Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер  встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения.
            
        
        
        
                    
                
                    Системный подход к организации работы классного руководителя с
неблагополучными семьями.
    «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое 
человеческое счастье», писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот 
важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет 
эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии 
обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его 
педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками,     
то он станет сильнее во всех  отношениях.
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер  
встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, 
так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь 
традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего
с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах 
образовательного учреждения.
Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи  и школы на сегодня, по 
мнению педагогов являются
дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты , 
появление очень богатых и бедных семей, а значит , и социально незащищенных 
родителей и детей;
чрезмерная занятость родителей добыванием средств к  существованию, ведущая к 
сокращению времени на воспитание детей;
высокий уровень социальнопсихологической тревожности, усталости людей, их 
недовольство жизнью;
увеличение числа расторгнутых браков;
алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе 
времяпрепровождение;
недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в 
школьных делах;
низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному  
воспитанию;
 невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую 
повторяющийся у их детей.
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна: 
демографы, социологи, психологи, педагоги подтверждают факт глубокого системного 
кризиса семьи. Кризисное состояние семьи социальная проблема, требующая решения; 
социальная реальность, ждущая помощи.Преодоление ряда кризисных явлений возможно при условии комплексного, 
системного подхода к формированию культуры взаимодействия семьи и школы. 
Сформировать, развить педагогическую культуру населения, улучшить качество 
семейного воспитания это цель, лежащая в основе системы психолого 
педагогического сопровождения семьи, обучения и воспитания родителей.
Однако сегодня нередки случаи проявления со стороны педагогов бестактности, 
нетерпимости, доминирования. Непонимания в общении с детьми и их родителями. В 
свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную 
ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, 
которые возлагают обязанность  воспитания детей лишь на школу. Количество 
неблагополучных семей стремительно растет.
Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, 
обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или 
скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две 
большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
      Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это 
так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально 
криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов( в частности, неполные)
      Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых 
не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные
установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими 
моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике 
воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей 
является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне 
производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на 
первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее 
они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Основные направления работы с неблагополучными семьями:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого педагогическое просвещение родителей по вопросам  семейного 
воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Задачи:
Диагностирование и определение социально педагогических и психологических проблем, 
оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. 
Выявление и анализ факторов обусловливающих социальную дезадаптацию.1. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка ,
мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о
правах несовершеннолетнего ребенка.
2. Изменение   отношений   в   семье   в   результате   анализа   семейной   ситуации,
формирование новой позитивной стратегии и тактики.
3. Организация   просветительской   работы   по   овладению   родителями   психолого
педагогическими знаниями в области семейного воспитания. 
Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапом: 
1й этап. Диагностикоаналитический.
Социально   педагогическая   и   психологическая   диагностика   семьи.Изучение
микроклимата  в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях,
их   социальном   статусе,
  о   других   ближайших   родственниках
несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищнобытовые условия.
Изучение   взаимоотношений     между   взрослыми   в   семье.   Диагностика   причин
семейного неблагополучия. Обработка результатов социальнопедагогической и
психологической   диагностики.   Подведение   итогов.   Установление   ведущей
причины   семейного   неблагополучия.   Составление   карты   семьи.   Постановка
семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.
2й этап. Плановокоординационный.
Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей
их реализации. Координационная деятельность с работниками школы ( администрация, 
учителя предметники, соц. педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со 
всеми заинтересованными организациями( Управление образования, здравоохранения, 
внутренних дел, социальной защиты населения, КДН,ПДН, Центр занятости, 
реабилитационные центры и.т.д.) Составление совместно с заместителем директора школы 
по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.
     3й этап. Организационно деятельностный.
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, 
положительных основ для дальнейшего сотрудничества .Взаимодействие со специалистами 
для помощи в работе с неблагополучной семьей.
4й этап. Контрольнокоррекционный.
Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей. 
Отслеживание динамики развития детско родительских отношений. Изучение 
микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов 
психолого педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.  
Следует отметить, что успешность или неуспешность педагогического взаимодействия 
классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции 
педагога, стилем и тоном его отношений. Поэтому рассмотрим некоторые эффективные 
меры общения с родителями , предлагаемые Н.В.Самоукиной.«Нейтрализация»
В первой фазе беседы с родителем приобретайте нейтральное состояние, не угрожайте, не 
оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы к школе,  к 
Вам  выслушайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой 
доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушивайте, 
кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы( успокойтесь, я Вас слушаю, я 
Вас понимаю)
Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному 
разговору.
«Равенство»
Во второй фазе беседы организовать равноправное взаимодействие с родителем. 
Проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать 
любовь к ребенку. Искать новые формы сотрудничества.
«Взаимодействие»
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию( основная 
задача совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения)
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
3. Учитывайте личные интересы родителей
4. Не верьте генетике.
5. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Взаимодействие будет успешным, если
 удалось избежать противостояния и конфронтации;
 удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
 удачно сформулировали  проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу 
формулировку.
В оказании помощи неблагополучной семье необходимо обьединение усилий всех 
организаций города. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного 
взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение  к 
помощи неблагополучной семье. Их специалисты смогут оказать помощь и поддержку 
неблагополучной семье только тогда. Когда между ними будет налажена четкая 
договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Они должны составить 
общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не 
дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.