Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Оценка 4.8
Лекции +1
docx
родителям +1
Взрослым
07.08.2019
Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах, методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание. При отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь специалиста, активную, действенную, решительную поддержку со стороны родителей. Данная статья описывает технику взаимодействия родителей и педагога в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.
Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Статья «Психологопедагогическое просвещение
родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха»
Моисеева Раиса Ивановна
учитель начальных классов
rimoiseeva@list.ru
Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и
озорные – они центр Вселенной, а главная наша задача – сделать детей
счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем.
В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и
семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует,
нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы
должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна
быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. т.
IV – c. 504/.
В школуинтернат для обучающихся с нарушениями слуха, единственную
в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и
кохлеарной имплантацией. Особенности их развития заключаются в
несформированности языковых средств, отсутствии словарного запаса,
снижении объёма запоминания материала, низкой концентрации внимания и
др.
Для многих родителей, как показывает практика, не является возможным
оказывать полноценную педагогическую и коррекционную помощь детям с
особенностями в развитии в процессе обучения и воспитания. Они
испытывают значительную нехватку знаний и компетенций в воспитании
особенных детей. Решение данной проблемы нам видится в помощи
родителям сформировать конструктивный взгляд на развитие педагогической
рефлексии, чтобы стать единым целым, большим и сплочённым коллективом,
создать благоприятные условия для воспитания, сопровождения и коррекции
нарушений в развитии детей.
Основная задача родительского просвещения – активизировать
психологопедагогический, образовательный, воспитательный, социальный, коррекционный вектор деятельности сотрудничества, характеризующий
целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия.
Образовательная задача – организовать и координировать учебно
образовательную деятельность младших школьников с нарушениями слуха,
обеспечивая механизм общего развития, коррекцию нарушений в развитии, с
привлечением услуг и помощи родителей.
Развивающая задача – создавать оптимальные условия для социально
личностного, познавательного, художественнотеатрального, эстетического
развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог
ребёнокродитель в процессе внеурочной деятельности.
Воспитательная задача –
воспитывать позитивный «Яобраз»
посредством формирования личной уверенности, коммуникабельности,
«командного духа», умения истинно оценивать себя, свои возможности в
содружестве и при активной поддержке родителей.
Коррекционная задача – просвещать родителей в направлении
сопровождения и оказания детям регуляционной помощи при выполнении
заданий в разных видах деятельности, в урочное и внеурочное время в
процессе сотрудничества.
Обоснование вышеперечисленных задач базируется на необходимости и
целесообразности сотрудничества и родительского участия в воспитании и
образовании детей, в том числе их психологопедагогического просвещения,
заключающегося в обеспечении компетентности в вопросах сурдопсихологии
и сурдопедагогики.
При поступлении в первый класс, препятствием к обучению и
воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение –
сенсоневральная тугоухость (СНТ) разной степени, а также глухота,
приводящие к вторичному нарушению – недоразвитию речевого развития. При
отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку
необходимо получать помощь специалиста, активную, действенную,
решительную поддержку со стороны родителей.
Детиинвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно
воспитательнообразовательной деятельности, формах, приёмах, методах,
адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в
образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда
родителей на развитие и воспитание.
1. Развитие критического мышления осуществляем через консультации,
беседы, тренинги, круглые столы. Сопровождаем мотивационными приёмами,
осмыслением и рефлексией собственной деятельности по воспитанию детей.
Формируем конструктивный взгляд на решение семейных проблем.
2. Интегративный подход организуем в обучении особенных детей с
использованием принципа междисциплинарной взаимосвязи, который
обеспечивает практическую направленность и индивидуализацию образования
детей с нарушениями слуха, формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, регулятивные функции, навыки самообразования,
педагогическую рефлексию родителей.
3. Погружение в деятельность посредством видеоматериалов
формирует серьёзное отношение у родителей к своим функциональным
обязанностям, вырабатывает чувство уверенности – «Я могу с этим
справиться!». Позволяет каждому родителю «шлифовать» свои знания,
умения, навыки.
4. Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) формируют плодотворное
видение родителей на решение проблем по охране и укреплению здоровья
детей, родители понимают, что ЗСТ снижают нервнофизическое напряжение,
снимают психологическую нагрузку, что весьма важно для детей с
нарушениями слуха.
5. Совместная проектная (инновационная) деятельность вовлекает
родителей в образовательный процесс, стимулирует к взаимодействию с
детьми, ориентирует на совместную деятельность – индивидуальную, парную,
групповую. Что доказывают проекты: «Большая тайна маленького зёрнышка»,
«Дай лапу, друг», «Этот милый Мурлыка».
ФГОС НОО ставят перед школой определённые задачи: создание
обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать
информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость
применения новых педагогических подходов и технологий – это
неотъемлемый атрибут школьной жизни детей. На наш взгляд, одним из
возможных путей оптимизации учебновоспитательного процесса является
подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей.
Это обусловлено несколькими причинами.
Вопервых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие
школьники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно
самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.
Вовторых,
взаимодействие всех субъектов
образовательного процесса, особенно важно в ситуации дефицита
внутрисемейного общения.
сотрудничество,
Втретьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают
огромным развивающим и стимулирующим потенциалом для младших
школьников.
Практику просвещения родителей организуем через функционирование
клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где
через индивидуальные и тематические консультации, конференции, тренинги,
круглые столы, творческую деятельность, родительские собрания и другие
виды сотрудничества формируем идею о ребёнке как субъекте учебной
деятельности.
Функции взаимодействия с семьёй направляем на информационную,
формирующую, охраннооздоровительную, контролирующую и бытовую
деятельность с нашей стороны, а также правильное понимание родителями непосредственных обязанностей по взаимодействию,
формированию
конструктивного взгляда на решение семейных проблем. Подтверждением
выступает программа клуба по взаимодействию «Семейный мир».
В качестве актуальноактивнодеятельной формы выступают
родительские собрания, организуемые каждую четверть, где мы представляем
отчёт, решаем злободневные вопросы, разъясняем суть функционирования
сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности
детей, их значимости для развития личности.
Классные часы также являются неотъемлемой формой взаимодействия.
Социальное партнёрство как находку в плане сотрудничества в целях
социальной реабилитации детей, а также повышения культурного уровня
семей подтверждает договор с библиотекой им. А.С. Пушкина.
Участие детей в разноуровневых конкурсах совершенствует их
умственную и вербальную деятельность, позволяет родителям определить
границы развития, наметить пути дальнейшего сопровождения.
Собственными силами организовали театральный кружок «Театр – наша
жизнь!». Для безболезненного вливания в наш дружный коллектив,
привлекаем родителей к участию в театральных постановках (шьют костюмы,
готовят декорации, разучивают роли). Маленькие актёры показывают своё
мастерство детям дошкольных групп, а также демонстрируют на школьной
сцене.
Родители активно участвуют в конкурсах, что даёт возможность
продемонстрировать творческие способности, самореализоваться, ощутить
дух соревнования, показать пример детям. За активное участие в
образовательной деятельности детей,
награждены
Благодарственными письмами от администрации образовательной
организации, проекта Мега талант, Инфоурок.
родители
Организация системы родительского просвещения соответствует уставу
образовательной организации. Результаты по сотрудничеству и просвещению
родителей являются определяющими для выведения и формулирования
конкретных критериев.
Литература.
1. Активизация учебновоспитательного процесса,
глухих и
слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.
Е.Г. Речицкая. М., 1997.
2. Богданова Т.Т., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений
на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. 1998. № 5.
3. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями
глухих детей//Дефектология. 1997. №6.
4. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева, Э.Н.
Хотеевой. М., 1979. 5. Колтуненко И.В. Работа учителя школы глухих по развитию речи
учителя вне класса. М., 1979.
6. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1970.
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.
М., 1958.
8. Совместная работа семьи и школы в обучении и воспитании глухих
детей: Из опыта работы школыинтерната № 26 г. Белгорода. Белгород, 2002.
9. Хотеева Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и
обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Статья "Психолого-педагогическое просвещение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха" (Для родителей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.