Статья "Развитие фонематического слуха"
Оценка 5

Статья "Развитие фонематического слуха"

Оценка 5
Научные работы
docx
дефектология
Детсад
03.10.2017
Статья "Развитие фонематического слуха"
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Обучением сказкой можно затронуть любые разделы логопедии. Изучать и грамматический строй, и связную речь, и фонематический слух, и слоговую структуру слова, и звуковую структуру слова. Так как дети очень любят не только народные сказки.
статья.docx
Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР, через знакомство со сказкой. Пудова Наталья Васильевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 77 (г. Иркутск) ФГОС направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей получения качественного дошкольного образования. Задачи обеспечить равные возможности развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (ОВЗ), к которым относится нарушение речи. Экспериментально обоснована методика развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Путём создания развивающей среды, вовлекающей детей  в процесс познания.  Основными задачами коррекционного обучения детей старшей и подготовительной группы детского сада являются: ­   формирование   и   развитие   слухового   внимания,   слуховой   памяти   и фонематического восприятия; ­ формирование навыков дифференциации звуков; ­ формирование звукового анализа и синтеза слова. Существующие методики направлены на развитие у дошкольников с нарушением фонематического   слуха   и   восприятия   напоминают   предметно   –   урочную   систему,   в которой ребёнок объект воздействия. Целью   моей   работы   является   представление   подхода   в   проблеме   развития фонематического   слуха   у   дошкольников   с   нарушением   речи,   с   полным   вовлечением ребёнка в процесс обучения. Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе. В   детских   садах   подготовка   к   поступлению   в   первый   класс   ведется   в   рамках образовательной   программы   для   дошколят.   Но   и   на   родителях   лежит   большая ответственность:   чтобы   речевой   аппарат   и   мышление   малыша   правильно   развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух. Что такое фонематический слух? Если речь ребенка после трех­четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть,   речь   идет   о   физической   патологии:   снижении   слуха   у   ребенка.   В   этом   случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать  и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи. Определить,   хорошо   ли   развит   фонематический   слух,   родители   могут   по следующим речевым операциям: •     ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет; •    ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу; •    он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.  Мозг   малышей   развивается   интенсивно,   и   полноценный   фонематический   слух позволяет   им   решать   не   только   речевые,   но   и   логические,   нравственные,   эстетические задачи.   Чем   раньше   начать   его   развивать,   тем   более   успешным   в   социальном   и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное   общение   со   сверстниками   и   взрослыми,   развивает   психику,   позволяет приобщиться   к   культуре.   В   формировании   личности   ребенка   именно   язык   играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.  Зачем развивать фонематический слух? Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого   года   жизни.   На   протяжении   второго   года   умение   произносить   слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха: •     ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков); •    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки. Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из   нескольких   слогов   и   шипящие   звуки,   но   вот   с   непростыми   звуками   Р­Л­Й   есть проблемы.   Здесь­то   и   стоит   поработать,   чтобы   не   сделать   неправильное   произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его. Что   случится,   если   ребенок   сам   не   справиться   с   языковой   нагрузкой,   а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из­за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм   произношения   –   это   серьезный   дефект,   который   в   логопедической   практике называется   фонетико­фонематическим   недоразвитием   речи   и   автоматически   делает ученика   начальных   классов   потенциальным   двоечником,   максимум   троечником   по русскому языку. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в   написании   которого   можно   ошибиться.   Даже   записать   слово   правильно   будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать   собственное   высказывание,   интонировать   отдельные   предложения   и   текст   в целом,  ему  трудно  будет регулировать  темп  и  громкость речи,  правильно  произносить сложные  слова.  А  значит,  неизбежно  возникнет   психологический  дискомфорт,  который отразится на поведении. Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать   нужно   не   накануне   поступления   в   первый   класс,   а   гораздо   раньше.   Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени. Предлагается   взглянуть   на   решение   проблемы   у   детей   с   нарушением   речи:   для формирования речевых навыков подбирается предметно пространственная  развивающая среда,   в   которой   ребёнок   самостоятельно,   играючи   будет   добывать   информацию (библиотека, выставка сказок, иллюстраций к сказкам, как народным, так и реальным), а педагог в этой ситуации является партнёром и организатором педагогического процесса.  Я   решила   построить   образовательный   процесс   с   использованием   сказок,   но   не народных,   а   педагогических,   дидактических,   авторских.   Знакомясь   со   сказками,   будем узнавать звуки, буквы, читать слоги, слова, предложения, а в завершении, как итог работы инсценировка одной большой, возможно даже народной сказки или нескольких маленьких, или как вариант самостоятельное сочинение сказки детей с родителями.  Так как работа логопеда  тесно связана с и работой воспитателя в первую очередь, а также   с   музыкальным   руководителем   и   с   инструктором   по   ФИЗО   и,   конечно   же   с родителями.   Приглашаем   их   не   только   на   итоговое   мероприятие,   но   и   с   их   помощью готовим костюмы и атрибуты.  Начали мы с урока математики по сказке «Гуси лебеди», потом поставили сказку на новый   лад.   Продолжили   сказкой   «Мешок   яблок».   Предлагаю   тематический   план   по формированию   фонематического   восприятия   у   детей   с   ОНР.   Начиная   с   первого   года обучения 5 – 6 лет, занятия проводятся со второй половины сентября по май, фонетико – фонематической   стороной   речи   занимается   логопед   один   раз   в   неделю,   проводит индивидуальные   занятия,   направленные   на   постановку   звуков   речи,   их   закрепление, автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этими занятиями логопед даёт задание воспитателю,   чтобы   он   работал   над   правильным   произношением   звуком   и   над фонематическим   восприятием   у   детей   в   течении   года.   Начинаем   развивать   у   детей фонематический слух с распознавания неречевых звуков. Переходим к гласным звукам, постепенно приступаем  к знакомству с согласным. В 6 – 7 лет не только закрепляем знание звуков, но и изучаем буквы и цифры. Успехов в ваших начинаниях.  № Месяц 1. Сентябр ь Тема Неречевые звуки Книга, автор «Эстетические   сказки», Т.А.Шорыгина  Сказка «Рождение музыки» Сад 2. Октябрь Перелётные птицы Части тела подсказки»,   «Сказки М.Климова «Сказки   М.Климова «Познавательные сказки», Л.Н.Вахрушева подсказки», Семья Профессии «Познавательные  сказки», Л.Н.Вахрушева «Трудовый сказки»,   Т.А.Шорыгина; «Позавательные   сказки», Л.Н.Вахрушева   на «Яблоки траве» «Ласточкино гнездо» «Как Ваня чистым стал»,  «Сказка о стране  Ротландии» «Как гномы имя  выбирали»  «Поговорим   о профессиях» «Как Незнайка  профессии  называл» Звуки У, о, а, э, ы И, ю, ё, е, я И, ю, ё, е, я И, ю, ё, е, я И, ю, ё, е, я 3. Ноябрь Обувь «Эстетические   сказки», «Волшебные Б, в, г, д, ж, Головные уборы  Одежда 4. Декабрь Зима Т.А.Шорыгина «Познавательные сказки», Л.Н.Вахрушева башмачки» «Красная  шапочка» «Эмоциональные сказки», Е.А.Алябьева «Сказки   о   предметах   и их свойствах», Е.А.Алябьева   «Федот и трусы» «Снежный   ковёр метели»  з Б, в, г, д, ж, з Б, в, г, д, ж, з Б, в, г, д, ж, з Птицы «Познавательные  сказки», Т.А.Шорыгина Новый год  «Эмоциональные сказки» Е.А.Алябьева «О   диких   и домашних птицах» «Что   принёс   мне Дед Мороз?» Б, в, г, д, ж, з Б, в, г, д, ж, з 5. Январь  Транспорт «Познавательные сказки», Л.Н.Вахрушева «Трудовые   Т.А.Шорыгина сказки» Домашние животные   и птицы «Трудовые   Т.А.Шорыгина сказки», 6. Февраль Дикие животные   «Трудовые Т.А.Шорыгина сказки», 7. Март  Посуда 8. Аперель  Космос  «Познавательные сказки» Л.Н.Вахрушев «Познавательные сказки», Л.Н.Вахрушева 9. Май  Литература: Закреплени е  П,   ф,   к,   т, ш, с  «Мерседесик, который   не   знал правил   уличного движения» «Водитель»   «Кто больше трудится?»   «Как Цыпочка   писать училась» «Трудолюбивый хомячок» «Беззаботная белочка» «Как   Муха   и   её семья чайную   открыли» «Про   звёздочку   и космический мусор» П,   ф,   к,   т, ш, с Ч, щ ц, й, х М, н, р, л 1. Лукина Н.А., Никкинен  И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового  восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003. 2. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 3.  2005.  Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.:  «Просвещение», 1989. 4. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт  практической психологии», 1997. 5. Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой  функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003. 6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с  дошкольниками», М.: «Академия», 2003. 7. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : « ДИТГИЗ»,2008.

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"

Статья "Развитие фонематического слуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017