Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".
Оценка 4.9

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
16.08.2018
Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".
В статье описывается практика работы детского сада по организации сетевого взаимодействия между всеми заинтересованными лицами при обеспечении инклюзивного образования в образовательной организации. Раскрыты формы и принципы работы. Напечатаны виды взаимодействия при решении задач успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сетевое взаимодействие.docx
Сетевое взаимодействие  при организации инклюзивного образования в детском саду. Развитие   современной   системы   образования   требует   обеспечения  качественного доступного образования для всех без исключения  детей, в том числе   для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   детей­ инвалидов. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной   организации,   ее   наличных   ресурсов.   Однако   ресурсные возможности   образовательных   организаций   не   всегда   достаточны.   Так, решение   задач   инклюзивного   образования   требует   создания   инклюзивной культуры   в   образовательной   организации,   создания   специальных   зависящих   от   особых   образовательных образовательных   условий, потребностей   обучающихся,   изменения   компетенций   педагогических работников,   организацию   психолого­педагогического   сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др.  Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет  создания образовательной сети. Сетевое   взаимодействие     образовательных     и   иных   учреждений социальной   сферы   сегодня   становится   современной   высокоэффективной технологией,   которая   позволяет   образовательным   учреждениям   динамично развиваться.     Договора  о сетевом   взаимодействии    регулируют   область совместной       деятельности образовательных учреждений, обеспечивающую участникам   возможность   осваивать     с использованием   общих   ресурсов.     Сетевое   взаимодействие     МБДОУ   №1 «Аленушка»  разворачивается  в различных средах: как в виртуальной среде, так и в социальном пространстве.   образовательные   области     В  условиях сетевого взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» решает следующие задачи: Организационные задачи: ­   освоение   механизма   построения   образовательных   сетей   и   выбора   адекватной   образовательным   потребностям   и   ресурсному модели, обеспечению  организаций, входящих в сетевое взаимодействие; ­ реализация новых подходов к организационному построению учебно­ воспитательного   процесса   в   образовательных   и   социальных   организациях сети; ­  формирование системы мониторинга работы; ­ создание пакета нормативно­правовых документов, обеспечивающих использование   образовательных   технологий   в   учебном   процессе   при реализации адаптированной образовательной программы  в условиях сетевого взаимодействия   организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей   воспитанников. Финансово­экономические задачи: ­   эффективное   использование   ресурсов   (образовательных,   кадровых, организационных, материально­технических) в условиях   функционирования сетевого взаимодействия. Методические задачи: ­   расширение   спектра   образовательных   услуг   в   целях   реализации индивидуальных   образовательных   запросов   воспитанников   с   учетом   их психофизических особенностей; ­   разработка   психолого­медико­педагогическим   консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети; ­   разработка   психолого­медико­педагогическим   консилиумом   и психологической службой МБДОУ   №1 «Аленушка»   методов максимально эффективного   функционирования     воспитанников     и   педагогов   в   рамках договоров о сетевом взаимодействии; ­   освоение       воспитателями     и   специалистами   способов   и   приемов поиска   и   использования   в   учебном   процессе   образовательных   ресурсов   и образовательных технологий; ­внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной   по деятельности,   направленных   на   реализацию   задач   ФГОС   формированию комплекса жизненных навыков и компетенций, необходимых для   успешного   функционирования   детей   в   современном   информационном обществе;   ДО,   ­освоение   педагогами   методов   комплексного   оценивания воспитанников с ОВЗ, учитывающего результаты   деятельности в различных формах  обучения; ­ использование в учебном процессе   мониторинга результатов освоения образовательных   областей     воспитанниками     с   ОВЗ   для   объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие. У каждой организации, с которой  МБДОУ №1 «Аленушка» заключен договор о сетевом взаимодействии,     имеются свои ресурсы, дополняющие друг друга.   Обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. Наиболее   эффективными   формами     взаимодействия   с социальными   партнерами   МБДОУ   №   1   «Аленушка»   признаны следующие формы: ­договорные отношения по образованию, воспитанию и развитию ­оказание   консультативно   –   диагностической,   методической   дошкольников; помощи семье;  ­участие специалистов социальных партнеров в образовательном и воспитательном процессе на их базе и базе МБДОУ; ­оказание   технической   помощи   МБДОУ   в   организации   и   проведении образовательного процесса; ­участие представителей социальных партнеров в Совете МБДОУ. В     «Аленушка»     МБДОУ   №1     разработана  модель   сетевого взаимодействия   образовательных   и   иных   организаций   в   целях   обеспечения доступности качественных образовательных услуг для различных категорий детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   преемственности   и непрерывности их психолого­педагогического сопровождения. Организация   сетевого   взаимодействия   предполагает   использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность детям  осваивать образовательные программы различного уровня и направленности. Образование   ребенка   с   ОВЗ       решается   усилиями   различных организаций.   посещает   Обучение   по   основной   образовательной   программе   при   условии   ее адаптации организуется в детском саду  с привлечением специалистов ПМПК. Воспитанник     МБДОУ   №   1   «Аленушка»,   а   необходимые программы   дополнительного   образования   (например,     ритмика),   ребенок получает   в   Константиновской   детской   школе   искусств   или     по художественно­эстетическому   профилю     ближайшем   учреждении дополнительного образования  МБУ ДО ЦВР.   в   В   этом   случае   разрабатывается   маршрут   передвижения   ребенка,   а организации определяют содержание своей специализации в зависимости от имеющегося ресурса. Таким образом, сетевое взаимодействие для МБДОУ №1 «Аленушка», это: ­   во­первых,   установка   на   преодоление   автономности   и   закрытости учреждений; ­ во­вторых, это взаимодействие на принципах социального партнерства; ­ в­третьих, это выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных   связей,   позволяющих   разрабатывать,   апробировать   и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания и управление образованием в инклюзивном  детском саду; ­ в­четвертых, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Виды сетевого взаимодействия МБДОУ №1 «Аленушка» 1. 2. «Вертикаль» предполагает   взаимосвязь   содержания   образования   и методов   работы   с  разными   возрастными   группами,  объединение     школы   и детского сада.  Такое сотрудничество подкрепляется договором о совместной деятельности. Пример:   педагогическим   колледжем,   общеобразовательной   школой   №1   Константиновским технологическим техникумом.   сотрудничество   МБДОУ   №1   «Аленушка»   с     Константиновским   и «Горизонталь» –  объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Пример: партнёрство   дошкольных   организаций, взаимодействие   ДОУ   с родителями, организациями дополнительного образования (ЦВР, ДЮСШ)   и социокультурными   организациями     (Константиновский   РДК,   городская библиотека и д.р.) В   настоящее   время   основной   проблемой   детей   с   ОВЗ   и   детей­ инвалидов является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с окружающей средой. Основной задачей инклюзивного образования в ДОУ   является   социальная   адаптация   детей,   имеющих   ограниченные возможности как физического, так и психического развития.  Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей с ОВЗ   и  детей­инвалидов,  их   дифференциация   позволили   спланировать   и организовать совместную работу МБДОУ №1 «Аленушка» с общественными и   социальными   институтами,   имеющими   свои   интересы   в   образовательной сфере. Социальными   партнерами   в   инклюзивном   воспитании   и   развитии семья;   образовательные учреждения:  «особых» детей стали:   ­ МБОУ СОШ №1,  ­МБОУ СОШ №1 ­ КДШИ, (школа искусств) ­ МБУ ДО «Детская юношеская спортивная школа №1», ­ МБУ ДО «Детская юношеская спортивная школа №2»,  ­ ГБПОУ РО «КТТ»,  ­ МБУ ДО ЦВР  ­ РДК,  ­ ГКО «Станица Константиновская», ­ Молодёжная организация «Донцы», ­ МБУК «Константиновская библиотека» им. Ф.П. Крюкова  культурно­общественные учреждения:  Храм Покрова Пресвятой Богородицы ВДПО Константиновского района ОСЗН ГБУСОН РО «СРЦ Константиновского района»  детская поликлиника МБУЗ ЦРБ Константиновского района, ПМПК Константиновского района.             Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей­дошкольников  (в том числе и детей с ОВЗ) и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать   многие   образовательные   задачи,   тем   самым,   повышая   качество образовательных   услуг   и   уровень   реализации   стандартов   дошкольного образования. Поскольку   о   качестве   инклюзивного   образования   можно   говорить   только тогда, когда в нем присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детскими спортивными учреждениями.  