Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"
Оценка 4.7

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
18.02.2018
Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы. Какие бы умные правила и требования не выдумывали, какие бы комиссии не назначали, но если сам учитель сильно хромает в духовно- нравственном начале, то далеко ли он свою армию поведет и каких побед он добьётся? Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Мы ведь не только знания должны передавать, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Роль семьи в духовно.docx
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей Упорова Людмила Викторовна, учитель технологии                                           Краснореченская  коррекционная школа – интернат VIII вида Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания. Суворов А.В. Я  работаю в школе с1978 года. Очень люблю свою работу и горжусь без всякого пафоса  званием «учитель». Я помню всех моих учеников, какие они все разные и судьбы их  сложились тоже по­разному. Свой предмет я считаю просто необходимым в школе, так как  именно знания профильного труда, развитие творческого потенциала ребенка содействуют  его дальнейшей социализации и определенному положению в обществе, формируют  межличностные и коммуникативные отношения.  Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого  педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и  дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом,  необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Считаю, что основой духовно­ нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в  которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие ­ это духовная  культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду,  школе, дух, которым живут родители и педагоги ­ люди, составляющие ближайшее  социальное окружение ребенка, ­ оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей.  Насколько сложнее приходиться нам, педагогам, работая в коррекционной школе 8 вида,  где живут, воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я многодетная мать, у меня пятеро уже взрослых детей и  свое предназначение и как  матери, и как педагога я вижу в передаче практического опыта, теоретического  педагогического опыта в воспитании именно духовно­нравственных начал ребенка. Ведь  именно в детстве закладывается основание будущему нравственному человеку.  «Нравственность есть  источник всех человеческих добродетелей, всех действий»,­ писал  В. Белинский. Как же актуальны эти мысли сегодня! Как помочь ребенку, как эти самые начала заложить  да еще и укрепить, чтобы в  дальнейшем с пути не сбиться и крепкий стержень в себе иметь? Если ещё учесть, что мы  начинаем работать с детьми, когда им 9 и более лет. Что было с ребенком до прихода в  школу и что эти дети пережили, это отдельная статья. Я говорю не о всех детях, у нас  многие живут в семьях, они любимы, ухожены, их оберегают от всего, а мы их должны и  обязаны к нормальной жизни в социуме подготовить и дать им ощущение того , что они  нужны обществу, своим родным и что их трудовые умения и навыки, которые  приобретаются в школе, востребованы обществом. Как учитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение  личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в  классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в  комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и  раскрыть свои возможности. Считаю обязательным уважение к личности юного человека,  его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в общих творческих делах (проектах),  ненавязчивое ведение в нужном направлении, так как наши дети не могут сами  определиться в нужном направлении и постоянно нуждаются в поддержке и поощрении. Каждый из нас одарен чувством любви, но больше к себе или своим близким. «Возлюби  ближнего как самого себя!­ эта заповедь не всеми понимается и принимается  и если нет в  сердце любви к детям, сострадания к больным и униженным, то профессия учителя и врача не для вас. Нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом  и улицу, где рос, родителей и друзей, природу, животных. Учить творить нужное и  прекрасное, приносящее пользу душе и телу, дать ребенку почувствовать, что его труд  имеет ценность. Это большая мотивация для дальнейших успехов в духовно­нравственном  воспитании.   Каждый год мы участвуем с детьми в различных мероприятиях районного и  международного масштабов. Дипломы победителей украшают стены нашей уютной  школы. Художники, юные портные и дизайнеры, артисты­кукольники,  танцоры, певцы. Особую  гордость составляют заслуги наших спортсменов (учителя физкультуры Коваль В.В. и  Наумов В.В.)  Девочки нашей школы лучшие рукодельницы, лауреаты различных конкурсов и окружных фестивалей: « Твори добро»,  «Твори, выдумывай, дерзай!» В школьных  творческих мастерских они научились вышивать бисером и крестом, освоили технику  декупажа, печворка и лоскутного шитья, аппликации, валяния из шерсти, плетения из  бумаги. На уроках общественно­полезного труда производят ремонт одежды, шьют шторы,  постельное белье, сорочки, полотенца. Занимаются кулинарией и разведением цветов. У  нас свой приусадебный участок, где дети вместе с воспитателями выращивают овощи и  ягоды.    На базе нашей школы мы провели семинар о нестандартных формах обучения на уроках  технологии. Все свои выставки мы оформляем в виде фильмов и презентаций,  представляли их в г. Владивостоке на курсах повышения квалификации .Учителя  технологии  Упорова Л.В., Клепинина А.В., Фёдорова М.А всё свое мастерство с великим  терпением и любовью отдают детям. А впереди еще столько планов! У нас в школе  замечательный педагог Синкевич В.Н. учит мальчиков столярному делу, резьбе по дереву,  изготавливает мебель для школы с детьми старших классов. Особая гордость – это  ручная  русская резьба ( Царские Врата для местного храма Архангела Михаила). Совместный творческий труд сближает, роднит людей, сплачивает и никогда ребенок не  испортит и не сломает вещь, сделанную своими руками и получивший за это заслуженную   награду и уважение. Высокий уровень самоуважения ­ очень ценная черта характера  ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.  Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что­ то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него  появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды  деятельности. Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать  возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что­то умеет делать хорошо.  Вопрос в том, что именно.  Взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они могли подтверждать и  развивать свой успех. Очень важно поддерживать энтузиазм детей. Иногда родителям  следует пересмотреть свои взгляды на то, какие занятия подходят мальчикам, а какие  девочкам. Главное, чтобы родители проявили понимание. Интересы детей часто меняются,  но чувство того, что родители их понимают, останется на всю жизнь. У меня в группе с  девочками занимался Максюта Миша  из группы детского дома – столярное дело ему  никак не давалось. Миша достиг  больших успехов в швейном деле: научился валять  изделия из шерсти, придумывал и рисовал эскизы молодежных моделей, вышивал  крестиком, участвовал во всех выставках и мероприятиях. А ведь до этого над ним  мальчишки насмехались, зато потом уже гордились им. Он даже именные  благодарственные письма получал от пенсионерок, которым дарил свои картины. Мы с группой детей ездили во Владивосток на благотворительную ярмарку, сколько  добрых и теплых слов услышали дети, а потом концерт и награды! Вот где теплеет сердце  и возрождается загубленное детство. В своей работе я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с  детьми, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть  секрет . Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он  предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Различные  совместные мероприятия способствуют развитию, становлению и совершенствованию  детей. В духовно­нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная  атмосфера школы. Какие бы умные правила и требования не выдумывали, какие бы  комиссии не назначали, но если сам учитель сильно хромает в духовно­ нравственном  начале, то далеко ли он свою армию поведет и каких побед он добьётся?                                 Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть  духовно­нравственные начала у своих воспитанников.  Мы ведь не только знания должны  передавать, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые,  нравственные человеческие качества. Я много говорю о роли учителя, потому что дети проводят с нами большую часть времени,  мы только направляем детей к доброму, прекрасному и всеми силами стараемся оградить  их от всех плохих соблазнов, вредных привычек, курения, воровства, безразличия,  неуважения к людям и т. д. Однако это вовсе не говорит, что с родителей полностью  снимается ответственность за духовно­нравственное воспитание своих чад, ведь как  известно, именно семейное воспитание – это основа, которая закладывает базис будущей  личности. Для детей полезнее и важнее, чтобы все­таки родители крупица за крупицей прививали им  духовные, моральные, нравственные ценности. Родители должны учиться сами и уметь  находить в современной литературе доходчивые, доступные пониманию детей  необходимые формулы. Как мы готовим красивые блюда на ужин либо на праздничный  стол, так же нужно «приготовить» и суметь подать красивое интеллектуальное «блюдо»,  которое будет удобоваримо ребенком в том или ином возрасте.  Лучше, конечно, начинать с раннего. Пусть это будет набор из 10 каких­то важных  ценностей: не завидовать, не питать злобы, не лгать, уметь выметать из своего сердца все  негативное... Это надо повторять, прививать ребенку, с одной стороны. С другой —  формулировать ему самое важное для его морального облика на всю оставшуюся жизнь, а  это то, что явно запретно: спиртное, наркотики, курение, ложь, воровство, прелюбодеяние,  насилие... И вот если родитель сумеет это донести, то предотвратит в том числе возможное негативное влияние школы, института, других пагубных факторов на ребенка. Он будет  знать, что ответить, когда ему предложат что­либо противозаконное. Этой основы духовности ни СМИ, ни школа пока что для наших детей дать не могут. Мы с  вами, родители, должны это взять на себя, если хотим вырастить из них устойчивые,  уверенные, духовно богатые, нравственно полноценные личности.  Однако не стоит все и сразу запрещать, абсолютно нет. Постепенно, шаг за шагом  объяснять, почему то или иное запретно. Я думаю, всего можно добиться, если именно мы,  не ожидая от кого­то, внесем вклад в то, чтобы дети наши формировались как  многосторонние личности.  Мы стараемся дать своим детям все самое лучшее, столько усилий для этого прилагаем, а какой результат? Потребительское дай – вот порой какой результат. На сегодняшний  день в глазах наших детей все меньше любви, терпимости и сострадания. Они становятся  жесткими и категоричными и преследуют свои цели. Только родители могут изменить эту  ситуацию, поставив во главу угла именно духовное воспитание в семье. Из опыта воспитания пятерых детей,  как бабушка  десятерых внуков, как педагог высшей  квалификационной категории с почти сорокалетним стажем обращаюсь к родителям с  призывом не упускать в воспитании своих детей духовное начало – это самый важный  элемент воспитания! Только благодаря правильному духовному воспитанию ваши дети  становятся целостными личностями, которым присущи честность, искренность и доброта. Уважайте мнение своих детей, не унижайте и не оскорбляйте их! Это очень негативно  сказывается на развитии. Ребенок будет вас слушать, если он почувствует, что его мнение  уважают, хотя он еще подросток или даже еще меньше возрастом. Он должен знать, что он  один такой и он может тоже что­то думать и решать, а не слепо выполнять порой трудные и несправедливые приказания родителей. Да еще если  унизят или высмеют на глазах у  друзей. Какие мы еще сами слепые в этом трудном деле воспитания. Детям нужно доверять, давать им некоторую свободу, так как чрезмерная опека и забота  делают их неприспособленными к жизни. Дети должны совершать ошибки, учиться на них и делать выводы, чтоб больше не совершать подобного ( например: драка, воровство,  предательство, вранье  и т.д.)  