Статья "Система подготовки ЕГЭ по литературе" содержит опыт работы учителя-предметника. На протяжении 10 лет вырабатывалась система подготовки самого сложного предмета из школьного курса. результатом данной системы является качественная подготовка к государственному экзамену по литературе. Данный опыт позволит эффективно подготовить к экзаменуопыт работы подготовки ЕГЭ по литературе
            
        
        
        
                    
                
                    Литература 
Система подготовки ЕГЭ по литературе
Карпович Виктория Александровна
Учитель русского языка и литературы 
высшей квалификационной категории
МБОУ – Пашинская школа №70 
Единый государственный экзамен по литературе – это достаточно 
сложное испытание для выпускников общеобразовательных учреждений. И 
чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и 
серьезностью отнестись к подготовке к нему, которая должна начинаться 
гораздо ранее последней четверти 11 класса.
Такая подготовка начинается уже в пятом классе, когда учащиеся на
уроках   литературы   знакомятся   с  художественными  произведениями, с
первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи.
К   девятому   классу   школьники   имеют  достаточно  большой  объем  знаний,
умений и навыков по литературе. Но целенаправленно и осознанно учащиеся
 1011
начинают   готовиться   к   Единому   государственному   экзамену   в  
классах, на повторительнообобщающих уроках, на групповых и индивидуальных
консультациях, в системе элективных курсов. Последние не должны обязательно
быть   по   теме   подготовки   к   ЕГЭ,   поскольку   любой   филологический   курс
формирует умения и навыки работы с текстом, учит видеть внутрипредметные
связи, формирует культуру мышления и речи.
Главной   задачей   учителя   литературы   является   построение  учебного
процесса   таким   образом,   чтобы   учащиеся   с   интересом   прочитали
произведения   отечественной   классики,   освоили   специфические   законы
литературного   творчества,   были   бы  способны   к   анализу   и   творческой
интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и
письменной форме.
         Особую важность представляет организация повторения изученного
материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на
характеристику   особенностей   художественной   формы,
  активное
использование  на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование
приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения
анализировать  стихотворение в единстве его содержания и формы, а также
умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять
рекомендациям   по
 развитию   у   старшеклассников   способностей
«контекстного»   рассмотрения  литературных   явлений,   умения   сопоставлятьлитературные   факты,   проводить  аналогии,   выстраивать   литературные
параллели и т.п.
Решение  проблемы   успешной   подготовки   к   экзамену  прежде   всего
видится   в   совершенствовании   методики   обучения   сочинению  в  школе,
поэтапном   формировании  у   учащихся   в   процессе   освоения   курса
литературы  логикоаналитических и речевых умений, необходимых для
овладения   жанром   самостоятельной   письменной   работы   на   литературную
тему.
Успешной   подготовке   к   ЕГЭ   поможет   использование   следующих
приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный
текст на литературную тему:
* регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 56
классах не менее 4 сочинений в год; в 78 классах  не менее 5 сочинений в
год; в 911 классах – не менее 7 сочинений в год);
*  письменное   обоснование   выставленной   учителем   отметки  с   указанием
сильных   и   слабых   сторон   ученической   работы   (при   написании   краткой
рецензии  целесообразно   опираться   на   критерии   проверки   и   оценки
выполнения   заданий   с  развернутым   ответом,   разработанные   для   ЕГЭ   по
литературе);
*  реализация   установки   на   доработку   и   переработку   учеником   текста
сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);
*  проведение   специальных   уроков   по   обучению   написанию   сочинения,
(знакомство   с   критериями   оценки   сочинения,   формирование   умений
работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу,
писать вступление и заключение, разрабатывать тезиснодоказательную часть,
выстраивать   логику   рассуждения,   уместно   цитировать   художественный
текст,  применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных
диктантов);  формирование   культуры   именования   литературного   героя   в
тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли
к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.);
* проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков
обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня
тем  сочинений,   обсуждение   способов   раскрытия   конкретной   темы,
разработка  вариантов   вступления   и   заключения   к   сочинениям   письменных
заданий небольшого объема, требующих ответа на  разные темы и др.);
* систематическое включение в процесс обучения вопросов, сопоставлений тех
или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;*  анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки
зрения их сильных и слабых сторон;
* сравнение двух сочинений на одну тему;
*  создание   вступления,   дописывание   заключения,   включение   необходимых
терминов   и   понятий,   «выравнивание»   логики,   моделирование   перехода   от
одной мысли к другой, добавление или исключение лишних рассуждений;
*  обоснование   тезисов   доказательствами   или   доказательное   опровержение
утверждения;
* формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса; 
* подбор иллюстраций из текста;
* исправление речевых и стилистических ошибок.
При   подготовке   к   ответам   самого   разного   уровня   можно
использовать  задания   в   форме   тренировочных   тестов   на   проверку   знания
текста   произведений.
 Тесты   можно   составить,   используя   литературу,
содержащую типовые задания по ЕГЭ, в сочетании с авторскими вопросами,
предложенными учителем, а иногда  даже   самими   учениками.  Подготовка
вопросов  –  очень продуктивная форма  работы над текстом произведения.
Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы,
составленные в ЕГЭ по школьной программе, а  также на вопросы историко
литературного   характера.   Ученики   должны   научиться  понимать   логику
развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь
сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить
несколько типов заданий:
 на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести,
  на   понимание   функции   фрагмента   текста   (эпического   или
1)
рассказа);
2)
драматического произведения) в целом произведении;
3)
4)
5)
6)
7)
8)
аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);
9) умение определять виды и функции изобразительновыразительных средств;
 на определение тематики фрагмента произведения;
 на определение жанровых особенностей произведения;
 выявление мотивов поведения героев;
 на определение художественного метода;
 определение темы лирического стихотворения;
  знание   стиховедческой   терминологии   (рифма,   размер,   ассонанс,
10)
11)
 выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;
  обобщение   проблематики   произведения,   включение   его   влитературный контекст.
 сложный,
Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к
экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение –
это
  который   хочется   познать,
почувствовать   и  полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того,
чтобы   сдать   экзамен,   а  чтобы   приобщиться   к   великой   культуре,   само
существование которой  оправдывает противоречивый путь человечества от
варварства к цивилизации.
  своеобразный   мир,