Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии
Оценка 4.7

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Оценка 4.7
Домашняя работа +4
doc
русский язык
5 кл—7 кл
28.03.2017
Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии
Приоритетная цель моей деятельности – формирование грамотной устной и письменной речи обучающихся в аспекте орфографического навыка в личностно-ориентированном обучении. Реализуется эта цель в течение всех лет обучения, но изучение орфографии в 5-7 классах является ведущим этапом.Орфографическая подготовка-это значимый компонент общего речевого развития, её успехи определяются не только орфографическими знаниями, но также успехами в чтении, грамматике, говорении, словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им системой языка, его богатством.
Колчина, статья формаирование грамотности.doc
Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии Новые социальные запросы определяют новые цели образования и  стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего  образования конкретизирует цели как результаты общекультурного,  личностного и познавательного развития учащихся. Исходя из того, что  сегодня государству необходимо своевременно подготовить людей, готовых к профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося  глобального информационного общества, современная школа должна ставить  перед собой такие цели, чтобы результатом обучения стало овладение  учащимися ключевыми компетенциями, приобретение навыков  самообразования. Цель образовательной деятельности нашей гимназии  «Компетентностный подход в образовании как средство формирования  социально  успешной индивидуальности». В соответствии с программой развития гимназии учебному предмету  «Русский язык» отводится одна из ведущих ролей, так как этот предмет  огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной  значимости.  Языковая компетенция обучающихся реализуется в процессе решения  познавательных задач: формирования у обучающихся научно­ лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знания о родном  языке. Коммуникативная компетенция обучающихся реализуется в процессе  решения следующих практических задач: формирование прочных  орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами  русского литературного языка и обогащения словарного запаса, обучение  школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной  форме.  Из этого следует, что орфографическая подготовка­это значимый  компонент общего речевого развития, её успехи определяются не только  орфографическими знаниями, но также успехами в чтении, грамматике,  говорении, словом, орфография русского языка осваивается в результате  совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им  системой языка, его богатством. 1 Ф.И. Буслаев утверждал: «Родной язык так сросся с личностью  каждого, что учить оному – значит вместе и развивать духовные способности  учащихся». Приоритетная цель моей деятельности – формирование грамотной  устной и письменной речи обучающихся в аспекте орфографического  навыка в личностно­ориентированном обучении. Реализуется эта цель в  течение всех лет обучения, но изучение орфографии в 5­7 классах является  ведущим этапом. Я.К. Грот писал: «Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно  правильно, отчего даже и в печати так часто являются ошибки против  правописания? Не оттого ли, что мы не довольно уважаем основательное  усвоение первых начал, азбуку всякого дела, знание которой не составляет  заслуги, но которой неведение непростительно?».  Я считаю это высказывание актуальным и сейчас, поэтому системе работы по орфографической  грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии я уделяю  большое внимание. В связи с этим определяются задачи моей педагогической  деятельности:  развивать способность учащихся понимать внутренний смысл  правил, пользоваться ими осознанно, применять как основной  способ действия;  обеспечить качество усвоения знаний по русскому языку и  литературе;  содействовать развитию учебно­познавательной компетенции и  организовать деятельность учащихся, направленную на  самореализацию их личности. Связь орфографии и морфологии отражены в формулировках правил. К 8 классу учащиеся знакомятся с 71 орфограммой. При этом в 50  формулировках орфографических правил, регулирующих употребление этих  орфограмм, содержится указание или на части речи, или на ту или иную  форму части речи. Для меня важно, что бы обучающиеся усвоили опознавательные  признаки орфограмм (приметы) – орфограммы – орфографические правила. (Приложение 1) 2 Постепенно ученики начинают понимать внутренний смысл правил,  учатся пользоваться ими осознанно. Заметив орфограмму и оценив её,  обучающийся должен уметь применить правило, то есть овладеть им на  уровне умений и навыков как основным способом действия. Приобретённые навыки переносятся в условия записи текста под  диктовку. Сначала  проводятся маленькие трёхминутные диктанты,  рассчитанные на немедленную их проверку в классе. Кроме  