Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА"
Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Взрослым
02.04.2018
В ситуации глубокого кризиса нравственных и духовных ценностей в обществе особо возрастает роль труда в становлении школьников. Также формируется ценностное отношение к труду – неотъемлемой части личности, способной создать материальные и духовные богатства, активно участвовать в познавательной и трудовой деятельности. Такой подход к труду как ценности является одним из важнейших условий взаимодействия школы и семьи.Мой педагогический стаж составляет 37 лет. Я ни одного года не работала без классного руководства. Разные были классы, разные проблемы и разные жизненные обстоятельства. Очень хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная связь между учителем и родителями. Многие годы работы в школе, сотни человеческих судеб – всё это твёрдо убедило меня в том, что трудовое воспитание – весь смысл, вся устремлённость жизни школы и семьи.
Статья Роль семьи и школы.docx
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА
Топчая Вера Николаевна
КГУ «Юбилейная средняя школа отдела образования акимата
Тарановского района», с.Юбилейное, Тарановский район, Костанайская область
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это
работа с их родителями. Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества
школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит,
насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к
воспитанию, обучению детей и участвует в её развитии. Сегодня уже никто не
будет спорить, что только коллективное воспитание может принести желаемые
результаты.
В ситуации глубокого кризиса нравственных и духовных ценностей в
обществе особо возрастает роль труда в становлении школьников. Также
формируется ценностное отношение к труду – неотъемлемой части личности,
способной создать материальные и духовные богатства, активно участвовать в
познавательной и трудовой деятельности. Такой подход к труду как ценности
является одним из важнейших условий взаимодействия школы и семьи.
Важным аспектом в воспитании личности является подготовка учащихся к
труду и выбору профессии. Поэтому важнейшей задачей взаимодействия семьи
и школы является формирование у учащихся позитивной обстановки по
отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших человеческих
ценностей. Всего этого можно достичь только в единстве воспитательных
усилий школы, семьи и общественности.
Мой педагогический стаж составляет 35 лет. Я ни одного года не работала
без классного руководства. Разные были классы, разные проблемы и разные
жизненные обстоятельства. Очень хорошие результаты получаются тогда, когда
есть тесная связь между учителем и родителями. Многие годы работы в школе,
сотни человеческих судеб – всё это твёрдо убедило меня в том, что трудовое
воспитание – весь смысл, вся устремлённость жизни школы и семьи.
Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие рядом с учением,
нравственным воспитанием и развитием. К каким бы ухищрениям ни прибегали
мы в школе, стремясь вовлечь ребёнка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, всётаки учение занимает, и будет занимать главное место
в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдёшь. И трудовое воспитание, я
считаю, надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира,
постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных
взглядов, убеждений – всё это должно быть трудом для школьника.
Но без помощи семьи здесь не обойтись. Ведь основы трудового воспитания
закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. В трудовом
воспитании детей важен пример взрослых. Когда ребёнок увлечённо трудится
вместе с мамой и папой, радость от этого остаётся на всю жизнь.
В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть разнообразны,
по сравнению со школой. Родители имеют возможность привлекать своих детей
в обычные домашние дела. Так как мы живём в сельской местности, то дети
охотно ухаживают за посевами, посадками, животными.
Ценно то, ребёнок очень рано начинает понимать, что он трудится для
других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом и состоит
особенность мотивации труда школьников в семье
Поэтому, рассчитывая именно на родительскую поддержку, я уже 35 лет
стараюсь строить воспитательную работу в своих классах, так как считаю, что
воспитательная работа не может строиться без учёта того, что
индивидуальность ребёнка формируется в семье. Ведь чтобы расположить
ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать
и уважать его родителей. Наши воспитательные цели должны быть едины,
должны дополнять друг друга.
Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо,
трудно и прекрасно. Может быть и не нужно было бы говорить о трудовом
воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трёх начал. Я за
всё время своей трудовой деятельности пришла к выводу, что нет и быть не
может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей её
сложности человека нельзя воспитать. Поэтому основная задача школы и семьи
– это формирование у учащихся ценности труда.
