Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"
Оценка 5

Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"

Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
01.03.2017
Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"
В статье рассматриваются такие понятия, как педагогическая рефлексия, психолого-педагогическое самосознание. Автор предлагает обратить внимание на модель рефлексивной деятельности учителя, которую голландские педагоги называют ALACT model по первым буквам слов, обозначающих этапы рефлексии. В соответствии с данной моделью рефлексивной деятельности может быть построено обсуждение открытых уроков, а также самоанализ уроков.
Статья.docx
РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ Современные   социально­экономические   условия,   а   также   преобразования   в образовательной сфере требуют переосмысления работы не только школы, как системы, но и   деятельности   каждого   отдельно   взятого   педагога.   В   наши   дни   всё   более   очевидным становится, что в своей работе учитель должен выступать не только как профессионал, как квалифицированный   специалист,   но   и   как   личность,   ориентированная   на   личности обучающихся.   Для   обеспечения   системности   обновлений   каждый   педагог   должен   быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. В этой связи можно предположить, что важнейшим   и   необходимым   компонентом   в   структуре   педагогической   деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности, иначе говоря, взгляд на собственную мысль и действия со стороны [1].   По мнению А. К. Марковой педагогическая рефлексия представляет собой способность педагога мысленно представлять себе сложившуюся ситуацию и на этой основе уточнять представление о самом себе. Речь в данном случае идёт об обращённости его сознания на самого   себя,   об   учёте   представлений   его   учеников   о   том,   как   педагог   понимает деятельность обучающихся. Большое   значение   для   характеристики   профессиональной   рефлексии   педагога   имеет психолого­педагогическое самосознание, которое включает осознание педагогом правил, норм,   моделей   педагогической   профессии,   выработку   профессионального   кредо, соотнесение себя с некоторым профессиональным идеалом, служащим в качестве эталона, идентификация себя в профессии, оценка себя учениками, родителями и коллегами [2].    Рефлексия   предполагает   умение   обнаруживать   проблемные   ситуации   в   своей деятельности,   возникающие   при   несовпадении   целей   и   результатов   педагогического процесса,   анализировать   их   причины   и   осуществлять   поиск   вариантов   их   решения. Способность   к   профессионально­педагогической   рефлексии   определяется   как совокупность   следующих   умений:   переходить   из   пространства   мыслительной   или организационной   деятельности   в   пространство   выделения,   анализа   и   проектирования способа   этой   профессиональной   деятельности;   фиксировать   результаты   анализа   в собственных   схемах   и   представлениях,   а   изменение   этих   схем   и   представлений (перепроектирование) делать содержанием собственной профессиональной деятельности. Рефлексия на процессы и компоненты деятельности еще более усложняется из­за необходимости фиксации результатов деятельности и их соотношения с прогнозируемой целью, содержанием образа ≪Я≫ и другими элементами ≪Я≫­концепции (самооценка) [1].  Ф.   Кортхаген,   например,   рассматривает   рефлексию   как   умственный   процесс, направленный   на   структурирование   или   реструктурирование   опыта,   проблемы, существующего знания или представлений, и предлагает следующую модель рефлексивной деятельности учителя, которую голландские педагоги называют ALACT model по первым буквам слов, обозначающих этапы рефлексии: Action – действие; Looking back on the action – взгляд назад на произведенное действие; Awareness of essential actions – осознание существенных аспектов; Creating of alternative methods of action – создание альтернативных методов действия; Trial – апробация нового действия. Обычно   в   рамках   рефлексивной   модели   строится   обсуждение   проведенных уроков[3]. Организация профессиональной педагогической рефлексии Этап рефлексии Вопросы для рефлексии 1. Действие 2. Мысленное воз­ вращение к действию или ситуации, что предполагает   подробное ­ 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я чувствовал? 4. Что я делал? его описание 1. Что мои ученики хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали? 3.   Определение   наиболее Что   кажется   Вам   сейчас   наиболее   важным, существенных черт ситуации. Выявление противоречий 4. Определение альтернативных   способов действия, путей разрешения   Определение ситуации. наиболее оптимального способа действия     существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов этапа 2 Вы можете выявить)? Какие   альтернативы   можно   предложить,   чтобы обеспечить   позитивное   разрешение   выявленных противоречий? 5. Осуществление альтернативных   способов действия ­ В   соответствии   с   принципами   рефлексивной   деятельности   может   быть   построено обсуждение   открытых   уроков,   а   также   самоанализ   уроков,   для   чего   могут   быть использованы   базовые   вопросы   рефлексии   или   конкретизированные   в   соответствии   с этапами рефлексии вопросы: действие; мысленное возвращение к действию (подробное описание ситуации); выделение существенных черт ситуации, противоречий; определение нескольких альтернативных способов действия; оценка их с точки зрения возможностей детей,   индивидуальных   возможностей   педагога,   а   также   возможностей   организации педагогического процесса.   Грамотно и в системе применяемая рефлексия может стать для педагога и мощным инструментом психолого­ педагогического исследования, и средством, актуализирующим собственное   личностное   развитие,   а   также   эффективной   «иммунизацией»   к профессиональному эмоциональному выгоранию.   Литература 1.  Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога. Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 1 (45). С.62­66 2.   Борисова   Л.Н.   Роль   и   механизм   рефлексии   в   психолого­педагогической деятельности. Журнал "Психолог" № 02, 2015 С.118 3. Korthagen Fred A.J., Kessels Jos P. A. M. Linking theory and practice: changing the pedagogy of teacher education // Educ. Res. 1999. Vol. 28.

Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"

Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"

Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"

Статья "РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017