Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики
Оценка 4.7

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Оценка 4.7
Документация
rtf
математика
9 кл
23.08.2019
Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики
Самостоятельная жизнь, которую начинают выпускники коррекционной школы по завершению учебы и работы на производстве, требует от них умения пользоваться математическими знаниями, полученными ими в процессе обучения в школе. Как правило, начиная самостоятельную трудовую деятельность, они обнаруживают скудные формальные знания, не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет к ним современное производство. Основная задача педагога научить учащихся применять, полученные знания на практике.
практическая направленность.rtf
Практическая направленность при обучении математике детей с нарушениями слуха «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она не была, которая когда­нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира.» Н.И. Лобачевский.            Самостоятельная жизнь, которую начинают выпускники коррекционной школы   по завершении   учебы   и   работа   на   производстве,   требуют   от   них   умения   пользоваться математическими знаниями, полученными ими в процессе обучения в школе. Как правило, начиная самостоятельную трудовую деятельность, они обнаруживают скудные формальные знания,   не   позволяющие   выполнять   требования,   которые   предъявляет   к   ним   современное производство. Современное состояние науки постоянно повышает требования к подготовке рабочих   современных   промышленных   предприятий.   Труд   рабочих   даже   самых   простых профессий требует умения обращаться с компьютерной техникой, разбираться в чертежах, самостоятельно производить расчеты, принимать самостоятельные решения. В связи с этим очевидно,   что   уроки    математики   в   коррекционной   школе   должны   носить   глубокую практическую направленность. Включение в урок задач, содержание которых взято из жизни, позволяет   расширить   кругозор   обучающихся,   вести   активную   коррекционную   работу   на уроках    Усиление   практической   направленности   преподавания математики ­ одно из основных задач, поставленных перед системой образования   реформой   общеобразовательной   и   профессиональной школы. Основная задача, которая формулируется в этом стандарте, состоит в том, что современная школа должна подготовить к жизни выпускников школы. Это означает, что школьник в процессе обучения математике   должен   научиться   применять   приобретенные математические   знания  в   конкретных   ситуациях.  Под  конкретными ситуациями   понимают     такие   ситуации,   в   которых   человек   может действовать в практической послешкольной жизни.     Многолетняя   практика   преподавания   математики   в   5   ­   9   классах позволила установить, что обучающиеся испытывают трудности при решении практически значимых математических задач. Эти трудности состоят в неумении обучающихся анализировать конкретные ситуации в   текстовых   задачах,   в   неумении   планировать   последовательность действий для достижения результата  целей математических задач, в неумении выстраивать план своих действий. Трудности   обусловлены   содержанием   программного   материала: решение более сложных задач, изучение целого ряда математических правил…   Все   это   требует   более   высокого   уровня   логического мышления;   словесные   методы   становятся   преобладающими.   А   ведь главная   отличительная   черта   неслышащих   детей   в   сравнении   со слышащими­ это недостаток речевых средств. Речевое недоразвитие составляет главную особенность неслышащих детей и применительно к владению ими математическими знаниями, умениями и навыками. Кроме   того,   они   имеют   множество   сопутствующих   заболеваний,   в частности,   органическое   поражение   центральной   нервной   системы. Все   это   требует   учета   психофизических   особенностей   каждого ребенка.   А   для   того   чтобы   дети   с   увлечением   работали   на   уроке, чтобы   они   испытывали   удовлетворение   от   умственной   работы   и проявляли   интерес   к   знаниям,   возникла   необходимость дополнительных коррекционных воздействий. Педагогический   поиск   вывел   меня   на   создание   системы   работы   по развитию   практической   направленности   при   обучении   математике детей с нарушениями слуха. Главная цель моей работы ­  обеспечение учащихся глубокими и прочными  знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание в  процессе обучения условий, способствующих сохранению психического  здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих,  коммуникативных способностей учащихся   овладения   учащимися   системой   доступных   математических   знаний,   умений   и   навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии. Для решения этой проблемы ставлю перед собой следующие задачи: 1)Научить   овладевать   умениями   самостоятельно добывать знания;   самостоятельно   мыслить, 2)Развивать   и   поддерживать   интерес   к   знаниям,   вызывать положительные   эмоции,   благотворно   влиять   на   учебную мотивацию; 3)Сохранять   и   развивать   индивидуальность   ребенка,   вносить положительную коррекцию; 4)Использовать   звукоусиливающую   аппаратуру   с   целью   развития речевого слуха и произносительной стороны речи; 5)Обогащать речь неслышащих за счет использования специальной терминологической   лексики   и   базовых   синтаксических конструкций.   