Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".
Оценка 4.8

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
химия
10 кл
14.04.2017
Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".
Многолетний личный опыт преподавания химии в школе подтверждает, что, начиная со старшей школьной ступени, в школе необходимо создать условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших планов на своё будущее. Ежегодные опросы психолога старшеклассников нашей школы доказывают, что большинство старшеклассников (около 74%) считают, что для запланированного в будущем поступления и самореализации им достаточно изучать основы нескольких предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются ими для дальнейшего овладения профессией.
Статья Ким Н.В. для он-лайн педсовета.docx
Ким Наталья Викторовна учитель химии высшей категории МБОУ МО г. Нягань «СОШ №6»  Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе Многолетний личный опыт преподавания химии в школе подтверждает, что, начиная со старшей школьной ступени, в школе необходимо создать условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших планов на своё будущее. Ежегодные опросы психолога старшеклассников нашей школы доказывают, что большинство старшеклассников (около 74%) считают, что для запланированного в будущем поступления и самореализации им   достаточно   изучать   основы   нескольких   предметов,   а   углубленно   изучать   только   те, которые выбираются ими для дальнейшего овладения профессией.  К девятому классу у многих выпускников уже формируется понимание дальнейшего жизненного пути. Одновременно формируется и общественный запрос (выпускники и их родители)   на   профильное   обучение   в   десятом   классе   и   под   эти   заказы   в   школах комплектуются профильные классы. При этом все ожидают, что обучение в профильном классе   обеспечит   углубленное   изучение   отдельных   предметов,   расширит   возможности социализации учащихся, обеспечит беспроблемный переход от общего к профессиональному образованию,   а   также   более   эффективно   подготовит   выпускников   школы   к   освоению программ высшего профессионального образования. Федеральным базисным учебным планом предусмотрено на изучение химии в старших классах, в зависимости от их специфики, в профильных ­  3 ч в неделю, в базовых ­  2 ч в неделю и в непрофильных ­   1 ч в неделю. При таком распределении количества часов и сохранившимся объёме знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся старших   классов,   создаётся   излишняя   интенсивность   при   изучении   материала,   что   не содействуют формированию прочных и глубоких знаний по химии. Кроме   того,   дополнительно   в   профильных   классах   типа   химико­биологический, естественно­научный, медицинский, химико­педагогический и т.д., обязательным является введение   одного   часа   для   элективного   курса   по   химии.   Рабочая   программа   курса,   его тематика,   практическая   или   академическая   направленности   выбираются   педагогом самостоятельно, исходя из его личных предпочтений или запросов учеников и их родителей. Не секрет, что отсутствие методической базы, утверждённых или рекомендованных министерством образования учебников и программ элективных курсов,  вынуждает каждого учителя самому определять цели и задачи курса.  Многие   учителя,   как   показывает   многолетняя   практика   общения   с   коллегами   из разных городов на форумах в Интернете, предпочитают за счёт этого дополнительного часа в неделю «натаскивать» учеников на успешную сдачу ЕГЭ. Очень заманчиво и преследует, казалось бы, благие цели – успешная сдача ЕГЭ и стопроцентное поступление в ВУЗ по данному   профилю.   Довольны   и   родители   и   ученики.   Некоторые   учителя   понимают   под элективным курсом углублённое изучение отдельных тем школьного курса химии, изучая, к примеру, окислительно­восстановительные реакции в неорганической (органической) химии или решение  задач повышенного уровня. Эти тематики курсов углубляют знания  школьной программы, но узко направлены. Как правило, в дальнейшем курсе вузовской химии эти темы   не   имеют   применения,   то   есть,   они   полезны   только   для   сдачи   ЕГЭ.   С   учётом   их применения при решении заданий А20, С1 (ОВР) и С4 (комбинированные задачи) можно определить   рациональность   их   применения   –   в   3   заданиях   варианта   ЕГЭ   из   43,   или получение 8 баллов из возможных 65. Исходя из своего опыта работы в профильных классах, в трёх выпущенных мною классах я отдавала предпочтение курсам, расширяющим   теоретические знания учащихся, формирующим   более   прочные   знания   и   умения,   а   также,   стимулирующим   потребность работы   с   различными   источниками,   включая   Интернет.   