Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе
Оценка 5

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
Взрослым
22.01.2018
Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе
Статья "Система подготовки ЕГЭ по литературе" содержит опыт работы учителя-предметника. На протяжении 10 лет вырабатывалась система подготовки самого сложного предмета из школьного курса. результатом данной системы является качественная подготовка к государственному экзамену по литературе. Данный опыт позволит эффективно подготовить к экзаменуопыт работы подготовки ЕГЭ по литературе
статья по системе подготовки к ЕГЭ литература.doc
Литература  Система подготовки ЕГЭ по литературе Карпович Виктория Александровна Учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории МБОУ – Пашинская школа №70  Единый государственный экзамен по литературе – это достаточно  сложное испытание для выпускников общеобразовательных учреждений. И  чтобы его выдержать достойно, необходимо со всей ответственностью и  серьезностью отнестись к подготовке к нему, которая должна начинаться  гораздо ранее последней четверти 11 класса. Такая подготовка начинается уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках   литературы   знакомятся   с  художественными  произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К   девятому   классу   школьники   имеют  достаточно  большой  объем  знаний, умений и навыков по литературе. Но целенаправленно и осознанно учащиеся  10­11 начинают   готовиться   к   Единому   государственному   экзамену   в   классах, на повторительно­обобщающих уроках, на групповых и индивидуальных консультациях, в системе элективных курсов. Последние не должны обязательно быть   по   теме   подготовки   к   ЕГЭ,   поскольку   любой   филологический   курс формирует умения и навыки работы с текстом, учит видеть внутрипредметные связи, формирует культуру мышления и речи. Главной   задачей   учителя   литературы   является   построение  учебного процесса   таким   образом,   чтобы   учащиеся   с   интересом   прочитали произведения   отечественной   классики,   освоили   специфические   законы литературного   творчества,   были   бы  способны   к   анализу   и   творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме.          Особую важность представляет организация повторения изученного материала, необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику   особенностей   художественной   формы,   активное использование  на уроках методики «медленного» чтения, совершенствование приемов работы с эпизодом или сценой, формирование у учащихся умения анализировать  стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание нужно уделять рекомендациям   по  развитию   у   старшеклассников   способностей «контекстного»   рассмотрения  литературных   явлений,   умения   сопоставлять литературные   факты,   проводить  аналогии,   выстраивать   литературные параллели и т.п. Решение  проблемы   успешной   подготовки   к   экзамену  прежде   всего видится   в   совершенствовании   методики   обучения   сочинению  в  школе, поэтапном   формировании  у   учащихся   в   процессе   освоения   курса литературы  логико­аналитических и речевых умений, необходимых для овладения   жанром   самостоятельной   письменной   работы   на   литературную тему. Успешной   подготовке   к   ЕГЭ   поможет   использование   следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему: * регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5­6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7­8 классах ­ не менее 5 сочинений в год; в 9­11 классах – не менее 7 сочинений в год); *  письменное   обоснование   выставленной   учителем   отметки  с   указанием сильных   и   слабых   сторон   ученической   работы   (при   написании   краткой рецензии  целесообразно   опираться   на   критерии   проверки   и   оценки выполнения   заданий   с  развернутым   ответом,   разработанные   для   ЕГЭ   по литературе); *  реализация   установки   на   доработку   и   переработку   учеником   текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей); *  проведение   специальных   уроков   по   обучению   написанию   сочинения, (знакомство   с   критериями   оценки   сочинения,   формирование   умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно­доказательную часть, выстраивать   логику   рассуждения,   уместно   цитировать   художественный текст,  применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов);  формирование   культуры   именования   литературного   героя   в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.); * проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем  сочинений,   обсуждение   способов   раскрытия   конкретной   темы, разработка  вариантов   вступления   и   заключения   к   сочинениям   письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на  разные темы и др.); * систематическое включение в процесс обучения вопросов, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента; *  анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон; * сравнение двух сочинений на одну тему; *  создание   вступления,   дописывание   заключения,   включение   необходимых терминов   и   понятий,   «выравнивание»   логики,   моделирование   перехода   от одной мысли к другой, добавление или исключение лишних рассуждений; *  обоснование   тезисов   доказательствами   или   доказательное   опровержение утверждения; * формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса;  * подбор иллюстраций из текста; * исправление речевых и стилистических ошибок. При   подготовке   к   ответам   самого   разного   уровня   можно использовать  задания   в   форме   тренировочных   тестов   на   проверку   знания текста   произведений.  Тесты   можно   составить,   используя   литературу, содержащую типовые задания по ЕГЭ, в сочетании с авторскими вопросами, предложенными учителем, а иногда  даже   самими   учениками.  Подготовка вопросов  –  очень продуктивная форма  работы над текстом произведения. Особое внимание рекомендуем обратить на вопросы по теории литературы, составленные в ЕГЭ по школьной программе, а  также на вопросы историко­ литературного   характера.   Ученики   должны   научиться  понимать   логику развития литературы, определять типологически родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах признакам. Можно выделить несколько типов заданий:  на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа (повести,   на   понимание   функции   фрагмента   текста   (эпического   или 1) рассказа); 2) драматического произведения) в целом произведении; 3) 4) 5) 6) 7) 8) аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.); 9) умение определять виды и функции изобразительно­выразительных средств;  на определение тематики фрагмента произведения;  на определение жанровых особенностей произведения;  выявление мотивов поведения героев;  на определение художественного метода;  определение темы лирического стихотворения;   знание   стиховедческой   терминологии   (рифма,   размер,   ассонанс, 10) 11)  выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;   обобщение   проблематики   произведения,   включение   его   в литературный контекст.  сложный, Главное правило, которое нужно помнить ученикам при подготовке к экзамену, – ничего не делать формально. Художественное произведение – это   который   хочется   познать, почувствовать   и  полюбить. Мы изучаем литературу в школе не для того, чтобы   сдать   экзамен,   а  чтобы   приобщиться   к   великой   культуре,   само существование которой  оправдывает противоречивый путь человечества от варварства к цивилизации.   своеобразный   мир,

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе

Статья. Система подготовки ЕГЭ по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018