Статья "Профилактика детского травматизма"

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Несчастные случаи в стенах школы во время учебного процесса составляют до 20% от всего количества детских травм. Поэтому в школах необходимо создать комплекс мер по профилактике детского травматизма. Особое внимание необходимо уделить обучению охране труда школьников, а так же доводить данную информацию до сведения родителей.
Иконка файла материала Профилактика детского травматизма в школе.docx
Профилактика детского травматизма Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых   людей.   В   то   же   время   значимость   данной   проблемы   зачастую недооценивается.   Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением   травм   и   индивидуально­психологическими   особенностями   детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей. При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста. Школа   с   начальных   классов   должна   заложить   ученикам   основы   знаний   о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности   за   безопасное   поведение.   В   младших   классах   еще   возможна переориентация   личностных   качеств   детей,   поскольку   почти   всегда   в   основе   их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях. Причины   травмирования   детей   и   подростков   можно   условно   объединить   в   три основные группы: 1 Поведение самого ребенка, получившего травму.  2 Действия окружающих сверстников.  3 Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.  Свыше   40%   всех   травм   происходят   по   причинам,   относящимся   к   первой   группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы. Первая  подгруппа   причин   связана   с   недостаточным   сенсомоторным   развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия. Вторая  –   с   отсутствием   или   недостаточностью   знаний   об   опасности   и   возможных последствиях выбранных действий. Третья  –   с   пренебрежением   известной   опасностью   из­за   более   сильного   мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей. Четвертая  –   с   психофизиологическим   состоянием,   влияющим   на   успешность протекания   деятельности:   усталость,   эмоциональное   возбуждение,   игровой   раж, спортивный азарт и др. Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является: 1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности). 2. Коллектив (школа, детское учреждение). 3. Семья. Непосредственно личность. Формирование   у   участников   образовательного   процесса   устойчивых   навыков безопасного   поведения   во   время   трудовой,  учебной   и   внеурочной     деятельности,  в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.   Говоря   о   безопасных   условиях   обучения   и   воспитания   обучающихся обратимся   к   таким   понятиям   как   «охрана   труда»   и   «техника   безопасности», «безопасные условия труда».        ОХРАНА ТРУДА  – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время   учебно­воспитательного   процесса,   включающая   в   себя   правовые,   социально­ экономические,   организационно­технические,   санитарно­гигиенические,   лечебно­ профилактические, реабилитационные мероприятия.       ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств   и   методов,   предотвращающих   воздействие   на   обучающихся   опасных производственных факторов.          БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ  – условия обучения, при  которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.            ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР  – производственный фактор, воздействие   которого   на   обучающегося   может   привести   к   его   заболеванию   или снижению его трудоспособности.   которого на обучающегося может привести к травме.       К опасным производственным факторам на территории школы относится: *   плохое   закрепление   водосточных   труб;   сломанные   ступеньки;   разбитые   стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.     В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится: *   сломанные   пороги;   плохое   закрепление   стендов;   поврежденное   покрытие   парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.      К опасным производственным факторам относится также: * слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе); *   если   продолжительность   перемен   не   соответствует   нормам   СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)           ОПАСНЫЙ   ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ   ФАКТОР  –   фактор,   воздействиеСуществуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном   учреждении,   которые   направлены   на   предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность: ­   требования   к   санитарному   состоянию   территории   учреждения,   его   здания   и сооружений, помещений; ­ требования к оборудованию помещений ОУ; ­ состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения; ­   обеспеченность   нормального   светового,   воздушного   и   теплового   режима   в помещениях; ­ уровень организации питания; ­ состояние физического воспитания и организация физической культуры; ­ состояние медицинского обслуживания; ­ организация режима учебно­воспитательного процесса.       Предупреждение детского травматизма. 1.  Правила дорожного движения  Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации  Экскурсии по улице, на которой расположена школа   Правила поведения на улице    Наиболее безопасный путь в школу и домой     Как правильно переходить улицу     Правила дорожного движения. Практическое занятие  Светофор и его сигналы  Дорожные знаки   "Пешеходный переход" и "Подземный пешеходный переход"    Пешеходная дорожка и езда на велосипеде   Знак "Движение пешеходов запрещено"    Где можно и где нельзя играть                 Движение группами.                          Поведение школьников вблизи железнодорожных путей                      Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах                 Знакомство с транспортом города              Правила поведения на транспорте             Закрепление пройденного материала. Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Практическое занятие         Виды перекрестков.           2. Правила пожарной безопасности   Пожары ­ большая беда для человека. Детские шалости с огнем и их последствия. Другие причины возникновения пожара дома, на улице   Основные правила пожарной безопасности вне дома                                        Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире                           Как действовать при возникновении пожара дома, в школе3. Безопасность на воде                  Правила и меры безопасности поведения на водоемах                                     Правила поведения на водоемах в летний период                                      Правила   поведения   на   водоемах   и   меры   безопасности   в   осенний,   зимний   и весенний периоды                Основные спасательные средства                   4. Первая медицинская помощь  Виды травм. Их причины и способы предупреждения                            Причины травм и меры их предупреждения     Как помочь себе и товарищу