков показал высокие знания, их мы освобождаем от зачёта. Чью работу   (выполнение   творческого   задания)   вам   хотелось   бы   представить нашему вниманию.  ­ Слово ­  ведущим. VIII. Рефлексия. Подведение итога. Карточки с образцами ответов: Кобра не укусит (II спр.) исподтишка. Если идёшь и не видишь (II спр.) её, она   сама   о   себе   предупредит:   вскинет   (I  спр.)   чёрную   голову   над   землёй, засверкает   (I  спр.)   круглыми   птичьими  глазками,   развернёт   чешуйчатый капюшон, зашипит и зафыркает (I спр.), как сердитая кошка. 18 Работают (I спр., 3л., мн.ч.),                                 скрипит (II спр., 3 л., ед.ч.), делает (I спр., 3л., ед.ч.),                                         щебечет (I спр., 3л., ед.ч.), сеет (I спр., 3 л., ед.ч.),                                            урчит (II спр., 3 л., ед.ч.), убирают (I спр., 3л., мн.ч.);                                   барабанит (II спр., 3 л., ед.ч.);                                                       синеет (I спр., 3л., ед.ч.),                                                       желтеет(I спр., 3 л., мн.ч.),                                                       алеет (I спр., 3л., ед.ч.),                                                       голубеет (I спр., 3 л., ед.ч.). Летают (I спр.),   улететь (II спр.),   приходят (II спр.), шелестит (II спр.),   пересадим (II спр.), погрустим (II спр.). Розоватый свет заката озаряет (I спр.) облака, И волною просветлённой плещет (I спр.) сонная река. Еле плещет (I спр.) еле дышит (П спр.) просветления полна, Точно чувствует (I спр.) и слышит (II спр.), Что подходит (II спр.) тишина. 19 Жетоны для участников   1            2 Приложение №1 3 1 2 3 4 Приложение №2 Фишки Синий цвет («5»)              Зелёный цвет («4»)             Жёлтый («3») Приложение№3 Общий оценочный бланк Ф.И. ученика Оценка 1 2 3 Общий № 1. 2. 3. 4. 20 Индивидуально­групповая форма работы Как известно, глагол имеет большое значение в нашей речи, поэтому очень важно показать учащимся роль данной части речи в построении связных высказываний,   обогатить   речь   школьника   глаголами   различных   лексико­ семантических групп, которые являются наиболее употребительными. Подобная   задача   решалась   в   модуле   23­29,   урок   №2   (диалогическая часть).   Урок   проходил   в   индивидуально­групповой   форме   на   основе разноуровневых   заданий   по   теме   «Правописание   безударных   личных окончаний глаголов». Оборудование: 1. 2. 3. Оценочный бланк. (Приложение№1) Лист с заданиями трёх уровней сложности. Ответы образцы. Ход игры. На данном уроке ученики имеют право выбора заданий в зависимости от уровня   подготовки.   На   столах   перед   каждым   учащимся   лежат   листы   с вопросами всех трёх уровней сложности по 2­3 задания на каждом листе. 1­й вариант Учащиеся выбирают уровень. ­ III  уровень   предполагает   умение   применять,   передавать полученную информацию по теме. ­ Вопросы  II  уровня   требуют   умения   анализировать   данную информацию. ­ Вопросы  I  уровня,   уровня   достаточно   сложного,   включают задания творческого характера, предусматривающего умение учащихся оценивать информацию, высказывать о ней своё мнение, обосновывать и отстаивать его. Ответы оцениваются по условной пятибалльной системе внутри каждого уровня. Учащимся даётся время выбрать для себя соответствующий уровень (2­3   мин.)   Ребята,   выбравшие  I  уровень,   садятся   отдельно   (им   даётся несколько больше времени). Ученикам даётся на подготовку 5­7­10 минут на каждый вопрос или задание. Учащиеся сидят парами. Те, кто выбрал задания III и II уровня, отвечают друг другу по первому вопросу. Затем, получив от учителя  образцы   ответов,   сопоставляют   ответы   одноклассников   с   ними   и выставляют друг другу оценки в бланк. Учитель может помогать ученикам при подготовке. Ответы учащихся, выбравших I уровень сложности, учитель проверяет и оценивает сам. Далее по той же схеме готовятся ответы на вопросы №2, №3. 