Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"
Оценка 4.6

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык +1
Взрослым
11.11.2018
Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных декад, олимпиад. Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.Данная статья знакомит с различными приемами работы с обучающимися на уроках и во внеурочное время.статья "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности обучающихся"
Кулеш Анастасьевка (2).doc
Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы  .  ru МКОУ «Анастасьевская СОШ», kulesh  63@   mail     Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся Самая глубокая и возвышенная потребность –  это потребность в творческом развитии. К.Маркс В   последнее   время   в   сельских   школах   редко   встречаются   ученики   с   высокими интеллектуальными возможностями, с восприимчивостью к обучению. Кроме того, ни для кого не секрет, что современные дети читают мало, неохотно, не умеют выражать свои мысли в сочинениях, анализировать   прочитанное.  Налицо   низкий   уровень   речевой   культуры,   особенно   в   сельской местности.   Уроки   русского   языка   и   литературы,   как   никакие   другие,   способствуют самоутверждению, самовыражению ученика, реализации его творческих замыслов. Но на развитие «творческих детей» урочного времени недостаточно,  а внеурочная деятельность позволяет более углублённо   овладевать   всеми   видами   речевой   деятельности,   основами   культуры   устной   и письменной речи, имея своей прямой целью развитие творческой активности учащихся. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа не только даёт возможность в непринуждённой, увлекательной  форме закреплять знания, получаемые  на уроках, но и глубже раскрывать   богатства   русского   языка,   развивать   индивидуально­творческие   лингвистические способности.   Также   развитие   творческих   речевых   способностей   необходимо   для   того,   чтобы успешно сдать экзамены выпускникам 9 и 11 классов по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ и по литературе, работая над итоговым сочинением.   Так, на ОГЭ и ЕГЭ, выполняя часть С, ученик должен создать свой текст.  Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Поэтому большая роль в школе отводится творческому развитию личности.  Для того  чтобы  богатый  творческий  потенциал  детей   мог актуализироваться,  нужно создать   определенные   условия,   прежде   всего,   ввести   ребенка   в   настоящую   творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются   способности.  Ещё   В.А.   Сухомлинский   писал:   «Учение   не   должно   сводиться   к беспрерывному   накоплению   знаний,   к   тренировке   памяти…   хочется,   чтобы   дети   были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Большие   возможности   для   развития   творческих   способностей   учащихся   во   внеурочной деятельности имеют кружковые  занятия, проведение интеллектуальных  игр, предметных декад, олимпиад.  Вызывая интерес  учащихся  к предмету, внеурочные занятия  способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.  Основной формой работы стал  кружок «Загадки русского языка»,  главная задача работы которого – развитие у учеников потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные   виды   творчества. На   занятиях   кружка   каждый   участник   мог   проявить   себя:   кто   в иллюстрировании   творческих   работ   одноклассников,   кто   в   сочинительстве,   кто   в   оформлении альманаха. Каждый попробовал свои силы в написании творческих работ различных жанров. Для авторов пусть даже маленьких по объёму и наивных работ необходимо ощущение уверенности в том, что их творчество будет замечено, понято правильно, корректно оценено Формы и приёмы заданий для развития речевого творчества, применяемые на занятиях кружка. Задача кружковой работы – это не только обогащение словаря учащихся, но и стремление реализовать   коммуникативный   подход,   связать   воедино   грамматический   и   речевой   аспекты обучения. Надо помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество, побудить к созданию поначалу,   может   быть,   незатейливых,   но   искренних   рассказов,   стихов,   сказок,   побудить   к творческому вдохновению. Задания для развития умений создавать свой текст а) Сочинения­миниатюры.  