Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Оценка 4.8

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
родителям +1
Взрослым
07.08.2019
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах, методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание. При отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь специалиста, активную, действенную, решительную поддержку со стороны родителей. Данная статья описывает технику взаимодействия родителей и педагога в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.docx
Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» Статья «Психолого­педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха» Моисеева Раиса Ивановна ­  учитель начальных классов rimoiseeva@list.ru  Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные   –   они   центр   Вселенной,   а   главная   наша   задача   –   сделать   детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем. В   своё   время   А.С.   Макаренко   указывал:   «Семьи   бывают   хорошие,   и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. ­ т. IV – c. 504/.  В школу­интернат для обучающихся с нарушениями слуха, единственную в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной   имплантацией.   Особенности   их   развития   заключаются   в несформированности   языковых   средств,   отсутствии   словарного   запаса, снижении объёма запоминания материала, низкой концентрации внимания и др.  Для многих родителей, как показывает практика, не является возможным оказывать   полноценную  педагогическую  и  коррекционную   помощь  детям  с особенностями   в   развитии   в   процессе   обучения   и   воспитания.   Они испытывают   значительную   нехватку   знаний   и   компетенций   в   воспитании особенных   детей.   Решение   данной   проблемы   нам   видится   в   помощи родителям сформировать конструктивный взгляд на развитие педагогической рефлексии, чтобы стать единым целым, большим и сплочённым коллективом, создать благоприятные условия для воспитания, сопровождения и коррекции нарушений в развитии детей.  Основная   задача   родительского   просвещения   –   активизировать психолого­педагогический,   образовательный,   воспитательный,   социальный, коррекционный   вектор   деятельности   сотрудничества,   характеризующий целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия.  Образовательная   задача   –  организовать   и   координировать   учебно­ образовательную  деятельность  младших  школьников  с нарушениями   слуха, обеспечивая механизм общего развития, коррекцию нарушений в развитии, с привлечением услуг и помощи родителей.  Развивающая   задача  –  создавать   оптимальные   условия   для   социально­ личностного,   познавательного,   художественно­театрального,   эстетического развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог­ ребёнок­родитель в процессе внеурочной деятельности.  Воспитательная   задача   –  воспитывать   позитивный   «Я­образ» посредством   формирования   личной   уверенности,   коммуникабельности, «командного   духа»,   умения   истинно   оценивать   себя,   свои   возможности   в содружестве и при активной поддержке родителей.  Коррекционная   задача   –  просвещать   родителей   в   направлении сопровождения   и   оказания   детям   регуляционной   помощи   при   выполнении заданий   в   разных   видах   деятельности,   в   урочное   и   внеурочное   время   в процессе сотрудничества.  Обоснование вышеперечисленных задач базируется на  необходимости и целесообразности сотрудничества и родительского участия в воспитании  и образовании детей, в том числе их психолого­педагогического просвещения, заключающегося в обеспечении компетентности в вопросах сурдопсихологии и сурдопедагогики.  При   поступлении   в   первый   класс,   препятствием   к   обучению   и воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение – сенсоневральная   тугоухость   (СНТ)   разной   степени,   а   также   глухота, приводящие к вторичному нарушению – недоразвитию речевого развития. При отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо   получать   помощь   специалиста,   активную,   действенную, решительную поддержку со стороны родителей. Дети­инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно­ воспитательно­образовательной   деятельности,   формах,   приёмах,   методах, адекватным   их   возможностям   с   обязательным   вовлечением   родителей   в образовательный   процесс   с   целью   формирования   конструктивного   взгляда родителей на развитие и воспитание. 1. Развитие критического мышления осуществляем через консультации, беседы, тренинги, круглые столы. Сопровождаем мотивационными приёмами, осмыслением и рефлексией собственной деятельности по воспитанию детей. Формируем конструктивный взгляд на решение семейных проблем.  2. Интегративный   подход  организуем   в   обучении   особенных   детей   с использованием   принципа   междисциплинарной   взаимосвязи,   который обеспечивает практическую направленность и индивидуализацию образования детей с нарушениями слуха, формирует и развивает познавательные интересы, творческие   способности,   регулятивные   функции,   навыки   самообразования, педагогическую рефлексию родителей.  3. Погружение   в   деятельность   посредством   видеоматериалов формирует   серьёзное   отношение   у   родителей   к   своим   функциональным обязанностям,   вырабатывает   чувство   уверенности   –   «Я   могу   с   этим справиться!».   