Урок музыки в школе – это урок, состоящий из разных видов деятельности: пение, восприятие музыки, анализ музыкальных произведений, усвоение теоретических знаний. Для проявления творческих способностей в каждом виде деятельности, помогает применение наглядных пособий: портреты композиторов, рисунки, таблицы, схемы, головоломки, ребусы, карточки, музыкально – дидактические игры. Музыкальные задания, выполненные с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер.статья как развивать творческие способности учащихся через использование наглядных пособий.
Развитие творческих способностей учащихся через использование
наглядных пособий.
Творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в
области познания и преобразования действительности. В музыке
творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и
проявляется, как особое умение воспроизводить, интерпретировать,
переживать музыку. Творчество есть показатель развитости человека, оно
необходимо в любом виде деятельности. В музыке это высший показатель
овладения человеком музыкальным искусством.
Одной из главных задач уроков музыки является – выявление,
развитие и совершенствование творческих способностей учащихся.
Л.В.Школяр в своей статье «Идеи развивающего образования в музыкальной
педагогике школы» писал: «… реализацией идей развивающего образования на
уроках музыки, должно стать моделирование художественно – творческого
процесса, когда школьники становятся в позицию творца – композитора, творца –
поэта, творца – художника.
Моделирование художественно – творческого процесса – это и есть
прохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы «изнутри» и
прохождение самого момента воссоздания».
При изучении литературы по развитию музыкальных способностей (М.А.
Михайловой), развитию творчества (Е.И.Юдиной) и используя элементы этих
методик на своих уроках, пришла к выводу, что необходимо анализировать
творчество детей, для дальнейшего самостоятельного творческого поиска
учащимися. В качестве параметров оценки можно выделить:
Степень осознанности замысла
Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств
воплощения.
Художественность воплощения замысла.
На сколько ребенок использует имеющийся музыкальный опыт.
Была разработана система отслеживания результатов развития творческих
способностей учащихся:
Беседы
Инсценирование
песен
Система отслеживания
результатов развития
творческих способностей
Сольное
пение
Концерты
Творческие
заданияУрок музыки в школе – это урок, состоящий из разных видов деятельности:
пение, восприятие музыки, анализ музыкальных произведений, усвоение
теоретических знаний. Для проявления творческих способностей в каждом
виде деятельности, помогает применение наглядных пособий: портреты
композиторов, рисунки, таблицы, схемы, головоломки, ребусы, карточки,
музыкально – дидактические игры. Музыкальные задания, выполненные с
помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную
деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер.
Так, например применение кроссвордов на уроках, как одной из форм опроса,
в последствии является проявлением творчества учащихся. Даже младшие
школьники составляют кроссворды на заданную тему, проявляя при этом свое
творчество при составлении и оформлении задания. При закреплении знаний
музыкальной грамоты предлагается детям составить ребусы, используя
правильность написания нот на нотном стане, при этом зашифровывая только
музыкальные слова:
При изучении в 5 классе темы «Казахские музыкальные инструменты», детям
предлагается разгадать филворд, где зашифрованы названия
инструментов.
С
К Л
К О Б Ы З
Г
У
Т Ы Г
У
В
З
Е Ы Й Ш С
Д С
Е Н Ш А Ц
Ж Е
С Н В
Ю Д О Б Ж Б
С
Ы О Ю Ы Ш Д Х О К
Т О Ы
А
А М Л З
Р
Г О Б Д Ц Б
Ф Б
Р Ф Ы Ч Ы К П Ы Н
Г
З
С Ш Л Ф Г
А
А
Т
З О Й
Т
А С
Е
А
Р
У
А
Я
Р
К
ЯНо знание только теоретического материала о казахских музыкальных
инструментах не достаточно, необходимо знать как они выглядят и как
звучат. Для этого учитель предлагает рассмотреть картинки, на
которых показан принцип игры на различных инструментах и
одновременно прослушать аудио запись звучания инструмента. Как
закрепление данной темы проводится игра «Угадай что звучит», во
время которой учащимся выдается раздаточный материал – карточки с
изображением казахских музыкальных инструментов. Во время
звучания музыкального произведения перед учащимися ставятся сразу
две задачи:
Определить, какой музыкальный инструмент звучит, как он называется
Как он выглядит.
При этом учащиеся находят необходимую карточку и показывают ее.
При разучивании песни, на первом его этапе, т.е. знакомство, в начальных
классах так же целесообразно применять наглядность – картинку по сюжету
песни. Потому, что для младших школьников характерно наглядно – образное
мышление. Наглядность помогает им определиться в том, какой образ они
хотели бы создать при исполнении этой песни. А для воплощения своего
творческого замысла учитель предлагает детям инсценировать песню.
Учащиеся самостоятельно или при помощи учителя распределяют роли и для
большего перевоплощения, надевает наголовники соответствующие данному
персонажу.
Данный опыт работы позволяет сделать выводы:
1.
уроки, на которых используется наглядные пособия, не только
активизируют у учащихся умственную деятельность, но и развивают
самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает
творческий характер.
творческие задания развивают личность ребенка в вокальной,
композиторской, актерской, режиссерской, хореографической,
литературной, изобразительной, исследовательской деятельности.
учитель должен быть уверен в правильности выбора цели – развитие
личности ребенка, его дарований, индивидуальности, творческости; в
методах и приемах, которые могут заинтересовать учащихся
музыкой; и, конечно, в том, что каждый ребенок – художник, и
обязательно талантливый.
2.
3.