Так,   в   десятом   классе   мною проводится   курс   «Механизмы   реакций   в   органической   химии»,   который   создавался   и отрабатывался  мною  на протяжении  трёх  лет.  Данный  курс  позволяет   углубить знания учащихся   об   особенностях   реакций   в   тот   момент,   когда   происходит   переход   от неорганической   химии   к   органической   химии.   Это   вызывает   первоначально   много трудностей   из­за   существенных   различий   в   названиях,   составе   веществ,   введению   новых понятий   и   терминов.   Появляется   чувство   потерянности   и   неуверенности,   возникает ощущение,   что   это   понять   нельзя   (!).   Структура   учебника,   большой   объём   материала   в одном параграфе и невиданное до сих пор количество заданий к параграфу – от 12 до 35, ещё больше усиливает тревожность, желание поменять профиль класса. С такой ситуацией я сталкивалась   во   всех   профильных   классах   (в   нашей   школе   было   выпущено   2 естественнонаучных,   один   химико­биологический).   Материал   курса   снимает   напряжение, объясняет   те   моменты,   которые   бывает   трудно   запомнить,   но   после   «раскладывания» реакции   по   этапам,   понимание   помогает   работать   с   реакциями   даже   ещё   неизученных классов,   т.е.   на   опережение.   Это   повышает   уверенность,   а   по   мере   изучения   основного материала   на   уроке,   ещё   больше   закрепляет   знания.   Работа   с   уравнениями   требует   от учащегося   проговаривания   своих   мыслей,   анализа   и   построения   логической   цепочки, формирования   и   принятия   решения.   Все   эти   компетенции   считаются   учебными,   но   их развитие   на   элективном   курсе   происходит   постоянно,   к   концу   обучения   в   школе   даже «неговорящие»   учащиеся   начинают   проявлять   себя,   перестают   выполнять   работу   молча. Особенно развивается логика, способность представить, предположить строение и свойство незнакомого ещё вещества или группы веществ. С целью распространения своего педагогического опыта, разработанная мной рабочая программа   элективного   курса   в   2010   году   была   опубликована   на   сайте   NUMI.ru (свидетельство о публикации № В – 06895). Рабочая программа данного курса участвовала в межрегиональном конкурсе рабочих программ по выбору (для предпрофильной подготовки) и   программ   элективных   курсов   (для   профильного   обучения),   проводимом   Кировским институтом   повышения   квалификации   и   переподготовки   работников   образования. Программа была удостоена Диплома призёра (приказ №187 от 06.06.2011 г).  В одиннадцатом классе я разрабатывала и вела несколько различных курсов, учитывая предпочтения   учащихся.   Так,   в   классах,   где   большинство   выпускников   планировали поступление   только   в   медицинские   ВУЗы,   проводился   курс   «Основы   физической   и коллоидной   химии»,   который   поможет     в   будущем   при   обучении   в   ВУЗе.   Учащиеся последнего класса планировали поступление в технические ВУЗы пищевой и медицинской направленности,   включая   заграничное   обучение.   Поэтому   я   создала   курс   «Физика   и математика в решении химических задач на газовые смеси и растворы».  Разработка   каждого   собственного   элективного   курса   является   инновационным проектом педагога. Каждый раз от педагога требуется глубокие знания, умения обучаться и самосовершенствоваться,  желания развиваться  и  учитывать   изменения в  образовательной среде. При этом учителям приходится быть в курсе всех нововведений, по возможности участвовать  в различных  Интернет­конкурсах  и  проектах,  зачастую  самостоятельно  и  за свои деньги  проходить курсы повышения квалификации.  Введение ФГОС ООО предполагает усиление внеурочной деятельности, расширение предлагаемых школой профилей и, соответственно, элективных курсов в профильных классах. А значит, снова каждый учитель будет сам решать, какую тему выбрать и зачем. Главное, чтобы это было не только интересно, но и работало на будущее каждого ученика.

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".

Статья "Роль элективного курса в преподавании предмета химия в профильном классе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017