Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"
Оценка 4.9

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
10 кл
07.05.2018
Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"
Вашему вниманию предложен урок математики в 10 классе, в котором с помощью синергетического подхода исследуются жизненные процессы, на основе нахождения производных функций. Урок построен в игровой форме, в виде работы лабораторий, исследующих качество жизни населения нашей страны. Материал опубликован в виде статьи.
сенергетика.docx
Синергетический подход в организации образовательного процесса Никифорова Елена Владимировна МБОУ «Житнинская СОШ» Россия Астраханская область Икрянинский район с Житное Аннотация: Вашему вниманию предложен урок математики в 10 классе, в котором с помощью синергетического подхода исследуются жизненные процессы, на основе нахождения производных функций. Урок построен в игровой форме, в виде работы лабораторий, исследующих качество жизни населения нашей страны. Синергетика происходит от греческого «СИНЕРГОС», что означает «вместе действующий». Это понятие пришло в научный лексикон из медицины Позднее этот термин стал использоваться в естествознании для описания коллективных взаимодействий атомов и молекул, приводящих к поддержанию течения процессов в физико – химических системах. Функции синергетики: отвлекаясь от частных свойств систем, раскрывать общие механизмы их развития на основе общих моделей, выявлять роль коллективных взаимодействий отдельных элементов системы на пути их эволюции давать развернутое представление о том, как из хаоса возникает упорядоченная сложность – порядок, подводить к видению универсального единства мира. Синергетическое образование – это образование, побуждающее к собственным поискам и открытиям, а значит, гарантия успеха и процветания всей системы образования в целом. Ведь Галилео Галилей в своё время утверждал: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Синергетический подход к образованию, опирающийся на универсальную эволюционную картину мира, способствует стиранию границ между естественно – научным и гуманитарным знанием. При этом на передний план выходит продуктивная деятельность, творческая – ученика и учителя. Учитель работает не как преподаватель, а как воспитатель , раскрывающий творческие способности ученика , его будущее, его целью является подготовка человека, способного к непрерывному обучению, «образованию длиною в жизнь», принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Синергетика, ставшая триумфом человеческой мысли ХХI века, должна найти достойное место в современном образовании. Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательном процессе не очередной «модный» подход в образовании, а важное условие обновления содержания современного образования с учетом реалий сегодняшнего, непредсказуемо стремительно развивающегося мира. Синергетика в образовании – тема, появление которой абсолютно логично отражает новый этап развития синергетического знания – этап вступления в фазу «нормальной науки». На этом этапе необходимо не только систематизировать накопленные методологические и теоретические наработки, технологизировать способы их использования в различных сферах знания путем выработки стандартных приемов решения исследовательских задач, но и разработать механизмы обучения этим приемам, иными словами, обеспечить не только производство, но и адекватное воспроизводство синергетического знания .Синергетика образования, применяемая к анализу самого процесса образования, становления личности и знания; проблема состоит в том, чтобы на основе синергетических принципов научить преподавателя создавать авторские методики и свой преподавательский стиль, основываясь на всём спектре наук о человеке; подразумевается не просто системный подход к образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных пространств, управление образованием, единство образования и воспитания. [1, 3]. Мы хотим предложить урок математики, в котором с помощью синергетического подхода исследуются жизненные процессы , на основе нахождения производных функций. Урок построен в игровой форме, в виде работы лабораторий, исследующих качество жизни населения нашей страны. ТЕМА УРОКА «Построение и исследование графиков функций с помощью производных» 10 класс. ЦЕЛЬ УРОКА: Провести обобщение темы «Построение графиков функций с помощью производной», вывести алгоритм построения графиков через производную, построить графики заданных функций, научиться проводить исследование графиков не только на языке математики, но и используя методы познания действительности, познакомить с понятием синергетика. Развивать умение проводить анализ событий, ставить проблему и находить пути ее решения. Применять умение адаптироваться в происходящей жизни, строить планы на будущее. Воспитывать умение работать в команде, чувство патриотизма, толерантность, ответственность за свою страну и народ. ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Знакомство с поставленной проблемой. Анализ проблемы Выдвижение гипотезы. Определение путей исследования. В пору экономического кризиса в стране проблема качества жизни людей является вполне актуальной, и все человеческие умы волнует вопрос , каким будет это качество жизни через несколько десятков лет, каковы пути выхода из этого кризиса. Поэтому мы создадим исследовательские лаборатории по разным критериям жизни и посмотрим, как будет меняться наша жизнь. Каким будет наше будущее. Сегодня вы будите экспертами в различных областях знаний и попробуете решить возникшую проблему. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ: Но вначале мы рассмотрим, от чего зависит качество жизни современного человека. Дети сами выдвигают различные критерии жизни: от экономики государства, от финансов, от экологии, от здоровья нации, от благосостояния, от занятости населения, от наличия рабочих мест . Итак, ставим ПРОБЛЕМУ «ИССЛЕДОВАТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ. (Проблему записываем в тетради.) Для решения нашей проблемы выдвигаем ГИПОТЕЗУ «Качество жизни населения России можно исследовать, построив графики функций, задающих критерии жизни» . Для рассмотрения нашей проблемы воспользуемся наукой, которая отвлекаясь от частных свойств систем, раскрывает общие механизмы их развития на основе общих моделей. Эта наука называется- синергетика. Полный цикл развития человечества - это сложный колебательный процесс, который невозможно в целом описать средствами математики. Он описывается в науке синергетика системой сложных дифференциальных уравнений. Но мы можем рассмотреть поведение определённой характеристики жизни, задав её через функцию кусочно, и тогда на определённом временном промежутке она будет вести себя по закону, поддающемуся анализу средствами математики. Так как у нас урок – игра , то функции мы задаём согласно тому материалу, который изучается в школе. Выберем период развития России ближайшие 20 лет. Согласно теории Макаренко «воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» [3. 541]. Прогнозирование, развитие представлений о будущих ситуациях, о формах будущей организации делают человека сильным и уверенным, умеющим преодолевать жизненные трудности, выбирать свой путь. Любой жизненный процесс и даже любое явление природы можно задать своей функцией , следовательно можно построить график. Формируем лаборатории: Экономисты, врачи, экологи, социальные работники. В каждой лаборатории необходимо выбрать старшего научного сотрудника, который будет следить за ходом исследования и докладывать о результатах работы. ПОВТОРЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. Повторим алгоритм построения графиков функций с помощью производной. Спрашиваю каждый пункт алгоритма подробно.(Алгоритм вывешиваем на доску) ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЗАДАНИЕ №1. Всем лабораториям. ( Задание из тестов для подготовки к ЕГЭ) Провести исследование заданных функций (раздаю карточки с заданием) ЗАДАНИЕ №2 Исследуем график зависимости благосостояния одного человека от заработной платы, в течение одного года. На примере моего благосостояния. (График построен на доске) По оси х отложим месяцы , а по оси у заработную плату за эти месяцы. По графику наблюдаем рост или уменьшение моих доходов. ЗАДАНИЕ №3. Предложите, какую бы вы характеристику вашей жизни хотели исследовать. Давайте зададим её функцией и построим график. ( Задание выполняем в тетради и на доске) Исследуем здоровье или работоспособность ученика в течении учебного дня. Зададим эту характеристику функцией f(х)=1/3 х3-10х2+96х-4 , зависимость например давления ребёнка от времени в течение рабочего дня. ( Подбираю функцию такую чтобы на графике было видно, что и здоровье и работоспособность к концу дня снижается) исследуем её и построим схематично график. ЗАДАНИЕ №4. Каждая лаборатория получает листы с заданиями для исследований. (у каждой функция, задающая ту характеристику, в области которой работает эта лаборатория) Выполняют задание в команде. Строят графики. И делают отчёт, отвечая, каков прогноз на будущее по данной характеристике. Предлагают свои пути выхода из экономического кризиса. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ. Все графики вывешиваются на доску, после чего даётся общий анализ жизни населения Росси, в ближайшие 20 лет. Конечно всё это игра, поэтому результаты просто подгоняем чтобы они были похожи на реальные. Устанавливается подтверждение гипотезы. В конце урока всем гостям можно предложить провести исследование урока по следующим критериям: . Актуальность выбранной темы и её практическая значимость. Умение отбирать информацию. Доступность темы для понимания. Логичность и последовательность изложения. Эстетика оформления. Умение удерживать внимание аудитории, умение вести дискуссию. И.Брук утверждал « Многие дети и их родители только для школы занимаются математикой и думают, что математика в дальнейшей жизни нужна только для счёта, но ведь только математика помогает развивать ваши умственные способности, лучше разбираться в жизни, учит ориентироваться в пространстве знаний. Учите и любите математику.» Синергетическая концепция, на наш взгляд, позволяет по-новому раскрыть научно-педагогическое знание. Она ориентирует на многомерность, многокомпонентность, альтернативность и вариативность познаваемых процессов, обнаружение в них нераскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии. Синергетика образования содержит в себе уже известное, традиционное, но в то же время является новым подходом в раскрытии научно-педагогического знания. Используемая литература. 1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. 3-е изд., доп. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 240 с. 2. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / под ред. В. С. Степина, С. П. Курдюмова. М. 2000. 3. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., 1987. 4. Суворов В. В. Синергетическая концепция самоорганизации // Синергетика: Труды семинара. Т. 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы». – М.: МГУ, 2000. С. 325–337. A synergistic approach to the Organization of educational process Elena Nikiforova and Semionova Ekaterina MBOW "Žitninskaâ SECONDARY SCHOOL" Russia astrakhanskaya oblast ikryaninsky district s. Žitnoe. Annataciâ.

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"

Статья "Синергетический подход в образовательном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018