В плане отношений с другими детьми следите, чтобы у детей не развивался эгоизм. Учите  детей делиться, поощряйте за бескорыстные поступки. Когда мой восьмилетний сын  задержался и я не знала, где его искать, все мои мысли были только о наказании.  Оказалось, что он с другом помогал в Доме Милосердия чистить сараи после коров. Пришел чумазый весь, а у меня слезы от счастья, что у меня добрый отзывчивый ребенок.  Сейчас ему 28 лет, у него очень ответственная работа по защите Родины и порядка, у него  много друзей, всем старается помочь и с жильем, и с учебой. Уважение к старшим – это  вообще святое дело. Жена врач по профессии, ответственный и очень добрый к людям  человек. Дочь свою трехлетнюю в таких же традициях воспитывают. Не балуют, награда  должна быть за труд, даже маленький. Она и слаще тогда. Дорогие родители! Помните, что адекватное духовное воспитание ребенка может  происходить только до периода полового созревания. Дело в том, что они все равно в этом  возрасте в какой­ то мере отрываются от родителей и если вы сразу с детства привили  ребенку правильные ценности в жизни и адекватное мировоззрение, вы улучшили его  судьбу. Он вас не бросит никогда и в жизни сумеет определиться, хотя сейчас время  нелегкое, а когда оно было легким и для кого? Живем неправильно, вроде все есть  материальное, а чего­ то не хватает: порой сочувствия, порой просто теплого взгляда или  доброго слова… Большинство родителей надеются, что нравственные качества их детей будут полностью соответствовать родительским представлениям. Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто  рассказывать  о  положительных   человеческих   качествах,  приводить  примеры,   на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей – это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду. Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком. Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему­либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком   случае,   скорее   всего,   ребенок   вырастет   агрессивным,   неудовлетворенным   и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители   должны   лишь   немного   направлять   его,   объяснять   возможные   нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры. Нравственное воспитание детей: личный пример Большое значение имеет личный пример. Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают   мимо   ушей.   А   если   вы   свои   слова   воплощаете   в   жизнь,   то   это   является действительно прекрасным примером. Дети   обычно   следят   за   действиями   взрослых,   анализируют   их   и   делают   для   себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им. Если   дети   видят,   что   взрослые   обманывают,   то   также   стану   говорить   неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение   и   относиться   также   к   ним. Нравственное   воспитание   детей   дошкольного возраста очень   трудная   задача   и   справиться   с   ней   могут   только   целеустремленные   и любящие родители Умение делиться, отдавать – очень ценное качество, которое характеризует человека с наилучшей стороны. Это признак духовности, секрет благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравится преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытывает радость, когда делитесь чем­либо. Не обязательно отдавать материальные предметы, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, всем тем, что принесет радость другому человеку. Свобода выбора для детей Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.  Главное, что должны запомнить родители – не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, – личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками. Успешность в глазах ребенка Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей. Забота об окружающих Ребенок должен уметь заботиться  об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, то они сами начнут почитать и любить ближних. Родители должны привести достойный пример, которому смогут следовать их дети. Даже игрушки   необходимо   подбирать   добрые,   умные,   которые   представляют   собой нравственных героев с нормальной психикой. Строгость и воспитание Строгая   дисциплина   не   является   залогом   хорошего   воспитания.   Однако,   впадать   в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании.   Именно   на   это   должны   быть   направлены   все   ваши   усилия.  Воспитание   — всегда большой труд, а духовно­нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого   труда.   Нравственное   отношение   к   другим   людям,   ценность   другого   человека формируется в семье. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции — снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Другой тон, стиль отношений с ребенком — более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. В семье, оценивание личности по подлинно нравственным критериям, к сожалению, не происходит, особенно, если учесть, что семья оказывает всё более формальное влияние на детей: одеть, накормить, дать денег на развлечения — и всё. В результате: нередко двойной образ жизни: в школе и дома — пай­мальчики и чудо­девочки, вежливые, смирные, а вечером на улице, не знающие, что прилично и неприлично, презирающие истинные человеческие ценности. Как видите, много проблем стоит перед современной семьёй, из года в год мы убеждаемся в   том,   что   духовно­нравственное   воспитание   детей   процесс   сложный,   длительный, требующий   напряжения   духовных   сил   родителей   и   высокой   нравственности,   и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только   совместными   усилиями,   совместным   сотрудничеством   при   доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете  гордиться своими детьми.  А что касается школы, я все­таки сторонница того, чтобы государственное образование  давало нашим детям как можно более живые, более полезные общеобразовательные знания  математики, физики, химии, русского языка, истории и т.д., именно базовые знания  современного уровня.  Для того, чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна  существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво  духовно­нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей,  созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"

Статья "Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018