Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "
Оценка 4.8

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
английский язык +1
Все классы
07.03.2018
Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "
В этой статье я делюсь своим опытом работы преподавания английского языка в начальной школе. При этом описываю методики, которые позволяют развить именно метапредметные умения учеников. Благодаря интересным для ребят заданиям происходит "погружение" в языковую среду, посредством которой они общаются, извлекают информацию, описывают и разыгрывают истории, умеют рассказать о себе.
Березина, Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе.docx
Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе Березина Н.В.      Повышение качества преподавания английского языка как учебного предмета является одним из самых актуальных направлений развития иноязычного образования в общеобразовательных   учреждениях.   Система   образования   пока   остается   единственной структурой, которая формирует базовые компетенции учащихся и несет ответственность за становление личности ребенка. Именно с этих позиций был создан новый федеральный государственный   стандарт   (ФГОС),   и   именно   поэтому   на   первое   место   выносятся личностные   результаты   обучения,   на   второе   –   метапредметные   и   только   на   третье   – предметные.   Рассмотрение   особенностей   преподавания   иностранных   языков   на   разных ступенях обучения следует вести также по трем направлениям: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Я остановлюсь только на методах обучения в начальной   школе,   направленных   на   достижения   метапредметных   результатов.   Мне представляется   это   наиболее   интересным,   т.к.   это   направление   является   новым   в стандарте, и, к тому же, у  меня уже есть некоторые наработки. Освоение любого иностранного языка можно условно разделить на две стадии. На первой фразы заучиваются без понимания структуры предложения и даже знания входящих в   них   слов.   Здесь   наиболее   важным   является   отработка   правильного   произношения   и точность   перевода,   знание   области   применения.   На   второй   стадии   большое   внимание уделяется   грамматике,   построению   предложений,   знанию   всех   слов.   На   этом   уровне учащиеся   могут   составлять   свои   предложения   и   рассказы.   В   начальной   школе   первая стадия   занимает   80­90%.  Простое   заучивание   фраз  и   названий   окружающих   предметов составляет основу обучения ИЯ маленьким детям. Рассмотрим несколько видов деятельности, обеспечивающих освоение учащимися универсальных учебных действий, составляющих основу для общения на английском языке и умения учиться.                            Умение рассказать о себе.       Прежде   всего   при   любом   общении   необходимо   уметь   рассказать   о   себе.   В начальной   школе   это   сводится   к   самым   простым   фактам   об   имени,   возрасте,   месте проживания, своих предпочтениях. На своих уроках я часто организую игры, основой которых является узнавание ребенка по его представлению. Парная работа у маленьких детей не эффективна, т.к. без помощи учителя они не проговаривают фразы правильно и часто отвлекаются. Поэтому игра проводится для всего класса одновременно, т.е. все отгадывают одного ученика или персонажа сказки. Для отработки заучиваемых фраз помогают песни и стихи, которые проговариваются хором.   К сожалению, все вышеперечисленные методики не позволяют проработать материал с каждым учеником индивидуально. Ведь именно в начальной школе дети должны чувствовать внимание учителя к себе на протяжении всего урока. А если работа ведется индивидуально с одним, то у остальных интерес быстро теряется. Я нашла решение этого вопроса с помощью игрушки – куклы мальчика по имени Том. Характер у него задиристый, он все время попадает в удивительные ситуации и его надо   то   находить,   то   вытаскивать   из   сумки,   то   строить   «мосты»   от   парты   к   парте   с помощью рук ребят.  Все ученики очень любят его и с нетерпеньем ждут, когда он будет разговаривать с ними. Я на столе устраиваю Тому комнатку со столом и стулом, благодаря чему проходим названия предметов и глаголы – команды (встать, сесть, войти, выйти и т.д.).   Том   не   всегда   выполняет   все   правильно,   что   вызывает   восторг   у   ребят.   