Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Оценка 4.8
Документация
docx
химия
9 кл
24.06.2019
В статье рассматривается компетентностный подход в образовании и цели его реализации в процессе обучения химии. Основным инструментом для формирования системы компетенций предлагается учебно-исследовательское проектирование на уроках и во внеурочной деятельности по химии.Целью реализации компетентностного подхода в процессе обучения химии является формирование системы компетенций учащихся, соответствующих данной образовательной области. Эффективным средством формирования учебно-познавательной компетенции учащегося могут служить исследовательские работы, применяемые как на уроках (урок-исследование), так и во внеурочной деятельности (исследовательская работа).
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках используют технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.
Проектная деятельность учащихся на уроках химиич.docx
УДК: 372.854
Проектная деятельность учащихся на уроках химии.
Ицкович Татьяна Яковлевна, учитель химии, МБОУ ООШ № 81,
Краснодар
Аннотация: В статье рассматривается компетентностный подход в
образовании и цели его реализации в процессе обучения химии.
Основным инструментом для формирования системы компетенций
предлагается учебноисследовательское проектирование на уроках и во
внеурочной деятельности по химии.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, системно
деятельностный подход, урокисследование, проектно
исследовательская деятельность, метод проектов.
Введение понятия образовательных компетенций в
нормативную или практическую составляющую образования позволяет
решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут
хорошо овладеть набором теоретических знаний,
но испытывают
значительные трудности в деятельности, требующей использования
этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных
ситуаций [8].
В
литературе
психологопедагогической
понятие
«компетентность» от лат. сompeto – «добиваюсь», «соответствую»,
«подхожу» получило широкое распространение сравнительно недавно.
Так, в конце 1960 – начале 1970х гг. в западной, а в конце 1980х гг. в
отечественной литературе зарождается специальное направление –
компетентностный подход в образовании. [8]. В толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов)
компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность»,
а компетенция имеет два значения:
1. Круг вопросов,
явлений,
в которых данное лицо обладает
авторитетностью, познанием, опытом»,
2. Круг полномочий, область подлежащих чьемунибудь ведению
вопросу, явлений (право)» [6].
По определению Хуторского А.В., компетентность – владение,
обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней предмету деятельности. Компетенции –
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений,
навыков,
способов деятельности),
задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для
качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [9].
В
проекте федерального
компонента
Государственного
образовательного стандарта общего образования: начальной школы,
основной школы предлагается следующее определение «Компетенция –
это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные
умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения
практических и теоретических задач» [8].
Целью реализации компетентностного подхода в процессе
обучения химии является формирование системы компетенций
учащихся, соответствующих данной образовательной области.
Стандарт обеспечивает формирование знаний, установок,
ориентиров и норм поведения. В условиях, когда объем информации
удваивается, важно не передать человеку знания, а научить его
овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности. Введение
понятия
образовательных
компетенций
в
нормативную
или практическую составляющую образования позволяет решать проблему,
типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть
набором теоретических знаний,
но испытывают значительные
трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для
решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций [9].
Следует отметить, что в качестве методологической базы
ФГОС второго поколения
используется системнодеятельностный
подход, основанный на разработках известных российских психологов и
педагогов А.Н Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д. Б.
Эльконина. Системодеятельностный подход – это организация
учебного процесса, в котором главное место отводиться активной и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной
познавательной деятельности школьника.
Ключевыми моментами
деятельностного
информационного репродуктивного знания к знанию действия. [5].
постепенный
является
подхода
уход
от
Основой этого подхода является не информированность
обучающегося, не усвоение и репродукция учебного материала, а
самостоятельный,
мотивированный
поиск
информации,
ее
интерпретация, обработка и анализ с целью получения нового знания,
т.е. исследовательская деятельность.
Эффективным средством формирования учебно
познавательной
компетенции
учащегося
могут
служить
исследовательские работы,
применяемые как на уроках
(урок
исследование), так и во внеурочной деятельности (исследовательская
работа).
На урокеисследовании учащиеся отрабатывают отдельные
учебные приемы,
составляющие исследовательскую деятельность:
уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать
цели
исследования,
уроки
с
проведением
эксперимента,
работа с источниками информации,
заслушивание
сообщений, защита рефератов и т.д. [6].
