ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Статья
«Психологические особенности работы
Медицинской сестры в школе интернат»
Подготовила: медсестра первой категории
Лакиза В.В.
Новочеркасск – 2018г.
Введение
Проблема здоровья детей приобрела в последние десятилетия особое значение в силу определенных причин. Нестабильность современного семейного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказа от детей - все это приводит часто к ограничению права воспитываться в семье, которое зафиксировано в российском законодательстве. Кроме того, растет число неполных семей. Каждая пятая из них имеет детей. По статистическим данным, большинство неполных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать одного ребенка, а тем более нескольких. Свыше 600 тысяч детей в год остаются без одного из родителей в результате распада брака. Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, - всегда нежелательное и противоестественное явление. Не приходится сомневаться в том, что люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят собственные полноценные семейные отношения.
Приведенные выше причины неблагоприятно влияют на состояние здоровья детей. Так, установлено, что стресс - ситуации в жизни ребенка сочетаются с увеличением частоты обострений рецидивирующих хронических заболеваний.
В настоящей работе мы будем затрагивать проблемы, касающиеся психологических особенностей деятельности медицинской сестры в школе интернатного типа, так как данная тема достаточно мало изучена, хотя актуальность ее с каждым годом растет, - причины изложим ниже. Значительно больше внимания в научной литературе уделяется специфике работы социальных педагогов и психологов в детских домах и других закрытых воспитательных учреждениях. Среди авторов, не обошедших своим вниманием данную тему, можно назвать М.Ю. Кондратьева, Ю.Б Гиппенрейтер, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровину, В.И. Слуцкого, Т.И. Шульгу, Л.Я. Олиференко, М.В. Осорину. Вопросы, поднимаемые ими в своих статьях и монографиях, касаются особенности межличностных отношений в детских домах и школах интернатного типа, изучается самопринятие детей в закрытых учреждениях и семье, феномен общественной собственности и его влияние на личность воспитанников.
В последние годы из-за постоянного притока в школы-интернаты детей с очень сложными судьбами, что отражается на их эмоциональном состоянии, часто социально и педагогически запущенных, с множеством хронических и других заболеваний работа медицинской сестры требует больших душевных и физических сил, хорошей профессиональной и психологической подготовки. В связи с этим остановимся на описании тех аспектов проблемы, которые объясняют специфику функционирования данных школ.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия. Преобладающее большинство воспитанников школ - интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Обычно, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, условия общественного воспитания, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм и коммуникативные проблемы.
В сложившихся ситуациях школы - интернаты выполняют не только образовательно-воспитательные функции, но и призваны способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию. Обеспечивается правовая, психологическая и медицинская защищенность детей и подростков. В этой деятельности заметную роль играет медицинская сестра учреждения интернатного типа, которая должна глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков, их личностной сфере, формировать у них новое, современное отношение к своему здоровью. А современный подход к здоровью предполагает следующее: обучение здоровому образу жизни, который основывается как на общих образовательных принципах, так и на медико-психологическом подкреплении поведения, способствующего сохранению здоровья.
Часто в качестве основных причин нездоровья указываются внешние факторы: медицина, экология, плохое питание и т.д. Хотя главная причина заключается в отсутствии целенаправленной деятельности человека по укреплению здоровья, основная составляющая которой - определенный образ жизни. Только индивидуальные сознательные усилия человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Недаром известный врач-хирург Н.М. Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [1, с. 64]. На сознательном уровне необходимость вести здоровый образ жизни осознается практически всеми.
Кардинально изменить положение вещей в этом направлении в рамках школы интернатного типа может целенаправленная работа медицинской сестры совместно с педагогом-психологом и учителями. Поэтому необходимо выработать специальные формы обучения здоровому образу жизни, позволяющие расширить представление о нем, сделать внешние знания внутренними потребностями. И начинать обучение необходимо в младших классах, что позволит на раннем этапе скорректировать индивидуальные мотивы для внедрения здорового образа жизни в повседневную действительность.
Объект исследования - дети, обучающиеся в начальной школе и имеющие 3 группу здоровья.
Предмет исследования - уровень сформированности навыков здорового образа жизни; эмоциональная сфера учащихся младшего звена.