Они   с удовольствием ведут с ним диалоги, рассказывают о себе. И самое главное, пообщаться с Томом хочет каждый ребенок. Они готовы ждать, когда он «подойдет» к ним на парту и поговорит с ними. Каждый хочет ответить на его вопросы или задать свои. При этом все остальные слушают эти диалоги с большим вниманием, так как Том обязательно ответит или выполнит команду неправильно. Конечно, не всегда удается поддерживать тишину на уроке, но эффективность усвоения материала высока. Благодаря этому есть возможность индивидуально   работать   с   каждым   учеником   для   достижения   хороших   результатов   на первой стадии обучения английскому языку.  Умение обработать информацию, представленную  в виде картинок, коротких текстов, аудио и видео записей        Одним   из   наиболее   важных   метапредметных   результатов   является   умение извлечения полезной информации из предлагаемых материалов. В начальной школе это могут быть картинки, короткие тексты, аудио и видео записи. Конечно же огромную роль здесь играет введение интерактивных досок. Однако, т.к. у меня в кабинете ее нет, то я не буду останавливаться на методиках ведения урока с интерактивной доской. Я также не хотела бы освещать работу с картинками и плакатами, т.к. задания и игры с ними хорошо известны   (например,   найти   различия   2­х   рисунков,   «Кто   первый   назовет   предметы   на карточках», описать картинку, составить рассказ по картинкам и т.д.)    Итак, извлечение полезной информации из короткого текста. Прежде чем дети приступят к чтению и переводу истории желательно заинтересовать их вопросом, начинающимся  словом «Почему». Почти к каждому отрывку можно сформулировать такой вопрос. При  этом сначала желательно провести обсуждение проблемы, выяснить мнение детей. И тогда  чтение текста приобретает совсем другой смысл – появляется цель, отличная от «просто  прочитать и перевести», становится интересно. Например, в учебнике для 2­го класса  «Spotlight» есть история про деревенскую и городскую мышек. Можно задать  напрашивающийся вопрос «Почему городской мышке не понравилось в деревне?», а  можно, предварительно обсудив характер жизни героев, сформулировать вопрос так «У  кого бы ты хотел погостить и почему?». Однако, интерес к чтению быстро исчезнет, если  кто­либо из более сильных учеников уже ответит на поставленный вопрос. Ведь читают все  с разной скоростью! Есть несколько решений этой проблемы. Одна из них предложить  детям ответить письменно. А можно за каждый правильный ответ давать балл, причем,  повторять причину желания погостить нельзя. В одном ответе разрешать высказать только  одну причину. Таким образом, можно вовлечь в обсуждение много ребят. А потом уже по  баллам ставить оценки.       В   начальной   школе,   особенно   на   первых   двух   годах   обучения,   задания   с аудированием   обычно   сводятся   к   прослушиванию   новых   слов,   текстов   из   учебника, песенок   и   стихов.   Все   это   является   неотъемлемой   частью   освоения   первой   стадии   в обучении английским языком. Что касается метапредметных результатов, то методики по их   достижению   следует   осуществлять   при   достаточном   лексическом   объеме   знаний   у учеников. Здесь желательно применять аудиозаписи текстов не из  учебника, т.к. иначе задание сведется к заданию по чтению и отработке правильного произношения. Поэтому я использую CD, приложенные к книжкам издательств “Penguin Active Reading” или “Black Cat”,  нулевого или первого уровней. Задания после прослушивания могут быть разными: ответить на вопросы (для более сильных учеников желательны вопросы, начинающиеся словом   «Почему»,   таким   образом,   осуществляется   дифференцированный   подход   к обучению), объяснить свое отношение к героям, описать их, разыграть короткий диалог и т.д. Что касается видео записей, то я использую старый учебный мультфильм “Muzzy”. Мне он нравится, так как в нем простые, повторяющиеся выражения и интересный сюжет, который увлекает детей. Они с удовольствием смотрят некоторые сцены по нескольку раз, что очень важно для процесса обучения иностранного языка. Большое количество героев позволяет   выбрать   каждому   ребенку   того,   кто   ему   ближе.   