На таких уроках я использую элементы проблемного обучения. В
учебном процессе мною используются термины: проблема, гипотеза,
подтверждение гипотезы, вывод, а также вопросы: В чем проблема?
Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как
высказывание
можно
предположение?
выдвинуть
Данное
предполагаемое или доказанное?
На урокеисследовании учащиеся овладевают методикой
научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся
формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках
используют технологию сотрудничества (работу в малых группах).
Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской
работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы,
интерпретация данных.
Я обращаю внимание учеников на схему исследовательской
С чего необходимо начинать
деятельности, использую вопросы:
исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь?
При организации
исследования (более высокий уровень) я
использую следующие этапы: формулировка проблемы, подведение
темы и цели
учащихся к самостоятельному формулированию
исследования, создание условий для исследовательской деятельности
обеспечение дидактическим материалом,
организацию
учащихся:
индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах.
Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном
материале? На каком этапе работы находитесь? Достаточно ли
времени? Каков итог урока? Все это дает возможность учащимся подумать над практическим применением результатов исследования и
наметить перспективы дальнейшей работы.
Примером урокаисследования может служить проведенный
мною урок в 8 классе по теме: «Уникальные свойства воды».
Цель урока: формирование учебнопознавательной компетенции
учащихся при выполнении исследовательской работы.
Задача
школьников заключалась в получении ответа на вопрос: какие
уникальные свойства воды ставят ее в особое положение.
Подготовка к урокуисследованию проведена в 4 этапа: 1)
распределение учащихся по группам 2) групповая работа:
поиск
информации,
работа с литературой,
сбор материала,
подготовка
мультимедийной презентации; 3) ознакомление с техникой и методикой
постановки опытов. 4) представление результатов исследования.
Были сформированы 5 исследовательских групп:
1. «Поверхностное натяжение воды»
2. «Растворимость воды»
3. «Теплоемкость воды»
4. «Жесткость воды»
5. «Расширение воды».
В качестве домашнего задания каждая группа учеников
получила задание: поиск и сбор информации, подготовка презентации
по своей теме исследования. На подготовку отводится неделя.
Далее через неделю провожу урокисследование, в ходе которого
учащиеся с большим желанием выполняли опыты, с удовольствием
изучали свой объект исследования;
проводили наблюдения за
уникальными свойствами воды, устанавливали причинноследственную
связь между свойствами воды и планетарными явлениями. При этом
грамотно оформили результаты исследования. Организация такого урока по заранее составленному плану, с
учетом вышеуказанных методических условий, принципов, подходов
способствует эффективному формированию учебнопознавательных
компетенций.
Новая учебная деятельность подразумевает отработку
теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных
проектов, где каждый ученик сможет себя проявить.
Метод проектов выполняет роль способа реализации требований
практической части программы, как в урочной, так и во внеурочной
деятельности наряду с практическими работами, лабораторными
опытами и химическим демонстрационным экспериментом. [7].
Проектноисследовательская деятельность имеет большие
возможности для развития творческой, активной личности. Если
учитель может заинтересовать своего ученика работой над учебным
проектом, то можно надеяться, что формирующая личность окажется
более адаптированной к настоящей взрослой жизни. Человек сам
должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот,
кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее
творчество, поэтому одной из важнейших педагогических задач
является мотивация учащихся на это творчество. Учитель помогает
ребенку сделать свои открытия, выполняя поставленные ФГОС задачи
по достижению предметных,
метапредметных и личностных
результатов обучения [8.].
Целью педагогического метода проектов является
самостоятельное «постижение» школьниками доступных их уровню
развития различных проблем, имеющих жизненный смысл. Технология
проектного обучения это модель обучения, которая вовлекает ученика
в процесс решения сложных проблем, ставя ученика в активную позицию – позицию человека, который задумывается, анализирует,
сопоставляет, исследует, принимает решения, изучает, документирует
и представляет результат своей деятельности.
В своей работе метод проектов я применяю с 2010 года,
впервые апробировав его на уроках и во внеурочной работе с
учащимися 9 класса. Так урок на тему «Серная кислота» в 9 классе
является примером применения проектного метода на уроке изучения
нового материала.
