Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Оценка 4.7

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
27.03.2017
Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения.
Для кл руков..docx
Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями.     «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое  человеческое счастье», писал В.А.Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот  важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет  эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии  обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его  педагогической деятельности. Если ему удастся сделать родителей своими союзниками,      то он станет сильнее во всех  отношениях. Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер   встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам,  так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать столь  традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последнее чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все происходящее в стенах  образовательного учреждения. Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи  и школы на сегодня, по  мнению педагогов являются         дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты ,  появление очень богатых и бедных семей, а значит , и социально незащищенных  родителей и детей; чрезмерная занятость родителей добыванием средств к  существованию, ведущая к  сокращению времени на воспитание детей; высокий уровень социально­психологической тревожности, усталости людей, их  недовольство жизнью; увеличение числа расторгнутых браков; алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе  времяпрепровождение; недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в  школьных делах; низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному   воспитанию;  невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую  повторяющийся у их детей. Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы как никогда актуальна:  демографы, социологи, психологи, педагоги подтверждают факт глубокого системного  кризиса семьи. Кризисное состояние семьи­ социальная проблема, требующая решения;  социальная реальность, ждущая помощи. Преодоление ряда кризисных явлений возможно при условии комплексного,  системного подхода к формированию культуры взаимодействия семьи и школы.  Сформировать, развить педагогическую культуру населения, улучшить качество  семейного воспитания­ это цель, лежащая в основе системы психолого­  педагогического сопровождения семьи, обучения и воспитания родителей. Однако сегодня нередки случаи проявления со стороны педагогов бестактности,  нетерпимости, доминирования. Непонимания в общении с детьми и их родителями. В  свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную  ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители,  которые возлагают обязанность  воспитания детей лишь на школу. Количество  неблагополучных семей стремительно растет. Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура,  обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или  скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две  большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.       Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это  так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально­  криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов( в частности, неполные)       Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых  не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими  моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике  воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей  является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне  производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на  первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее  они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Основные направления работы с неблагополучными семьями: 1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку. 2. Психолого­ педагогическое просвещение родителей по вопросам  семейного  воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей. 3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье. Задачи: Диагностирование и определение социально­ педагогических и психологических проблем,  оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.  Выявление и анализ факторов обусловливающих социальную дезадаптацию. 1. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка , мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка. 2. Изменение   отношений   в   семье   в   результате   анализа   семейной   ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики. 3. Организация   просветительской   работы   по   овладению   родителями   психолого­ педагогическими знаниями в области семейного воспитания.  Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапом:  1­й этап. Диагностико­аналитический. Социально­   педагогическая   и   психологическая   диагностика   семьи.Изучение микроклимата  в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их   социальном   статусе,   о   других   ближайших   родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно­бытовые условия. Изучение   взаимоотношений     между   взрослыми   в   семье.   Диагностика   причин семейного неблагополучия. Обработка результатов социально­педагогической и психологической   диагностики.   Подведение   итогов.   Установление   ведущей причины   семейного   неблагополучия.   Составление   карты   семьи.   Постановка семьи на внутришкольный учет как неблагополучной. 2­й этап. Планово­координационный. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы ( администрация,  учителя­ предметники, соц. педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со  всеми заинтересованными организациями( Управление образования, здравоохранения,  внутренних дел, социальной защиты населения, КДН,ПДН, Центр занятости,  реабилитационные центры и.т.д.) Составление совместно с заместителем директора школы  по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.      3­й этап. Организационно­ деятельностный. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями,  положительных основ для дальнейшего сотрудничества .Взаимодействие со специалистами  для помощи в работе с неблагополучной семьей. 4­й этап. Контрольно­коррекционный. Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей.  Отслеживание динамики развития детско­ родительских отношений. Изучение  микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов  психолого­ педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.   Следует отметить, что успешность или неуспешность педагогического взаимодействия  классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции  педагога, стилем и тоном его отношений. Поэтому рассмотрим некоторые эффективные  меры общения с родителями , предлагаемые Н.В.Самоукиной. «Нейтрализация» В первой фазе беседы с родителем приобретайте нейтральное состояние, не угрожайте, не  оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы к школе,  к  Вам  выслушайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой  доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушивайте,  кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы( успокойтесь, я Вас слушаю, я  Вас понимаю) Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному  разговору. «Равенство» Во второй фазе беседы­ организовать равноправное взаимодействие с родителем.  Проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать  любовь к ребенку. Искать новые формы сотрудничества. «Взаимодействие» 1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию( основная  задача­ совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения) 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. 3. Учитывайте личные интересы родителей 4. Не верьте генетике. 5. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Взаимодействие будет успешным, если ­ удалось избежать противостояния и конфронтации; ­ удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений; ­ удачно сформулировали  проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу  формулировку. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо обьединение усилий всех  организаций города. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного  взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение  к  помощи неблагополучной семье. Их специалисты смогут оказать помощь и поддержку  неблагополучной семье только тогда. Когда между ними будет налажена четкая  договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Они должны составить  общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не  дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"

Статья "Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017