21 По окончании работы ученики, работавшие по II и III уровню, на основе оценок   за   каждый   вопрос,   выводят   одну   общую   оценку   своему однокласснику, и выставляют её в оценочный лист, который сдают учителю. (См. приложение № 1). Оценочный бланк учащихся, работавших по I уровню, заполняет учитель. 2­й вариант Класс   делится   на   группы   по   3   человека.   Материал   темы   делится   на блоки, к каждому готовится задание в трёх вариантах. На урок достаточно 4 задания  каждому   ученику   (3   варианта,   12   заданий   для   одной   группы). Задания  III  уровня желательно не давать. На отдельных листах готовятся ответы.   Задания   выполняют   все,   помогают   друг   другу   (можно   получить консультацию у  учителя). Выполнив первое задание, команда проверяет его по   образцу,   затем  выполняет   2­е,   3­е,   4­е   задание.   Каждое   задание оценивается,   результаты   заносятся   в   оценочный   бланк.   В   конце   урока каждому   ученику   выставляется   общая   оценка   по   итогам   ответов   на   все задания. Модуль 23­29.  Урок №2. Диалогическая часть. Индивидуально­групповая форма работы. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Обучающие цели: ­ изменять   глаголы   по   лицам   и   числам   в   настоящем   и   будущем времени; ­ правильно выделять личные окончания глаголов; ­ определять спряжение глаголов и правильно писать безударные личные окончания. Развивающие цели: ­ развивать   навыки   точного   употребления   глаголов   в   речи   (в прямом и переносном значении); ­ уметь   работать   со   справочной   литературой   (фразеологическим словарём); ­ развивать   познавательную   активность   через   организацию самостоятельной деятельности детей. Воспитывающие цели: ­ воспитывать уважение друг к другу, умение работать в группе, желание помогать, способность сочувствовать, понимать; ­ учить самоанализу и самооценке. 22 Ход урока. I. II. Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. ­ Урок   русского   языка.   Сегодня   очередное   занятие   диалогической части  нашего учебного модуля по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». На прошлом занятии вы показали, что очень многое знаете о глаголе, выявились знатоки, они сегодня выступают в роли ведущих: Толя, Айсулу, Стас и Валерия. ­ Может нам достаточно того, что мы уже знаем о глаголе, и следует перейти к изучению какой­либо другой темы? Почему? ­ Верно,   ребята,   знание   является   силой   лишь   тогда,   когда   оно применяется практически. ­ Как   вы   думаете,   какое   умение   является   самым   сложным, основным? ­ В   ваших   таблицах   с   целями   у   многих   «+»   отмечено   то,   что усвоено и не всё отмечено из того, что мы должны уметь на выходе из данного учебного модуля. ­ Каким   основным   умением   вы   должны   овладеть   на   выходе   из учебного модуля? ­ Итак,   какие   цели   мы   можем   поставить   перед   собой?   (Дети перечисляют). ­ Ограничимся   1­2   целями.   Отметим   в   таблицах   с   целями.   В   конце урока ведущие подведут итоги достижения данных целей. Многие из вас, я думаю, научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов, а кому­то, возможно, ещё необходимо будет над этим поработать. Проверка домашнего задания. III. ­ Проверим домашнее задание. Как вы дополнили предложения, чтобы был понятен смысл предложений. 1..........................................................У меня язык не поворачивается 2................................................................................................