Статья "Речевое развитие"
Оценка 4.6

Статья "Речевое развитие"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
26.05.2017
Статья "Речевое развитие"
В статье раскрывается основная работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. Цель работы – обобщить опыт по развитию речи учащихся в условиях малокомплектной школы, показать пути решения некоторых конкретных вопросов, касающихся развития речи учащихся.
речевое развитие доклад (2).docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Ударниковская основная общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы Автор: Ефремова Р.М.          В системе школьного образования учебные предметы «Русский язык» и «Литература»  занимают важное место. Одной из главных идей  государственного образовательного  стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие  учащихся на всех ступенях. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций  учащихся.       В   условиях   конкуренции   работников   на   рынке   труда   большое   значение   имеют коммуникативные   способности   человека,   умение   найти   общий   язык   с   работодателем, коллегами,   умение   работать   в   коллективе.   Данное   обстоятельство   показывает необходимость ориентирования на развитие монологической речи учащихся, на диалоговые формы обучения. Высокий уровень коммуникативности  выступает залогом успешной адаптации человека в  любой социальной среде.  Что нужно сделать, чтобы «…открыть уста детей»? Не сковывать их речь, поддержать стремление   детей   к   самовыражению   через   словесное   творчество,   развивать   у   них врожденный дар слова. Необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать, что их волнует, интересует; говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут.   Нужно   создавать   атмосферу   взаимного   интереса   при   общении   друг   с   другом. Нужно, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они занимаются. Следовательно, в этой работе должна быть целенаправленность, четкое осознание , прежде всего учителем, чего же конкретно он хочет добиться на определенном этапе обучения, чему конкретно стремится научить. Развитие речи ­ это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой  всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая,  доказательная устная и письменная речь ученика­ показатель его умственного развития.   лексическими,   морфологическими, Таким образом, вся работа по развитию речи нужна для того, чтобы ученики овладели: ­   языковыми   нормами   (произносительными, синтаксическими); ­   умением   выражать   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме,   пользуясь   нужными языковыми средствами. Цель   нашей   работы   –   обобщить   опыт   по   развитию   речи   учащихся   в   условиях малокомплектной   школы,   показать   пути   решения   некоторых   конкретных   вопросов, касающихся развития речи учащихся. Не секрет, что маленькие сёла сейчас переживают трудные времена. В нашем селе нет садика, поэтому у дошкольников нет возможности качественно подготовиться к школе. Единственная   возможность   –   предшкольная   подготовка,   затем­  обучение     в   классах­ комплектах, где преобладает письменная речь,   и это создаёт определённые трудности в работе по развитию  устной речи учащихся.  Практика показывает, что у многих детей ­ односложная, состоящая из простых предложений речь, недостаточный словарный запас; ­бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать  вопрос, построить ответ; ­ неспособность построить монолог. Поэтому, когда ученики приходят в 5 класс, начинаем активно работать над устной речью (вот здесь мы выигрываем оттого, что в классах 1,2 ученика: успеваем и пересказывать, и читать, и отвечать на вопросы, и сочинять). А с другой стороны, не можем разнообразить формы работы: группами, парами. Работу по развитию речи строим на основе двух основных  задач: а) формирование навыков правильной речи учащихся; б) формирование навыков хорошей (богатой)   речи.   В своей практике я организую работу по развитию речи учащихся при изучении каждого раздела.   При изучении стилистики сравниваем тексты по содержанию, отмечаем основные черты, присущие данному стилю, указываем на языковое оформление. Фонетика – важный раздел, так как звуковая сторона является одним из важных факторов ее   выразительности.   От   звукового   оформления   зависит   эмоциональность   речи,   ее способность   оказывать   определенное   воздействие   на   слушателей   (расставьте   ударение, выразительно   прочитайте   текст,   произнести   скороговорку,   произнести   с   нужной интонацией предложение). От уровня развития у детей интонационной культуры зависит и формирование   их   умений   и   навыков   в   работе   с   письменным   текстом.   Это   нельзя   не учитывать при организации работы над сочинением, изложением.    Большую роль в формировании речевых навыков играет непосредственное восприятие  речи окружающих и подражание ей. Особое значение в этом случае приобретает речь  самого учителя, которая служит образцом для учащихся.Красоту звучания, музыку стиха,  богатство интонации, красоту слова донесет выразительное чтение учителя или мастера  художественного слова в звукозаписи. Наш язык – это язык слов. Вот почему словарная работа, проводимая в  разделе «Лексика», занимает важное место в общей системе работы по развитию речи. Обогащаем словарный запас,   подбирая   синонимы,   слова   с   переносным   значением,     даём   характеристику литературным героям, создаём словесные картины, увиденные  в стихотворении).         Акцент   в   современных   стандартах   на   коммуникативной   компетенции   предполагает способность и готовность не только к грамотной речевой деятельности, но и к работе с информацией   в   целом.  