В статье " Современность и природа" перечислены некоторые моменты, тормозящие процесс экологического просвещения в дошкольном образовании. Современные технологии,как выяснилось, не столько развивают, сколько препятствуют развитию некоторых функций ребенка как личности. Уходят в прошлое такие понятия как "сострадание", "забота". Отсутствие возможности проявить человеческую доброту, минуя всяческие ограничения, дети становятся эгоистичнее. А потом взрослые удивляются, почему в ребенке нет сочувствия к ближнему, взаимопонимания, эмпатии. Просто его этому не научили на конкретных примерах, заменив реальность на виртуальность.Статья о том, как можно погубить природу и детское развитие.
современность и природа.doc
Современная связь с природой.
В современном мире все сложнее быть с природой в гармонии. Бешеный
ритм 21 века не дает возможности большинству представителей человечества
находиться в постоянном контакте с природой. Все новейшие технологии
ежечасно отдаляют нас от самого главного источника жизненной энергии – сил
природы. Это касается и взрослых и детей. Особенно в мегаполисе. В силу
разных причин, но в основном изза постоянной профессиональной
загруженности, общение горожан с природой происходит настолько редко, что
оно дает лишь минимум положительных зарядов для человеческого организма, а
в какихто случаях и отрицательные. Почему? Наверное, потому что мы
отвыкли от такого общения, перестали реагировать на многие природные
сигналы (разве что, метеозависимрсть), забыли или даже не узнали язык
природы.
Еще в прошлом веке связь с природой была достаточно крепкой. Этому
способствовали, в первую очередь, информационные источники. Они были
естественными: леса, реки, поля, животные и другие творения, не обязанные
своим созданием человеку, находились на вполне досягаемом расстоянии. Почти
у всех горожан была связь с сельской местностью. Дети росли на чистом воздухе
или хотя бы получали достаточное его количество во время отдыха. Не у всех,
конечно были дачи или родственники в деревне, но выехать в выходной за город
могла каждая семья. И уже в 30ти километрах от Москвы можно было увидеть
в окно электрички (или автобуса) пасущиеся стада коров, коз с козлятами,
овечек, гусей и кур, гуляющих возле сельских домов, колодцы с чистой водой,
дым из печных труб и многое другое. Куда же все пропало? Ну, понятно,
отопление и водоснабжение стало современным. А домашних животных,
вероятно, заменили на продукты далеко не животного происхождения? Да, зачем заботиться о коровах, если можно получить непрокисающее молоко
другим более быстрым способом. И современные дети хорошо знают, что
молоко берется из магазина, а вот связь молока с коровой, не очень им понятна.
Да и каких коров они могли видеть? Игрушечных, нарисованных, в лучшем
случае фото кино варианты. Примеры можно привести не только с коровами.
Зачастую и молодые родители знакомы с природными богатствами в пределах
Интернета. И дошколята овладевают компьютером намного раньше, чем
грамотой. Но разве может виртуальная версия заменить оригинал? Нам
доступны виртуальные миры, но недоступна реальность. Не потому, что далеко
или дорого, а скорее неуютно. Неуютно, так как природа уже не такая родная,
как была раньше, и приобщиться к ней, минуя новшества технического
прогресса, с каждым днем сложнее и сложнее. Мы в плену у самих себя, мы
зависимы от множества факторов и вынуждены растить детей, приспосабливаясь
к условиям современности.
И все же формирование гармоничных отношений с природой возможно. И
детям здесь дана немаловажная роль. Детям все интересно. Они готовы к
приключениям каждую минуту. И надо дать им возможность это осуществить.
Конечно, было бы идеально совершать загородные поездки, отправляться в
настоящие походы, иметь живой уголок и прочие радости. Но не всегда это
доступно. Родители малышей настолько загружены на работе, что и выходные
им часто приходится посвящать профессиональным проблемам. А в дошкольном
учреждении с помощью педагогов дети получают начальные экологические
знания. Но трудностей здесь тоже хватает. Вроде бы все для пользы
дошкольников, но ограничений больше, чем хотелось бы. Можно познакомить
детей с лесом? Можно. Хорошо, если лес рядом. А если нет? Как добраться?
Посмотреть по телевизору, кто и что обитает в лесу? Неплохо, но все же живая
природа, согласитесь, лучше. Да и впечатлений больше. К сожалению,
транспортный вопрос так и остался вопросом. Вывезти ребятишек в музей, на природу, на экскурсию очень трудно. Легче отказаться от мероприятия, чем
соблюсти все тонкости для его осуществления. А живой уголок? Как, должно
быть, интересно наблюдать и заботиться о птичках и рыбках, кроликах и
хомячках. Во многих ДОУ, в том числе и в нашем, уголки природы существуют
и приносят радость дошкольникам и педагогам. Но и здесь сложности. И
аллергия, и микробы, и ухаживать за животными и растениями должны взрослые
(это по правилам). Откуда же возникнет у детей любовь к природе, если их к ней
не допускают? Такая забота о детском здоровье отнюдь не делает детей
здоровее. Иногда после прочтения какойнибудь инструкции по охране здоровья
жить не хочется. Наверное, стоит не доводить правила до абсурда. Лужа или
бездомный котенок, которого хочется погладить, не принесут вреда больше, чем
телевизор и компьютер. И цветочный горшок никому не сделает зла, если детям
понятно, для чего он стоит в определенном месте, что в нем растет, и как надо
за этим ухаживать.
Ну, а пока различные ограничения для взаимодействия с природой
существуют, мы находим другие способы приобщения дошкольников к
экологической культуре. Это и цветники на территории детского сада, и огород,
и рыбки в аквариуме, и минимузеи в детском саду. Музейные комплексы
являются неотъемлемой частью развивающей среды. Экспозиции имеют прямое
отношение к экологическому, патриотическому воспитанию дошкольников. В
музейном комплексе происходит ознакомление детей и их родителей с
культурным наследием нашей Родины. Здесь же проходят мастерклассы
некоторых ремесел и декоративноприкладного творчества. Мы очень надеемся,
что в будущем воспитание и развитие наших воспитанников не будет
ограничиваться только стенами детского сада и дома и постараемся
осуществить задуманные проекты.
Кретова М.А.
Статья "Современность и природа"
Статья "Современность и природа"
Статья "Современность и природа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.