Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"
Оценка 4.9

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Оценка 4.9
Документация
docx
математика
9 кл
19.01.2017
Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"
Статья содержит обобщение опыта по подготовке учеников 9х классов к государственной итоговой аттестации в форме основного экзамена по математике. Рассматривается система работы учителя с коллективом учеников, начиная с 5 класса, приводятся высокие результаты сдачи итогового экзамена. Статья будет полезна учителям математики.
система подготовки учеников 9 классов к ОГЭ.docx
итоговой аттестации по математике Система подготовки учащихся 9 классов к государственной Из опыта работы Мехонцевой Марины Григорьевны, учителя математики МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Кто не знает куда идёт, вероятно, придёт не туда Лоренс Питер Каждый учитель, имеющий выпускной класс, выстраивает свою систему работы с учениками. Важное значение для систематизации имеет уровень подготовки учеников. В прошедшем учебном году у меня были два 9х класса: 9а с достаточно хорошими знаниями математики (за исключением единиц) и 9б – с низким уровнем знаний и тоже за исключением единиц. Большим плюсом в работе было то, что я обучала их с пятого класса и могла видеть продвижение учеников, проблемы и их причины. Из каких составляющих складывается моя система работы? Из многих, опишу их последовательно: - одним из важных условий хорошей математической подготовки учеников является наличие кружков, курсов, факультативов по математике. В нашей школе в 5 классе преподается «Наглядная геометрия», в 6, 7, 8 классах – курс «Избранные вопросы математики», в 7, 8 классах – курс «Практическое решение избранных задач», в 9 классе – курс «Практикум по решению математических задач» и курсы по выбору «Алгебра плюс» и «Методы решения уравнений и неравенств»; - начиная с 5 класса нужно тренировать технику устного счета, так это пригодится на ОГЭ, ЕГЭ, воспитывает   математическую   культуру,   гибкость мышления и глубину памяти; - с 5 класса нужно тренировать учеников «технике сдачи теста», это значит, что ученик должен быть научен контролировать время, выполнять сначала легкие задания, а затем сложные, добиваться практически автоматического выполнения легких заданий с целью оставить больше времени на вторую часть, на тренировочных работах полезно давать задания первой части на фиксированное время, особенно сильным ученикам; - нельзя сводить подготовку к экзамену на натаскивание написания теста, математика – красивая наука и нужно научить ученика любить ее и решать любые задачи любой сложности, а не только те, что входят в ГИА. Кроме того, постоянная работа по отработке навыков не дает развиваться сильным ученикам и гасит их интерес. Очень полезно проводить дидактические игры, уроки- соревнования, бинарные уроки, применяя формы и методы, позволяющие видеть применение математических знаний в жизни, науках, а не только на экзамене; - в классах со слабой и средней подготовкой нужно чаще повторять пройденный материал, включать в домашние работы вопросы на повторение, в классе обязательно повторять наиболее сложные темы; - в классах с хорошей математической подготовкой нужно глубже изучать темы, решать задачи повышенной сложности, так как многие темы встретятся на ЕГЭ, а времени их разбирать уже не будет; - начиная с 7го класса необходимо школьников увлечь геометрией. Не секрет, что большая часть выпускников либо не решают геометрические задачи на экзамене, либо решают с ошибками. Нужно как можно больше решать задачи на готовых чертежах, с применением различных формул площади треугольников и четырехугольников, менять задания в задачах – например, найти площадь, а в другой раз на этом чертеже найти длину средней линии, в третий раз – периметр и так далее. Смена заданий на одних и тех же чертежах заставляет читать внимательно условие задачи, а не действовать стандартно; - с сильными учениками с восьмого класса проводила кружок по планиметрическим задачам, так как именно они будут решать их в 11 классе, а с появлением стереометрии времени на эти задачи может не быть; - достаточное время уделяла обучению работы на бланках: частые работы на них позволяют добиться безошибочного заполнения, что очень важно для экзамена; - немало времени потребовалось научить внимательно читать условие задачи и выполнять проверку своих действий. Мы знаем, что обыкновенная арифметическая ошибка сводит на нет все усилия по решению задания, поэтому постоянно требовала проверять корни уравнения, проводить смысловую проверку задачи, выполнять прикидку результата, анализировать ответ на предмет соответствия действительности, применять другой способ решения или другую формулу для вычисления ответа. Работа должна быть постоянная, чтобы ученик привык к ней и не ленился проводить проверку. Хорошо помогают задания: найди ошибку, либо задания, где нет