Родители частые гости и помощники в моём классе. Считаю, родительское
собрание – это важность демонстрации достигнутых школьником успехов. Я
почти на каждом родительском собрании демонстрирую презентацию об
основных событиях в классе. Учащиеся создали фотоальбом о жизни класса,
начиная с 5 класса (сейчас они в 9 классе). Родительские собрания стараюсь
проводить в нестандартной форме – это круглые столы, обмен опытом, беседа.
Такие формы проведения собраний во многом помогают разобраться.
Во внеклассной работе, а это проведение и организация праздников,
чаепития, поездок, встреч, участие родителей обязательно. Видя, что как
классный руководитель я много делаю для их детей, они в свою очередь
оказывают всестороннюю поддержку во всех моих начинаниях. Будь то
экскурсионная поездка в город Рудный или классный праздник, цветочные
горшки для кабинета или общий ремонт классной комнаты, интеллектуальные или спортивные соревнования, написание сценария или организация похода–
«мои» родители всегда рядом со мной и «нашими» детьми. А пример родителей
– это очень важно для детей.
Мероприятия, проводимые совместно, будут вспоминаться после
окончания школы и учащимися и их родителями. Например: конкурс букетов и
цветочных композиций, классный час «Семейные ценности», участие в районном
конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья», «Только раз в году» (совместное
празднование дней рождения), выставка «Славим руки мамы» и т.д.
Особое место в формировании ценности труда занимают классные часы,
посвящённые труду человека. В 5 классе проведён классный час «Труд красит
человека». Цель:расширение представления учащихся о значении труда в жизни
человека. В 8 классе: «Без труда не проживёшь». Цель:донести мысль о том, что
без труда прожить очень сложно, что для достижения целей и желаний нужно
прикладывать усилия; рассказать, насколько важно подходить к выбору
будущей профессии осознанно. В 9 классе: «Навстречу собственной судьбе».
Цель: информировать о различных путях получения профессионального
образования;
убедить в необходимости активной подготовки к
профессиональному самоопределению. И опять родители гости и помощники в
проведении классных часов. Активная позиция родителей, безусловно,
сказывается и на позиции их детей.
В прошлом году мой 8 класс стал победителем школьного конкурса
«Самый классный класс».
Итак, позитивные результаты моей деятельности как классного
руководителя исходят из определённых составляющих:
школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы,
семья оценивает влияние данной работы на детей;
школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы, семья
определяет меру содействия и решению их;
школа (классный руководитель) приглашает принять участие, семья
откликается на приглашение, участвует;
школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
семья предлагает помощь, выдвигает предложения;
школа (классный руководитель) организует общее дело, семья участвует в
общих делах.
Реализация поставленных задач отражена в проведённых мероприятиях, из
которых видно, что моя задача, как классного руководителя, сделать семью
помощником и другом как для самого ребёнка, так и для класса, школы
осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться
того, чтобы ученик раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел
наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым. И в этом я и
окружающие убедились, увидев, какими стали мои учащиеся на пороге выпуска
из школы: у них развиты трудолюбие и самостоятельность, утверждение своей
позиции по отношению к миру, проявление заботы о себе, об окружающих. Исходя из этого, и строится концепция семьи и школы: «Не навреди!
Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться, самореализоваться, а
значит и самовоспитаться!».
Используемая литература:
1.Безносов С. П. Особенности оценочного стиля деятельности. Автореф. .
канд. психол. наук. JI.: 1982. 24с.
2. Бергер П.О. О социальных ориентирах современного общества /Вопросы
философии, 1993, №12, 94С.
3. Бодаев T.JI. Динамика мотивов трудовой, деятельности. /Проблемы
индустриальной психологии. Ярославль: Изво Яросл. унта, 1979. С.93110.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1961. 464с.
5. Булынин A.M. Формирование трудовых ценностных ориентаций у
учащихся 79 классов в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла.
Дисс. . канд. пед. наук. Брянск, 1991. 208 с.
Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА"
Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА"
Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА"
Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.