измерений,   вычислений,                   Практическая   направленность   обучения   математике предусматривает ориентацию содержания методов школьного курса на   изучение   математической   теории   в   процессе   решения   задач,   на формирование   у   школьников   прочных   навыков   самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований,   графических   работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса   к   предмету,   привитие   трудовых   навыков   планирования   и рационализации своей деятельности.               Условно   практическая   направленность   школьного   курса   математики   может   быть   представлена   по   функциям,   которые   она выполняет: мировоззренческую и социально ­ педагогическую.           Мировоззренческая   функция   реализуется в  процессе  изучения элементов   истории   возникновения   математических   понятий,   в процессе установления связей математики с другими дисциплинами, в процессе составления алгоритмов моделирования реальных объектов.         Социально ­ педагогическая функция реализуется через решение задач   профессиональной   ориентации   средствами   математики,   при осуществлении   экономического   воспитания,   при   решении   задач оптимизации технологических процессов в современном производстве. Эти две функции очень тесно связаны между собой.              Основным методическим приёмом формирования у учащихся правильных   мировоззренческих   представлений   о   предмете математики, источниках её возникновения, движущих силах развития считаю     использование   исторического   материала.   Знакомство   с такими   историческими   сведениями   осуществляю   на   уроках, внеклассных мероприятиях, при выполнении  учащимися  рефератов, творческих работ.   Главным при этом является умение сделать ( на основе   знакомства   с   историческим   материалом)   доступный   для учащихся мировоззренческий вывод.          Важным средством, обеспечивающим достижение практической направленности   обучения   математике,   является   применение   в   ней межпредметных   и   метапредметных   связей.  Современный   этап развития   науки   характеризуется   все   более   возрастающей   связью   и взаимопроникновением   наук,   особенно   математики   с   другими отраслями знаний.   Межпредметные   связи   содействуют   формированию   у   учащихся цельного   представления   о   явлениях   природы,   помогают   им использовать   свои   знания   при   изучении   различных   предметов, отражают   тенденции   интеграции   науки   и   практики,   показывают комплексный подход к обучению.   Раскрывая   межпредметные   связи,   хочу   отметить   реализацию воспитательных функций преподавания математики. Эта сторона не только   позволяет   повысить   интерес   к   предмету,   но   и   выявить   его актуальность.   В   установлении   связи   с   другими   предметами проявляется материалистический характер математики, формируется понимание принципа всеобщей связи и зависимости наук. Здесь много возможностей для создания проблемных ситуаций, для иллюстраций абстрактных   математических   понятий   и   предложений,   богатый источник   для   составления   задач.   Возможность   подобных   связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия ( вектор – в математике и физике, координаты – в математике, физике, географии; уравнения – в математике, физике, химии;   функции   и   графики   –   в   математике,   физике,   биологии, географии),   а   математические   средства   выражения   зависимостей между   величинами   (   формулы,   графики,   таблицы,   уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. Например, в математике формула  S=V/t  означает только связь между понятиями путь, скорость, время, а   физика расширяет значение  этой  зависимости.  Данная  зависимость  описывает  один   из видов   движения:   равномерное   прямолинейное.   Такое   взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы не только имеет практическую значимость, но и отражает современные тенденции   развития   науки,   создает   благоприятные   условия   для формирования научного мировоззрения.            Одним из основных средств, применение которого создает хорошие   условия   для   достижения   практической   направленности обучения математике, являются задачи с практическим содержанием. Решение   практических   задач   ­   связь   реального   мира     с   миром математических   формул.   Содержание   таких   задач   раскрывает приложения   математики   в   окружающей   нас   действительности,   в смежных дисциплинах, знакомит с её использованием в организации, технологии   и   экономике   современного   производства,   в   сфере обслуживания,   в   быту,   при   выполнении   трудовых   операций. Например, в теме «Площадь» дети охотно выполняют задания в форме ролевой   игры:   купи   ковровое   покрытие,   рассчитай   количество рулонов обоев, расставь мебель в комнате, учитывая размеры комнаты и габариты мебели.  