Позволяет   каждому   родителю   «шлифовать»   свои   знания, умения, навыки.  4. Здоровьесберегающие   технологии  (ЗСТ)   формируют   плодотворное видение родителей на решение  проблем по  охране и укреплению здоровья детей, родители понимают, что ЗСТ снижают нервно­физическое напряжение, снимают   психологическую   нагрузку,   что   весьма   важно   для   детей   с нарушениями слуха. 5. Совместная   проектная   (инновационная)   деятельность  вовлекает родителей   в   образовательный   процесс,   стимулирует   к   взаимодействию   с детьми, ориентирует на совместную деятельность – индивидуальную, парную, групповую. Что доказывают проекты: «Большая тайна маленького зёрнышка», «Дай лапу, друг», «Этот милый Мурлыка». ФГОС   НОО   ставят   перед   школой   определённые   задачи:   создание обучающей   среды,   мотивирующей   учащихся   самостоятельно   добывать информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость применения   новых   педагогических   подходов   и   технологий   –   это неотъемлемый   атрибут   школьной   жизни   детей.   На   наш   взгляд,   одним   из возможных   путей   оптимизации   учебно­воспитательного   процесса   является подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами. Во­первых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие школьники   далеко   не   сразу   обнаруживают   способность   быть   абсолютно самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.  Во­вторых,   взаимодействие   всех   субъектов образовательного   процесса,   особенно   важно   в   ситуации   дефицита внутрисемейного общения.   сотрудничество, В­третьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают огромным   развивающим   и   стимулирующим   потенциалом   для   младших школьников. Практику просвещения родителей организуем через функционирование клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где через индивидуальные и тематические консультации, конференции, тренинги, круглые столы, творческую деятельность, родительские собрания и другие виды   сотрудничества   формируем   идею   о   ребёнке   как   субъекте   учебной деятельности.  Функции   взаимодействия   с   семьёй   направляем   на   информационную, формирующую,   охранно­оздоровительную,   контролирующую   и   бытовую деятельность с нашей стороны, а также правильное понимание родителями непосредственных   обязанностей   по   взаимодействию,   формированию конструктивного   взгляда   на   решение   семейных   проблем.   Подтверждением выступает программа клуба по взаимодействию «Семейный мир». В   качестве   актуально­активно­деятельной   формы   выступают родительские собрания, организуемые каждую четверть, где мы представляем отчёт,   решаем   злободневные   вопросы,   разъясняем   суть   функционирования сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности детей, их значимости для развития личности.  Классные часы также являются неотъемлемой формой взаимодействия. Социальное   партнёрство   как   находку   в   плане   сотрудничества   в   целях социальной   реабилитации   детей,   а   также   повышения   культурного   уровня семей подтверждает договор с библиотекой им. А.С. Пушкина. Участие   детей   в   разноуровневых   конкурсах   совершенствует   их умственную   и   вербальную   деятельность,   позволяет   родителям   определить границы развития, наметить пути дальнейшего сопровождения. Собственными силами организовали театральный кружок «Театр – наша жизнь!».   Для   безболезненного   вливания   в   наш   дружный   коллектив, привлекаем родителей к участию в театральных постановках (шьют костюмы, готовят   декорации,   разучивают   роли).   Маленькие   актёры   показывают   своё мастерство детям дошкольных групп, а также демонстрируют на школьной сцене.  Родители   активно   участвуют   в   конкурсах,   что   даёт   возможность продемонстрировать   творческие   способности,   самореализоваться,   ощутить дух   соревнования,   показать   пример   детям.  За   активное   участие   в образовательной   деятельности   детей, награждены Благодарственными   письмами   от   администрации   образовательной организации, проекта Мега талант, Инфоурок. родители     Организация системы родительского просвещения соответствует уставу образовательной организации.  Результаты по сотрудничеству и просвещению родителей   являются   определяющими   для   выведения   и   формулирования конкретных критериев. Литература. 1. Активизация   учебно­воспитательного   процесса,   глухих   и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 1997. 2. Богданова Т.Т., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. 1998. № 5. 3. Браун   Н.   Психологические   факторы   принятия   себя   родителями глухих детей//Дефектология. 1997. №6. 4. Воспитание   глухих   детей   в   школе   /   Под   ред.   А.Г.   Зикеева,   Э.Н. Хотеевой. М., 1979. 5. Колтуненко   И.В.   Работа   учителя   школы   глухих   по   развитию   речи учителя вне класса. М., 1979. 6. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970. 7. Макаренко   А.С.   Методика   организации   воспитательного   процесса. М., 1958. 8. Совместная работа семьи и школы в обучении и воспитании глухих детей: Из опыта работы школы­интерната № 26 г. Белгорода. Белгород, 2002. 9. Хотеева   Э.Н.   Взаимодействие   школы   и   семьи   в   воспитании   и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)

Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019