Статья "Ситуация успеха на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Статья "Ситуация успеха на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний обучающихся"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
история
5 кл
16.01.2017
В основе ситуации успеха лежит тезис - дать шанс каждому ребёнку проявить себя. Проживая ситуацию успеха, ученик обретает уверенность в себе, удовлетворённость жизнью. Сейчас почти ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что история - сложный школьный предмет. Научить каждого ребёнка истории очень сложно, но научить пусть не любить, но уважать историю - это цель, которую можно реализовать. Неоценимую роль в этом оказывает ситуация успеха на уроках. Что можно делать в этом направлении? 1. Создать доброжелательную атмосферу на уроке: улыбка, доброе слово, открытый жест 2. Не нужно наказывать отрицательной отметкой. 3. Подбодрить за маленький успех.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Ситуация успеха на уроках истории и обществознания.docx
Ситуация успеха на уроках истории и обществознания, а так же во  внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний. По моему мнению, в основе ситуации успеха лежит тезис – «дать каждому  ребёнку шанс проявить себя». Ведь проживая ситуацию успеха, ребёнок  обретает  уверенность в себе, удовлетворённость жизнью. Практически у всех сейчас не вызывает сомнения тот факт, что история­ сложный предмет. Научить всех детей  истории  очень сложно, но научить  пусть не любить, но уважать историю, тем более историю своего отечества –  цель, которую можно реализовать. Неоценимую помощь в этом оказывает  ситуация успеха на уроках истории и обществознания. Именно этой цели  и подчиняется моя деятельность на уроке .Что я делаю? 1. Создание доброжелательного климата на уроке. Это улыбка, открытый  жест ( показ), шутка. Анатоль Франс говорил: «Учиться надо весело.  Чтобы переварить знания, надо поглащать их с аппетитом». 2. Стараюсь не наказывать отрицательной отметкой. Даже если ученик не  выполнил домашнее задание, ему даётся шанс «доработать», добавить  «бонусные баллы» за активную работу по новой теме, работу с картой, с презентацией и т.д. 3. Подбадриваю за малейший успех. Мои обучающиеся получают за  каждый правильный ответ баллы (плюсы). Набрав на уроке 4 или 5  плюсов, ребёнок может получить положительную отметку 4. Применяю задания, предполагающие соревновательность. Например,  даю задание – какой ряд быстрее, точнее, аргументированее ответит на  тот или иной вопрос. 5. Надо не забывать об очень важном принципе – «Обучая других, учусь  сам». С этой целью назначаю эксперта по работе с картой. То есть тот  ученик, который сдал зачёт по карте успешно, учит других – как  правильно показывать объекты, как стоять у карты. Это я делаю в 5  классе, когда дети только знакомятся с предметом истории и ситуация  успеха в этом возрасте  необходима именно как средство повышения  качества знаний. 6. Далее мне помогает старый добрый дифференцированный подход,  в  основе которого лежит формирование разноуровневых групп  обучающихся. При чем я учу ребят объективно оценить свои  способности  и отнести себя к той или иной группе самостоятельно. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем   темпе,   дает   возможность   справиться   с   заданием,   способствует повышению   интереса   к   учебной   деятельности,   формирует   положительные мотивы учения. 7. В создании ситуации успеха помогают ИКТ. На каждом  уроке стараюсь использовать мультимедийные презентации – лучше всего, сделанные  самими учениками, индивидуальные или групповые проекты. По  отзывам самих учеников, выступать перед классом с презентацией   проще и легче, так как можно опираться на визуальный ряд и план  выступления. Они действительно чувствуют свою успешность. Тезисы,  цитаты, изображение и звук делает выступление на уроке более  качественным, эффективным, так как позволяет организовать свои  мысли и речь. В итоге оценочный балл выше, чем без применения  ИКТ.  Помогает подготовиться к самостоятельному обучению по различным  дисциплинам. 8. Коллективные формы учебной деятельности. Работа в сотрудничестве,  9. учитывая интерес обучающихся к соревнованию развивается мотив  подражания сверстнику, способствующий возникновению ситуации  учпеха.:  «У тебя получилось, смогу и я»  Во внеурочной деятельности при подготовке учащихся  к ЕГЭ оценку  учебной деятельности  даю в сравнительной динамике. Сравнивается ни  один ученик с другим, а один ученик вчера и сегодня, сравнение с  прошлыми личными результатами. Для этого принципа я использую  КИД ( карточка индивидуальных достижений), при помощи которой ученик сравнивает результативность своей учебной деятельности при  изучении разных тем в течение года. 10.Индивидуальный подход в оценивании учеников. Слабые учащиеся  знают, что могут получить «3» за оформление тетради, написание  конспекта, аккуратно вычерченную схему или эстетично оформленную  контурную карту. Каждый ребенок желает утвердиться не только в  глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные  достижения хвалить ребенка всем классом.  Например, можно овациями встречать победителя  школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший  проект.    Золотые 10 правил учительской похвалы   1. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью  услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила. 1.    Хвалите за старательность!  Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и  интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке  истории за отличные знания на зачёте или контрольном опросе можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе»   2.    Хвалите действия, а не личность!  В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям  ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника  может сформироваться необъективно завышенная самооценка и  самомнение. А это, как говорится, тема для отдельной статьи. 3.    Четко обозначайте, за что хвалите!  Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что  именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую  эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.  . При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! !» Если это  уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником.  4.    Хвалите в меру и по делу! Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и  обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников.  Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к  дешевому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь,  подсознательно  ожидает одобрения практически каждого своего  действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же  похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.   5.    Хвалите не только «любимчиков»! В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании  которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей  степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не  пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких  учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в  учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков»  педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент. 6.    Останавливайтесь на хорошем!  Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удается повысить  самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все  разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на   уроке математики за интересное решение одной задачи, он не должен  указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный  пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А  на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте  последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений,  ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через  некоторое время разубеждать его в значимости этого личного  достижения.  11.7.    Не противопоставляйте одного ученика всему классу! Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа.  Даже  если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке  химии, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать  это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне  заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не  столько зависть, сколько агрессию. А ведь этот ученик ни в чем не  виноват!     8.    Хвалите без сравнений!  Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала  сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества  ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Федор молодец,  потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.   9.    Подкрепляйте похвалу! Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами  (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и  эффективностью. 10.    Запаситесь «Я­посланиями»! Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель  использует «Я­послание». Например, похвалить ученика на уроке  литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и  выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала  способствует сближению учителя и его воспитанников.   Коллективные формы учебной деятельности. Работа в сотрудничестве,  учитывая интерес обучающихся к соревнованию развивается мотив  подражания сверстнику:  «У тебя получилось, смогу и я». В этом  особенно помогает технология проектов (об этом описание ниже),  интерактивные методы обучения. 12.Оценка учебной деятельности в сравнительной динамике. Сравнивается  ни один ученик с другим, а один ученик вчера и сегодня, сравнение с  прошлыми личными результатами. Для этого принципа я использую  КИД ( карточка индивидуальных достижений), при помощи которой ученик сравнивает результативность своей учебной деятельности при  изучении разных тем в течении года. 13.Индивидуальный подход в оценивании учеников. Слабые учащиеся  знают, что могут получить «3» за оформление тетради, написание  конспекта, аккуратно вычерченную схему или эстетично оформленную  контурную карту.
скачать по прямой ссылке