Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"
Оценка 4.8

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
29.05.2017
Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать нестандартные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний, стремится к самообразованию, саморазвитию, самореализации и самоопределению.
Саморазвитие и самовоспитание учащихся.docx
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или   сообщены.   Всякий,   кто   желает   к   ним   приобщиться,   должен достигнуть   этого   собственной   деятельностью,   собственными   силами, собственным напряжением» (А. Дистервег)  За   последние   десятилетия   в   обществе   произошли   кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания   знаний,   умений   и   навыков   как   основных   итогов   образования произошёл   переход   к   пониманию   обучения   как   процесса   подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,   успешно   решать  нестандартные  жизненные  задачи,  уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ   на   обновление   знаний,  стремится   к   самообразованию,  саморазвитию, самореализации и самоопределению.       Известно, что саморазвитие включает в себя два направления работы над собой: самообразование и самовоспитание.  Социологи утверждают, что по общесоциологическому закону развитие переходит   в   саморазвитие,   образование   в   самообразование,   воспитание   в самовоспитание.   Под   саморазвитием   понимается   собственная   активность   человека   в изменении   себя,   в   раскрытии,   обогащении   своих   духовных   потребностей, творчества, всего личностного потенциала.  Самообразование   Д.Б.Эльконин   определяет   как   интеллектуальную деятельность   по   самоизменению,   саморазвитию;   результатом   ее   являются изменения, которые произошли в самом субъекте.   Самовоспитание   ­   систематическая   деятельность   человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.  По   моему   твёрдому   убеждению,   процесс   саморазвития   и самообразования   учащихся   должен   начинаться   с   воспитания   и самовоспитания   личности.  Школьник   должен   научиться   не   только   ставить перед собой цели,   но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и самодисциплины.      Формирование качеств личности путём самовоспитания происходит в семье, в учебном коллективе. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители и учителя своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим   способствуют   формированию   у   детей   правильных   целей самообразования. самовоспитания и     Конечно, самовоспитание – это процесс сугубо добровольный. И задача учителя привлечь весь потенциал семьи, школьного коллектива для духовно­ нравственного самосовершенствования учащихся. Естественно, я провожу большое количество классных часов, собраний, диспутов   на   морально­этические   темы,   по   духовно­нравственному, патриотическому   воспитанию,     активно   вовлекая   в   их   приготовление   и проведение   учащихся.   Но,   на   мой   взгляд,   гораздо   действенным   методом являются   встречи   с   ветеранами   войны   и   труда,   людьми   простых   рабочих профессий,   посещение   краеведческих   музеев,   историко­археологических выставок. Маленькие граждане нашей страны должны горячо любить свою Родину, гордиться ею и стремиться к самосовершенствованию, чтобы внести свой вклад в одно общее для всех  дело – процветание России. Но, главным принципом остаётся: не что, а как, то есть не формальное проведение мероприятий. Составной частью самовоспитания является самообразование, умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается   на   отношении   школьника   к   обучению   и   самообразованию. Самосовершенствование   школьника,   приобретает общественное значение.   таким   образом,               Предпосылкой,   необходимым условием   самообразования   является интеллектуальная и творческая активность личности. По   словам   Л.С.   Выготского,   «творчество   – это всякая   деятельность человека,   который создает нечто новое,   все равно,   будет ли   это созданием  какой­либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». Я  активно  вовлекаю  детей  в творческий  процесс,  будь  то  написание сценария для школьного мероприятия, сочинение стихов, песен, постановка танцев.            Учебно­воспитательный   процесс,   дающий   удовлетворение   всех интересов   и   потребностей   ребенка,   повышает   уровень   общей   мотивации   к школе, к школьной жизни. Создание положительной Я­концепции заключается в   применении   личностно   ориентированной   педагогики,   личностного   и индивидуального   подходов   к   ребенку,  построение   системы   сотрудничества педагогов и взрослых. Ребенок должен учиться победно, быть результативным и   поощряемым   в   урочной   и   во   внеурочной   среде. Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая и приоритетная цель ­ формирование самосовершенствующейся личности. Мощным стимулом для саморазвития учащихся является применение Lego  технологий с использованием конструкторов  Lego  Education, которые появились в школах благодаря федеральной программе модернизации образования. Это   серия   конструкторов,   для   которых   разработана   целостная концепция   обучения   детей,   позволяющая   заниматься   с   ними   по   разным направлениям:   моделирование физических процессов и явлений.   