Примеры к статье
«Самостоятельная работа на уроках русского языка»
Приведу примеры самостоятельной работы на уроках русского языка и
литературы. Эти работы я использую на уроках контроля. Они содержат
элементы самооценки. Ученики выполняют задания определенного уровня
(оценка зависит от выбора учащимися задания).
1 уровень – «дырки» предполагают подсказку, здесь будь внимательнее;
2 уровень – необходимо определить место возможной ошибки, исправить ее,
если она есть;
3 уровень – текст записывается с «дырками», с ошибками, правильным
написанием.
Возможен вариант – самим составить текст, изменив слова. Выполнив
работу, ученик самостоятельно на карточке контроля проверяет ее. Если есть
ошибка, то по номеру определяет, какую именно операцию он не усвоил.
Берет из конверта с нужной цифрой карточку или перфокарту на эту часть
правила и выполняют операцию. К работе привлекаются ассистенты учителя
(ученики, усвоившие это правило и верно выполнившие задания). В работе
использованы тексты, придуманные детьми.
1 уровень
Перепишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания.
Плот накл_нился и Элли закричала от страха. Но Страшила вск_чил на
другой край и равновесие восст_новилось. Весна разг_ралась все ярче, все
веселее. С зам_ранием сердца см_трели мы как попл_вок ушел в в_ду. Ночь
прост_ралась над р_вниной. На г_ризонте бл_снула з_рница затем другая
третья. Скоро тучи закрыли полнеба забл_стали молнии. По ночам в зар_слях
вокруг нас шевелились и дрожали звезды. Выр_щенный р_сток т_нулся к свету в поле пела птица – з_рянка. Мы чувствовали нежное прик_сновеник
ветерка.
Контрольная карточка
1 уровень
Плот наклонился, и Элли закричала от страха. Но Страшила вскочила на
другой край, и равновесие восстановилось. Весна разгоралась все ярче, все
веселее. С замиранием сердца смотрели мы, как поплавок ушел в воду. Ночь
простиралась над равниной. На горизонте блеснула зарница, затем другая,
третья. Скоро тучи закрыли полнеба, заблистали молнии. По ночам в зарослях
вокруг нас шевелились и дрожали звезды. Выращенный росток тянулся к
свету, в поле пела птицазарянка. Мы чувствовали нежное прикосновение
ветерка.
2 уровень
Настя Кувшинчикова проверила диктант Пети Рогулькина и нашла в его
работе 6 ошибок в правописании корней с чередованием. Сколько ошибок
найдешь ты? Перепиши текст, найди ошибки и исправь их.
Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно
приложить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня.
Бесканечные луга расстелаются на склонах, а когда взбераешься все выше и
выше, сердце готово выскочить из груди. Ты будто прикосаешься к облакам.
Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом
разлевается приглушенный свет вечерней зори.
Как ты думаешь, что еще не усвоил Петя?
2 уровень
Петя допустил 9 ошибок на правило о правописании корней с
чередованием гласных. Кроме того, Петя не усвоил правописание гласных в
корне и непроизносимых согласных.
Чудесная (чудеса), роскошный (роскошь), привлекла (влечь), бесконечные
(кончик), сердце (сердечко), солнца (солнечный), разливается (разлить). 3 уровень
Поставьте слово в нужную форму, чтобы получился связный текст про
кота Василия. Запишите его, расставив знаки препинания. Обозначьте условия
выбора гласной в корнях с чередованием.
Проделки кота Василия
У самой реки (распол_гаться) дом. В этом старом доме никогда не
(зап_раться) форточка и кот Василий (проб_раться) через нее на улицу. Он
давно (прол_жить) себе эту доро_ку и блестяще (выск_кивать) из окна, не
трогая цветочные (р_сток). Кот (выр_сти) в этом доме здесь все чу_ствует к
нему (распол_жение) а он (сч_тать) себя (р_вноправный) членом семьи. Любит
когда называют Васенькой. Тогда он изменяет (пол_жение) лап (вскакивать)
на стул и (к_саться) мордочкой руки шерсть его (бл_стеть) глаза (г_реть) кот
(зам_рать) от радости и удовольствия. Ночью кот (заб_раться) самые ужасные
места а утром, когда (разг_рающийся) зарево от солнца освещает дом, Вася
приходит спать.
3 уровень
Проделки кота Василия
У самой реки располагался(2) дом. В этом старом доме никогда не
запиралась(2) форточка, и кот Василий пробирался(2) через нее на улицу. Он
давно проложил(2,3) себе эту дорожку и блестяще выскакивать(2) из окна, не
трогая цветочные ростки(3). Кот вырос(3) в этом доме, здесь все чувствуют к
нему расположение(2,3), а он считает(2) себя равноправным(4) членом семьи.
Любит когда называют Васенькой. Тогда он изменяет положение(2,3) лап,
вскакивает на стул и касается(2) мордочкой руки. Шерсть его блестит(2),
глаза горят(1), кот замирает(2) от радости и удовольствия. Ночью кот
забирается(2) в самые ужасные места, а утром, когда разгорающееся(1) зарево
от солнца освещает дом, Вася приходит спать.