Сегодня Нина готова была сквозь землю провалиться................................ 3..............................................Он сгорал от стыда ­ А   теперь   послушаем   ребят,   подготовивших   диалог   с фразеологическими оборотами: «Язык не поворачивается», «Сгореть от стыда». ­ И   у   нас   есть   группы,   которые   придумывали   предложения, используя любой из данных фразеологизмов: ходить пешком под стол; намылить шею; зарубить на носу. 23 Итог домашней работы. ­ Если   вы   свободно   употребляете   в   своей   речи   фразеологические обороты, то можно считать, что вы их усвоили. Разминка «Блиц ­ опрос». IV. ­ В качестве разминки в течение 1 минуты ведущие проведут небольшой блиц­опрос. Отвечать нужно быстро. Оценивание с помощью фишек. Начали! (У каждой группы на столах конверты с вопросами). Эти вопросы будут и на зачёте в контрольной части данного модуля. Ученики, проявившие себя в диалогической части как активные, знающие, будут освобождены от зачёта. Стоп! Время истекло. Послушаем участников, имеющих жетон №? (вынимаю карту). Оцените их ответы. Ведущие, внесите оценки в оценочные бланки. Образцы вопросов для «Блиц­опроса»: Проспрягай глагол держать. Определи спряжение глаголов: подскажем, учат, встретимся. Образуй   от   данных   глаголов   форму   2   лица,   единственного   числа.  Не (разгрызть) ореха, так и ядра не (съесть). Что ты знаешь о правописании глаголов 2 л., ед. числа? Найди лишний глагол: светил, сиял, сверкает, искрился. По какому признаку ты распознал лишний глагол? Определи спряжение глаголов: шьёшь, чернеет, помнишь, блестит. V. Индивидуально­групповая форма работы. ­ Вернёмся к нашим целям. Перед вами задания 3­х уровней сложности с ответами образцами. Образцы заданий III уровня с ответами: Напишите глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени. Бегать, трогать. Запишите глаголы в неопределённой форме. Ставят, везёт, бегаю, цветёт, плачет, несёт, пахнешь, завтракаем, бредёт, делаете. 24 Ответ:   Ставить,   везти,   бегать,   цвести,   плакать,   нести,   пахнуть, завтракать, брести, делать. 1. Прочитай. Укажи лицо и число глаголов, выдели окончания.   2.   Спиши   без   скобок.   Заменяй   глаголы   неопределённой   формы глаголами во 2­м лице единственного числа.  (Поспешить) — людей (насмешить). Нет друга — так ищи, а (найти) — береги. Ответ. Поспешишь (2 л., ед. ч) ­людей насмешишь (2 л., ед. ч). Нет друга ­ так ищи(2л., ед. ч), а найдёшь – береги (2 л., ед. ч). Запиши   глаголы   в   три   столбика.  Замашет,   будут   летать,   сидит, подует, пошёл, хрустнула, моет. Наст.вр.                                           Пр. вр.                                  Буд.вр. Сидит,                                              Пошёл,                                 Замашет, моет                                                 хрустнула.                           будут летать,                                                                                                        подует. Образцы заданий II уровня сложности с ответами: Прочитай. Измени форму числа глаголов. Крутят­......, спит­......,     едет­ мычат ­......,  блестит ­...., шумят ­......... ….,смотрят ­…………., Ответ.       Крутит, спят, едут, смотрит, мычит, блестят, шумит. Прочитай. Определи лицо глаголов.  «Ладно, ладно, побегу (……), вашим детям помогу (…….).  Только где же вы живёте (……)? На горе или в болоте?»  «Мы живём (…….) на Занзибаре, в Калахари и Сахаре,  На горе Фернандо­По, где гуляет (….) Гиппо­по по широкой Лимпопо» Ответ: побегу (1л.), помогу (1л.), живёте (2л.), живём (1л.), гуляет (Зл.). «Преврати» глаголы в имена существительные, имена существительные ­ в имена прилагательные, а имена прилагательные ­ в глаголы. 