Один   раз   в   неделю   с   воспитанниками   логопедических   подготовительных групп   занимается   Гура   И.   А.   –   руководитель  молодёжной   организации «Донцы. Во время занятий дети приобщаются к традициям донского казачества; укрепляют   физическое   здоровье   через   спортивные   игры   донских   казаков, комплексные   физические   упражнения;   учатся   бережному,   уважительному отношению к людям.   Тренеры  МБУ  ДО   «Детская   юношеская   спортивная   школа   №2» выступают на общих и групповых родительских собраниях ДОУ, рассказывая о проблемах   физического   развития   детей   с   ОВЗ   и   способах   их   преодоления; проводят   индивидуальные   консультации   для   родителей   детей­инвалидов.   В процессе   совместной   деятельности   проводятся   физкультурно­оздоровительные праздники (например, ежегодный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.).  Особую радость доставляет детям с ОВЗ посещения  МБУ ДО «Детская юношеская   спортивная   школа   №1»,  так   как   общение   с   лошадьми   под наблюдением опытных тренеров имеет терапевтический эффект.  Построено четкое взаимодействие детского сада и детской поликлиники: с   одной   стороны,   врач­педиатр,   информируют   родителей   и   педагогов   о необходимости оказания помощи детям с ОВЗ и детям инвалидам, медсестра, прикрепленная к детскому саду контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая   варьируется   в   соответствии   с   состоянием   здоровья   и   темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами­специалистами. Члены районной ПМПК  проводят обследование детей для определения дальнейшего образовательного маршрута выпускников ДОУ, дают рекомендации по   организации   процесса   обучения   для   детей   с   ОВЗ   и   детей   инвалидов,   по необходимости проводят индивидуальные консультирования для воспитателей и родителей. В   инклюзивном   образовании   очень   важна  преемственность   между дошкольным   учреждением   и   начальной   школой   с   целью  формирования   у дошкольников мотивационной  готовности к обучению в школе, снижения порога тревожности   при   поступлении   в   1­ый   класс.  Исходя   из   этого,   нами   была разработана стратегия совместных действий с  МБОУ СОШ №1  для успешной адаптации   детей­инвалидов   и   детей   с   ОВЗ   в   условиях   общеобразовательной школы.   Совместная   работа   включает   в   себя   экскурсии   «Я   –   будущий первоклассник»,   экскурсию   в   краеведческий   музей   школы   «История   моего города».   Психолог   и   учителя   начальных   классов   проводят   консультации   для родителей. Для создания у детей с ОВЗ и детей­инвалидов целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации мы установили тесные связи с  МБУК «Константиновская библиотека» им. Ф.П. Крюкова. Для наших ребят работники библиотеки проводят «Недели детской книги», тематические литературные гостиные, театрализованные представления. Целевая  установка   социализации   состоит   в  том,  чтобы   каждый  растущий человек мог в дальнейшем успешно реализовать себя в обществе.   Совместно с педагогами ГБПОУ РО «КТТ» (Константиновский технологический техникум) в   нашем   детском   саду   проводится   «Неделя   профессиональной   ориентации». Воспитатели проводят беседы с использованием видеоматериалов, презентаций на   тему   «Все   работы   хороши,   выбирай   на   вкус»,   организуют   ролевые   игры «магазин»,   «строительная   площадка»,   «больница»   и   другие.   Педагоги технологического   техникума   проводят   экскурсии,   рассказывая   детям   о профессиях: повар­кондитер, строитель, автомеханик и других специальностях, получаемых в данном образовательном учреждении.  Развитие мелкой моторики у дошкольников напрямую связано с развитием интеллекта.   Педагоги    МБУ   ДО   ЦВР  организовали   на   базе   логопедических групп кружки декоративно­прикладного и изобразительного творчества «Донские умельцы» и «Цветные ладошки» с целью коррекции недостатков развития детей через творчество. Занятия проводятся два раза в неделю. Раз в неделю педагог Кирияк И.Н. проводит индивидуальные занятия с ребенком, имеющим диагноз «задержка   психического   развития   с   аутистическими   формами   поведения», раскрывая в нем удивительные способности к лепке. Дошкольники с большим увлечением посещают тематические выставки и экскурсии в ЦВР сопровождении педагогов и родителей. Такие культурные мероприятия способствуют духовно­ нравственному   развитию   дошкольников,   дополнительно   обогащают   их художественно­эстетический опыт, осуществляют «обратную связь».   