Целью данного урока является выявление экспериментальным
путем характерных свойствах разбавленной и концентрированной
серной кислоты.
Интересное высказывание русского химика Ивана
Владимировича Тананаева, с которого начинаю урок: «Слово „кислота“
— это функция вещества, а не этикетка с названием. Термин скорее
указывает не на формулу вещества, а на его „способности“».
Наша задача на уроке узнать о химических способностях серной
кислоты. H2SO4 — очень интересное вещество, обладающее рядом
разнообразных и нетрадиционных свойств.
Обращаю внимание учащихся на оборудование на их столах, и
поясняю, что они будут проводить исследование.
С целью актуализации знаний предлагаю учащимся ответить на
вопросы в форме проведения «химической рулетки»:
1. Охарактеризуйте физические свойства серной кислоты.
2. Какие степени окисления сера может проявлять в
соединениях?
3. Какими окислительновосстановительными свойствами будет
обладать элемент, проявляющий переменную степень окисления, и
почему? 4. Какова степень окисления серы в серной кислоте? Как
элементный состав и степени окисления элементов в серной кислоте
влияют на ее химические свойства?
5. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при
работе с кислотами?
Далее предлагают выполнить групповое задание (общее для
всех) — исследовательский проект «Химические свойства серной
кислоты», используя заранее подготовленный рабочий лист.
Пример рабочего листа «Химические свойства серной кислоты»
Цель: Выявить характерные свойства разбавленной и особые
свойства концентрированной серной кислоты. Совершенствовать
умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами
1. Зная свойства кислот, докажите, что разбавленная серная
кислота обладает всеми свойствами кислот. Напишите уравнения
реакций.
2. Исследуйте, взаимодействует ли раствор серной кислоты
с оксидами и солями. Напишите уравнения реакций.
3. Спрогнозируйте результат взаимодействия цинка и меди
с раствором серной кислоты и подтвердите свой прогноз
экспериментально.
Сравните взаимодействие этих металлов
с раствором серной кислоты.
4.Исследуйте, взаимодействует ли концентрированная серная
кислота с медью: а) при обычной температуре; б) при нагревании.
Составьте уравнения реакций.
Используя алгоритм экспериментальной работы, выполните работу и
подготовьте выступающего для сообщения результатов исследования.
Алгоритм экспериментальной работы:
Внимательно прочитайте текст задания.
Сформулируйте цели.
Составьте план работы (определите порядок действий).
Повторите правила техники безопасности.
Подберите реактивы и необходимое оборудование.
Проведите эксперимент.
Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения
возможных реакций.
Сделайте вывод и соотнесите его с поставленными целями.
Оформите результаты в таблице.
На таких уроках химии предполагается высокая степень
самостоятельности учащихся. Урок проходит очень динамично и
продуктивно, а главное процент вовлеченности учеников в урок очень
высок. Используя проектное обучение в образовательном процессе, я
создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников; учатся
пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных
и практических задач; формируют коммуникативные компетенции,
работая в группах; развивают у себя исследовательские умения
(наблюдения, сбора информации, обобщения, сопоставления).
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективным
средством формирования учебнопознавательной компетенции
учащихся служит исследовательская работа с применением метода
проектов,
что дает возможность учащимся самостоятельно
планировать свою деятельность. Литература
1.
Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии.
Учебное пособие, М., 2004.
2.
Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное
исследование // Химия в школе. 2010. №5 С.6163.
3.
Иванова Л. В. Проектная деятельность как способ
формирования УУД. / Л. В. Иванова. // Химия в школе. — 2013. — № —
С. 25–27.
4.
Клименко М. Е. Метод
проектов
в образовательном
пространстве школы. / М. Е. Клименко. // Химия в школе. — 2013. —
№ 10. С. 12–15.
5.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.1949, 22е
издание, 1990.1992 с.
6.
Платонова
Т.И.Об
использовании
электронных
презентаций. //Химия в Школе, 2007, №9 7. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования — М.: Просвещение. — 2014. —
24 с.
8.
Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2е
изд., перераб. – М.: Высш.шк., 2007. с. 639 108 с.
9.
Хуторской,
А.В.
Ключевые
компетенции
и
образовательныестандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской //
Интернетжурнал
«Эйдос».
2002.
ttp://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
10. Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества
образования
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.