Однако   и   здесь   есть   свои трудности. Сюжет увлекает ребят и им трудно задерживаться на просмотре одного и того же. Поэтому я предлагаю сначала посмотреть эпизод до конца, а потом задать вопросы на понимание увиденного. Для подтверждения правильности ответов посмотреть его еще раз (или несколько раз). А наиболее успевающим ученика можно предложить сыграть этот эпизод. Это приближает нас к театральным постановкам. Театрализованная деятельность на английском языке Итак, театр! Это моя любимая внеклассная деятельность, которой я занимаюсь уже много лет. Мною в школе создан театральный кружок «Счастливый английский».  Польза   театральных   постановок   на   английском   языке   является   уже   давно неоспоримым   фактом   и   ими   занимаются   многие   учителя,   проводятся   конкурсы   на региональном   и   городском   уровнях.   Здесь   же   я   хочу   остановиться   на   достижении метапредметных   результатов   с   помощью   такой   деятельности.   Наш   мир   имеет   богатую эмоциональную окраску и любой язык служит также для ее отображения. К сожалении, следует отметить, что наши уроки крайне скудны в этом отношении. Все диалоги не имеют под   собой   почвы:   неизвестные   дети   или   взрослые   обсуждают   проходящую   тему.   Я заметила, что эмоциональная речь на аудиозаписи вызывает только смех ребят, т.к. они не понимают,   чем   вызван   такой   неуместный   (с   их   точки   зрения)   восторг   или   удивление. Поэтому многие выражения теряют часть смысла, т.к. лишены эмоциональной окраски. Но разве возможно жить без чувств любви, радости, восторга, удивления, возмущения и гнева? Игра на сцене позволяет окунуться детям в мир, наполненный разнообразными эмоциями. Они забывают, на каком языке они говорят! Главное для них это показать своего героя. При   этом   слова   и   выражения   запоминаются   легко,   т.к.   они   эмоционально   окрашены. Именно театр наиболее полно приближает детей к вхождению в большой мир общения людей, что и является одной из основных целей метапредметных умений! В начальной школе мною были поставлены «Теремок», «Дороти и ее друзья», сцены из «Винни Пуха» и др. Во втором классе (первый год обучения) я поставила «Волк и семеро козлят». Ниже представлены фотографии этого спектакля. Хочу   отметить,   что   на   роль   козы   и   волка   я   пригласила   ребят   из   5­го   класса. Второклассники с восхищением смотрели на «старших» ребят, а пятиклассники, в свою очередь,   с   удовольствием   помогали   младшим.   На   следующий   год   эта   же   группа разыгрывала «Красную шапочку». Развитие самоконтроля. Способность   школьников   к   самооценке   и   умения   делать   необходимые   выводы относительно   собственного   самосовершенствования   является   одним   из   главнейших метапредметных   результатов,   к   которому   надо   стремиться,   начиная   с   первых   шагов обучения   ИЯ.   И   здесь   большим   подспорьем   является   языковой   портфель   (Portfolio), который во многие УМК входит составной частью.  Языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, которые отражают тот или иной опыт или результат учебной деятельности ученика по овладению ИЯ. Он дает учащемуся   и   учителю   возможность   накапливать   последовательно   результаты   учебной деятельности, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося исходя из результатов сформированной языковой, речевой и стратегической   компетенций.   Формы   работы   с   языковым   портфелем   в   практике преподавания ИЯ могут быть различными в зависимости от поставленной цели и от уровня обучения. В начальной школе методика предлагает небольшие тестовые работы, описание своих   предпочтений,   своих   квартир,   любимых   домашних   животных   и   т.д.   Также предлагается   ответить   на   вопрос   о   том,   какие   виды   учебной   деятельности   больше нравятся, а какие меньше. Я применяю предлагаемые методики использования языкового портфеля   для   начальной   школы   (УМК   “Spotlight”).   Другие   способы   развития самоконтроля более целесообразны в средней и старшей школе.   Литература 1.   Федеральные   государственные   общеобразовательные   стандарты   начального, основного и старшего образования – М.:Просвещение, 2012. 2.  Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях реализации государственной образовательной программы «Развитие образования г.Москвы на 2012­2016год» ­ Методические рекомендации, М. 2012

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений на уроках английского языка в начальной школе "

Статья "Развитие метапредметных умений  на уроках английского языка в начальной школе "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018