Здесь цифры соответствуют частям таблицы «Правописание гласных в
корнях с чередованием» 1 – влияет
ударение
2 – влияет
гласный
3 – влияет
корневая гласная
4 – влияет смысл
(суффикс – а)
С пятого по девятый класс провожу самостоятельные работы как при
изучении нового материала, так и при повторении изученного. Выполняя
самостоятельные задания, учащиеся работают группами, в парах или каждый
индивидуально. Учащиеся работают по опорным карточкам (ОК) и по
проверочным карточкам (ПК). Назначение опорных карточек – помощь
ученику в процессе подготовки к работе с целью предупреждения ошибок.
Использование ОК и ПК содействует формированию у учащихся умений и
навыков учебного труда.
Повторение в начале года – 9 класс. Основная часть этого раздела –
организовать работу по повторению синтаксиса простого предложения и
правил пунктуации, изученных в восьмом классе. Одновременно предлагаются
упражнения на повторение орфографии, а также задания, способствующие
развитию речевых умений учащихся..
1. Прочитайте текст. Определите его тему и основные мысли. Найдите
грамматические основы предложений, выпишите их. Укажите какими
частями речи выражены главные члены предложения. Подготовьте
устный ответ на тему «Главные члены предложения и способы их
выражения», подберите примеры.
Я пишу книгу; разумеется, я пользуюсь при этом языком, словами. Вы
читаете то, что я написал; для этого вам тоже необходим язык. Но ведь
прежде чем я сел за стол и вывел первую строку первой страницы, я
долго обдумывал ее содержание. Прочитав мою книгу до конца, вы
закроете ее и, возможно, тоже станете размышлять над тем новым, что
вы из нее узнали. И вы и я постоянно думаем.
А разве можно думать без слов? Все, что люди совершают в мире, совершается при участии и
посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться
совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку,
технику, искусство, жизнь. Язык есть важнейшее орудие общения между
людьми.
(Л.Успенский)
ОК. рассмотрите схему. Она поможет вам подготовить ответ
«Главные члены предложения и способы их выражения».
Существительным или местоимением в им.п.
Подлежащее может Другими частями речи
быть выражено Неопределенной формой глагола
Сочетанием слов (одно из них обычно
имеет форму им.п)
ПК. Предложенный отрывок взят из книги Л. Успенского «Слово о словах».
Его тема – роль языка в жизни общества. Основные мысли можно
сформулировать следующим образом: на родном языке мы думаем; при
помощи языка общаемся; язык содействует развитию науки, техники,
искусства. Язык есть важнейшее средство общения между людьми.
Проверьте, правильно ли вы определили грамматические основы
предложений и способы их выражений.
Я пишу; я пользуюсь; вы читаете; я написал. (личн.мест. + гл. в
изъявит.накл.).
Язык необходим.(сущ. + кр.прил.). Я сел и вывел. (личн.мест. + гл. в
изъявит.накл.).
Я обдумывал. (личн.мест. + гл. в изъявит. Накл.). Вы закроете и станете
размышлять (личн.мест. + гл.в изъявит.накл. и вспом.гл. + неопр.ф.гл.). Вы
узнали. (личн.мест. + гл.в изъявит. Накл.). Можно думать. (односоставное
безличное предложение, сказ. Вспом. Гл. + н.ф.гл.). Все совершается.
(определит. Мест. + гл. в изъявит. Накл.). Люди совершают. (сущ. + гл. в изъявит.накл.). Ни один из нас не способен трудиться, не может двинуть.
(сочетание числительного с личн. Местоимением + прил. + н.ф.г. и вспом. Гл.
+ н.ф.г.). Язык есть орудие. (сущ. + гл. – связка + сущ.).
Ок и ПК могут быть использованы на уроках – зачетах, уроках –
практикумах для организации коллективных форм учебной деятельности, для
активизации каждого ученика, его творческой самостоятельности. Такая
работа будет способствовать успешной подготовке к письменному экзамену
за курс девятилетней школы.
С большим интересом учащиеся пятых классов работают по карточкам –
заданиям – это дидактический материал, который помогает осуществлять в
классе проверку усвоенных учениками грамматических заданий, а также дают
возможность учащимся совершенствовать орфографические навыки. Это
набор карточек, сгруппированных по темам, следуя программе по русскому
языку для пятого класса. Внутри каждого блока (обычно 25 – 30 карточек)
есть и упражнения на закрепление основных правил по данной теме, и
повторительные, и для контрольного опроса.
Большое внимание уделяю работе с тестами. С помощью тестов можно
быстро проверить знания учащихся, осуществить самопроверку и
взаимопроверку.
Таким образом, используя различные виды самостоятельной работы,
применяемые на уроке русского языка учитель активизирует мыслительную
деятельность учащихся, приучает их к осмыслению логики усваиваемого
материала что служит одним из средств стимулирования учебной работы,
подвигает к размышлению, учит анализировать, строить планы, создавать
проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь
самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях
современной жизни.
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Статья "Самостоятельная работа на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.