Наши   воспитанники   являются   участниками   и   победителями   творческих конкурсов, организованных нашими социальными партнерами:  ­  ВДПО   Константиновского   района  (конкурсы   детско­юношеского творчества   по   пожарной   безопасности   «Неопалимая   купина»   и   «Таланты   и поклонники»),   ­  Храмом   Покрова   Пресвятой   Богородицы  (конкурсы   детско­ юношеского творчества в рамках акции «Рождественские колокола»), ­ ОГИБДД (конкурсы детско­юношеского творчества по ПДД). Взаимодействие   ДОУ   с   социальными   партнерами   рассматривается   как фактор повышения творческой самореализации  детей с ОВЗ и детей­инвалидов. С целью организации условий для раскрытия творческих способностей  детей наш детский   сад   активно   взаимодействует   с  РДК.   Ежегодно   наши   воспитанники являются участниками следующих мероприятий: ­ районный фестиваль детского казачьего творчества «Казачок», ­  межрайонный   фестиваль   художественного   творчества   среди   молодёжи «Серебряный дождь» (участие в открытии фестиваля), ­ тематическое мероприятие «День матери­казачки», ­  районный   этап   областного   конкурса   патриотической   песни   «Гвоздики Отечества» (участие в открытии фестиваля), ­  праздник,   посвященный   Всероссийскому   Дню   Семьи,   любви   и   верности «Ромашковое счастье», ­ районный фестиваль детского творчества «Улыбка», ­ фестиваль «Моя любимая игрушка». Выступая на сцене, дети с ОВЗ преодолевают свой страх перед публичными выступлениями, учатся взаимодействовать с другими детьми, закрепляют нормы культуры поведения в общественных местах. Во время репетиций также у детей формируется дисциплина. Задачи   художественно­эстетического   воспитания   детей   с   ОВЗ   и   детей­ инвалидов   успешно   решаются   в   процессе   их   приобщения   к   театральной   и музыкальной культуре. В работе по данному направлению нам помогают педагоги и воспитанники КДШИ. Мы проводим совместные творческие встречи, концерты на   базе   нашего   детского   сада.   Для   детей   организуются   экскурсии   в   школу искусств.   Наши   воспитанники   с   интересом   наблюдают   за   репетициями   в хореографическом  классе, присутствуют  на  занятиях  вокалистов  и  пианистов, посещают выставки работ юных художников. В результате   такой совместной работы   многие   наши   выпускники   становятся   в   дальнейшем   учениками   школы искусств. В   процессе   социализации,   педагоги   ДОУ   совместно   с   социальными партнерами проводят работу по формированию у дошкольников модели общения  с   людьми   на   основе   гуманистических   ценностей.   Участие   детей   в   таких мероприятиях,   как  районная   акция   «Милосердие»  (организатор   ОСЗН), детский   праздник,   посвященный   Международному   дню   инвалидов   «Мне   через сердце виден мир»  (организатор РДК),  «В гостях со сказкой»  (ГБУСОН РО «СРЦ   Константиновского   района»)   приобщению к общечеловеческим   ценностям. способствует Дети   с   ОВЗ   и   дети­инвалиды     нуждаются   в   особой   духовной   поддержке. Посещение  Храма   Покрова   Пресвятой   Богородицы,   беседы   с   его священнослужителями   помогают   привить   нашим   воспитанникам  ценности православной   культуры:   терпимость,   любовь   к   ближнему   своему,   уважение старших, всепрощение, а также умение принимать тяжелые жизненные ситуации. Для того чтобы выработать правильную жизненную позицию у детей с ОВЗ и детей­инвалидов,   а также заложить основу для развития чувства патриотизма, наш детский сад тесно сотрудничает с ГКО «Станица Константиновская». Совместно   с   казаками   ежегодно   мы   проводим     праздники:   «Покров   на Дону», «Масленица», «Сказки тихого Дона». Восстановлен обряд посвящения в казачата. В торжественной обстановке мальчики подготовительных групп дают клятву   верности   своей   Родине,   атаман   Константиновского   юрта   вручает   им именные   свидетельства.   Такой   обряд   формирует   у   детей   с   ОВЗ   чувство собственной значимости, причастности к традициям своего народа. Для успешной социализации детей с ОВЗ и детей­инвалидов очень важно привить им правила безопасного поведения  на дорогах и в быту. С этой целью  ДПС   и   ВДПО  систематически   в воспитатели   совместно   с   инспекторами   игровой   форме   проводят   беседы,   инструктажи,   организуют   тематические праздники и выступления агитбригад. Таким образом, итогом нашей совместной работы по социализации детей   с   ОВЗ   и   детей­инвалидов   является  успешное   приспособление, адаптация   таких   детей   к   социальной   реальности,   их   способность   к самореализации   в   современном   обществе.     Совместная   реализация образовательных   программ   объектов   социума,   и   получение   в   этой   области положительных   значимых   результатов   подтверждает   необходимость   развития сетевого   взаимодействия,   направленного   на   социализацию   здоровых   детей, воспитанников с ОВЗ и детей­инвалидов дошкольного возраста, на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".

Статья "Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образования в детском саду".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018