Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
27.03.2017
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения.
Для кл руков..docx
Системный подход к организации работы классного руководителя с
неблагополучными семьями.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое
человеческое счастье», писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот
важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет
эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии
обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его
педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками,
то он станет сильнее во всех отношениях.
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер
встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам,
так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь
традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего
с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах
образовательного учреждения.
Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня, по
мнению педагогов являются
дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты ,
появление очень богатых и бедных семей, а значит , и социально незащищенных
родителей и детей;
чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к
сокращению времени на воспитание детей;
высокий уровень социальнопсихологической тревожности, усталости людей, их
недовольство жизнью;
увеличение числа расторгнутых браков;
алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе
времяпрепровождение;
недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в
школьных делах;
низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному
воспитанию;
невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую
повторяющийся у их детей.
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна:
демографы, социологи, психологи, педагоги подтверждают факт глубокого системного
кризиса семьи. Кризисное состояние семьи социальная проблема, требующая решения;
социальная реальность, ждущая помощи. Преодоление ряда кризисных явлений возможно при условии комплексного,
системного подхода к формированию культуры взаимодействия семьи и школы.
Сформировать, развить педагогическую культуру населения, улучшить качество
семейного воспитания это цель, лежащая в основе системы психолого
педагогического сопровождения семьи, обучения и воспитания родителей.
Однако сегодня нередки случаи проявления со стороны педагогов бестактности,
нетерпимости, доминирования. Непонимания в общении с детьми и их родителями. В
свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную
ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители,
которые возлагают обязанность воспитания детей лишь на школу. Количество
неблагополучных семей стремительно растет.
Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура,
обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или
скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две
большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это
так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально
криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов( в частности, неполные)
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых
не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные
установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими
моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике
воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей
является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне
производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на
первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее
они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Основные направления работы с неблагополучными семьями:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного
воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Задачи:
Диагностирование и определение социально педагогических и психологических проблем,
оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.
Выявление и анализ факторов обусловливающих социальную дезадаптацию. 1. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка ,
мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о
правах несовершеннолетнего ребенка.
2. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации,
формирование новой позитивной стратегии и тактики.
3. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого
педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапом:
1й этап. Диагностикоаналитический.
Социально педагогическая и психологическая диагностика семьи.Изучение
микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях,
их социальном статусе,
о других ближайших родственниках
несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищнобытовые условия.
Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин
семейного неблагополучия. Обработка результатов социальнопедагогической и
психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей
причины семейного неблагополучия. Составление карты семьи. Постановка
семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.
2й этап. Плановокоординационный.
Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей
их реализации. Координационная деятельность с работниками школы ( администрация,
учителя предметники, соц. педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со
всеми заинтересованными организациями( Управление образования, здравоохранения,
внутренних дел, социальной защиты населения, КДН,ПДН, Центр занятости,
реабилитационные центры и.т.д.) Составление совместно с заместителем директора школы
по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.
3й этап. Организационно деятельностный.
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями,
положительных основ для дальнейшего сотрудничества .Взаимодействие со специалистами
для помощи в работе с неблагополучной семьей.
4й этап. Контрольнокоррекционный.
Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей.
Отслеживание динамики развития детско родительских отношений. Изучение
микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов
психолого педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.
Следует отметить, что успешность или неуспешность педагогического взаимодействия
классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции
педагога, стилем и тоном его отношений. Поэтому рассмотрим некоторые эффективные
меры общения с родителями , предлагаемые Н.В.Самоукиной. «Нейтрализация»
В первой фазе беседы с родителем приобретайте нейтральное состояние, не угрожайте, не
оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы к школе, к
Вам выслушайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой
доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушивайте,
кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы( успокойтесь, я Вас слушаю, я
Вас понимаю)
Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному
разговору.
«Равенство»
Во второй фазе беседы организовать равноправное взаимодействие с родителем.
Проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать
любовь к ребенку. Искать новые формы сотрудничества.
«Взаимодействие»
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию( основная
задача совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения)
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
3. Учитывайте личные интересы родителей
4. Не верьте генетике.
5. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Взаимодействие будет успешным, если
удалось избежать противостояния и конфронтации;
удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу
формулировку.
В оказании помощи неблагополучной семье необходимо обьединение усилий всех
организаций города. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного
взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение к
помощи неблагополучной семье. Их специалисты смогут оказать помощь и поддержку
неблагополучной семье только тогда. Когда между ними будет налажена четкая
договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Они должны составить
общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не
дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.