программирование,   конструирование,   Образовательная   робототехника   –   новая   технология   обучения, основанная   на   использовании   конструкторов,   имеющих   возможность программирования.   Образовательная   робототехника   позволяет   вовлечь   в процесс технического творчества учащихся начиная с младшего школьного возраста. Методики этой технологии обучения позволяют заметно улучшить качество обучения.  В   настоящее   время   для   внедрения   технологий   образовательной робототехники   используется   оборудование   продуктов   компании   LEGO Education.   Это   серия   конструкторов,   для   которых   разработана   целостная концепция   обучения   детей,   позволяющая   заниматься   с   ними   по   разным направлениям. Конструкторы   LEGO   активно   используются   на   уроках   технологии, информатики   и   при   ведении   внеурочных   занятий,   поскольку   обладают большим развивающим потенциалом, а также неизменно вызывают интерес у учащихся, а он, по мнению В.П. Труднева, является «основным источником побуждения школьника к умственному труду». Поскольку поиск средств и способов возбуждения интереса у учащихся – важная образовательная задача, эффективность робототехники в деле её решения подтверждает проведённый мною  опрос школьников. Он показал, что более 70% опрошенных учеников младших классов на вопрос, какие кружки вы хотели бы посещать в школе, ответили, что они выбрали бы направление робототехники. В   начальной   школе   используются   три   вида   конструкторов   LEGO. ПервоРобот WeDo (для учащихся с 7 лет)   предназначен для первоначального изучения технических дисциплин в начальной школе,  принципов работы систем передач,   блоков,   шкивов,   различных   приводов,   методов   исследования   и проектирования.  Компания Lego Education представила новое практико­ориентированное прикладное пособие «Увлекательная математика. 1­2 класс», направленное на овладение   способами   решения   математических   задач   и   формированию пониманий математических явлений. В пособие входит   базовый набор с лего деталями, рассчитанный на работу   с   ним   2­х   учеников   и   учебные   материалы,   соответствующие требованиям   ФГОС.   Учебные   материалы   содержат   Книгу   для   учителя, рабочие   листы   для   обучающихся,   примеры   построения   учебного   плана, инструменты   комплексной   оценки   успеваемости,   полезные   советы   по использованию   заданий   повышенной   сложности,   идеи   для   дополнительных заданий, обучающее видео для учителя, а также интуитивно понятное ПО, адаптированное   для   использования   с   любыми   видами   проекторов   и интерактивных досок. Конструктор Mindstorms  NXT (+8) и конструктор 3 поколения   LEGO Education  Mindstorms  EV3   (+10)   позволяют   создавать,   программировать   и тестировать   свои   решения,   используя   реальные   технологии     из   мира робототехники.   Сердцем   набора   является   микропроцессор,   управляющий моторами и многочисленными датчиками. Он также обеспечивает связь по Bluetooth и Wi­Fi и способен регистрировать экспериментальные данные. К   конструктору  LEGO  Mindstorms  EV3   предлагается   комплекты заданий   «Физические   эксперименты»   и   «Инженерные   проекты».   Эти комплекты   были   разработаны   совместно   с   крупнейшей   в   Европе   научно­ исследовательской   организацией,   ориентированной   на   практические исследования, а также с помощью множества учителей физики со всего мира. В комплект   входят   экспериментальные   проекты,   изучающие   такие   области физики, как виды работы и энергии, термодинамика, механика и оптика. Компания LEGO выпустила серию образовательных  наборов «Машины и механизмы», включающих в себя такие наборы, как «Простые механизмы», «Первые механизмы», «Технология и физика», «Технология и физика. Задачи повышенной   сложности»,   «Пневматика»,   «Возобновляемые   источники энергии». Также   существует   Дополнительный   набор   «Космические   проекты», который   наглядно   продемонстрирует   ученикам,   как   робототехнику   можно применить   для   решения   реальных   проблем   и   задач   из   такой   продвинутой сферы человека как аэрокосмические исследования. Компания  Lego  Education  представила   также   практическое образовательное  решение «Построй  свою историю», развивающее  языковые навыки через практические упражнения по чтению, письму, аудированию и пересказыванию. Изучая   структуру   любого   художественного   произведения   (начало­ середина­конец) и используя своё воображение и смекалку, ученики могут сочинять   и   визуализировать   с   помощью   кубиков  Lego  различные   истории, описывать и обсуждать персонажей, снимать построенные образы из историй и импортировать их в программу, делиться своими идеями и тренировать свои презентационные навыки, пересказывая свои произведения. В дополнение к базовому набору можно использовать Дополнительные наборы, расширяющие функционал базового набора. Уроки с использованием Дополнительных наборов построены по трёхэтапной схеме: описание темы, исследование темы и отчёт по теме. Такая схема помогает детям сочинять и записывать   истории   в   различных   жанрах:   в   виде   интервью,   статей,   эссе, репортажей и во многих других. Использование   конструкторов  LEGO    во   внеурочной   деятельности   и кружковой работе способствует повышению  мотивации учащихся к обучению, побуждает  к углублённому изучению учебных предметов. Межпредметные   занятия  базируются   на   естественном   интересе   к конструированию   и   программированию   различных  моделей.   