Цель этой работы – приучить детей свободно выражать свои мысли, мнение, улавливать и отражать в написанном разные моменты и жизненные ситуации. Темы, в зависимости от возраста, даются самые разные. Они могут быть сезонными. Дети любят писать о весеннем ливне и весёлом танце снежинок, о золотой берёзке и осинке в красной косынке, о летнем дождике и сосулькиных слёзках. Темы старались подбирать звучные и выразительные, например: «Весенняя   симфония»,     «Подслушанный   разговор»,   «Гулял   по   лесу   ветерок»,   «О   чём   шепчет ручей?»,  «Сентябрь – чародей цвета», «Идёт волшебница зима», «Осенние облака». б) Составление слоганов. Слоганы – краткие, но ёмкие по содержанию рифмованные строки. При   подготовке   предметных   и   тематических   декад   участникам   кружка   предлагается   сочинить слоганы.   Иногда   руководитель   кружка   предлагает   начальные   строки,   а   ученики   продолжают, иногда   сами   участники   составляют   слоганы.   Например,  «Печора,   тундра   –   красота!// Приезжайте к нам сюда», «Литературу читают и взрослые и дети, // Лучше предмета нет на свете!», «Книги об округе читай ­ // Лучше знать будешь свой край!» в)   Написание   акростиха.  Акростих   –   стихотворение,   начальные   буквы   слов   которого образуют какое­либо слово или фразу. Участники кружка знакомятся с акростихами Державина, Брюсова, Кузьмина, а затем сами пытаются написать стихотворение­акростих г)   Учимся   у   классиков.  Учитель   знакомит   участников   кружка   со   стихотворением   Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…», в котором он описывает радугу, не называя этого явления. Ребятам также предлагается образно описать это природное явление. Работы получились очень интересными  д) Обычный необычный предмет. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», ­ говорили ещё древние греки. Руководитель кружка приносит на занятие какой­нибудь обычный предмет и просит ребят за определённое время описать его прозой или стихами. 2. Задания для совершенствования культуры речи а) «Корректор». Исправить ошибки в предложениях. а) «Из передовой бригады он перешёл в отсталую». б) «В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты». в) «Западня – это квартира с окнами па запад». г) «Скатываясь на санках с горки, моё лицо покраснело от сильного ветра». д) «Дом в десять этажов стоял у театра». е) «Я выразю мысли всего класса». б)   «Редактор».  Отредактируйте   текст,   запишите   его   в   исправленном   виде.  «Вдруг   возле будки   –   автомата   я   увидел   Игоря.   Игорь   –   это   мой   сосед   по   парте.   Он   всегда   весёлый, жизнерадостный. Но сегодня он имел мрачный вид. Я был поражён его странным видом. Я тотчас же подошёл к нему. Он медленно шёл по тротуару, о чём­то сосредоточенно думал и не замечал меня. В правой руке Игорь держал фотоаппарат. Этот фотоаппарат ему прошлый год купил отец. Я окликнул его. Я спросил: «Что случилось?» в) «Лучший диктор».  Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова.  «Важным событием в селе стало открытие прачечной. Строители выполнили все условия договора в срок, а столяр Иванов помимо указанных работ украсил резными наличниками окно для приёма заказов. Всех, кто присутствовал на открытии  прачечной, поразили  торты, которые испекли специально для этого торжества местные кулинары. Ничего красивее они не видели». 3. Задания для обогащения словарного запаса а) Творческие соревнования.  Кто быстрее и больше запишет:  1)  «На что похож орех?» 2) «Ассоциации к слову «снег». 3) «На что похожи деревья в инее?» 4) Рифмы к слову «окно». б) Аукцион. Подбери эпитет. Подобрать как можно больше эпитетов к словам: туча, метель, ветер, улыбка, звёзды. Благодаря занятиям кружка осуществляется систематическое выявление одарённых детей, склонных к творческой активности. Наличие творческих интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в   совокупности   и   вызывает   повышение   эффективности   процесса   обучения.   