Цель: сформировать у младших школьников навыки здорового образа жизни и вовлечь их в активную фазу педагогического процесса с медицинским уклоном.
Задачи:
изучить теоретический материал по данной теме;
разработать программу профилактико-коррекционной работы по здоровому образу жизни с младшими школьниками, имеющими трудности в эмоционально-волевой сфере;
формировать знания, поведенческие навыки и образцы физической активности, сочетающейся с физическим здоровьем;
привить учащимся решимость сопротивляться давлению со стороны сверстников в вопросах нездорового поведения;
Гипотеза - предполагается, что эмоциональная стабильность детей младшего школьного возраста зависит от сформированности навыков здорового образа жизни.
1. Психолого-педагогические аспекты здоровья
1.1 Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духовной сфере, психологическим особенностям.
Здоровье детей - основная цель не только семьи, но и образовательного учреждения, конкретного общества. Поэтому очень важно правильно и четко формировать проблемы детского здоровья и обеспечивать их разрешение. При этом исходным должно стать положение о том, что здоровье - «это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия» .
Здоровье человека закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды, условиями жизни. Состояние детей оценивается на основе соответствующих характеристик и выявления особенностей их развития - биологических, психофизиологических и социальных.
К биологическим особенностям относятся, в частности:
- зависимость уровня физической зрелости от характера течения антенатального развития;
- незавершенность как морфологическая, так и функциональная всех органов и систем ребенка к моменту рождения;
- чрезвычайно быстрый темп развития в первые периоды постнатальной жизни, обусловливающие высокую ранимость и пластичность детского организма.
Особенности социального плана определяются значением, ролью взрослого в обеспечении нормального физического, психического развития детей и состояния их здоровья, а также привития им стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
Понятие «здоровье» в значительной степени сопряжено с понятием «норма», границы которой трудно определить. Некоторые характеристики нормы устойчиво связывают с возрастными особенностями детей.
В последнее время широкое распространение получило понятие пограничного состояния, отражающее минимальные отклонения в структуре и функции, которые не означают заболевание, но могут ему предшествовать. Клинические признаки пограничного состояния факультативны и слабо выражены. Детей с такими состояниями относят к группе риска. Исход пограничного состояния в хроническое заболевание провоцируется причинами разного порядка: эндо- и экзогенным стрессом, дефектами ухода, питания, воспитания, иммунной или бактериально-вирусной нагрузкой. Большое значение имеют гормональные (метаболические) сдвиги в процессе развития ребенка. Среди известных научных направлений, изучающих взаимосвязи психических процессов и состояния организма, - психосоматика.
Предполагалось, что люди, страдающие одной и той же болезнью, похожи по личностным особенностям, которые и ответственны за возникновение заболевания.
Однако теория «личностного профиля» разочаровала многих ученых: она не описала механизмов, осуществляющих влияние личностных черт на развитие болезни, тогда как именно эта задача всегда являлась одной из основных в психосоматике.
Значительно большее воздействие на психосоматику оказала теория «специфичности интрапсихического конфликта» Ф. Александера (1951). С помощью психоаналитической техники он идентифицировал такой конфликт для семи психосоматических заболеваний. Нозология заболевания зависит от вида интрапсихического конфликта, каждому из которых соответствуют строго определенные эмоциональные переживания. Все семь заболеваний были выделены в особую «психосоматическую» группу. По определению Александера, все они являются, с одной стороны, психосоматическими, а с другой - многопричинными. Он указал, что в этиопатогенезе каждой болезни значение имеет множество факторов, относительная доля которых в конкретном случае может варьировать. Психосоматика всего лишь добавляет к факторам физические травмы в детстве, во взрослом возрасте, эмоциональный климат в семье и личностные черты родителей и сиблингов, эмоциональные переживания во взрослой жизни к традиционно рассматривающимися в медицине.
Необходимо отметить, что в отличие от Александера, Г. Вольф рассматривал психологические, физиологические, поведенческие изменения как сопутствующие друг другу реакции на стресс, который является следствием нарушения здорового образа жизни.
Круг работ, посвященный психосоматическим аспектам, значителен, но одновременно обнаруживается еще большее число нерешенных вопросов в рамках обсуждаемой проблемы. В частности, это касается зависимости общего состояния здоровья ребенка и течения болезни от психологического.