Основные требования к задачам, которые использую на уроках: а) задача должна нести познавательную информацию; б)   вопрос   задачи   не   должен   подстраиваться   под   определенную математическую   проблематику,   а   должен   соответствовать   реальной ситуации в)   условие   задачи   должно   быть   лаконичным,   свободным   от перегрузки специальной терминологией; г)   решение   задачи   требует   математических   знаний   из   школьного курса математики    Решение задач с практическим, производственным содержанием помогает связать обучение с жизнью, позволяет показать учащимся перспективность знаний, практических умений и навыков в связи с будущей трудовой деятельностью.  Проведение уроков с использованием информационных технологий –   это   мощный   стимул   в   обучении.   Посредством   таких   уроков активизируются   психические   процессы   учащихся:   восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение   познавательного   интереса.   Человек   по   своей   природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Для наших детей это очень актуально, поэтому связь математики и информатики очевидна.  Важную   роль   играют   при изучении   математики   уроки­презентации. На таких   уроках   реализуются   принципы   доступности,   наглядности. Уроки   эффективны   своей   эстетической   привлекательностью,   также между   учителем   и учеником   существует   посредник   –   компьютер, что способствует   часто   эффективному   взаимодействию.   Урок­ презентация   обеспечивает   большой   объем   информации   и заданий за короткий период.    Дидактические   достоинства   уроков   с   использованием информационных   технологий   –   создание   эффекта   присутствия   («Я это видел!»), ( Я это сделаю сам!») у учащихся появляется интерес, желание   создать   самому,   эффекты,   применяя   элементы   с интерактивной доской. Таким образом, использование компьютерных  технологий на уроках математики позволяет повысить качества знаний по теме, продолжить формирование   информационной   культуры,   наиболее   полно реализовать учебные возможности каждого ученика.           Экономическое  воспитание   школьников  =  одно   из  важнейших средств, обеспечивающих  достижение практической  направленности на уроках математики..              Благодаря экономическому воспитанию, школьники получают элементарные   представления   о   видах   собственности,   семейных доходах   и   расходах,   разумных   тратах,   карманных   деньгах   и рациональном   их   расходовании,   стоимости   школьного   имущества, учебников.   При   этом,   важно   акцентировать   внимание   на   понятиях, которые   связаны   с   собственностью,   таких   как   «наше»,   «общее», «чужое».                 Экономика   ­   это,   прежде   всего,   решение   двух   ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться. Наши   учащиеся   должны   быть   адаптированы   к   экономическим требованиям современного мира, поэтому совместно с педагогами они посещают торговые центры различного назначения, где ролевая игра в классе   становится   реальностью   жизни.   Они   получают   первичный экономический опыт и формируют для себя значимость той или иной покупки.      Учащиеся не испытывают больших затруднений на практике, если знают основные экономические понятия и категории,   которым было уделено внимание на уроках математики.    Основную часть своей жизни человек занимается профессиональной деятельностью.   Поэтому   при   всем   многообразии   возможных   путей решения   жизненных   задач   человека   главным   является   реализация профессионального самоопределения. Выбор   профессии   –   это   сложный   и   ответственный   шаг   в   жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.  Немалые   возможности   в   плане  подготовки   школьников   к   выбору профессии имеет математика. Математика, давно став языком науки и техники,   все   шире   проникает   в   повседневную   жизнь,   все   более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества,   внедрение   современных   информационных   технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем   месте.   Для   жизненной   самореализации,   возможности продуктивной   деятельности   в   информационном   мире   требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Подготовка учащихся к выбору профессии на уроках по математике предполагает   овладение   суммой   политехнических   знаний, формирование   практических   умений   и   навыков,   необходимых   для овладения будущей профессией, ознакомление учащихся с трудовой деятельностью   человека   через   содержание   прикладных   задач   и практических работ. Учащиеся должны знать и усвоить, что зарплата ­ это оплата за количество и качество труда, а пенсии ­ компенсация за прошлый труд, пособия на детей ­ это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить. Для реализации этих целей, профориентационная работа на уроке проводится   таким   образом,   чтобы   не   нарушать   последовательность учебного   материала.   На   уроке   нет   возможности   дать   полное представление о профессии. Продолжить изучение профессии можно на   экскурсиях, встречах с представителями различных профессий, различных внеклассных мероприятиях.  