25 Бежать, красный, смешной, зелень, взглянул, весёлый, книга, берёза. Ответ:             Бег, краснеть, смешной, зелёный, взгляд, веселить, книжный, берёзовый. 1. 2. Прочитай. Определи спряжение, лицо и число глаголов. Напиши   данные   глаголы   в   3­м   лице   единственного   числа. Объясни правильность написания окончаний. Дразнят, слышат, помнят, зеленеют, сушат. Ответ . Дразнят  (II спр., 3л., мн.ч.) – дразнит, слышат (II спр., 3 л., мн.ч.) – слышит, помнят (II спр., 3л, мн.ч.), ­ помнит, зеленеют (I спр., 3 л., мн.ч.) – зеленеет, сушат  (II спр., 3 л., мн.ч.) – сушит. Прочитай. 1. (Выучить) правило ­ (выполнить) верно задание. Что (посеять), то и (пожать). (Упустить) минуту ­ (потерять) час. 2. Спиши   пословицы,   ставя   глаголы   из   скобок   во   2­м   лице единственного числа. Укажи спряжение. Докажи. Ответ.    Выучишь (II спр.) правило ­ выполнишь (II спр.) верно задание. Что посеешь (I спр.), то и пожнёшь (I спр.). Упустишь (II спр.) минуту ­потеряешь (I спр.) час. Образцы заданий I уровня сложности: Подбери к глаголам синонимы. Запиши глаголы в неопределённой форме. Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, поймают. По   какой   пословице   тебе   хотелось   бы   составить   текст?   Напиши.   Какие глаголы ты использовал? 1). Прочитай. 1. Что важнее всего на свете? 2. Отступить врагам пришлось! Их рогами встретил лось!  З.С тех пор розовый клевер и маленькая пчёлка подружились.  2.)   Догадайся:   данные   предложения   могут   быть   началом   текста   или   его концом?  26 3.) Составь текст по данному началу или его концу. Напиши. Составь   текст   ­   совет   на   тему   «Как   определить   спряжение   глаголов   с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени». Придумайте и запишите рассказ из 4­5 предложений на тему «Каникулы» так, чтобы в каждом предложении были 3­4 глагола 2­го лица единственного числа с суффиксом СЯ. Вам   даётся   право   выбора   уровня.   В   течение   10   минут   вы   можете выполнить несколько заданий. Это могут быть задания всех трёх уровней сложности. Ведущий также имеет право выбора уровня, право на самооценку и   на   оценивание   ученика,   выбравшего  I  уровень.   Оценивание   по девятибалльной   системе.   Вносим   в   оценочный   бланк   все   оценки.   Время истекает. Отдохнём. VI. Физминутка (ритмический танец под музыку). VII. VIII. Выступления учащихся, выбравших задания I уровня и Выступление ведущих. Итоги работы. выполнивших их на «отлично». Занимательный материал по теме «Глагол». Итог работы в группе. IX. X. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­1 группа ............................................Личное первенство­­­­­­­­­­ ­.......................2 группа показал высокие знания ­........................3 группа ­......................4 группа ­........................5 группа... .......................................................Кто Им наши аплодисменты! Рефлексия. XI. XI. Домашнее задание (дифференцированное по группам). Приложение №1 Оценочный бланк № Ф.И. ученика 1. 2. 3. Иванов С. Кожасова Ж. Шакурова Д. Оценка за задание 1 4/III 5/III 5/II 2 4/II 4/II 4/II 3 5/II 4/II 5/II Итог 4 4 5 Обучающая игра «Счастливый случай». 27 Оборудование: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Секундомер (часы). Общий оценочный бланк (приложение№1). Фишки. Домашние вопросы. Задания для конкурсов Образцы ответов. Мешок с шарами. Ход игры. Класс делится на команды. Каждая команда имеет своего капитана и название. I  гейм. «Разминка». Командам задают по 10 вопросов, на обсуждение которых   даётся   5  минут.  Отвечают   представители   от   команд,   а  команды соперников контролируют правильность ответов по образцу. Выигрывает та команда, которая правильно ответила на большее количество вопросов. II  гейм. «Заморочки из бочки». Участники команд достают из мешка шарики   с   номерами.   