Для изучения роли биологических, генеалогических, социально-психологических факторов риска развития психосоматической патологии у детей начального звена школы - интерната и позитивного влияния на школьников практико-обучающего материала из психопрофилактической программы по здоровому образу жизни применялся анкетно-анемнестический метод с использованием определенных анкет и выкопировки данных из амбулаторных карт и историй болезни. Медицинской сестрой на каждого ребенка заполнялась карта обследования. Она включала: паспортные данные, длительность наблюдения, анамнез, данные клинического обследования, лабораторные данные, результаты биохимических и функциональных методов исследования, диагноз, определение показателей здоровья, рекомендации по оздоровлению ребенка и данные катамнеза.
Так, у детей с патологией дыхательной системы часто наблюдается дисфункция вегетативной нервной системы в виде вегетососудистой дистонии. Вегетососудистые нарушения у детей - это распространенное явление. Как частота, так и их выраженность резко возрастает в экстремальных условиях. Эти нарушения существенно снижают работоспособность школьников, изменяют их личность, резко ухудшая возможности социальной адаптации.
1.2 Психология общения в работе медицинской сестры
В работе медицинской сестры в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
Известно, что дети, с 6-7 лет находящиеся в школах-интернатах, по ряду психологических характеристик отличаются от детей, которые воспитываются в семье. Так, по одним параметрам воспитанники школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим же резко отстают не только от своих однолеток, но и от детей, младших по возрасту. Следует признать, подобная специфика оказывается стабильной на протяжении всего школьного детства. Это объясняется тем, что определенные зоны отставания возникают достаточно рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, не исчезают, но даже усугубляются.
По мере совершенствования лечебно-диагностического процесса, внедрения современных методов лечения и организации сестринского ухода неизбежно повышаются требования к медицинской сестре, к ее личностным и профессиональным качествам. Возрастает также необходимость индивидуального подхода к пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса.
В связи с этим, от медицинской сестры, осуществляющей свою деятельность в интернатах, требуется не только высокий профессионализм, но и знание психологии общения, глубокое усвоение этических норм и правил деонтологии. При общении с несовершеннолетним пациентом медицинская сестра должна помнить о том, что любое заболевание является достаточно сильным фактором, вызывающим стресс (процесс, ведущий к напряжению всех функциональных систем организма) а это неизбежно сказывается на его психическом состоянии, даже если и не бывает осознано.
Напряжение различных функциональных систем организма способствует общей астенизации (ослаблению и истощению адаптационных механизмов, в первую очередь, центральной нервной системы) и невротизации (появлению различных патологических личностных реакций), особенно при длительном хроническом течении заболевания. Все это осложняет процесс общения и взаимодействия с пациентом.
Медицинская сестра должна уметь своевременно оценить нервно-психическое состояние больного ребенка и, по возможности, оказать позитивное воздействие на пациента в процессе общения с ним. Кроме того, она должна уметь оценить влияние особенностей течения болезни на психику, эффект проводимого лечения, особенно при таком симптоме, как боль.
Если ребенок замыкается в себе, становится вялым, безразличным, это свидетельствует о значительном ухудшении его состояния. В других случаях, и довольно часто, ухудшение состояния, в первую очередь, проявляется в виде тревоги, беспокойства, раздражительности, даже агрессии, что должно быть своевременно распознано и адекватно оценено медицинской сестрой.
Во всех случаях изменения самочувствия и состояния пациента медицинская сестра должна срочно поставить об этом в известность врача.
Вся деятельность медицинской сестры совместно с врачом должна быть направлена на восстановление у пациента оптимального для него уровня физической и психической активности, на максимально полную реализацию всех функций организма. В связи с этим, важной психологической задачей медсестры является установление контакта с пациентом и побуждение его к активному участию в процессе лечения.
Ребенок утративший родительское попечение и временно помещенный в интернатное учреждение, в зависимости от возраста, времени нахождения в неблагополучной семье, от силы негативных травмирующих факторов, несомненно сказавшихся на его развитии. Поэтому работа медсестры с ребенком на этом этапе должна отличаться вариативностью и индивидуальностью применения адаптационно-реабилитационных средств.