предупредительных и объяснительных диктантов практикую выборочные и  свободные диктанты. Умение применять на практике усвоенные знания и  способы выполнения действия проверяются при выполнении задания по  карточкам, раздаточному материалу, тестам, различных упражнений с  последующей самопроверкой и так далее. Формирование грамотности будет наиболее эффективным, если этот  процесс опирается на системный подход, позволяющий самореализовываться  каждому ученику, что способствует развитию у учащихся любознательности,  самостоятельности, активности, творчества. Приоритетом технологии  личностно­ориентированного обучения является личность ребёнка,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её  развития, реализации её природных потенциалов. Только учитывая реальные  учебные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную  деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на  уроке. Для этого я использую памятки­опоры, памятки­планы, памятки­ алгоритмы и так далее. Предлагая задания различной трудности, я даю всем учащимся  возможность справиться с ними, поверить в свои силы, а это поддерживает  интерес к учению. Дифференцированный подход к обучению можно  осуществлять, используя классные и домашние задания, на уроках контроля,  на уроках по развитию речи. Задания должны быть разных уровней, с учётом  подготовленности ребят, их развития. Это даёт почувствовать радость  посильного труда, предоставляет ученикам свободу выбора.  Так, например, разработанные мною  дифференцированные домашние  задания рассчитаны на учеников: 1. увлеченных, легко усваивающих материал ­ продвинутый уровень; 2. испытывающих определённые затруднения – оптимальный уровень; 3 3. имеющих существенные пробелы в знаниях – минимальный уровень.   (Приложение 2) К уроку контроля я систематизирую задания разных уровней с учётом  подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания первого варианта  требуют воспроизведения материала, содержат определённую дозу помощи.  Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой  ситуации, установление связи между понятиями. Задания третьего варианта  рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности  (творческие задания). (Приложение 3) Задания, предоставляющие ученикам свободу выбора, имеют больше  возможности осуществления личностно­ориентированного подхода,  стимулирования внутренней мотивации учебно – познавательной  деятельности, становления устойчивого интереса к предмету. Работа по изучению орфограмм направлена на формирование у  обучающихся прочных орфографических навыков в установленные сроки,  активизации их письменной и речевой деятельности, оказанию  положительного влияния на качество чтения, на общее речевое развитие. Формирование грамотности будет наиболее эффективным, если этот  процесс будет опираться на системный подход, позволяющий  самореализовываться каждому ученику. 4 Приложение 1 Опознавательные признаки орфограмм Тип орфограммы Гласные и согласные буквы не обозначающие звуков Ь разделительный знак Ь и Ъ разделительные знаки большие дефис слитные и раздельные написания  (пробел) Опознавательные признаки ­безударность ­шипящие и Ц перед гласными ­конец слова ­стечение согласных ­Н перед окончанием и суффиксом ­мягкие согласные ­шипящие на конце слова ­|ца| на конце глаголов ­звук |й| после согласных и перед  гласными ­начало предложения, текста ­наличие собственных имён и  собственных наименований ­сложные слова ­приставки кое­ , в­ , по­ ­суффиксы –нибудь, ­либо, ­то ­частицы –то, ­ка не, ни, же; предлоги Черточка (при переносе) конец строки Графический облик написания орфограмм Орфограммы­буквы Орфограммы­дефисы,пробелы,  чёрточки 5 ­ во всех частях слова: приехал, разделить; расти, ложка;  сучок, земляной; в поле, пашет  ­между частями слова:  кое­как; еле­еле; куда­нибудь, тёмно­ зелёный ­между словами: принеси­ка; не друг, а враг; в одиночку ­между слогами: во­да Условая выбора правильных написаний Условия выбора Примеры фонетические: ­ударение, безударность ­шипящие и Ц ­мягкие согласные ­озвончение и оглушение согласных словообразовательные ­часть слова ­однокоренное слово морфологические ­часть речи ­признаки частей речи: склонение и  падеж, спряжение и лицо синтаксические ­связь слов Смысловые ­значение слова ­значение части слова Вода (воды), сучок, шёпот Желудь, цинга Коньки[н’], конь[н‘], листья косьба[з‘], ложка[ш] приклеить, овражек дуб­дубок, вода­водный в верху (дома) и вверху на опушке (1 скл., п.п.), видит (2  спр., 3л.) в осеннем лесу полоскать (бельё), поласкать  (ребёнка) преотличный (очень хороший), приехал (приближение) 6 Приложение 2 Примеры дифференцированных домашних заданий по теме «Имя  существительное» в 5 классе. I группа – ученики, легко усваивающие материал II группа ­ ученики, испытывающие определённые затруднения III группа – ученики, имеющие существенные пробелы в знаниях, неуверенные в себе           Имя существительное как часть речи Первый урок I. Подберите синонимы, определите склонение, падеж: радость, талант, работа, храбрость,  желание, горе. II. Составьте план параграфа 89, расскажите о существительном по этому плану. III. Выпишите из упражнения 466 только существительные, чётко проговаривая слова по  слогам. 