Ведущий   читает   на   каждый   номер   вопрос.   После обсуждения капитаны команд дают ответы. III  гейм.   «Тёмная   лошадка».   Побеждает   команда,   которая   быстрее ответит   на   вопрос   ведущего.   Если   ответ   готов,   команда   поднимает сигнальный флажок или руку. IV гейм. «Ты ­ мне, я ­ тебе». Команды задают по 2 вопроса друг другу (домашнее задание). V гейм.   «Гонка   за   лидером».   Отвечают   на   вопросы   все участники.  Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов. Те из ребят, которые ответили на большее число вопросов (4­ 7),   зарабатывает   дополнительные   очки   команде   (а   себе   оценку:   4­5 ответов ­ 4 балла­«4», 6­7  ответов ­5 баллов ­ «5»). На обсуждение заданий 2, 3, 4, 5­го геймов даётся 1 минута. Если ответы досрочные, то эту сэкономленную минуту команда может использовать в обсуждении другого вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл или фишку (все фишки одного цвета). Данная   обучающая   игра   адаптирована   автором   (Рушановой   З.А.) применительно к урокам русского языка. Модуль 23­29. Урок №3. Диалогическая часть. Обучающая игра «Счастливый случай». Тема: «Безударные личные окончания глаголов». 28 Цели:   формировать   у   учащихся   умение   правильно   писать   безударные личные   окончания   глаголов;   развивать   навыки   точного   употребления глаголов; учить вырабатывать собственное мнение, высказывать и отстаивать свою точку зрения; прислушиваться к мнению других; вырабатывать навыки контроля и самоконтроля; работать в команде. Ход урока. I. Психологический настрой. (Звучит песня «Улыбка»). Добрый день! А день сегодня, действительно, добрый. Улыбнёмся, пожелаем друг другу удач. Садитесь. Итак, урок русского языка. II. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником. ­ Сегодня   у   нас   необычный   урок   диалогической   части   нашего учебного   модуля   по   теме   «Правописание   безударных   личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени». Урок пройдет в форме обучающей игры «Счастливый случай». В ней принимают участие 5 команд. Команды: «А», «Б», «В», «Г», «Д». ­ А сейчас заглянем в наш оценочный лист. Найдите колонку, где мы  оцениваем умение правильно писать безударные личные окончания глаголов. Посмотрите, на каком уровне это умение у каждого. ­ У кого на самой высокой отметке? Сегодня вы выступаете в роли консультантов, капитанов команд. К вам будут обращаться за помощью. ­ У кого чуть ниже? На середине? У кого на самой нижней отметке? Таких нет, которые ничему не научились по данной теме. Постарались все. А сейчас обсудите в командах: в чём затрудняется каждый из вас при написании   данной   орфограммы.   Нужно   ли   вам   или   вашим   товарищам потренироваться в умении правильно писать безударные окончания глаголов. Это и станет целью нашего урока. Давайте вспомним, что же нужно знать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов. Расскажите алгоритм. Обучающая игра «Счастливый случай». III. ­ Перед  вами   план   работы.  Обратите  внимание:   кроме   заданий   для команд, есть графа: «Ведение тетрадей». Откройте тетради. Запишите дату. Комментируют капитаны команд. Писать нужно чисто, красиво, аккуратно, и, конечно   же,   не   допускать   ошибок.   Команды,   которые   наберут   большее количество   баллов,   покажут   дружную,   сплочённую   работу   станут победителями в данной обучающей игре. IV этап. I гейм  «Разминка». ­   Начинаем   I   гейм.   Капитанов   команд   попрошу   подойти   и   вытянуть билет   с   вопросом   для   всей   команды.   На   подготовку   даётся   минута. Готовимся. Высшая оценка – 5 баллов. 