Первоначальной реакцией организма на сильное психологическое потрясение, такое, как потеря семьи, близкого человека, будет стремление отгородиться от происходящего. Ребенок в таком состоянии находятся как бы в оцепенении и может не проявлять при этом никаких чувств и действовать механически. Физические симптомы (отсутствие аппетита - анорексия, переедание - булемия, нарушения сна, кошмары) весьма часто распространены в такой ситуации. Ребенок может стать забывчивым и невнимательным. На этом этапе все силы ребенка направлены на то, чтобы научиться жить с болью утраты. У него остается мало энергии на окружающую действительность, поэтому проявляется снижение познавательной активности и интереса к окружающей жизни. Следующее переживание - это гнев. Выражается он в виде злости. Злость - наиболее типичная реакция, которая часто сопровождает поведение ребенка и отражается на других (воспитателях, сверстниках). Ребенок может при этом злиться на себя за то, что случилось, считая себя виноватым за все. Такие дети часто испытывают комплекс вины, который нарушает их нормальное психическое развитие.
Грусть и отчаяние постоянно переживаются ребенком, и поэтому он находится в печали, легко может расплакаться, что ведет, в свою очередь, к снижению иммунитета и повышению вероятности заболевания.
Любому специалисту, работающему с ребенком в этот период переживания процесса грусти, необходимо знать, что дети и подростки будут расходовать огромное количество эмоциональных и физических сил, чтобы справиться со своими чувствами. На фоне депрессивных и невротических симптомов способность детей и подростков жить нормальной повседневной жизнью - учиться, делать уроки, читать - существенно снижается. С одной стороны, это негативно сказывается на нормальном психическом развитии ребенка, с другой, нередко формирует у специалистов, работающих с воспитанником, убеждение в его «ненормальности», наличии олигофрении, деменции: ведь налицо значительное снижение или отсутствие познавательного интереса к окружающему. Как правило, таких детей направляют на психолого-медико-педагогические комиссии, диагностируют и помещают в специальные учреждения. Постепенно, когда ребенок примиряется с утратой, его чувства меняют проявление, и он становится «нормальным», но к этому времени оказывается уже в специализированном учреждении, а отменить диагноз, поставленный специалистами, очень сложно. Следовательно, от грамотных действий медицинского работника интернального учреждения в большой степени зависит здоровье и психологическое самочувствие детей-пациентов.
Как уже отмечалось выше, от общения медицинской сестры с воспитанниками школы-интерната зависит многое: дальнейшее успешное лечение маленьких пациентов, страдающими хроническими, соматическими заболеваниями, их успешная адаптация в данном учреждении.
Помимо общения с детьми, медсестра ведет большую работу с взрослым контингентом школы: учителями, воспитателями, администрацией. Одно из важнейших направлений ее деятельности - проведение медицинского всеобуча. В основном, периодичность его - 1 раз в квартал. Педагогические работники под руководством медицинской сестры учатся оказывать себе, своим коллегам и детям первую неотложную помощь. Темы всеобуча затрагивают такие вопросы, как необходимость прививок, профилактика детской наркомании и табакокурения, соблюдение взрослыми здорового образа жизни, оглашаются и анализируются результаты мониторинга по детству.
2. Экспериментальное исследование по развитию детей, обучающихся по программе «здоровье школьника»
2.1 Постановка проблемы исследования
Значительное количество детей в семьях не получают разумного семейного воспитания. Контроль за их здоровьем в семье практически отсутствует. Поэтому школа должна не только возмещать издержки семейного воспитания, но оказывать действенное оздоровительное воздействие.
Контингент учащихся характеризуется сложной структурой дефекта, множественными хроническими сопутствующими заболеваниями.
Диспансерная работа медицинской сестры
Заболевания : Общее количество - В том числе вновь взятые на учет - ЛОР органы Органы пищеварения - Мочеполовая система - Эндокринная система - Болезни глаз Хирургические заболевания - Заболевания нервной системы - Сердечнососудистая система
Особое место занимают функциональные расстройства нервной системы в форме неврозов, возникающих у детей под влиянием психотравмирующих факторов, таких, как наказание ребенка. Наказание детей в неблагополучных семьях, число которых неуклонно растет, приводит к развитию вегетососудистой дистонии, что в дружных семьях, где детей не наказывают, встречается редко. При моральном воздействии вегетососудистая дистония формируется у половины детей и почти у всех детей в семьях, где привычны моральные и физические наказания. При этом отчетливо прослеживаются значение и роль не только степени внимания, но и времени, затрачиваемого на общение с ребенком медицинской сестры.
