Статья "Психолого-педагогическая диагностика на занятиях вокально-хорового ансамбля "Камертон" содержит описание комплекса мониторинговых исследований, которые используются в вокально-хоровом ансамбле "Камертон" для отслеживания реализации воспитательных, развивающих и образовательных задач программы.
Данный материал может быть интересен педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной направленности, учителям музыки общеобразовательных школ.
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНОХОРОВОГО
АНСАМБЛЯ «КАМЕРТОН»
Г.З. Романова,
МАУДО ЦДТ «Радуга», г. Гай
Психологопедагогическая диагностика и оценка образовательных
результатов в организации дополнительного образования два неразрывно
связанных понятия.
Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом
педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и
воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.
Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году
К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия
«педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика
обеспечивает изучение учебновоспитательного процесса,
способствует
выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в
целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном
процессе.
Для ребенка она выполняет функцию педагогического
сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный
маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений учащихся как
в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в
преодолении выявленных затруднений.
Поскольку дополнительное образование не регламентируется
государственными образовательными стандартами, то стандартом для каждого
педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а оценка образовательных
результатов – методом оценки качества образования.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Камертон» проводится систематическая оценка
образовательных результатов. Предметом контроля являются знания, умения и
навыки учащихся, а также созданные ими образовательные продукты (хоровые и
сольные выступления),
внутренние личностные результаты учащихся
(нравственноэтические качества личности, освоенные способы деятельности,
готовность к саморазвитию и самоопределению), обозначенные задачами данной
программы.
Мониторинг качества образовательного процесса проводится посредством
входной диагностики, текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся.
Входная диагностика проводится на вводном занятии в форме беседы,
прослушивания, по результатам которых у учащихся выявляются музыкальныеспособности, начальный уровень теоретической и практической подготовки по
предмету.
Текущий контроль предполагается на каждом занятии в форме
фронтальной беседы, устного опроса, зачета, концертного выступления
учащихся. В рамках текущего контроля осуществляется также самоконтроль и
самооценка учащимися собственных образовательных результатов.
Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения
содержания дополнительной общеобразовательной программы. Предусмотрено
проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела,
образовательного модуля или по итогам обучения за полугодие (год). К
промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся в
детском объединении, вне зависимости от того, насколько систематично они
посещали занятия.
Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения
обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по
итогам учебного года, а также за весь период обучения. К итоговой аттестации
допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной
общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию на всех этапах обучения.
Планируемые результаты точно соотносятся с задачами программы и
фиксируются в следующих формах: видеозапись концертного выступления,
грамота, диплом, материал анкетирования и тестирования.
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы,
демонстрируются в следующих формах: диагностическая карта, конкурс,
концерт, праздник, фестиваль.
Оценка образовательных результатов проводится с использованием
следующих методик:
Методика мотивации (модифицированная Домбровской И.С.);
Методика изучения музыкальной культуры детей (Л.В. Школяр);
Тестовая карта коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьева);
Тест на сотрудничество (В.М. Сергеева);
Педагогическое наблюдение.
К образовательным результатам относится освоение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, устойчивость интереса,
сохранность контингента.
К результатам воспитательного воздействия относятся динамика
личностных изменений учащихся, характер отношений в коллективе, культура
поведения, формирование жизненной позиции, участие в концертных и
конкурсных мероприятиях.Если говорить о решении развивающих задач, то здесь отслеживаются
творческие достижения, творческая активность учащихся, приобщение к
культурным ценностям.
Таким образом, педагогическая диагностика является и начальным и
завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она
выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя выстраивать
эффективный образовательный процесс.