Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл—4 кл
24.04.2018
В настоящее время с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) традиционные подходы к развитию речи претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.Данные задачи успешно решаются при использовании в практике работы графических опор и моделей текста (мнемотаблиц) в процессе обучения построению связного монологического высказывания.Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.статья для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по развитию речи
Статья_мнемотехника.doc
Богданова Елена Валерьевна,
заместитель директора по учебно –
воспитательной работе,
учитель МКОУ «ОШ №5» г. Глазова
«Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) приёмами мнемотехники».
Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и
эмоционального самовыражения. Как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их
интеллектуального развития.
Речевое развитие обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью существенно отличается от нормы. Исследователи (Воронкова В.В., Аксёнова
А.К., Петрова В.Г.) отмечают, что связной речью обучающиеся с нарушением интеллекта
овладевают только в процессе длительного и целенаправленного обучения. Нарушения связной
речи наиболее ярко проявляется с пятого класса, когда увеличивается число предметов
гуманитарного цикла. Обучающиеся должны осваивать тексты, уметь отвечать на вопросы по
тексту, строить развёрнутые высказывания. Поэтому специально организованная с первого класса
коррекционная работа по развитию связной речи у обучающихся с умственной отсталостью
является актуальной.
В настоящее время с внедрением федеральных государственных образовательных
стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) традиционные подходы к развитию речи претерпевают значительные изменения как
по форме, так и по содержанию.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) развивать связную речь обучающихся, их речевое творчество через практическую
деятельность;
2) учить овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об
окружающем мире;
3) развивать у обучающихся потребность в общении как первейшего условия успешной
деятельности и социализации.
Данные задачи успешно решаются при использовании в практике работы графических опор и
моделей текста (мнемотаблиц) в процессе обучения построению связного монологического
высказывания. Проводя диагностику речевой активности обучающихся с умственной отсталостью
можно отметить низкий уровень её развития, который сопровождается:
системным нарушением речи;
недостаточным развитием словарного запаса;
бедной диалогической речи: неспособностью грамотно и доступно сформулировать
вопрос, дать краткий и развёрнутый ответ;
Неспособностью построить монолог: нарушением построеня связного высказывания,
как в плане содержания, так и в плане выражения. Для их высказываний характерны:
фрагментарность, нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски и
смысловые несоответствия;
нарушением лексико – грамматического строя речи: затруднение отбора лексических
единиц, ошибки в построении предложений, агромматизмы.
Это свидетельствует о необходимости проведения специальной коррекционной работы по
формированию устной связной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Цель коррекционной
работы: формирование связного высказывания у обучающихся с умственной отсталостью приёмами
мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми
знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Замена
абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или
кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях
различных типов памяти. Мнемотехника – это воспроизведение существенных свойств изучаемого
объекта, создание его заместителя с помощью схем и работа с ним. Приём мнемотехники помогает
ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться
работать с ними. Это особенно важно для умственно отсталых детей, поскольку мыслительные задачи
у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального. (Т.В. Егорова 1973г, А.Н.Леонтьев 1981г.).
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той
формой выделения и обозначения отношений, которая доступна умственно отсталым детям (Леон
Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и
наглядных моделей развивает умственные способности школьников.
Следовательно, актуальность использования схем в работе с умственно отсталыми
обучающимися состоит в том, что:
вопервых, для детей с умственной отсталостью характерна быстрая утомляемость и потеря
интереса к занятию. Использование наглядных схем вызывает интерес и помогает решить эту
проблему;
вовторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления
памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
втретьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать
полученные знания; в – четвёртых, у детей с умственной отсталостью развита механическая память, что позволяет
запоминать схемы.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка какимнибудь неизвестным ему пяти словам он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по
развитию связной речи, позволил ученикам с умственной отсталостью:
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,
сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Особенность методики:
применение не изображения предметов, а символов (на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично);
символы максимально приближены к речевому материалу;
использование мнемотаблиц, создаёт конкретную опору для высказываний (глядя на эти
схемы – рисунки ученик легко воспроизводит текстовую информацию).
Следует отметить, что работа по формированию лексико – грамматических навыков и
обогащению словаря учащихся продолжается в течение всего периода обучения. Поэтому в
содержание коррекционной работы включается ряд упражнений, направленных на активизацию
речевой деятельности, обогащения словаря, закрепления навыков фразовых высказываний.
Коррекционно – развивающая работа по развитию связной речи обучающихся с умственной
отсталостью проводилась в процессе разнообразной деятельности с использованием приёмов
мнемотехники на уроках и во внеклассной деятельности. Для повышения мотивации в речевом
высказывании использовались разнообразные схемы. В уроки были включены разнообразные игры,
задания и упражнения по развитию связной речи, которые сначала выполнялись совместно с
педагогом, а затем самостоятельно. Использовались упражнения на рассматривания и описание
предмета, совместное рассказывание, повторение текста, пересказ текста, составление рассказа,
различные задания и упражнения по схемам. Навыки связного высказывания закреплялись на
уроках, коррекционных занятиях, в играх и предметно – практической деятельности и во
внеурочное время.
Коррекционная работа проводится поэтапно.
I этап: Цель – овладение детьми навыком составления простых предложений с использованием
мнемосхем по вопросам педагога.
Например, составление предложений о зиме по мнемотаблицам: Зимой солнце светит мало. Небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в
снежки.
В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
II этап: Цель формирование ориентированной основы действий по узнаванию связных
высказываний и пересказа текста по мнемотаблицам.
Например: пересказ рассказа “Здравствуй, зимушказима!” по мнемотаблице:
1.Чтение учителем текста и демонстрация опорных картинок.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и
пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого
снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
III этап: Цель формирование практического применения правил, лежащих в основе создания
связного сообщения (составление рассказа по мнемотаблицам).
Например: составление рассказа о весне:
Наступила весна. У весны три месяца: март,
апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно
пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет
теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и
распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо изпод снега расцветают подснежники
– первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из
тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Результаты коррекционного обучения показывают положительную динамику в формировании
связной речи:
у обучающихся появилось желание пересказывать тексты;
обучающиеся научились самостоятельно по схемам составлять рассказы;
увеличились познания об окружающем мире;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
увеличился словарный запас;
ученики преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом во
время пересказа.
Надо отметить, что процесс овладения навыком связного высказывания длительный и
многоплановый, и поэтому невозможно получить быстрый результат. Проведённый мониторинг
умственной отсталостью показал, что динамика
развития связной речи у обучающихся с
наблюдается. Тем самым усиливается значимость целенаправленных коррекционных занятий, на
которых обучающиеся эмоционально реагируют на ситуацию успеха, проявляют интерес к различным
схемам и таблицам. Таким образом, можно сделать вывод, что данная система работы по
использованию графических опор и моделей текста (мнемотаблиц) позволяет повысить
эффективность обучения и развивает связную речь обучающихся.
Литература
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., 2002.
2.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи
[Текст] /Воробьева В.К. – М., 1988.
3. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. М.,
Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. М.,
4.
1970.
5.
1995.
6.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. М., 2000.
7.
8.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию устной связной речи учащихся. М., 1975.
Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых
школьников. Ленинград, 1988.
9.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850
10. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии. М., 1992.
11. Якубовская Н.Б. Развитие речи учащихся коррекционного класса. М. 1999.
12. Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи. М., 1978.
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Статья «Развитие связной устной речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приёмами мнемотехники».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.