Разнообразие конструкторов LEGO даёт возможность работать  по разным направлениям.  Учащиеся    с большим  энтузиазмом  создают  разнообразные   модели, программируют их,   участвуют   и, конечно, побеждают  в различного рода конкурсах, которых на данное время в изобилии. Для   достижения   целей   и   задач   ФГОС   НОО   необходимо   формировать  регулятивных, совокупность   универсальных   учебных   действий:   личностных, познавательных и коммуникативных. Работа   с  конструкторами  Lego  создаёт   благодатную   почву   для формирования УУД. В результате систематической работы с конструктором у   учащихся     прослеживаются   положительные   результаты   в   формировании УУД. Основная задача всех платформ образовательной робототехники — это повышение   мотивации   учащихся   к   обучению,   повышение   качества образовательных   программ   для   подготовки   компетентных   специалистов, способных решать сложные инженерно­технические задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у   учащихся  метапредметных   умений   и   способностей   к   самостоятельной учебной   деятельности,  готовности   к   самоизменению,   самовоспитанию, саморазвитию,  формирование   у   детей   универсальных   учебных   умений   и способностей,   личностных   качеств   созидателя,   творца,   как   условие безопасности, успешной самореализации  и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Надпредметный   курс   «Мир   деятельности»   для   учеников   начальной школы   предусматривает   принципиально   новый   путь   формирования универсальных   учебных   действий   и   умения   учиться,   созданный   в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон. Идея   формирования   у   учащихся   УУД,   принятая   в   образовательной системе   «Школа   2000…»,   состоит   в   следующем:  универсальные   учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.  Этот же путь ученики должны пройти при формировании УУД.  Для успешного   и   надёжного   формирования   умения   учиться школьники   должны получать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности.   С   этой   целью   был   разработан   надпредметный   курс   «Мир деятельности». Основной целью курса «Мир деятельности» для 1­4 классов  является создание   теоретического   фундамента для   формирования   у   учащихся общеучебных  и  деятельностных   умений  и  связанных  с  ними  способностей,  личностных   качеств   как   необходимого   условия   построения   современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики; дать возможность учителю вместе с детьми открыть все секреты успешной учёбы и «научиться учиться».      На   уроках   курса   «Мир   деятельности»   учащиеся   приобретают ЗНАНИЕ об   УУД,   а   на   предметных   уроках   осознанно   тренируются   в   его применении. Авторский   коллектив   Центра   системно  –  деятельностной   педагогики «Школа 2000…» выстроил новый педагогический инструмент ­  технологию  деятельностного метода обучения.   С целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный  и творческий   процесс   я   использую  учебно­лабораторное   оборудование  на уроках и во внеурочной деятельности  В   образовательном   стандарте,   который   введен   для   начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся, в том числе направленной на освоение естественнонаучных   понятий,   необходимых   для   успешного   освоения естественных наук в средней и старшей школе.  С   помощью   этого   оборудования   происходит   погружение   в таинственный   и   увлекательный   мир,   где   можно   узнать   много   нового   и интересного. Благодаря   цифровому   микроскопу,   дети   лучше   понимают,   что   все живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром   и   микромиром,   который   загадочен,   необычен   и   поэтому   вызывает удивление. А все удивительное привлекает детское внимание, воздействует на развитие   учащихся,   развивает   творческий   потенциал,   любовь   к   предмету, интерес к окружающему миру.   Комплект лабораторного оборудования «Лабдиск»  дает возможность познакомить   учащихся   с   физическими   основами,   провести   различные эксперименты.   Вся   лаборатория   умещается   на   ладони,   с   ней   можно отправиться  на экскурсию.  С   помощью   комплекта   оборудования   «Воздух   и   атмосферное давление» можно провести серию опытов по исследованию основных свойств воздуха, свойств нагретого воздуха, получить представление о том, что такое атмосферное давление и вакуум.    Главная   особенность   организации   занятий   с   наборами   «Плавание   и погружение», «Прорастание»,  «Постоянные магниты», «Весовые измерения», «Химическая азбука», «Окружающий мир» в том, что дети сами открывают и развивают объяснение какого­либо явления, формируя и проверяя различные предположения.           И все то, что ученик до этого просто наблюдал, воспринимая на веру   взрослые   оценки   и   определения,   то   теперь   у   него   есть   возможность самому проводить эксперименты, измерять и анализировать.          В   процессе   выполнения   практических   работ   у   учеников формируются   предпосылки   научного   мировоззрения,   познавательные интересы   и   способности,   творческий   потенциал,   создаются   условия   для самопознания и саморазвития.  В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк   пытливости,   любознательности,   жажды   знаний.   Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"

Статья "Саморазвитие и самовоспитание учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017