Один   из   способов   приобретения   знаний   ­   производственные экскурсии. Главная цель учебной экскурсии ­ показать школьникам, как в условиях конкретного производства используются те или иные знания, полученные ими на уроках. Учебные экскурсии я провожу в конце учебного года, когда весь учебный   материал   пройден   и   проводится   повторение   ранее изученного. Проводя экскурсии, ставлю следующие задачи: раскрыть роль естественнонаучных дисциплин как теоретического фундамента производства,   расширить   политехнический   кругозор   учащихся, познакомить с новыми научными сведениями, в том числе с практикой измерений,   вычислений   и   применением   математических   формул   в конкретных ситуациях; воспитание у учащихся трудолюбия, чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы.   Экскурсии   вносят   существенный   вклад   в   развитие   у   учащихся уважительного отношения к труду, к людям труда, ко всему тому, что создано   их   разумом   и   руками.   Все   это   помогает   учащимся   более осознанно подойти к выбору своей будущей профессии.   Образовательный и воспитательный эффект экскурсии зависит от тщательности   ее   подготовки   и   проведения,   от   своевременного   и качественного   подведения   итогов.   Из   опыта   работы   знаю,   что экскурсия   пройдет   успешно,   если   правильно   поставлена   цель, проведена объяснительная беседа перед самой экскурсией и удачно выбрано место проведения экскурсии.   В   ходе   экскурсии   даю   задания   учащимся:   тренироваться   в определении расстояния на глаз и шагами, производить съемку плана местности,   делать   измерения   для   получения   данных,   используемых при   составлении   задач   по   материалам   экскурсии.   Для   подведения итогов   экскурсии   использую   следующие   формы:заключительная беседа по материалам экскурсии и заключительная конференция. На конференции заслушиваются индивидуальные и коллективные отчеты учащихся о работе, проделанной во время экскурсии и после нее. Это может   быть   решение   задач,   составленных   учащимися   с использованием   данных,   собранных   во   время   экскурсии;   обзор истории   развития   данного   производства;   рассказы   о   профессиях, необходимых   на   данном   предприятии,   и  т.   д.   Собранные   во   время экскурсии   материалы   ребята   оформляют   в   виде   докладов,   таблиц, схем,   стендов.   За   содержание   и   качество   выполненных   заданий учащимся   выставляю   оценки.   Такая   работа   ребятами   выполняется добросовестно, творчески, поэтому обычно высокие оценки. Необходимо отметить, что экскурсии можно проводить как очные, так и заочные (просмотр учебного кинофильма или видеозаписи). В некоторых   случаях   (отделение   железной   дороги),   в   целях безопасности жизни лучше ограничиться видеозаписями.     Таким   образом,   практическая   направленность   обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную   связь   с   жизнью,   основами   других   наук,   на   подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности на широкое применение в процессе обучения современных информационных технологий.  Моя система работы результативна: 1.   По   результатам   итоговой   аттестации   от   50   до   75   процентов учащихся сдают экзамены на «хорошо» и «отлично». 2. За три последних года качественная успеваемость увеличилась на 25 процентов. 3.   Выпускники   школы   продолжают   обучение   в   других   учебных заведениях (2011 г.­ 71%, 2012 г.­ 87%, 2013 г.­ 75%) 4. Ежегодно поступают в Новосибирский государственный институт социальной реабилитации (2011 г.­14%, 2012 г.­25%, 2013 г.­50%) 5.   Обучающие   моих   классов   принимают   активное   участие   в школьных,   межрегиональных   и   международных   конкурсах   и олимпиадах. ­ призеры школьной математической олимпиады в 2012 году; ­постоянные   участники   Международного   математического конкурса­игры «Кенгуру»  ­участники   Межрегиональной   олимпиады   по   математике   среди школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья ­призеры   конкурса   эрудитов,   походившего   в   рамках Межрегиональной   олимпиады   по   математике   среди   школьников, имеющих   ограниченные   возможности   здоровья   в   2012   году (Сухорукова Е.­3 место среди глухих учащихся) ­победители   районных   творческих   конкурсов   (   Бызова   Е.­1 место…… Постоянно повышаю уровень своего педагогического мастерства.  В прошлом году я выпустила класс в составе шести человек. Работа всего   педагогического   коллектива   нашла   отражение   в самоопределении   этих   молодых   людей.   Я   предлагаю   вашему вниманию слайды о наших выпускниках.  На своих уроках, выделяю основные задачи: ­ осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков: ­   широкое   использование   при   изучении   одного   предмета   знаний, умений  и  навыков, приобретаемых  учащимися   в  процессе  изучения других учебных дисциплин.   Провожу   практические,   лабораторные,   исследовательские   и творческие   работы,   требующие   комплексного   применения   знаний. Использую ЭВМ на уроках математики, жизненные явления, факты и их анализ при объяснении теоретического материала, исторический и занимательный материал (факты, биографии, сообщения, доклады).

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся на уроках математики

Статья Самостоятельная работа как средство активизации неслышащих учащихся  на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2019