Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.06.2017
Статья посвящена проблеме адаптации обучающихся первого класса к обучению в школе. Данная проблема особо актуальна в современных условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования. Статья представляет размышления о том, как создать условия для успешного преодоления процесса "привыкания" первоклассника к условиям школьной жизни.
статья, Момонова А..docx
Современные представления об адаптация первоклассников к
школе
В рамках современного общества одной из актуальнейших проблем
является проблема адаптации человека с окружающей средой, под которой
выступает то пространство, в котором человек осуществляет свою
жизнедеятельность на постоянной основе или в достаточно значимые для него
промежутки времени. Одним из таких специфических пространств, к
которому растущий человек вынужден приспосабливаться, является школа.
Причём наиболее критическим переломным моментом является первый год
обучения в школе, когда процесс приспособления к новой среде наиболее
интенсивен.
Суть адаптации составляет такое взаимодействие человека и среды,
эффективность и итог которого напрямую зависят от способности человека
осуществлять целенаправленную деятельность, в ходе которой происходит
порождение и видоизменение психического образа среды и самого субъекта в
этой среде, становление новых эмоций, потребностей, установок, мотивов,
Происходит также обретение личностью смысла своей
целей.
жизнедеятельности, использование ею схем ориентировки из прошлых опытов
и создание новых схем, направленных на активную ориентировку в ситуации,
ее обследование и планирование адекватного потребностям и мотивами.
Адаптация как социальнопсихологический процесс при благоприятном
течении приводит личность к состоянию приспособления к социальной среде,
при этом хорошо адаптированным можно считать человека (ребенка), у
которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое
равновесие не нарушены.
Адаптация как социальнопсихологический процесс при благоприятном
течении приводит личность к состоянию приспособления к социальной среде,
при этом хорошо адаптированным можно считать человека (ребенка), у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и, переступая
начинает
порог школы в качестве ученика первого класса, ребенок
испытывать на себе целый комплекс факторов влияния. К ним относятся
коллектив сверстников (класс), личность учителя, непривычно длительное
ограничение двигательной активности, изменение режима дня, появление
новых обязанностей. И организм и психика ребенка испытывают нагрузку,
приспосабливаясь к этим факторам посредством мобилизации всей системы
адаптивных реакций .
Переход из дошкольной в школьную жизнь является переломным
моментом для каждого ребенка, так как школьное обучение кардинально
меняет весь жизненный распорядок дня ребенка и требует от него проявления
новых психологических качеств.
Детская беспечность, погруженность в игры начинают сменяться
вовлечением в ответственное поведение с множеством новых требований.
Ребенок должен не только почти каждый день ходить в школу (также он
ходил и в ДОУ), но и систематически напряженно интеллектуально
трудиться, соблюдая режим дня, подчиняясь школьным правилам и нормам,
выполняя требования учителя, выполнять домашние задания, добиваться
хороших результатов и т.д. Естественно, что ребенку трудно сразу вписаться
в новые условия, это порождает возникновение проблемы адаптации,
состоящей в том, насколько быстро и безболезненно ребенок не только
привыкнет к школе, но и станет успешным учеником. По началу ему очень
трудно переориентироваться со своей прежней ведущей деятельности,
игровой, на новую – учебную.
Как правило, адаптационный период в среднем составляет 12 месяца.
Детьми поразному проявляется дезадаптированность в этот начальный
период:
одни дети гиперактивны (шумны, крикливы, развязны, капризны), другие дети стараются быть незаметными, ведут себя скованно, робки,
при малейшем замечании или неудачи бросаются в слёзы.
у некоторых детей наблюдается рост тревожности, нарушается сон,
аппетит, и даже регресс интереса к занятиям, играм и книгам для очень
маленьких детей.
Свершившаяся адаптация к школьной жизни влечёт перестройку
эмоциональноволевой, познавательной и мотивационной сферы.
В итоге проблема адаптации первоклассников к школе – это проблема
выработки у них приспособленности к школьным условиям и требованиям,
являющимися для них новыми в сравнении с детсадовскими, семейными
условиями и требованиями.
Важность и значимость периода адаптации состоит в том, что от
благополучности его завершения зависит не только успешность ребенка в
овладении учебной деятельностью, но и его психологическое и
психосоматическое состояние, здоровье, отношение к школе и учению
В связи с этим целью процесса адаптации является создание таких
психологопедагогических условий, которые обеспечивают благоприятное
течение адаптации первоклассников, создание у них высоких уровней
адаптированности.
Таким образом, в числе
педагогических условий адаптации
первоклассников к школе можно считать организационнопедагогические,
психологопедагогические, дидактические условия. Учитывая происходящий
особенно
у школьников данного возраста процесс социализации,
подчёркивается важность создания психологопедагогических условий
адаптации первоклассников к школе. К ним относится воспитание у
первоклассников радостного отношения к школе и процессу учения, создание
деловых отношений и настроений между учениками и учителем и между
учениками в группе сверстников, благоприятные межличностные отношения соучеников в классе, позволяющие им эффективно работать в парах, малых
группах.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования рассматривает успешную адаптацию младшего
школьника как одну из приоритетных задач, стоящих перед педагогами
Стандарт направлен на «обеспечение равных возможностей в
школы.
получении качественного начального общего образования, духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования, становление их гражданской идентичности как основы
развития гражданского общества; сохранения и развития культурного
разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, использования различных форм образовательной деятельности
обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного
учреждения, условий для эффективной реализации и освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования, в том
числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся,
в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья».
При обучении первоклассника необходимо помнить о том, что
необходим системнодеятельностный подход в «воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
задачам построения демократического гражданского общества на основе
диалога культур и уважения многонационального,
толерантности,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества».
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
предметных и
учебных действий,
метапредметных результатов становится более эффективным при условии
достижения ими личностных,
успешной адаптации школьника к условиям школьной жизни. Таким образом, создание организационнопедагогических, психолого
педагогических условий, улучшение материальнотехнической оснащенности
школы, а также сотрудничество педагогического коллектива школы и семьи
является приоритетными направлениями работы педагогического коллектива
общеобразовательных школ в рамках требований ФГО НОО.
Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Статья "Современные представления об адаптация первоклассников к школе"Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.