Итак, стрессовые ситуации в семье в форме наказания ребенка реально и, как показывают объективные данные, значительно влияют на течение рецидидивирующих и хронических заболеваний детей: увеличивается частота обострений, отмечается утяжеление течения болезни, вовлекаются в патологический процесс другие органы и системы, истощаются резервные возможности сердечнососудистой системы.
В целом же по стране за последние годы контингент детей-воспитанников школ-интернатов изменился, он характеризуется более сложной структурой недоразвития, поэтому содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях интерната имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.
Программа проводится с учащимися младшего школьного возраста 2 раза в неделю. Большинство детей страдают соматическими, хроническими заболеваниями. Как правило, по социальному составу они из неблагополучных и многодетных семей, где практически не получают элементарных навыков здорового образа жизни.
Теоретический материал по темам:
основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;
усвоение основ медицинских знаний личной гигиены;
правильное питание и режим закаливания организма;
безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления:
знакомство с зубной щеткой и пастой.
Практические занятия представляют собой отработку правильности действий ребенка в оценке ситуаций при возникновении различного рода повреждений или травм у него или его товарища. Для улучшения эмоционального фона детей, снятия нагрузки в процессе обучения проводятся физические упражнения (зарядка), различные подвижные игры, а так же зарисовки на медицинскую тему.
В качестве основного дидактического материала для проведения занятий используют основы медицинских и педагогических знаний, связанные прежде всего с практическим осуществлением оздоровительных, гигиенических мероприятий и приемов оказания первой неотложной помощи или правильности действий ребенка в оценке ситуаций при возникновении различного рода повреждений, травм у него или товарища.
В качестве средств для реализации программы использовуют:
стандартные средства оказания первой медицинской помощи;
материально - технические условия медицинского кабинета;
возможности действующего школьного графика обучения учащихся.
2.2 Методика и ход построения исследований
Для оценки психосоматического здоровья и эмоциональной стабильности детей, занимающихся по программе «Здоровье школьника», использовались следующие методики:
-личностный опросник Айзенка (детский вариант), дающий возможность по показателям нейротизма выявить эмоциональную неустойчивость, которая отражает в значительной степени выраженность тревожности;
-метод незаконченных предложений (детский вариант Р. Овчаровой), помогающий выявить наличие душевного беспокойства и его соматическое проявление;
-рисунок семьи, позволяющий на вербальном и невербальном уровне оценить взаимоотношения в семье и тем самым косвенно судить об эмоциональном состоянии обследуемого;
-тест М.Б. Земша «Волшебные горы» (адаптация шкалы самооценок Дембо - Рубинштейн), выявляющий оценку ребенком самого себя по таким параметрам, как здоровье, счастье, ум, уверенность, веселье.
Диагностические срезы проводятся дважды совместно с педагогом-психологом. Первый раз, когда дети только начинают свои занятия по программе «Здоровье школьника» с медицинской сестрой. Второй, к моменту окончания реализации программы.
У детей, имеющих хронические заболевания и функциональные отклонения, свой маленький, но горький жизненный опыт, воспитывающихся в неблагополучных семьях, будет преобладать пессимистический взгляд на мир, настороженность, тревожность, неуверенность в себе.
По темпераменту существует 4 группы ; холерики, - меланхолики, - сангвиники, - флегматики. .
Методика «Незаконченные предложения» помогает выявить состояние детей, находящихся на обучении в школе-интернате. Это тем более необходимо, что некоторые дети по ряду причин стали воспитанниками данного учебного заведения совсем недавно. Так, продолжая предложение «Когда я думаю о школе…», дети отвечают, что хотят домой, а некоторые уклоняются от ответа. Заканчивая предложение «Когда учитель задает вопрос…», дети - что молчат; или отказываются отвечать.