Поэтому  важнейшую   роль   в   формировании     правильной   устной речи играет   работа   с   текстом.  Навык   чтения   по   праву   считается   фундаментом   всего образования. И   долг   учителя­   словесника  ­   организовать   интересную   работу   с   текстом, которая должна формировать мыслящую, грамотную, творческую, личность. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о…». Помни, каждую свою мысль нужно  подтвердить примером».  ­ «Закончи и запиши предложение. ­ «Назови ключевые слова…» Приглашаю учащихся понаблюдать, сравнитьи сделать свое открытие нового:«А как ты  думаешь?»  При работе с текстом необходимо сформировать такие коммуникативные умения,как: ­ раскрывать тему,основную мысль высказывания; ­ собирать и систематизировать собранный материал; ­ совершенствовать написанное (для письменной речи); ­ строить высказывания в определённой композиционной форме; ­умение выражать свои мысли  точно, ясно и по возможности ярко. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств.  Чтобы дети говорили   эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо учить  передать замысел простыми словами.  Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе то, о чём говорит или пишет.  Сочинение должно стать формой выражения собственного «я» ребенка,  стать душевным  откликом на события его собственной жизни. В основе любой деятельности – мотивация.  Мотивацией на уроках развития речи может быть потребность рассказать о любом событии: экскурсии, о прочитанной книге, встрече с интересным человеком,  о любимой игрушке. Работа по развитию устной речи учащихся должна вестись на каждом уроке, но она будет успешней, если использовать разнообразные формы работы. Вот некоторые:  Игра «Телемост». Например, две страны, «Прилагательное» и «Существительное», задают друг   другу   вопросы   по   этим   изученным   темам.   При   этом   дети   учатся   вести   диалог, отрабатывается культура речи. Игра   «Угадай­ка».   Из   художественных   произведений   выбрать   речевую   ситуацию, произнести,   изображая   нужную   интонацию.   Остальные   угадывают   виды предложений по цели высказывания и по интонации. «Сочини сказку». Эту форму работы можно применять как на уроках русского языка, так   и   на   уроках   литературы.   Например,   составить   лингвистическую   или грамматическую сказку.  «Диалог».   Разыграть   диалог   между   героями   произведения;   между   синонимами, антонимами, существительными и т.д. «Диспут». Эта форма работы развивает логическое мышление, формирует умение задавать вопросы, отвечать на них. «Я   –   звезда».  Детям   предлагается   выбрать   себе   литературного   героя   (из   изучаемого произведения),   роль   которого   он   должен   сыграть,   произнося   его   монологи,   диалоги, разыгрывая ситуации.              Правильно и систематически используя перечисленные методы и формы работы, можно   добиться   неплохих   результатов   в   развитии   коммуникативных   способностей учащихся. Конечная цель по речевому развитию учащихся– научить детей свободно выражать свои мысли, осмысленно читать, говорить и писать, обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.Для этого мы проводим различные конкурсы чтецов (обычно они посвящены конкретному поэту, определённой теме: «Осень в творчестве поэтов», «Труженикам села посвящается», «Образ женщины­солдата в тв­ве  Ю. Друниной».), участвуем в конкурсах сочинений и занимаем призовые  места,   сочиняем   стихи   и   волшебные   истории   (на   Новый   год),   участвуем   в   ежегодном всероссийском конкурсе «Живая классика». Средствами развития речи учащихся считаются изобразительное искусство,музыка. Наряду с   решением   задач   изобразительной   деятельности   и   певческих   навыков,   Диденко   Е.Ю. успешно   осуществляет   развитие   речи   детей   (знакомит   с   новыми   словами,   углубляет представление   детей   об   окружающих   предметах,   учит   правильно   произносить     звуки, слова). Слушая музыкальное произведение, ученики рисуют образные картины, составляют рассказы. Надо сказать, развитию речи обучающихся в нашей школе уделяется огромное значение не только на уроках. Занятия внеурочной деятельности «Театральная студия» и «Росинка» способствуют   не   только   развитию   творческих   способностей,   но   и   устной   речи учащихся.Активное   участие   в   общешкольных   внеклассных   мероприятиях   также благоприятно влияет на развитие речи учащихся (приходится учить огромное количество слов, выполнять несколько ролей). Здесь активными участниками являются и дошколята: с удовольствием   посещают   театральную   студию   две   будущие   первоклассницы:   и   к коллективу   привыкают,   и   речь   развивают.   Также   мы   их   приглашаем   участвовать   и   в праздниках. В первый класс они приходят полностью адаптированными и к школе, и к учителям.  Таким образом, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить  вместе». Применение коммуникативной компетенции создаёт условия для развития  интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в  любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может  быть конкурентоспособной, толерантной личности. Все виды компетенции,  сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ОГЭ.  Работа по развитию речи –  дело интересное, но нелегкое. Умение говорить вырабатывается постепенно:  накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность.Важно знать: говорить дети сами не научатся, их нужно  поэтапно, умело этому учить.

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"

Статья "Речевое развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017