29 1. Что такое глагол?  (Составить модель глагола). 2. Что такое спряжение глаголов?  (Представить схему – опору). 3. В каком времени спрягаются глаголы? Личные окончания глаголов II спряжения. 4. Глаголы – исключения (написать схему – опору). 5.   Алгоритм   правописания   безударных   личных   окончаний   глаголов (написать).     Время истекло. Ваши ответы. Итоги I гейма. V этап. II гейм «Заморочки 1».  ­ Слушаем внимательно. Торопиться не нужно. Выполнять сообща. У вас на  столах  –  конверты, в  которых  отрывки  из  стихотворений.  Переписать, правильно   вписывая   безударные   личные   окончания   глаголов.   Помните   об алгоритме. Пишем чисто, красиво. Даётся 6 минут. Обращайтесь за помощью к консультантам. Тихо вечер догора…т, горы золотя; Знойный воздух холода…т – спи, моё дитя. *                    *                       *                    *                        * Садится солнце, даль сине…т, кукушка стон..т, а река Уже от запада ал…т и отража…т облака.  Идёшь и полной грудью дыш…шь, Спуска…шься к Неве на лёд И ветра над собою слыш…шь Широкий солнечный полёт. И сердце радостно трепещ…т, И жизнь по – новому светла, А в бледном небе ясно блещ…т Адмиралтейская игла. ­ Итак,   время   истекло.   Даю   0,5   минуты   на   обсуждение.   Затем представители   от   команд   у   доски   напишут   лишь   глаголы   с   безударными личными   окончаниями.   Остальные   в   тетрадях   ­   «столбиком».   Команды заработают   баллы   по   количеству   верно   написанных   глаголов.   Баллы соответственно количеству правильно написанных глаголов. Проверяем. Руки приготовили. Заметите ошибку ­ хлопните в ладоши. Итоги П гейма. этап. III гейм «Заморочки 2». VI (Стереть   «лишние»   глаголы,   чтобы   осталось   равное   количество глаголов). ­ Графически обозначить правильность выбора окончания. У доски 1 участник от команды. Садятся. Отвечают с места ­ все члены команды. Оценивание по 10 балльной системе. Каждая ошибка, неточность ­ минус 1 балл.         Итоги III гейма. 30 VII этап. IV гейм «Тёмная лошадка» (звучит песня в исполнении  Ф.Киркорова­ входит переодетый ученик с микрофоном, в соответствующей  одежде). ­ Угадайте, кто это? Филипп Киркоров. Физминутка. (Ребята вместе с  «артистом»  выполняют танцевальные движения). ­ Ребята, «Тёмная лошадка» предлагает следующее задание. Соедините 2  половинки пословицы. Чья команда быстрее соединит и правильно  напишет окончания глаголов? Команды проверяют друг друга,  обменявшись тетрадями. Итоги IV гейма. ­ VIII этап. V гейм «Сочиняй­ка». Творческое задание для групп. Написать сочинение на тему «Весна». Условие:  должно быть как можно больше глаголов с безударным личным окончанием. В  этом вам поможет картина и музыка. Даётся 7 минут. Итоги V гейма. Лучшие работы зачитываются учениками. IX этап. VI гейм «Гонка за лидером». ­ В течение 1 минуты определить у  глаголов безударные личные окончания. Проводят ведущие: меняются  командами. Проверка с помощью сигнальных карточек (сколько будет  правильных ответов, столько и заработает баллов команда). Итоги VI гейма. X этап. Проверка тетрадей. XI этап. Итоги обучающей игры. XII  этап.  Мини   ­   тест:  проводят   ведущие   (показывают   слова   с пропущенными  безударными   окончаниями   глаголов).    Задание:   составить цепочку из букв: ­ Та...т, слыш....шь, ла....т, се.............м, чист....шь, глад....м, верт.т, ве....т, шепч...м, кле...т, стел....м.  Самопроверка:  еиееиииееие  Самооценка. XIII XIV этап. Рефлексия. этап. Домашнее задание. (Дифференцированное, в зависимости от степени усвоения учебного материала) 31 32

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.

Модульное обучение на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017