Статья "Социальная адаптация первокурсников"
Оценка 5

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
Взрослым
19.02.2018
Статья "Социальная адаптация первокурсников"
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.
Социальная адаптация первокурсников.docx
Рожкова Екатерина Сергеевна преподаватель обществознания ГБПОУ «Соликамский политехнический техникум» e­mail: [email protected] Адаптация студентов первого курса Поступив   в   среднее   профессиональное   учреждение,   студент­ первокурсник   сталкивается   с   совершенно   новыми   для   него   способами организации   учебного   процесса:   с   одной   стороны,   высокая   интенсивность изучения   учебного   материала,   с   другой   стороны,   недостаточные   навыки самостоятельной   работы   и   привычка   осваивать   учебные   знания   в   готовом виде.   К   тому   же   студент   сталкивается   с   новыми   видами   деятельности (освоение   профессии,   производственная   практика),   новым   коллективом учебной группы.  В   связи   с   этим   можно   четко   определить   понятие   «адаптация»   как процесс   приспособления   студентов   к   новым   условиям   жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем в этом процессе сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что   зачастую   проявляется   как   согласовывание   требований   и   ожиданий участников образовательного процесса.  Адаптация студента начинается с включения его в единое пространство   специальности, техникума,   что   становится   возможным   благодаря, формированию   уже   в   первые   месяцы   обучения   индивидуального коммуникативного   пространства   и,   прежде   всего,   внутри   учебной   группы. Характер   межличностных   отношений,   складывается   с   преподавателями   и 1 одногруппниками,   влияет   на   адаптационные   возможности   студента. Установившейся контакт с группой и преподавателями является показателем успешной адаптации. Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная,   оптимальная   адаптация   первокурсников   к   жизни   и   учебе   в техникуме ­   залог   дальнейшего   развития   каждого   студента   как   человека, гражданина, будущего специалиста. Этим и определяется интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.  Лучше всего к поступлению в техникум (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы "нового типа" (гимназии). У выпускников гимназии и бывших студентов техникумов свои "плюсы" и "минусы" с точки зрения   адаптации   к   студенческой   жизни.   Эти   выпускники   лучше   они   более сориентированы   на   профессиональную   деятельность, самостоятельны.   И   они   не   особенно   нуждаются   в   помощи   и   поддержке   в учебе. В большей мере эти проблемы существуют для выпускников районных и приезжих выпускников, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.  В   современных   условиях   рыночной   экономики   важнейший дифференцирующий фактор ­ материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку­студенту, помочь не только в оплате   контракта,   но   прежде   всего   в   решении   сложнейших   материально­ бытовых   проблем).   При   всей   условности   самооценок   студентами материального   положения   родительской   семьи,   прослеживается   четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адаптации.  2 Между   характером   оценки   адаптации   к   студенческой   жизни   и социальным   самочувствием   студента   существует   тесная   взаимосвязь:   чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов.   Важно,   не   ограничиваясь   общей   благоприятной   картиной достаточно хорошего социального самочувствия студентов­первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть степень   их   удовлетворенности   разными   сторонами   этой   жизни:   учебным процессом   (набор   и   содержание   учебных   дисциплин;   организация   учебного процесса, качество преподавания); социально­психологическими отношениями (в   группе,   с   преподавателями);   условиями   для   учебных   занятий техническая (обеспеченность оснащенность   аудиторий),   бытовыми   условиями   (в   техникуме,   общежитии,   учебно­методической   литературой,   условия   питания),   условиями   для   полноценного   досуга,   занятий   спортом, художественным творчеством. Как   наиболее   примечательный   момент   отмечается   одинаковая удовлетворенность отношениями в группах и с преподавателями. Это говорит об определенных переменах к лучшему: еще недавно в обыденном сознании утвердилось мнение о присущем большей части преподавателей безразличии к студентам.   Сами   студенты­первокурсники   отмечают   обратное:   нарастает внимательное, уважительное отношение по линии "преподаватель ­ студент".  Наконец, по наиболее значимому для организаторов внеурочной работы блоку культурно­досуговой деятельности тоже есть свои результаты. В целом оценка удовлетворенности условиями для полноценного досуга – достаточна   Она   конкретизируется   высокой   оценкой   первокурсниками высока. возможностей своего участия в мероприятиях. Между тем у большей части вчерашних выпускников ориентации на активное участие не сформировано, 3 они   привыкли   быть   зрителями   на   этих   мероприятиях.   И   когда   с   их поступлением   в   техникум   ситуация   коренным   образом   меняется,   многие оказываются к этим переменам не очень готовы. Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей   адаптации   человека   к   изменяющимся   условиям   социальной действительности.   Для   обучения   нового   поколения   специалистов   нужны действенные формы и методы организации учебно­воспитательного процесса, способные   раскрывать   потенциальные   возможности   студентов.   Для   этого   в рамках техникума реализуется целый ряд мероприятий для способствования скорейшей и наиболее простой адаптации к студенческой жизни: курирование групп   первого   курса   студентами­выпускниками,   квесты   на   сплочение, программы   по   раскрытию   интеллектуальных   и   творческих   возможностей студентов,   работа   кружков,   где   каждый   может   реализовать   себя   через удовлетворение своих интересов и раскрытие талантов. Ключевые   слова:   адаптация,   социальная   ситуация,   индивидуальное коммуникативное пространство, социальное самочувствие. Список литературы 1. Артемов   С.Д.   Социальные   проблемы   адаптации   подростков.   ­   Свердловск, 2012.­ С.55­71  2. Березин   Ф.Б.   Психическая   и   психофизиологическая   адаптация   человека.   ­ СПб.: Речь., 2015. С. 98­101. 4 3. Марчук   Е.А.  Успешная   адаптация   первокурсников   как   основополагающая профессионального выбора студентов. – М.: Просвещение, 2014. – 32с.  4. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2014. – С.57­86 5

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"

Статья "Социальная адаптация первокурсников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018