В статье представлен опыт по повышению профессиональной компетентности педагога. В первой части статью даётся теоретическое описание с перечислением формам по повышению самообразования, во второй части статьи непосредственно представлены использование в практической деятельности данных форм, представление результатов работы, обобщение опыта работы.
Самообразование как необходимое условие повышения
профессиональной компетентности педагога
Верховых Л.В.,
учитель истории и
обществознания
«Мастерство учителя — это
специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые
высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем
все остальные. Модернизации образования невозможна без понимания учителя
как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе
деятельности. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей
деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является
гарантом достижения
Поэтому
самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности
каждого современного педагога.
целей современного образования.
Хотелось отметить, что самообразование признается в настоящее время
ведущей ценностью образования.
Под
самообразованием
непрерывную,
систематическую, специально организованную познавательную деятельность,
направленную на достижение определенных личностно и общественно
значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов,
общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
следует
понимать
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с
дипломом педагогического ВУЗа.
Эта способность определяется
психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного
учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе
работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга
своей деятельности и деятельности коллег.
В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение
его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе
формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий
постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль
работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в
овладении творческими умениями анализировать условия образовательной
среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать
собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей
деятельности, выявлять потребности общества в данный период и вперспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного
маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
В своей работе использую самые разнообразные формы организации
самообразования:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования
и второй специальности, учитель истории);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в ИПКРО;
с использованием дистанционных технологий;
групповая самообразовательная работа:
работа методических
объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных
отчетов, посещение и анализ уроков коллег), проведение циклов лекций,
семинаров, педагогических чтений;
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации;
вычислительной и оргтехники;
библиотек, музеев;
исследований, экспериментов;
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической
деятельности;
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах,
мастерклассах, сетевых сообществах и т.д.)
Общение в сетевых педагогических сообществах (новая форма
организации самообразования учителей)
Сетевое педагогическое сообщество – это интернетресурс, созданный для
общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны,
желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную
информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Зарегистрирована на сайтах «ИНФОУРОК», «КурганВики», «Про школу»,
«МУЛЬТИУРОК».
Результатом самообразования являются:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы,
сценарии, исследования:
районные педагогические чтения статьи «Современные технологии
в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС»,
«Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО»; участие обучающихся в научнопрактических конференциях «Шаг в
будущее», «Я – исследователь» (1, 2 места);
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления:
РМО «Современные технологии в образовательном процессе в
соответствии с требованиями ФГОС»;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей (показать
папки);
выработка методических рекомендаций по применению новой
информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по теме самообразования;
фестиваль педагогического мастерства2015, внеклассное мероприятие
«В гончарной мастерской» с целью обобщения опыта внеклассной
работы по предмету;
создание комплектов педагогических разработок;
обобщение опыта по теме «Современные педагогические технологии
работы на уроках истории» на Педагогическом совете;
участие в сетевых педагогических сообществах:
«Курган – Вики» ежегодное участие на «Фестивале медиауроков»,
2015 г. – 1 место.
«Про школу» участие в проекте «Источник знаний» (показать
грамоты).
«ИНФОУРОК», «МУЛЬТИУРОК» размещение материалов,
получение свидетельств о публикациях, участие в вебинарах,
получение свидетельств,
участие детей в дистанционных
олимпиадах, где обучающие занимают призовые места.
повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в
своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде
всего, качество организованного учителем учебновоспитательного процесса и
профессиональноквалификационный рост педагога.