очевидного решения. Например, по теореме Виета найти сумму квадратов корней квадратного уравнения. Ученики быстро находят по алгоритму, но не всегда проверяют, есть ли корни у этого уравнения. Многие выпускники ошибаются в заданиях, где вопрос «Укажите номера верных утверждений» и «Укажите номера неверных утверждений», «Найдите сумму или произведение корней, если их несколько». Ученик, увидев слова «сумму» или «произведение» и получив два корня, быстро складывает или умножает, забывая сделать отбор корней, а очень часто это задание является ловушкой; - умение выполнять действия по алгоритму – важное умение ученика на любом предмете, а в математике – особенно. Алгоритм помогает выполнить задание в определенном порядке, дает возможность сосредоточиться, если вопрос сформулирован в непривычном виде; - при обучении нужно точно знать какие темы требуют повышенного внимания, и какие навыки по ним должны быть четко отработаны. «Формулы сокращенного умножения», «Квадратные уравнения», «Площади фигур», «Соотношения в прямоугольном треугольнике», «Теорема Пифагора»; - основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого   отдельного   ученика.   Для   определения   уровня   мы   все   пользуемся   различными не испугаться, Например, стандартизированными   тестами   и   работами.   В   нашей   школе   мы   несколько   лет сотрудничаем  с  Московским   институтом   открытого   образования   (система  Статград),  и ежегодно проводим контрольные работы по математике с 5 по 11 класс по их тестам. Кроме того, конечно применяем работы, взятые с сайта Ларина А., Решу ЕГЭ, из задачника, разработанного ФИПИ под ред. Бунимовича, Кузнецовой, из сборника Лысенко Ф., и др. Написание этих тестов, а затем их детальная проработка дает хорошие результаты. Если начало выполнения у многих учеников показывает  низкий балл, то в конце 9го класса положение заметно меняется. В результате – хорошие качественные показатели ОГЭ по математике (2015 г.):  Экзаменационные оценки 5 4 3 2 ь т с о м е а в е п с У о в т с е ч а К л л а б . р С Годовые оценки 5 4 3 2 е п с о У в т м с е е а ч в а ь К т с о л л а б . р С с с а л К о в т с е ч и л о К в о к и н е ч у 1 8 0 0 4,4 3,7 9а 9б 0 5 0 0 4,7 4,0 10 2 11 10 16 4 6 11 100 100 100 75,0 22 20 Средний тестовый балл в 9а классе составил 25,8, в 9б – 18,4. ­ значительную помощь в подготовке учеников к ГИА играют различные олимпиады, в которых   мы   участвуем.   Я   с   пятого   класса   привлекала   практически   всех   учеников   к участию в них, а ученики с повышенной мотивацией сами активно участвовали во всех. Участие   в   разных   конкурсах   и   олимпиадах   позволяет   постоянно   повторять   изученные темы. В результате каждый год мои ученики по 10­14 раз повторяют материал в форме олимпиады, а не просто контрольной или самостоятельной работы, да еще и получают за это сертификаты, грамоты, дипломы и призы; 95,4 60 100 100 ­ готовя учеников к ГИА нельзя останавливаться на  100% выполнении теста всеми учениками и средними показателями качества. Нужно обучать сильных учеников приемам, методам   и   способам   решения   более   трудных   задач,   чтобы   результаты   экзамена   их радовали. Так, в 9а из 22 учеников шесть человек получили баллы от 30 до 34. Это высокий показатель для класса, где количество уроков не больше, чем в остальных. Не решенной осталась только последняя задача по геометрии, на серьезное и полное решение которой не хватило времени; ­   в   процессе   подготовки   учеников   к   выполнению   заданий   второй   части экзаменационной работы нужно знакомить их с критериями оценки заданий, демонстрируя выполненные задания и выставленные за них баллы, показывая нормы оценивания, чтобы ученик точно знал, что написать необходимо; ­ важное значение для качественной подготовки играет взаимосвязь с родителями учеников. Выступления на собраниях, индивидуальные беседы, консультации позволяют родителям   лучше   понять   структуру   экзамена,   требования   к   оценке,   личные   проблемы ребенка, помочь контролировать выполнение тестов дома; ­ мы все знаем, что отношение к предмету и к экзамену у каждого ученика свое и нужно создать позитивное к ним отношение. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение, показывая на деле, что даже самый слабый ученик может выполнить часть заданий, чтобы набрать необходимые баллы. Конечно   же,   данная   система   требует   большего   количества   времени   учителя   на подготовку   к   урокам,   на   проверку   работ,   на   проведение   дополнительных   занятий,   на решение трудных заданий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему   в  любом   случае   необходимо   совершенствовать   систему   контроля   уровня   знаний   и умений учащихся. И результат обязательно будет хорошим!

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"

Статья "Система подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017