В современном преподавании каждого учителя русского языка и литературы волнует катастрофическое падение интереса к чтению настоящей художественной литературы у наших учащихся, пугает низкая коммуникативная, языковая и филологическая компетенции, эстетическая глухота наших выпускников. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Статья Русский язык в современной школе.doc
Аннотация: публикация в районном конкурсе по проблемам русского языка,
занявшая второе место
Русский язык в современной школе.
В современном преподавании каждого учителя русского языка и
литературы волнует катастрофическое падение интереса к чтению настоящей
художественной литературы у наших учащихся,
пугает низкая
коммуникативная, языковая и филологическая компетенции, эстетическая
глухота наших выпускников.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через
посредство отечественного языка…» писал К.Д.Ушинский. Русский язык –
учебный предмет, познавательная ценность которого неоценимо высока: на
таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному
языку, формируется патриотическое сознание через изучение истории
русского языка, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности,
воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное
развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Энштейн писал:
«… ничто так не развивает ум, как чтение классической художественной
литературы». А художественная литература написана, как известно, русским
языком.
Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в
стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального
развития ученика.
Русский язык – живой естественный язык – важнейшее средство
человеческого общения, которое с огромнейшей скоростью стремиться
вытеснить язык Интернета. Свободная речь ученика и учителя должна
постоянно звучать на уроках.
Иными словами, на уроках русского языка формируется языковая
личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением
овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях, умениях и навыков,
связанных с родным языком и родной речью.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что
объективно определяет высокую потенциальную потребность в нем и его
применения и изза отсутствия интереса к нему, чему отчасти способствует
ИКТ.
21 век – век развития современных технологий: сотовые телефоны,
компьютеры, ноутбуки, нанотехнологии… . Все это хорошо, когда не было бы
так плохо. Электронная связь – это деньги, чем меньше говоришь, тем меньше
платишь. Поэтому и формируется СМСный сленг, эмайловский, электронный.
А это отнюдь не способствует развитию родного русского языка, а скорее
наоборот. Помните, у Тургенева: «…о великий, могучий, и свободный
Бархатова Людмила Павловна
1 русский язык!... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан ВЕЛИКОМУ
народу!»
Несложно сделать вывод из вышесказанного: умирает русский язык,
умирает и ВЕЛИКИЙ народ. И со страхом думаешь: неужели это комунибудь
выгодно?
Подрастающему поколению скучна литературная речь, которую они охотно
«переводят» на свой язык, делая ее «выразительной». Учащиеся часто
злоупотребляют жаргонной лексикой, и это, несомненно, обедняет речь,
делает ее неряшливой. И главное, эта «детская болезнь», как ее иногда
называют, может дать осложнение – оскудение речи на долгие годы. Такие
люди не могут выразить свою мысль без словпаразитов, которые являются
паузой для подбора жаргонному слову синонимичного ему литературного. И
мы часто выслушиваем ответы учащихся из потока слов, которые
прерываются словами «короче», «так», «ну», «вобщем» и др.
Самое страшное, что оскудение речи ведет к духовному оскудению
учащихся.
Как помочь ученику вписаться в мир – не житейский, не бытовой, а
бытийный, обрести высокий смысл своего личного бытия? Этот вопрос
волнует сейчас учителей русского языка и литературы.
И задача современного словесника в том, чтобы показать как
нравственный выбор делала великая русская литература. И действовать
учитель будет посредством СЛОВА, т.к. именно СЛОВО – главное орудие
педагогического мастерства. В унисон нам А.А.Ахматова заверяла: «… мы
сохраним тебя, русская речь, Великое русское СЛОВО». И мы стараемся это
делать, несмотря на то что со всех сторон внедрение ИКТ затливает истинную
суть педагогики.
Легко объяснить, что такое компьютер, но трудно ответить, что такое
печаль, скорбь, блаженство, совесть, счастье. Как помочь учащимся найти
Ответы на эти вопросы? Помогут нам сердца других людей, тонко
чувствовавших, поднимавшихся на высоты душевные и духовные и умевших
рассказать об этом людям. Это писатели, поэты, святые… . Созданные ими
произведения дадут нам возможность сердцем прикоснуться к важным,
необходимым для нашей души словам, хотя бы на миг уловить неуловимое.
Я твердо убеждена, что уроки русского языка и литературы должны быть
уроками души. Именно эти уроки создают четкую систему нравственных
ценностей.
Мне повезло в том плане, что мои ученики читают все, что им задаю. И вот
на уроках русского языка и литературы я вижу, как преображаются
«закомпьютеризованные» дети в поэтически одухотворенных личностей.
Потому что мы СЛОВОМ объясняем то, что сказал автор. Мы наблюдаем это
СЛОВО со всех сторон, мы видим игру СЛОВА: «тихонечко плакала»,
«рубашонка прилегала к тельцу», мы обогащаем свой СЛОВарный запас, мы
сами создаем новые СЛОВА при помощи знаний теории литературы. И я могу
Бархатова Людмила Павловна
2 сказать, что русская литература является частью духовного бытия моих
учеников.
Вопрос в том, будут ли наши дети личностями, будут ли знать наши внуки
русскую литературу, почувствуют ли они притягательную силу родного
языка, стоит сейчас очень остро. И решение его зависит не только от нас,
учителей русского языка и литературы, но и от реформ в образовании.
Пусть каждый занимается своим делом: учитель физики – учит физике,
учитель информатики – внедряет ИКТтехнологии, а нам учителям
словесности, оставьте СЛОВО!
Бархатова Людмила Павловна
3
Статья "Русский язык в современной школе."
Статья "Русский язык в современной школе."
Статья "Русский язык в современной школе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.