Несчастные случаи в стенах школы во время учебного процесса составляют до 20% от всего количества детских травм. Поэтому в школах необходимо создать комплекс мер по профилактике детского травматизма. Особое внимание необходимо уделить обучению охране труда школьников, а так же доводить данную информацию до сведения родителей.
Профилактика детского травматизма в школе.docx
Профилактика детского травматизма
Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на
молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую
недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики
или борьбы с ним. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во
время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом
до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между
возникновением травм и индивидуальнопсихологическими особенностями детей
очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих
особенностей.
При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение
травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.
Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей
мере поражая детей младшего школьного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о
самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием
ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна
переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их
опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого
риска в различных жизненных ситуациях.
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три
основные группы:
1 Поведение самого ребенка, получившего травму.
2 Действия окружающих сверстников.
3 Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе,
которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.
Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием
ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а
также отсутствием навыка выполнения действия.
Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных
последствиях выбранных действий.
Третья – с пренебрежением известной опасностью изза более сильного мотива,
например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка
людей.
Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность
протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж,
спортивный азарт и др.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского
травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих
советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике. Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом
воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков
безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в
соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в
области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия
обучения. Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся
обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности»,
«безопасные условия труда».
ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во
время учебновоспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально
экономические, организационнотехнические, санитарногигиенические, лечебно
профилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических
средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных
производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых
воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни
их воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор,
воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или
снижению его трудоспособности.
которого на обучающегося может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории школы относится:
* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла;
открытые люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты;
незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов
парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты,
шурупы, кнопки.
К опасным производственным факторам относится также:
* слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);
* если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа
( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой
перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании
свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в
образовательном учреждении,
которые направлены на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий,
сопровождающих их учебную деятельность:
требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и
сооружений, помещений;
требования к оборудованию помещений ОУ;
состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в
помещениях;
уровень организации питания;
состояние физического воспитания и организация физической культуры;
состояние медицинского обслуживания;
организация режима учебновоспитательного процесса.
Предупреждение детского травматизма.
1. Правила дорожного движения
Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации
Экскурсии по улице, на которой расположена школа
Правила поведения на улице
Наиболее безопасный путь в школу и домой
Как правильно переходить улицу
Правила дорожного движения. Практическое занятие
Светофор и его сигналы
Дорожные знаки
"Пешеходный переход" и "Подземный пешеходный переход"
Пешеходная дорожка и езда на велосипеде
Знак "Движение пешеходов запрещено"
Где можно и где нельзя играть
Движение группами.
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах
Знакомство с транспортом города
Правила поведения на транспорте
Закрепление пройденного материала. Выбор наиболее безопасных маршрутов в
школу и домой. Практическое занятие
Виды перекрестков.
2. Правила пожарной безопасности
Пожары большая беда для человека. Детские шалости с огнем и их последствия.
Другие причины возникновения пожара дома, на улице
Основные правила пожарной безопасности вне дома
Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе 3. Безопасность на воде
Правила и меры безопасности поведения на водоемах
Правила поведения на водоемах в летний период
Правила поведения на водоемах и меры безопасности в осенний, зимний и
весенний периоды
Основные спасательные средства
4. Первая медицинская помощь
Виды травм. Их причины и способы предупреждения
Причины травм и меры их предупреждения
Как помочь себе и товарищу
Статья "Профилактика детского травматизма"
Статья "Профилактика детского травматизма"
Статья "Профилактика детского травматизма"
Статья "Профилактика детского травматизма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.