Некоторые учащиеся начальной школы дети не изображают себя в семье. Их просто нет на рисунке, в то время как их родные изображены с деформированными фигурами, с отсутствующими частями лица: рта и глаз. У детей непропорционально маленькие фигуры, отсутствуют ноги, черты лица. Рисунки без использования цвета. Дети в своих рисунках изображают животных, некоторые из которых довольно значительных габаритов. В беседе после рисования «Семьи» некоторые дети скучают по своим животным.
Наиболее информативной и интересной для школьников адаптированная М. Земшем методика «Волшебные горы». Основу составил тест по критериальным шкалам самооценки Дембо - Рубинштейн.
Приведем краткую инструкцию к процедуре: «Перед тобой 5 волшебных гор. На каждой живут люди. На первой внизу (второй, третьей, четвертой, пятой) - самые грустные (несчастные, больные, неумные, неуверенные). Чем выше - тем веселее (счастливее, здоровее, умнее, увереннее). На самом верху - самые веселые (счастливые, здоровые, умные, уверенные). Где ты среди этих людей? Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?» Дети отмечают крестиком или точкой свое место расположения на рисунке. Если ребенок обозначает свое место расположения у вершины горы, это означает, что он высоко оценивает уровень обладания этим качеством. Его самооценка высокая, что свидетельствует об удовлетворенности данным показателем. Если место нахождения совпадает или близко к нижней отметке, это свидетельство низкой самооценки и неудовлетворенности параметром. Если же ребенок определяет свое место нахождения по центру, можно говорить об адекватной самооценке.
Таким образом, срезовая диагностика, проводится перед началом работы над программой «Здоровье школьников», и позволяет сравнить полученные результаты на выходе, определить критерии эффективности предложенного вида деятельности.
2.3 Анализ эффективности занятий
В результате обучения по программе «Здоровье школьника» дети приобретают ценнейшие навыки оказывать себе и товарищам первую неотложную помощь, осваивают необходимые гигиенические процедуры, делают физическую зарядку. У них появляется более позитивное отношение к окружающим людям, миру.
Заключение
В школе-интернате большое внимание уделяется психопрофилактической работе, задачей которого является формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам.
Вся работа строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у школьников системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Для реализации данных задач составлен отвечающий требованиям, предъявляемым к данному типу школ, план работы, который в полном объёме содержит комплекс воспитывающих и развивающих мероприятий по всем направлениям:
эстетическое и этическое,
нравственное,
правовое,
трудовое,
санитарно-гигиеническое,
развитие познавательных интересов.
Все разделы плана содержат практический материал, направленный на развитие, коррекцию и воспитание детей с учетом возрастных и психофизических особенностей.
За состоянием здоровья школьников, принимаемые меры по охране и укреплению здоровья в значительной степени несет ответственность медицинский работник школы-интерната.
По результатам углубленного медосмотра в школе-интернате детей с первой и второй группой здоровья нет. Преобладают заболевания - психиатрические, неврологические, глазная и эндокринная патологии, заболевания опорно-двигательной системы. Ввиду проживания детей в разных районах города, специфики заболевания детей, не всегда есть возможность получения необходимой информации из медицинских учреждений по месту их жительства.
В связи с этим ведущей целью подготовительного этапа в работе с ребенком является организация адаптационно-реабилитационной работы с ним на диагностической основе, а также профилактико-коррекционная работа медицинской сестры по индивидуальным программам, затрагивающим такую важную сферу, как здоровый образ жизни.
Итак, мы предполагали, что эмоциональная стабильность детей младшего школьного возраста зависит от сформированности навыков здорового образа жизни. Действительно, чем раньше начинаются психопрофилактические и психокоррекционные занятия с детьми, тем эффективнее полученные результаты. Работа по программе проводится с учащимися младшего звена, когда дети легче запоминают предложенный материал, более восприимчивы к новому, что позволяет быстрее сформировать и надолго закрепить так необходимые в наше время навыки здорового образа жизни. Еще очень важный момент заключается в том, что учащиеся младших классов более эмоциональны и непосредственны в своих проявлениях.
Список литературы
1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987.
.Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М.: Медицина, 1988.
.Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003.
.Клиническая психология: Учебник / Под ред. Карвасарского. - СПб., 200
.Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.
.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
.Пашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психол. журн. 1995. Т. 16. №2.
.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. - 2-е изд. - М., 2001.
.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990
.Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. - Будапешт, 1983.
.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска». М., 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.