Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"
Оценка 4.8

Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
чтение
Детсад—2 кл
01.04.2017
Статья  с презентацией  "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"
Приёмы эффективного использования речевого аппарата.doc
Богданова Светлана  Николаевна учитель высшей категории Приёмы эффективного использования речевого аппарата «Самое важное в искусстве речи –  это во­первых, произнесение,  во­вторых, произнесение и,  в­третьих, произнесение»  Демосфен Речь ­ это форма мышления. Основная функция речи – общение. Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята, если её произносят нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Готовность   или   неготовность   ребенка   к   обучению   в   школе   во   многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.   В   связи   с   выше   сказанным   родителям,   воспитателям   и   учителям необходимо обращать внимание на:  правильность произношения звуков;   умение различать звуки речи на слух;   владение элементарными навыками звукового анализа слов;   словарный запас;   связную речь.  На начало года всех первоклассников обследует логопед. Для занятий он формирует группы детей с наиболее серьезными нарушениями, такими как ОНР   (общее   недоразвитие   речи),   ФФН   (фонетико­фонематические нарушения), ФД (фонетический дефект). Но ведь в школу приходят дети с системными недостатками функционирования речевой базы: 1. слабо натренированный артикуляционный аппарат; 2. неточная работа артикуляционного аппарата:  в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, «послушности») частей речевого аппарата наблюдается «смазанность» речи, неясность, нечеткость; в   результате   чрезмерной   напряженности   мышц   речевого аппарата   возникает   торопливость,   «скороговорчатость»   произнесения, нечеткость произнесения ряда звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции. 1 3.   дефекты   речи:   картавость,   шепелявость,   присвистывание, искажение и другие. И тогда уже перед учителем встает задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка.  Начиная   с   1   класса,   на   уроках   мы     предлагаем     обучающимся следующие упражнения: 1. Упражнения на развитие контролируемого дыхания  2. Упражнения на разминку речевого аппарата  3. Упражнения   на   формирование   стереотипов   отчетливого произнесения отдельных звуков и звукосочетаний  4. Упражнение  на  развитие  качеств  языка, которые  обеспечивают его звучность, выразительность:  громкость (сила) голоса;  темп;  тембр (индивидуальная окраска голоса);  высота голоса.      С   этой   целью   на   каждом   уроке   или   через   урок   в   первом   классе   я провожу   пятиминутки   по   технике   речи.   В   методической   литературе   они называется по­разному:      ­ орфоэпическая (по аналогии с орфографической),         ­   фонетическая   зарядка   (в   методике   обучения   иностранцев   русскому языку),      ­ дыхательная гимнастика (К.С.Станиславский),     ­ дыхательно­интонационный тренинг.  Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное   речевое   дыхание.  Чтобы   хорошо   читать,   надо   правильно дышать. Задачи развития речевого дыхания:  - следует   тренировать   длинный   выдох,   а   вовсе   не   умение   вдыхать большое количество воздуха; - необходимо   тренировать   умение   рационально   и   своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Упражнения на развитие речевого дыхания (см. в приложении)   Для   того   чтобы   звукопроизношение   было   чистым,   нужны   сильные, упругие и подвижные органы речи ­ язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые   органы   состоят   из   мышц,   то,   следовательно,   они   поддаются тренировке.  Речевая   гимнастика   предназначена   для   развития   и совершенствования   органов   речи.  Проводить   гимнастику   рекомендуется   в игровой форме, сидя или стоя перед зеркалом (см. упражнения в приложении) Работу по речевому развитию детей мы начинаем в подготовительный период   при   изучении   гласных   звуков   [а],   [о],   [у],   [и],   [ы].   Здесь   особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. 2 На   последующих   уроках   при   изучении   согласных   звуков   и   букв   объем материала   для   фонетической   зарядки   увеличивается.   Упражнения   для фонетической   зарядки   проводятся   в   игровой   форме   (см.   приложение)  Ежедневно   на   уроках   обучения   грамоте   также   ведется   работа   со слоговыми   таблицами.   применяются   как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например: чтение слогов по лесенке вверх­вниз; чтение слогов в строчке, столбике с интонацией радости, печали,   удивления;     упражнение   на   выделение   ударного   слога   с последовательным   переносом   ударения   с   первого   на   второй,   а   затем   на третий.   Задания   разнообразные, на – на – на но – но – но ну – ну – ну ны – ны – ны ни – ни – ни Работа с чистоговорками и скороговорками развивает речевой аппарат учащихся,   чистоту   звука,   а   затем   и   интонацию.   Скороговорки   сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не   выработано   правильное   произношение.   Интонация   отрабатывается   с помощью   заданий   такого   вида:   «Прочитай   скороговорку   с   целью   удивить, порадовать,   огорчить,   пожалеть   кого­либо.   Прочитай   с   вопросом,   с восклицанием и так далее». Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.   Выразительное   чтение   предложения   с   соблюдением   знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения   и   понижения   голоса.  Для   речевых   разминок   можно   брать предложения   из   уже   изученных   произведений   или   придумывать   свои собственные (см. в приложении) Для   стимулирования   мыслительной   деятельности   используется «Мозговая гимнастика»: ­   «Качания   головой»   (это   упражнение   стимулирует   мыслительную деятельность,   облегчает   приобретение   навыков   чтения).  Дышите   глубоко, расслабьте   плечи   и   уроните   голову   вперед.   Позвольте   голове   медленно качаться   из   стороны   в   сторону;     при   помощи   дыхания   уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. ­   «Ленивые   восьмерки»   (это   упражнение   активизирует   структуры   мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. 3 ­   «Шапка   для   размышлений»   (улучшает   внимание,   ясность   восприятия   и речь):  «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Таким образом,  речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд. 4

Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья  с презентацией  "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья  с презентацией  "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья  с презентацией  "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья с презентацией "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"

Статья  с презентацией  "Приёмы эффективного использования речевого аппарата"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017