Творческие   работы являются   эффективным   методом   развития   связной   речи   обучающихся,   что   выражается   в отношении обучающихся к урокам развития речи и к результатам их труда. Если   в   начале   кружковой   деятельности   приоритетными   целями   для   детей   были   «игра», «весело   проведённое   время   с   одноклассниками»   и   «совершенствование   навыков   по   написанию творческих работ», то через три года более важными целями для них стали «совершенствование навыков по написанию творческих работ» и в связи с этим ­ «подготовка к экзамену по русскому языку». Главным   критерием   результативности   опыта  преподавателя   является   развитие   творческих способностей, раскрытие  таланта в творческих работах обучающихся, результативность участия в различных конкурсах и олимпиадах.  Это подтверждает ежегодное участие моих учеников в научно­практических конференциях разного   уровня:  победитель   и   призёры   районной   творческой   конференции   «Новый   интеллект» (2004,   2016г.   –   победитель,   2015г.,   2014г.,   2013г.,   2012г.,   2011г.,   2008г.,     2006г.   –   лауреаты); участие   в   открытом   межмуниципальном   молодежном   форуме   «Глобальные   проблемы современности   глазами   молодежи»   (2012г.,   2015г.,   2017г.),   межмуниципальной   научно­ практической конференции школьников «Первые шаги в науку» (2015г., 2016г., 2017г., 2018г.), Областная   открытая   научно­практическая   конференция   «Мои   исследования   предмета»   (2014г., 2015г.,   2016г.),   региональной   научно­практической   конференции   «Мир   науки   глазами   детей» (2012г., 2013г., 2014г.). Интересны  нам  и   творческие  конкурсы   сочинений,  среди   моих  учеников  есть  победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший урок письма­2015», победители и призёры региональных   конкурсов   сочинений   «По   страницам   любимых   книг»,  «Книга   в   моей   жизни», «Поклонись и поклянись», «Зачем нам помнить о войне», «Строки, опалённые войной», «Наша дружная   семья»,   «Я   б   в   рабочие   пошел»,   «О   чем   мечтают   дети»;   творческих   конкурсов   по предметам ­  районного конкурса детского и юношеского литературного творчества «Серебряный родник»,   «Слово   о   Матери»,    детского   литературного   творчества «Шуршунчик», «Учитель в моей жизни», «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге – минута! И стихи свободно потекут…», «О природе, о погоде, о весне», дистанционного конкурса творческих работ «В мире лингвистической сказки».   областных   конкурсов   Внеурочная   деятельность   дает   возможность   развивать   творческие   способности   учащихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное ­ это заинтересовать   ученика,   заставить   его   творчески   мыслить,   а   затем   появится   и   положительное отношение к внеклассной деятельности, а через неё и к предмету, хотя русский язык ­ один из сложных и не всегда любимых учениками предметов школьного цикла. Проблема развития речи, особенно в  сельских   школах,  существовала   всегда  и  существует   по настоящее  время,  поэтому необходимо продолжать работу над данной темой, тем более что современное общество всё больше нуждается в инициативных, коммуникабельных, творчески развитых личностях. Литература 1. Богоявленская,   Д.Б.   Психология   творческих   способностей/   Д.Б.   Богоявленская.   –   М.: Академия, 2002. – 302 с. 2. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / И.П. Волков. ­ М.: Просвещение, 1982. – 144 с. 3. Жестков,   В.В.   Как   и   зачем   развивать   творческие   способности   учащихся   в   процессе внеурочной деятельности/ В.В. Жестков// Молодой учёный. – 2016. ­ № 8.5. – с. 19 – 22 4. Земцов, И.А. Кружок нужен и детям и учителю/ И.А. Земцов// Школа и производство. – 1995. ­ № 3. – с. 17 – 20.  5. Сухомлинский,   В.А.   Сердце   отдаю   детям/   В.А.   Сухомлинский//   Сухомлинский   В.А. Избранные педагогические сочинения: в 5 т. – М., 1979. – Т. 3.

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"

Статья "Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018