7 Второй урок I. Запишите существительные, обозначающие возраст, профессию, качество, чувство,  событие, металл, насекомое, кустарник, гору. II. В упражнении 468 указать род, падеж и склонение имён существительных. III. Упражнение 471 – по образцу (от выделенных слов образовать существительное).           Существительные собственные и нарицательные I.Составьте заявку на радиопередачу. Укажите, о ком или о чём вы хотели бы послушать.  Можете указать любимого писателя, героя, книжку. Укажите адрес. Употребите  собственные имена существительные. II. Упражнение 483. Ответить на вопросы, подчеркнуть однородные члены предложения. III.В упражнении 483 подчеркнуть имена собственные           Морфологический разбор имени существительного I­II. Вспомните свою любимую песню или стихотворение. Выпишите два существительных  и сделайте их морфологический разбор. III. Из упражнения 492 выберите существительные третьего склонения, выполните  морфологический разбор, пользуясь планом на странице 201.           Род имён существительных I. Составьте словосочетания (прилагательное + существительное) со словами: тюль, толь,  мозоль, шампунь, туфля, фланель, вестибюль. Пользуйтесь орфографическим словарём. II. Составьте предложения со словами. Мышь (пробежать, маленький). Рельс (лопнуть,  стальной). Впечатление (остаться, незабываемый). Сомнение (появиться, сильный). III. Упражнение 501. Образец: серая мышь (ж.р.). Мышь пищала (ж.р.)           Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. I.Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока. II­III.Найти лишнее: ворота, двери, сани, салазки.           Три склонения имён существительных I.Напишите коротенькую записку с просьбой товарищу зайти за вами, что бы пойти вместе  в кино, на каток, в библиотеку. Используйте существительные всех трёх склонений. II. Вместо цифр запишите существительные нужных склонений: 331, 211, 123. Используйте  словарные слова. III. Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам:  1 склонение                                         2 склонение                                             3 склонение зима                                                      поход                                                        корабль 8 газета                                                   дождь                                                        смерть даль                                                      вещь                                                          жизнь яркое                                                    осень                                                         январь   Приложение 3 К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом  подготовленности ребят по предмету, их развития.           Задания I варианта требуют воспроизведения материала.           Задания II варианта направлены на применение знаний, умений в новой  ситуации, установление связей между понятиями.           Задания III варианта предназначены для учащихся, проявляющих большую  степень самостоятельности (творческие задания).           Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Слабые учащиеся  пользуются карточками­ информаторами. На уроке контроля в 6 классе по теме «Имя существительное» предлагаются  следующие задания по вариантам: I вариант 1. Написать 5 разносклоняемых и несклоняемых существительных. 9 2. Составить словообразовательные ряды слов: извозчик, перелесок, зимовщики,  сыночек. 3. Ответить на вопрос: «Что я знаю о слове… » (грязнуля, колибри).  II вариант 1. Разобрать предложение по членам, подчеркнутое существительное выписать и  разобрать как часть речи. Береза на опушке прямо в снег  роняет семена. На землю тихие снежинки  ложатся блестками слюды.  От данных существительных образовать существительные родительного падежа множественного числа и записать с предлогом или в сочетании с каким­либо  словом: роща, туча, задача, крыша, училище, дача, встреча, лужа. 2.   III вариант 1. Выписать существительные общего рода, с одним из них составить два  предложения так, чтобы в одном предложении существительное относилось к  мужскому роду, в другом ­ к женскому. Время, грязнуля, фамилия, кофе, жадина, яблоко, ломака, растеряха,    колибри,  пламя, племя, рёва, недотрога, пианино, подлиза, неженка. 2. Найти в словаре учебника ЛЗ несклоняемых существительных – жалюзи, кольраби,  табло – и, отвечая на вопрос: «Что это такое?», сконструировать предложения  таким образом, чтобы сказуемое было выражено существительным в именительном  падеже, подчеркнуть главные члены предложения, объяснить знаки препинания. 10

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии

Статья Система работы по орфографической грамотности на уроках русского языка в курсе морфологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017